Эссе. «Образ мира в слове явленный…» Заочное путешествие в Коктебель в дом М.Волошина.
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Воркунова Ольга Михайловна

Это творческая работа учащейся 10 класса. Здесь она погружается в мир поэзии М. Волошина, рассказывает о своих впечатениях от его стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soch.voloshin.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе. «Образ мира в слове явленный…» Заочное путешествие в Коктебель в дом М.Волошина.

Я иду по берегу моря, у самой кромки… Ещё чуть-чуть, и шаловливые волны коснуться моих ног. Вот оно – море!.. Огромное, бесконечное, живое!.. В голове крутятся строчки, такие же неугомонные, как волны. Набегают одна на другую, спорят и ссорятся, обрываясь: «…Вдаль по земле, таинственной и строгой, лучатся тысячи тропинок и дорог… О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой! Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить… Все формы, все цвета вобрать в себя глазами… Всё воспринять и снова воплотить…» И мысли у меня такие же прозрачно-невесомые, лёгкие и грустные, как акварели человека, написавшего эти строки, - Максимилиана Волошина.

        Что за удивительные были люди! Жили и дарили радость бытия другим. Я не была в Крыму, но на черноморском побережье мне вспоминается именно Волошин. Его мысли, его образы помогают мне облечь в слова то, что я чувствую среди этого великолепия: «Облака клубятсяв безднах зелёных лучезарных пустынь восхода, и сбегают тени с гор обнаженных цвета роз и мёда…»

        Максимилиан Волошин соединил в себе художника и поэта. В его стихотворениях и акварелях живут образы Коктебеля, «страны синих гор», и Киммерии, восточной части Крыма (от Судака до Керчи) – земли, по словам Волошина, «насыщенной эллинизмом». Земля эта наполнена историческими реалиями. Сколько народностей оставило здесь след! Скифы, тавры, греки, гунны, славяне… С 17 июня 1893 года по 11 августа 1932 год с небольшими перерывами поэт жил на крымской земле. Красота и уникальность Крыма запечатлены в циклах поэтических пейзажей «Киммерийская весна» и «Киммерийские сумерки». Великолепие гор, безбрежное море рождали новые и новые образы:

Фиалки волн и гиацинты пены

Цветут на взморье около камней.

Цветами пахнет соль… Один из дней,

Когда не жаждет сердце перемены

И не торопит преходящий миг,

Но пьёт так жадно златокудрый лик

Янтарных солнц, просвеченный сквозь просинь,

Такие дни под старость дарит осень…

        Я видела фотографию дома М.А. Волошина в Коктебеле. Да, только в таком доме и должен был жить поэт. Всеволод Рождественский вспоминал: «Дом Волошина можно узнать было сразу. Он стоял одиноко, у самой морской черты, и бросался в глаза причудливостью своих архитектурных очертаний. Приземистая четырёхугольная «вышка» венчала его обычную для крымских жилищ черепичную крышу. Лёгкие деревянные галерейки и внешние лестницы опоясывали это строение со всех сторон. Тяжёлые волны подкатывали, казалось, к самому порогу этого странного жилища… Оно стояло несколько в стороне, гранича только с полынной степью. А в самом доме – мастерская, заставленная книжными полками. Светло. Окна выходят на три стороны света. А если подняться на вышку, можно наблюдать небесные светила».

        Свой дом в Коктебеле Максимилиан Волошин построил ещё в 1903 году. Всё в этом месте располагало к высокому строю души – «и спокойная круглая бухта, непрестанно меняющая оттенки – от бирюзового до тёмно-фиолетового, - и холмистый ландшафт как мелодия веков, и чистота воздуха, напоённого запахом йода и полыни». Дом поэта -  такая же часть огромного, прекрасного мира, как море и солнце:

Дверь отперта. Переступи порог.

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

В прохладных кельях, беленных извёсткой,

Вздыхает ветр, живёт глухой раскат

Волны, взмывающей на берег плоский,

Полынный дух и жёсткий треск цикад.

А за окном расплавленное море

Горит парчой в лазоревом просторе.

        Однажды жена Волошина Мария Степановна сказала: «День выселения будет днём нашей смерти». Так, к сожалению, и получилось…

        В доме Волошиных были три условия пребывания: радостное принятие жизни, любовь к людям, внесение своей доли в интеллектуальную жизнь. Кто только не побывал в этих стенах, не переступил порог этого приюта муз» при жизни Макса, как называли его друзья: писатели Горький, Булгаков, Грин, Пришвин, Эренбург, художники Петров-Водкин, Бенуа. Поэты Цветаева, Белый, композиторы Спендиаров, Ребиков… Я верю, что эти стены помнят их шумные споры, их поэтические поединки… А в тёплые лунные ночи они весёлой ватагой по узеньким лестницам «ажурного замка» на самую вышку и замолкали, глядя на далёкие звёзды, которыми усыпано бархатное крымское небо: «Заката алого заржавели лучи // По склонам рыжих гор… и облачной галеры // Погасли паруса. Без края и без меры // Растёт ночная тень. Остановись. Молчи… // И низко над холмом дрожащий серп Венеры // Как пламя воздухом колеблемой свечи…»

        В доме-музее М.А. Волошина всё сохранилось в неприкосновенности. Спасибо людям, сохранившим для потомков этот кусочек другого мира, другой, непостижимой жизни. «Чувствуешь себя неловко, будто вошёл в незапертый дом, куда вот-вот вернётся хозяин. Ещё не выветрился из «татарских» ковров терпкий запах красок, и порой под треск пылающих свечей звучат в мастерской стихи, родившиеся в этих стенах. На самодельных деревянных полках корешки тысяч томов на русском, немецком, французских языках; самодельные шкатулки и выброшенный морем обломок старинного корабля с остатками бронзовой обшивки; изумрудные раковины и сухой букет из степных цветов – лунария и дроков – в керамической вазе. В углу большой мольберт и рядом крохотные этюдники, с которыми Волошин ходил в горы… Из терракотового алькова на вас смотрит гипсовый лик царицы Таиах…» Как жаль, что никогда не коснуться руки поэта, поэта и художника, листка бумаги, кисти и потёртых этюдников. Не выйдет Максимилиан Александрович с развевающимися волосами и в неизменной белой рубахе навстречу гостям… Обратился он в оливу над гранитной плитой и с высоты горы Кучук-Енишар взирает на свой добрый дом , на свою любимую Киммерию:

Мечтой моей с тех пор напоены

Предгорий героический сны

И Коктебеля каменная грива;

Его полынь хмельна моей тоской,

Мой стих поёт в волнах его прилива,

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

Мыс Кок-Кая, южная оконечность одной из гор Карадага, очень напоминает профиль Волошина, будто сама природа поставила памятник поэту, поэту и художнику…

Я иду у самой кромки моря, а шаловливые волны пытаются лизнуть мои ноги. Мне кажется, что я чувствую дыхание моря, «как плоть её мерцает и горит отливами и серебром тумана, а выгибы её повторены в движениях и завитке волны…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Заочное путешествие на Грушинский фестиваль"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы по теме "Авторская песня", на уроках внеклассного чтения, на классных часах....

сценарий заочного путешествия по народному календарю "Примечай будни, а праздники сами придут"

Сценарий разработан для проведения праздника «Примечай будни, а праздники сами придут» с воспитанниками творческих объединений МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»....

Урок развития речи "Заочное путешествие по Брянщине"

Заочное путешествие по Брянщине позволит вспомнить исторические места области, её выдающихся людей, принёсших славу своему родному краю своим талантом.Задумаемся о культурном наследии, которое нам дос...

Заочное путешествие в природу "Мир зимующих птиц"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов...

Образ мира, в камне явленный

Конспект открытого урока по МХК 9 класс...

Урок-заочное путешествие с применением информационных технологий по немецкому языку по теме "Путешествие в Германию" в 7 классе

Урок "Путешествие в Германию" способствует систематизации и обобщению знаний учащихся по теме "Германия". На уроке учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка. ...

Элективный интегрированный курс "Образ человека действующего, в слове явленный".

Данный курс предполагает расширение и углубление работы по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, формированию ценностно-языковой картины мира на основе лингвокультурных концептов и ...