Сценарий литературной гостиной «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
классный час (10 класс) на тему
Сценарий литературной гостиной "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой".Посвящается 70-летию Победы.Участники:обучающиеся 10 класса, родители
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.net_v_rossii_semii_takoy_gde_b_ne_pamyaten_byl_svoy_geroy.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс классных руководителей общеобразовательных учреждений «Самый классный классный»
Сценарий литературной гостиной
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
Посвящается 70- летию Великой Победы
Участники: обучающиеся 10 класса, родители
Классный руководитель: Верзилина Татьяна Ивановна МОУ СОШ п.Мирный
2015 год
Литературная гостиная «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
Великая Отечественная война в исторической памяти современных подростков
Автор сценария: Верзилина Татьяна Ивановна
Классный руководитель 10 класса МОУ СОШ п.Мирный
Цель: показать важность сохранения и передачи исторической памяти о Великой Отечественной войне черезмежпоколенческую историю семьи; содействовать формированию гражданского самосознания старшеклассников, воспитанию чувства патриотизма; воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, через знакомство с воспоминаниями участников, текстами художественной литературы, личное восприятие событий ВОВ.
Задачи: выявить, что знают и помнят о Великой Отечественной войне современные подростки и члены их семей выявить источники получения информации о ВОВ, о героях войны выявить личностные переживания современных подростков, связанные с периодом ВОВ проанализировать, каким образом в семьях современных подростков сохраняется и передается через поколения связь с великим прошлым нашей страны организация диалога между поколениями (через анкетирование, описание истории семьи) с целью воспитания чувств гордости и патриотизма у поколения нового века
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. А.С.Пушкин
Оборудование: фрагменты кинохроники, презентация, орденские книжки, документы военных лет
Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
Эта память о прошлой войне
Не даёт мне покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!
Война. Великая. Отечественная. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 50 лет! Война 1941–1945 гг. не обошла стороной ни один город, ни одну деревню, в каком бы глубоком тылу они ни находились. И ни одна семья не была в стороне от общенародного горя. Скоро семьдесят лет со дня Великой Победы, бабушки-дедушки и даже прабабушки- прадедушки современных мальчишек и девчонок – это дети войны, помнящие голод, лишения. Я думаю, что сегодня нужно говорить не о войне вообще, а о каждом конкретном участнике ее: о прадедах, тогда еще молодых парнях, недолюбивших, не доживших до Победы, не увидевших, как росли их дети, о бабушках и дедушках – двенадцати–четырнадцатилетних подростках, наравне со взрослыми стоявших сутками у станков, работавшими в поле, голодающих, но чистых душами и помыслами, – о тех, кто ратным и трудовым подвигом приближал май 45-го. Вы – четвертое поколение, не знающее войны. Но память о тех страшных днях жива. В семье вам рассказывали о погибших родственниках, исковерканных судьбах близких. В школе вы знакомитесь с событиями той войны. А что для Вас, поколения 21 века, значит слово война? ( ответы уч-ся)
Информация по Дергачёвскому району и совхозу «Вторая пятилетка» (Презентация.) Великая Отечественная война является ключевым событием в истории нашего государства. Память о ней сохраняется как у людей, переживших военные годы, так и у последующих поколений. И это прекрасно, что сохраняется связь поколений.
Ученик
Я смотрю старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Ученик:
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, зачем нужно говорить и помнить о войне? Учащиеся отвечают
Просмотр Видеоролика группы Любэ Ветеранам Великой Отечественной войны посвящается
Ведущий «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», так назвали мы нашу встречу, и сегодня мы услышим рассказы о нелёгких фронтовых дорогах наших прадедушек и прабабушек, которые с честью выдержали тяжёлые испытания. Ученик:
И не сломила, сердце не сгубила,
И душу не растлила нам война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату, русскому дана.
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
В войне с фашизмом - чёрной силой
Сумела выстоять страна.
Сумела, выстояла, победила,
Европу от чумы коричневой спасла.
Несокрушимая неведомая сила.
Что в наших дедах, прадедах жила.
Какими путями прошли вы, солдаты!
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты –
Военных дорог никогда не забыть!
Учитель рассказывает об истории своей семьи (3 мин.)(презентация)
Пензин Илья Максимович. Он родился 1 августа 1906 года в селе Орлов-Гай ,Новорепинского района, Саратовской области. Окончил 4 класса начальной школы в 1918 г. Семья была многодетная, работали на своей делянке земли. В 1926 г. женился на Яковлевой Ольге Семёновне , в 1927 г. родилась дочь Анна. Переехал с семьёй в посёлок Ветлянный. Затем действительная служба в армии с 25 ноября 1928 г по 28 октября 1930 г.После возвращения из армии работал в совхозе «Вторая пятилетка» рабочим. Родились дети Мария, Анна,Антонина, Владимир. Жить бы да радоваться. Но война …Был призван по мобилизации Дергачёвским райвоенкоматом 26 июня 1941 г. , зачислен в 30 стрелковый полк – стрелком, воевал с июня 1941 по январь 1945 г. Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1945 – 13 августа 1945 г. Такие короткие сведения из военного билета. А за ними трудные дороги войны, три ранения. Вернулся домой с осколочными ранениями. Продолжил работать в родном совхозе полеводом, трактористом. В 1947 г. родилась дочь Валентина. Прожил недолго, так как фронтовые раны давали о себе знать. Умер в сентябре 1969 года. И вот недавно на сайте «Подвиг народа» мы нашли следующую информацию .Приказ от 5 февраля 1945г.о награждении медалью « За отвагу».Наградить медалью «За отвагу» »Ручного пулемётчика 2 стрелковой роты, ефрейтора Пензина Илью Максимович за то, что он в бою 28-29 января 1945 г., после того как была форсирована река Драге (Германия), из своего пулемёта подавил огонь одной пулемётной точки, при этом уничтожил 3-х немецких солдат, тем самым дал возможность стрелковому отделению выдвинуться вперёд и занять выгодный рубеж. Ранее не награждался. Имеет три ранения.
Как семейные реликвии у нас хранятся Военный билет дедушки, справка о ранении, Удостоверение к медали « За отвагу», открытка приглашение на вечер «Служу Советскому Союзу» от 23 февраля 1969 г., фотографии, бритва.
Пензин Константин Максимович род. 1920 г., пос. Орлов-Гай, Новорепинского района. Призван в Советскую Армию в 1941 г., рядовой. Пропал без вести в сентябре 1941 г. К сожалению, больше ничего о нём не известно нам.
Стихотворение читает Ермухамбетова Эльмира Булатовна( мама) Н.Палькин «Жили-были»
Жили-были.. Жизнь была их молода,
Но однажды
Вдруг обрушилась беда,
Никогда им
Не открыть весёлых глаз,
Лишь со снимков
Все глядят они на нас.
Молодые-
Всё на свете впереди.
Озорные-
Многим нет и двадцати.
В каждом доме
Молча смотрят со стены
Те ребята, Не пришедшие с войны.
Всё ребята испытали, всё прошли,
Защитили,
Но вернуться не смогли.
Не подняться,
Не открыть весёлых глаз,
Лишь со снимков
Все глядят они на нас.
Рассказ семьи Ермухамбетовых
Семья Ермухамбетовых жила в с.Киевка, Новоузенского района. ЕрмухамбетовБелялКаримович, родился в 1918 г., с первых дней Великой Отечественной войны был призван в армию. Он был рядовым. Пропал без вести. ЕрмухамбетовКалелКаримович1914 г. рождения. Рядовой. Он погиб 24 июля 1944 г. Захоронен в Молдавской ССР, с. Тея, во дворе сельсовета. Информацию эту я нашёл на сайте « Мемориал» Мой прадед Ермухамбетов Михаил Каримович1928 г.рождения. Он ветеран труда Великой Отечественной войны. Когда началась война ему было 13 лет. Он остался единственным кормилицей семьи. А семья была большая: мама и пятеро маленьких сестрёнок. Дедушка работал в тылу. Вспоминая эти годы, он говорил, что трудно было всем, и тем, кто сражался на фронте, и тем, кто работал на трудовом фронте. Пахали, сеяли, убирали урожай в колхозе женщины, дети. Техники не было, все сельскохозяйственные работы выполняли на лошадях. А если лошади не тянули, то впрягались вместе с ними в телеги, сани. Кормили совхозную скотину. Сами голодали. Одна небольшая картофелина на обед и стакан кипятка. В колхозе работали и маленькие сестрёнки: Алиш и Макуш. Им в это время было 11 и 16 лет. В настоящее время моего дедушки нет в живых, он умер когда? Мои 4 прадедушки со стороны мамы Айтмухамбетовы все погибли. Мой прадед АйтмухамбетовМиргалиБайменович 1913 г.р., родился в Новорепенском районе. Когда началась война, ему было 28 лет. С июня 1941 года был призван в Советскую Армию, служил рядовым. Погиб. Ученик От бескрайней равнины сибирской До полесских лесов и болот Поднимался народ богатырский, Наш великий советский народ.
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу
За могучую нашу страну.(М.Исаковский)
Константин Тарасовец Рассказ о семье
Фахретдинов Ахать Гельманович 1905 года рождения. Это мой прадедушка по маминой линии. Место рождения- Саратовская область, Новорепинского района, село Осинов- Гай. До Великой Отечественной войны работал конюхом. Прадедушка был женат на УзбековойАйшеАтауловне. Дата её рождения 1 мая 1911г. Жила прабабушка тоже в Осинов-Гае. Она работала летом на плантации, а зимой на животноводческой ферме.В семье было двое детей.
Ахать Гельманович был призван в Рабоче Крестьянскую Красную Армию 30июня 1941 года военкоматом Дергачёвского района Саратовской области. Ему было 36 лет.Служил прадедушка в 49 отдельной стрелковой бригаде в звании красноармеец он пропал без вести. 8 декабря 1941 года в бою под деревней Дедово Московской области. Об этом наша семья узнала из Книги Памяти.
Прабабушка моя, Айш Атауловна, скончалась 7 ноября 1997 года.
Ученик. Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ ,через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шёл, Россия, твой солдат!
Аменова Виктория Рассказ о семье
К сожалению, наша семья о своих прадедах знает очень мало.
В Книге Памяти мы нашли следующую информацию: Аменов Ахмед В родился в 1917г. Капитан. Погиб в бою 22 декабря 1944г. под Сталинградом (Волгоградом)
Ученик. Какими путями прошли вы, солдаты!
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты –
Военных дорог никогда не забыть!
Бикжанова Анжела Рассказ о семье. Бикжанов Кабир Агазилович родился в 1914 г. В Казахстане. Во время войны добровольцем отправился на фронт.В 1945 году вместе со своей дивизией пешком дошёл до Германии , до города Берлина. Где в мае отпраздновал с однополчанами Великую Победу Советского Союза над фашистской Германии. Был награжден многими боевыми медалями и почётными грамотами. После войны Бикжанов К. А. остался жить п. Советский, Дергачевского р-на, Саратовской обл.. Работал в поле, пахал, сеял, убирал урожай. В районе Кабир Агазилович познакомился со своей будущей женой Бикжановой Гульсярой Джановной, поженились, вырастили 10 детей. За это Гульсяра Джановна была награждена медалью «Мать-Героиня». Весной 1999 г. Бикжанов Кабир Агазилович умер от рака.
Сценка «Жди меня»
Учитель: Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что она пришла в каждый дом, в каждую семью. Дороги войны…
От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Всего 2600 километров. Если считать по прямой. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа. А перебежками, по-пластунски, - долгих 4 года, 1418 дней!
Сейчас я хочу вас спросить: Что для вас значит слово мир?
«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших»,- говорил Маршал Рокоссовский
Как выпонимаете эти слова? Рокоссовский призывает нас хранить Память. Без нее человек не может жить. Именно память об исторических событиях, предках, культурных традициях делает человека человеком. Память- это то, что связывает нас со своими корнями.
Нет в России семьи такой,-
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
Учитель.Какими путями прошли вы, солдаты!
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты –
Военных дорог никогда не забыть!
Звучит реквием.
Помните! Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся -
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Песню свою
Отправляя в полет -
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
О погибших
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли,
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью
Наполните!..
Но о тех,
Кто уже не придет никогда, -
Заклинаю -Помните! Учитель:
Прошу всех встать! (минута молчания) Стихотворение «Я не хочу войны»
Учитель.
Прошло уже 70 лет, как закончилась ВОВ, но мы продолжаем вспоминать эти страшные годы. «Зачем?» - спросят некоторые. Помнить нужно затем, что мы не имеем права забывать тех, кто подарил нам мирное небо, возможность жить, любить. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.Пушкин. Давайте мы с вами создадим альбом памяти «Война вошла и в нашу семью». Начало – наш материал , который нам удалось найти, и продолжим поиски дополнительных сведений о наших семьях.
Благодарю всех за участие в нашей литературной гостиной.
Приложение № 1 Сценка «Жди меня»
Она: Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.
Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу!
Она: Какое это счастье – получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.
Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!
Она: Как мне хочется быть с тобой! Пусть моя любовь поможет тебе!
Он:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять, неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты
Спасла меня.
Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”. Скорей бы кончилась эта война.
Приложение №2
Я не хочу войны Бархатова Н.М.
Я не хочу войны. Ведь в памяти осталось: Холодных чёрных зим смертельная усталость, И сводок злой набат, печей железных труб, Израненных солдат запекшиеся губы.
Я не хочу войны. Мир щедро полит кровью, Оплачен чьей-то он и жизнью и любовью. Сожжённых деревень стучится пепел в сердце, И плачет по ночам украденное детство.
Я не хочу войны, беды чужим и близким,- И так по всей земле тоскуют обелиски, И вечного огня недремлющая совесть Твердит нам о войне безжалостную повесть.
Я не хочу войны, но со страниц газеты Кричит чужая боль со всех концов планеты. И плачет Мать-Земля, захлёбываясь кровью. Спасти её легко. Но не войной, любовью.
Ожидаемый результат:
1.выявить, что знают и помнят о Великой Отечественной войне десятиклассники и члены их семей, уточнить источники получения информации о ВОВ, о героях войны 2.способствовать формированию интереса к истории своей семьи и к истории станы. 3.проанализировать, каким образом в семьях современных подростков сохраняется и передается через поколения связь с великим прошлым нашей страны 4.организовать диалог между поколениями (через анкетирование, описание истории семьи) с целью воспитания чувств гордости и патриотизма у поколения нового века, показать важность сохранения и передачи исторической памяти о Великой Отечественной войне 5. содействовать воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, через знакомство с воспоминаниями участников, текстами художественной литературы, личное восприятие событий ВОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"
Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный 23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда солдаты для выполнения « интернационал...
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой
Сценарий мероприятия, посвященного 68-летию Победы «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Здесь представлены результаты поисковой и исследовательской деятельности учеников ...
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!
Мероприятие, посвященное дню Победы....
Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."
Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...
Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)
Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...
«Нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой».
В данной работе ученик рассказывает о своей прабабушке - участнице Великой Отечественной войны, Низамутдиновой Зинаиде Матвеевне . Как все росла, училась в школе, строила планы на будущее,...
Сценарий урока памяти "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"
Урок памяти посвящен годовщине Великой Отечественной войны. Урок построен на мини-исследованиях учащихся 6класса об участии их прапрадедов в Великой Отечественной войне. Мероприятие сопровождается пре...
Комментарии
Очень хорошая работа!
Очень хорошая работа!