Рабочая программа кружка "В мире литературы" в 11 классе
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Цели :
- Становление духовного мира человека
- Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей
- Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью
- Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ
- Использование межпредметных связей при создании учебных проектов
Задачи:
- Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки
- Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы
- Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена
- Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях
Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО _____/Жерегеля И.П./ Протокол № 1 от «___» августа 2017 г.
| Заместитель директора по ВР МБОУ Бутурлиновская СОШ _______/Попова А.Н./ «____» __________ 2017 г. | Директор МБОУ Бутурлиновская СОШ __________/Штельцер И.Е./ Приказ № ____ от «___» __________ 2017 г. |
Рабочая программа кружка
в 11 «Г» классе
«В мире литературы»
Учитель:
Мушта В.И.
2017 -2018 учебный год
Пояснительная записка
кружка в 11 «Г» классе «В мире литературы»
Программа рассчитана на 17часов, 0,5ч. в неделю.
Цели :
- Становление духовного мира человека
- Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей
- Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью
- Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ
- Использование межпредметных связей при создании учебных проектов
Задачи:
- Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки
- Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы
- Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена
- Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях
Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.
А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.
Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель»-2015г.
Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации.
Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.
Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.
В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.
Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений».
Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.
Содержание программы
Блок №1
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Блок №2
Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».
Блок №3
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Блок №4
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
Блок №5
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Блок №6
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.
Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».
Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок №7
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.
Блок №8
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)
Блок №9
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).
Блок №10
Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.
Блок №11
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.
Блок №12
Сочинения разных жанров.
Блок №13
Отчётные мероприятия (по особому плану)
Ожидаемые результаты
В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ : написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;
Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.
Календарно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Форма занятий | Монито- ринг | Дата |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. | 1 | Беседа . | Предложения учащихся | |
2 | Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. | 1 | Экспресс-повтор с обобщением | ||
3 | Эти непростые 30-е годы. «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». | 1 | Лекция. Семинар. | Собеседование коллективное | |
4 | Годы репрессий. «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. | 1 | Лекция. Читательская конференция | ||
5 | Остаться человеком в пламени войны. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» | 1 | Устный журнал. Лекция. Исследование текста. Презентация книг | Отзывы Конкурс чтецов стихов Ю.Друниной | |
6 | Береги в себе человека. Слово, необходимое России.В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии. | 1 | Лекция. Круглый стол. Практикум. Литературная гостиная. | Сочинения (аргумен-ты к сочинениям по темам) | |
7 | Человек и природа. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. | 1 | Обзор. Статьи в газету. Исследование. Исследовательские работы | 3 фотовыставки ( по временам года). Картины-пейзажи, стихи поэтов и сочинения ребят | |
8 | Современная авторская песня. Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др. | 1 | Вечер авторской песни к юбилею В.Высоцкого (январь) 75 лет со дня рождения | ||
9 | Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану) | 1 | |||
10-11 | Человек на Земле. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» | 2 | Беседа. Диспут. Обзор литературы. | ||
12 | Встречи с бутурлиновскими поэтами | 1 | |||
13-14 | В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» | 2 | Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста) | Создать записную книжку Сухомлинского | |
15-16 | Сочинения разных жанров | 2 | |||
17 | Отчётные мероприятия | 1 |
Используемая литература.
- В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2015 г.
- Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2014.
- Дидактический материал к лекциям по современной литературе.
- Сборник элективных курсов . Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-29379-1461520295.jpg)
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/27/picture-63160.jpg)
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/15/picture-457269-1402828765.jpg)
Рабочая программа кружка "Волейбол" 8 класс
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 20...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519484-1415424107.jpg)
Рабочая программа кружка в 5 классе «Растим патриота» (внеурочная деятельность)
Возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представле...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523861-1415805957.jpg)
Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса
Рабочая программа кружка по литературе для 6 класса "Мифы народов мира"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/01/picture-1194745-1575232368.jpg)
Рабочая программа кружка по литературе "В мире литературы"
Цель программы : вызвать интерес к чтению.Задачи: развивать читательские компетенции; активизировать творческие способности учащихся; стимулировать исследовательскую деятельность; уточнить и развить т...