«Уходит жизнь – приходит память, и память возрождает жизнь»
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Уходит жизнь – приходит память, и память возрождает жизнь»
«Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут.
Останетесь только вы, теперешние дети. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы. Не давайте им забыть».
А.Лиханов
Учитель: Ребята, сегодня вы познакомитесь с писателем, имя которого для многих из вас прозвучит впервые. Это Альберт Анатольевич Лиханов.
Слайд 2
Библиотекарь: Обратитесь, пожалуйста, к выставке его книг и послушайте миниобзор книжной выставки
СЛАЙД 3
Ученик: Альберт Анатольевич Лиханов родился в небольшом городке Кирове в 1935 году. Свой литературный путь начал с журналистики; в течение тринадцати лет был главным редактором молодежного журнала «Смена». Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России , но и в США, Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.
Альберт Лиханов удостоен премии Януша Корчака, Междунарожной премии им. Горького, Государственной премии России.
Библиотекарь: Как видите, ребята, писатель широко признан у нас и за рубежом. Почему? Чем он заслужил это призвание?
Учитель: Его главная тема и главная боль - судьбы детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия, идет ли речь об увечьях, о предательстве родителей или о жизни в детском доме…
Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание уделяя детям – инвалидам. И это делает честь его характеру и человеческой судьбе.
Разговор пойдет о повести «Последние холода».
Вы уже заметили ее на нашей выставке. Итак, в добрый путь!
Слайд 4
Ученик: «Последние холода».Это повесть о том, как люди жили во время войны в тылу.
Писатель рассказывает, как трудно и голодно жилось детям во время Великой Отечественной войны. Слад 5
Голод – это страшно. Слёзы наворачиваются, когда читаешь о бесплатных талонах на доппитание, об ощущении несытости, которое ни на минуту не покидало детей военных лет…
Остановимся на конкретных судьбах героев
Слайд 6
Учитель: Как жилось Коле? К чему он привык, находясь рядом с мамой и бабушкой? (Жил мальчик с мамой и бабушкой, отец на фронте. О с любовью вспоминает свою «милую сердцу учительницу, дорогую Анну Николаевну». Интересное слово употребляет автор, чтобы подчеркнуть нечеловеческие усилия матери и бабушки, спасающих ребёнка от голода – надсаживались (по словарю Даля-тяжело трудились, надрывались)
Слайд 7
Судьба Маши и Вадима
Почему Маша и Вадим попали в беду? Как они кормились? Кто такие шакалы?
Какие черты характера помогли брату и сестре выжить?
(Дети остались одни: отец погиб на войне, мама в больнице, они потеряли талоны на питание, поэтому вынуждены «побираться в столовке, доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки». Таких детей называли страшным словом – «Шакалами». О своей беде никому не рассказывали, так как не хотели, расстраивать больную маму)
Слайд 9
«Бывает так в жизни, бывают такие мгновения, когда вдруг маленький человек думает совсем по-взрослому.»
Детей подкармливали все, кто мог: дополнительное питание в столовых; помогали учителя в школе; бойцы отрывали от себя; на рынке торговки закрывали глаза на голодных воришек; жмыхом делились рабочие маслозавода. Словом, держались друг за дружку, вот и выдюжили! Слайд 10
Слайд 11, 12
Что сделал для них Коля? Как вы оцениваете его поступок?
Расскажите о тех эпизодах повести, из которых видно, что Коля повзрослел.
( Коля принимает решение отдать свою куртку Вадиму.
Коля несёт письмо Вадима и Маши в тифозный барак матери ребят.
Коля останавливает упрёк матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием: «Как тебе не стыдно!»)
Ребенок, а потом подросток взрослеет, совершая поступки, замечая чужую боль и неустроенность, беря ответственность за других на себя.
Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу? Что их разделяло?
Прочитаем последние страницы повести, чтобы поточнее ответить на этот нелегкий вопрос (от слов «… В общем, я пришел к ним в сумерки», кончая словами «…как в самом начале войны»).
В тексте есть прямой ответ на этот вопрос: «Просто я жил в одном мире, а он (Вадим) существовал в другом»).
Почему в эти тяжкие годы все-таки удавалась спасти детей от голодной смерти?
( Детей подкармливали все, кто мог: дополнительное питание в столовых; помогали учителя в школе; бойцы отрывали от себя; на рынке торговки закрывали глаза на голодных воришек; жмыхом делились рабочие маслозавода. Словом, держались друг за дружку, вот и выдюжили!)
Слайд 16
Почему книга называется «Последние холода»?
(Кончилась война. Стаял снег. Пришла весна и в душу людей…)
(«Ну вот, - сказала негромко Анна Николаевна, - война кончилась. Вы застали ее детьми. И хотя вы не знали самого страшного, все-таки вы видели эту войну.
Слайд17
-Знаете, - проговорила учительница, - немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда была война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она помолчала. – И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете?»
Слайд 18
Учитель: Итак, ребята, вы будто побывали в том далеком военном времени и увидели, каким тяжелым грузом ложилась на плечи людей война. Она не щадила ни старых, ни малых, она ломала и закаляла характеры людей.
Вся прошлая жизнь людей нашей России – это наша история, и мы должны ее знать, причем не только победные страницы, но и
горькие дни поражения, страдания, голод.
И эти знания не просто расширяют кругозор, они формируют наш характер, наше отношение к старшему поколению, учат переносить лишения, помогать друг другу в беде.
Слайд 19
Библиотекарь: Я думаю, что вы тоже будете выполнять наказ Колиной учительницы не забывать ни горя, ни радости, ни слез, ни трудностей жизни уходящего поколения. Тогда не оборвется ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим. И надо уметь быть благодарными писателю, который разбудил в ваших душах добрые мысли и чувства. Вы сегодня, надеюсь, стали чуточку взрослее. Помните, у Лиханова:
«Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нету у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А вот кедр. Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем».
Учитель:
Сегодня вы познакомились с книгой А. Лиханова «Последние холода». Хочется надеяться, что вы потянетесь и к остальным его книгам, в первую очередь – к «Русским мальчикам». В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Жизнь в слове и слово в жизни"
При изучении темы "Лексика" данная презентация поможет пятиклассникам понять, что в русском языке постоянно происходят изменения, как и в жизни. ...
Григорий Пономаренко: жизнь, творчество, память
1. Урок посвящён жизни и творчеству выдающегося кубанского композитора Г.Ф.Пономаренко. Дети знакомятся с его биографией, совершают заочную экскурсию в музей-квартиру, слушают песни на стихи С.Есенина...
сценарий "Память солдатская память"
разработка данного мероприятия,...
"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни
"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...
"Память вечна. Память священна"
Урок данной тематики является традиционным, проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.К уроку школьники готовились заранее.1) В течение всего учебного года работали...
Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»
Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...
Технологическая карта внеклассного мероприятия на тему: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней… (с) И. А. Бунин»
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине вывода советских войск из Афганистана...