Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного курса
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героеводного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПЯТЫЙ (5) КЛАСС | |||
Название раздела | Пояснение содержания | Кол-во часов | |
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним. | 1ч | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч) | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). | 2 ч | |
Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. | 8ч | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч) | Начало письменности у восточных славян и возникновение древ- нерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления). | 2ч | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч) | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). | 2ч | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (41ч) | Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор). | 1ч | |
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. | 3ч | ||
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления). | 2ч | ||
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). | 8ч | ||
Русская литературная сказка XIX века Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1ч | ||
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для вне- классного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. | 1ч | ||
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). | 3ч | ||
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). | 3ч | ||
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). | 3ч | ||
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений). | 4ч | ||
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 1ч | ||
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). | 5ч | ||
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации. | 3ч | ||
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор) Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения | 3ч | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29ч) ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29ч) | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | 2ч | |
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия). | 4ч | ||
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина. | 1ч | ||
Русская литературная сказка XX века (обзор) Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). | 2ч | ||
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 3ч | ||
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. СказкиС. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка | 4ч | ||
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). | 2ч | ||
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного про- изведения (начальные представления). | 4ч | ||
«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема про- изведений о Великой Отечественной войне. | 2ч | ||
Произведения о родине, родной природе И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Про- кофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | 2ч | ||
Писатели улыбаются Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | 3ч | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12ч) | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). | 1ч | |
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. | 3ч | ||
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.__ образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). | 3ч | ||
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. | 3ч | ||
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. | 3ч | ||
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 2ч | ||
Итоговая аттестация (2ч) | Итоговая аттестация проходит в одной из выбранных форм учителя: творческая работа/тест/проект | 2ч | |
Заключительный урок (2ч) | «Путешествие по стране Литературии» или литературный праздник. Задание для летнего чтения | 2ч | |
ИТОГО | 102ч |
Тематическое планирование 5 класс
№ п\п | Раздел | Количество часов | Внеклассное чтение | Развитие речи | Тестирование |
Тема | |||||
1 | Введение | 1 ч | |||
2-11 | Устное народное творчество | 10ч | 1 | ||
12-13 | Из древнерусской литературы | 2ч | |||
14-15 | Из литературы XVIII века | 2 ч | |||
16-54 | Из русской литературы XIX века | 39ч | 3 | 7 | 1 |
55-56 | Русские поэты 19 ВЕКА о Родине | 2ч | 1 | ||
57-79 | Из литературы XX века | 23ч | 1 | 4 | 1 |
80-82 | Поэты (1941 - 1945) о Великой Отечественной войне | 3 ч | 1 | ||
83-85 | Русские поэты XX века о Родине и о родной природе. | 3 ч | |||
86-88 | Писатели улыбаются | 3ч | 1 | ||
89-100 | Из зарубежной литературы | 12ч | 1 | 1 | |
101 | Контроль | 1ч | |||
102 | Заключительный урок | 1ч | 1 | ||
Итого | 102 |
График контрольных работ
№ урока | Тема контроля | Дата план | Дата факт |
38 | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | ||
79 | Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | ||
82 | Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи. Проект. | ||
87 | Промежуточная итоговая аттестация. Защита проекта. | ||
104 | Итоговая контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки |
1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 | сентябрь |
| Устное народное творчество (10 часов) |
| |
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | сентябрь |
3. | Детский фольклор | 1 | сентябрь |
4. | Сказка как особый жанр фольклора | 1 | сентябрь |
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | 1 | сентябрь |
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. | 1 | сентябрь |
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1 | сентябрь |
8. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. | 1 | сенятбрь |
9. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержа -ния | 1 | сентябрь |
10. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | сентябрь |
11. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | сентябрь |
Древнерусская литература (2 часа) | |||
12. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | сентябрь |
13. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | октябрь |
Литература 18 века (1час) | |||
14. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | октябрь |
Литература 19 века (39 ч.) | |||
15. | Русские басни. Басня как литературный жанр | 1 | октябрь |
16. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1 | октябрь |
17. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 1 | октябрь |
18. | Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне | 1 | октябрь |
19. | В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | 1 | октябрь |
20. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | октябрь |
21. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | октябрь |
22. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | 1 | октябрь |
23. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | 1 | октябрь |
24. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | 1 | октябрь |
25. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | 1 | ноябрь |
26. | Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | ноябрь |
27. | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность | 1 | ноябрь |
28. | Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом. | 1 | ноябрь |
29. | В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | 1 | ноябрь |
30. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | ноябрь |
31. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание | 1 | ноябрь |
32. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 1 | ноябрь |
33. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | ноябрь |
34. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1 | ноябрь |
35. | Реальное и фантастическое в сюжете повести | 1 | ноябрь |
36. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | ноябрь |
37. | Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века | 1 | декабрь |
38. | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | декабрь |
39. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1 | декабрь |
40. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 1 | декабрь |
41. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | 1 | декабрь |
42. | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | декабрь |
43. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. | 1 | декабрь |
44. | Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострада ние, великодушие, тру-долюбие. | 1 | декабрь |
45. | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками | 1 | декабрь |
46. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1 | декабрь |
47. | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | январь |
48. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | январь |
49. | Странная дружба Жилина и Дины. | 1 | январь |
50. | Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. | 1 | январь |
51. | Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | январь |
52. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | январь |
53. | В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | 1 | январь |
Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч. | |||
54. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 1 | январь |
55. | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | 1 | январь |
Русская литература 20 века (23 ч.) | |||
56. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | 1 | январь |
57. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | январь |
58. | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1 | январь |
59. | Путь Васи к правде и добру | 1 | январь |
60. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | 1 | январь |
61. | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1 | февраль |
62. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1 | февраль |
63. | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | февраль |
64. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | 1 | февраль |
65. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1 | февраль |
66. | В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | 1 | февраль |
67. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | 1 | февраль |
68. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | 1 | февраль |
69. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | февраль |
70. | Р/р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | 1 | февраль |
71. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | февраль |
72. | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | 1 | февраль |
73. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. | 1 | февраль |
74. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1 | март |
75. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | март |
76. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | 1 | март |
77. | Человек и природа в рассказе | 1 | март |
78. | Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 | март |
Поэты о Вов (1941 - 1945) (3 ч.) | |||
79. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | март |
80 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1 | март |
81. | Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи | 1 | март |
Писатели и поэты 20 века о Родине - 3 ч. | |||
82. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 1 | март |
83. | Картина В.М.Васнецо -ва «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | 1 | март |
84. | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы» | 1 | март |
Писатели улыбаются (2 часа) | |||
85. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 1 | март |
86. | В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | апрель |
Зарубежная литература (8 ч.) | |||
87,88 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 2 | апрель |
89. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | апрель |
90. | Два мира сказки «Снежная королева» | 1 | апрель |
91. | В/ч Писатели-сказочники и их герои | 1 | Апрель |
92. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | 1 | апрель |
93. | Том Сойер и его друзья | 1 | апрель |
94. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | 1 | апрель |
95. | Обобщение изученного материале за курс 5 кл. | 1 | май |
96. | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века | 1 | май |
97 - 101 | Уроки внеклассного чтения | 5 | май |
102. | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....