Урок-лекция по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
картотека по литературе (8 класс)

Персианова Ирина Сергеевна

Справочный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitanskaya_dochka.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий анализ

Год написания – 1883 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.


Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Характеристика героев “Капитанской дочки”

Главные герои

Петр Гринев

Петр Алексеевич Гринев с самого начала предстает в произведении малообразованным, добрым молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” – это рассказ о взрослении. Влюбившись в дочь капитана крепости – Марью Миронову – Гринев открывает в себе мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину.

Марья Миронова

Дочь коменданта крепости, где проходил военную службу Петр Гринев. Она в первых главах повести предстает перед читателями юной девушкой восемнадцати лет.Впоследствии, когда Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к “предателю” Гриневу.  

Савельич

В “Капитанской дочке” герои восхищают не только доблестью, но и своей человечностью. Доброта  и верность – качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой. У него большое сердце, за добротой которого кроется великая отвага: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачева сохранить жизнь Гриневу. Пугачев не казнил старика, потому что такая самоотверженность вызывает в нем чувство глубокого уважения. Также он пощадил и Петра.

Емельян Пугачев

Анализ образа Пугачева необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он – государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо темными красками. Он восхищается силой духа Пугачева, его честностью и отвагой, сохранив у литературного героя черты реального прототипа.

Алексей Швабрин

На протяжении повести описание героя Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Петр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин всего добивается лишь хитростью и подлостью. Он высокомерен и злобен. Он, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева.

Второстепенные персонажи

Екатерина Вторая

Императрица вначале предстает перед читателями обычной женщиной в домашнем халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как само самодержавие, владычицу. Но все же, она вняла просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева.

Капитан Миронов

Начальник Белогорской крепости, где проходил службу Гринев, Иван Кузьмич Миронов – добрый и гостеприимный человек, служивый офицер, но непригодный к руководящему посту коменданта, несмотря на 40 лет “в мундире”. Казнен по приказу Пугачева.

Василиса Миронова

Капитанша, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, которая с легкостью управлялась не только с домашним хозяйством, но и с управлением всей Белогорской крепости. Была казнена по приказу Пугачева.

Иван Игнатьич

Поручик, служит в Белогорской крепости и водит дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, который лишился одного глаза в боях. Добрый и бесхитростный старик.

Бопре

Второстепенный персонаж. Учитель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал цирюльником во Франции. Выпивоха и любитель женщин. Обучал Гринева фехтованию.

Зурин

Ивану Ивановичу Зурину, офицеру, с которым Гринев знакомится в Симбирске, 35 лет. Он и Петр гринев – приятели. Картежник и бильярдист, азартный человек, охочий до выпивки и женщин, но, при этом, честный офицер.

Отец Петра Гринева

Андрей Петрович – офицер в отставке, премьер-майор. Очень состоятельный дворянин. Имеет гордый и непреклонный характер, при воспитании сына проявляет твердость, стремиться воспитать из него “настоящего мужчину”.

Мать Петра Гринева

Авдотья Васильевна – добрая и сердечная женщина из обедневшей дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно опекающая сына.

Генерал Андрей Карлович

Приятель Андрея Петровича Гринева. Руководит войсками всей Оренбургской губернии, немец по происхождению. Одинокий, экономный старик, ценящий порядок. Добрый и очень умный человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции

Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...

Урок-лекция, урок решения задач "Математика о вреде курения"

Урок проведён в рамках месячника по пропаганде ЗОЖ в 6 классе коррекционной школы. В тексте приведены интересные факты о вреде, наносимом курением организму....

Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)

Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...

Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники». Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.

Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники».Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.Учебная задача: совместно с учащимися «открыть»:·...

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...