Система анализа рассказа И. Бунина "Гранатовый браслет"
методическая разработка по литературе (11 класс)
методика анализа рассказа И.Бунина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
granatovyy_braslet._sistema_raboty_po_analizu_rasskaza.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Система работы по анализу рассказа
Творческая история.
“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. «Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.
15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)”. (Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”) В опубликованных недавно мемуарах “На чужбине” писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:
“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…
Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.
Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.
Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных. Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько изза предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу -- самоубийству героя. Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало - в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, - и завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя - она передана через символику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока - монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви - страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер - англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает
Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».
2.Аналитическая беседа сопоставительного характера.
– Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа “случай из жизни” и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).
– Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?
3.Работа аналитического характера по тексту произведения.
а) Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения. Беседы с учащимися по вопросам:
– Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом. Рассказом называется небольшое
повествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).
–В композиции рассказа можно выделить следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
Композиция рассказа предусматривает следующие части:
- Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где? когда? что происходит? и даёт первоначальное представление о действующих героях.
- Завязка – событие, с которого начинается действие.
- Развитие действия.
- Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
- Спад действия.
- Развязка – событие, которым заканчивается действие.
Подобным образом любой рассказ, а также и другое художественное произведение небольшой эпической формы можно представить в виде следующей графической схемы:
б) Аналитическая работа по сюжету и композиции рассказа.
Композиция - это построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов изображения, приёмов, создание художественного целого в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции относятся: эпиграфы, посвящения, вставные эпизоды, письма, песни, прологи, эпилоги, части, главы, все художественные описания, портреты, пейзажи, интерьеры.
Начинается повесть эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л.Бетховена, а заканчивается - описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это- композиция обрамления или кольцевая.
Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Она “погружает” читателя в художественное время и художественное пространство: даёт первоначальное представление о времени, о месте действия, о герое). Пейзаж в начале произведения, представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв. Из всех гостей выделяется генерал Аносов - друг отца Веры и Анны. Человек мудрый. Долгая экспозиция оправдана тем, что показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал и не потому, что он растратил казённые деньги. А потому, что Вера попросила его «закончить эту историю».
Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова – гранатового браслета. С этого момента и начинают развиваться события.
Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым.
Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть.
Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.
– Что в этот момент мы узнаём о главной героине повествования? Как автор характеризует её?
– Как развиваются события дальше? Какие моменты в развитии действия можно выделить особо?
– В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляются характеры героев рассказа?
– Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов?
– Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?
– Чем заканчивается рассказ? Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа?
– Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”. В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через музыку её душа словно соединилась с душой Желткова).
Особенности в композиции рассказа “Гранатовый браслет”
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.
Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. Записка Желткова о качествах украшения есть сюжет в сюжете.
В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни. Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова.
Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.
Подробное описание интерьера помогает нам определить характер Желткова («Чёрная лестница пахла мышами…). Диалог даёт возможность проследить, что в начале сцены Желтков подавлен, растерян. Его атакует Булат-Тугановский. Но вот Николай Николаевич заикнулся о своём намерении обратиться к властям, и разговор сразу принимает иной характер. После этой фразы Желтков не замечает Николая Николаевича, а глупая угроза вызывает у него смех. Теперь он обращается только к Шеину. Желтков пообещал Николаю Николаевичу, Шеину и Вере уехать, уйти. Он выполнил своё обещание. В финал повести проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет. ( Звучит 2-я сон. Бетховена).
в) Аналитическая работа по тематике рассказа “Гранатовый браслет”.
– Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему межчеловеческих отношений; автором рассматриваются такие темы, как: тема любви, дружбы, тема ненависти, эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме “маленького человека”. Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому.
Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.
Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для русской литературы. В “Гранатовом браслете” нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек, символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни). Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.
г) Роль символических образов в повести. Поэзия чувства и слова.
Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. В «Гранатовом браслете» Куприн создаёт несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования, и которые несут в себе весь идейный смысл повести. Начало произведения: В повести тринадцать глав, и это, конечно, не случайно. В первую очередь, подчеркивается трагичность происходящих событий. В тринадцатой главе наступает эмоциональная кульминация произведения. Символика числа 13 многозначна, имеет множество толкований. Мы вправе предложить следующее: главный герой, прошедший через страдания, очистившийся, достигший вершин любви — для Куприна это святой человек (что подчеркивается и характерной внешностью). Он становится тринадцатым апостолом Христа — символа вечной, всеобъемлющей любви.
Значение символический деталей — предвестников несчастья — в повести очень велико. Первая из них — подарок мужа, жемчужные серьги. Жемчуг издавна считался «слезами моря», и эту символику подчеркивает грушевидная (т.е. каплеобразная) форма сережек. Сестра Анна дарит записную книжку, переделанную из антикварного молитвенника. Молиться будут, когда наступит время отпевать умершего; письма Желткова и особенно его последний воображаемый, «загробный» монолог под трагическую музыку Бетховена также походят на мольбы.
Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Вера Николаевна получает его в день именин 17 сентября от неизвестного ей молодого человека. «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими, старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то старинный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранат-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрическоё лампочки, то в них глубоко по их гладкой яйцевидной поверхности, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера. Камни вспыхивают, «точно кровь», предвещая смерть. Посреди красных гранатов находится невзрачный зеленый камушек.).
Как мы узнаем из сопровождающего подарок письма, это редкий сорт граната — зеленый, который, по преданию, дает женщинам дар предвидения. И действительно, Вера начинает предчувствовать события. Вначале это выражается всего лишь в том, что она с неудовольствием отмечает количество собравшихся гостей — тринадцать, несчастливое число, предвестник горя. (Тут еще у читателя подспудно возникает ощущение, что среди собравшихся нет кого-то, кому Вера очень дорога.) А вот после возвращения Василия Львовича от Желткова она прямо говорит: «...я знаю, что этот человек убьет себя...». Лицо покойного напоминает ей посмертные маски великих страдальцев — она постигает его измученную душу и чувствует, что великая любовь прошла мимо нее. Возвратившись от умершего, она просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь. И не сомневается, что сейчас зазвучат аккорды произведения, завещанного Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви. ей Желтковым.
«В середине августа…» можно назвать первым символом. После ненастья «Сразу наступили тихие безоблачные дни…» Я считаю, что эта перемена и есть то самое роковое и возвышенное, что есть в любви, описанной в повести. Символичен образ княгини Веры. Писатель описывает её как независимую, холодную и спокойную красавицу.
Ещё очень впечатляет эпизод, где Вера срезает цветы к праздничному столу. Вот она появляется на фоне цветов. Из всех цветов выделены и помещены в центр фрагмента георгины, пионы и астры. Союз «зато» противопоставляет их левкоям и розам, «цветущим не так пышно», «холодно» и «высокомерно». Слово «остальные» в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда – уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, они познали любовь и радость материнства, осень для них - не только пора умирания, но и начало будущей жизни. «Человеческие мотивы» в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. Здесь же мы читаем: «Вера пошла ... в мать, «красавицу-англичанку…» «высокой, гибкой фигурой, нежным, но гордым и холодным лицом…» Эти определения связывают Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впечатление, что она одна из них.Увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны.
Символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков - браслет – вещь, замкнутую в кольцо, с камнями красного и зелёного цвета. К символам можно отнести и несчастливое число: 13 гостей, и розу (розы удостаиваются только два человека в повести - генерал Аносов и Желтков, последний – посмертно). И подарок сестры -старинный молитвенник, и музыку, и, безусловно, часть молитвы «Отче Наш». Возникают и такие могучие символы, как Пушкин и Наполеон! Ещё один образ ненавязчиво неуловимо присутствует – князь Мышкин.
Наименование части второй сонаты Бетховена вынесено и в эпиграф произведения, и дважды упоминается в тексте. Очевидно, что для Куприна только под эту музыку может звучать в душе Веры иррациональный монолог, который произносит мертвый уже человек. Величественная мелодия, соединяясь с прекрасными словами, успокаивает душу героини, дает ей понимание, что умерший бесконечно благодарен ей. Это высшая эмоциональная точка произведения, катарсис героини, рождение новой чистой души. И завершается повесть именно ее словами: «...он меня простил теперь. Все хорошо».
4) Определение авторской идеи как итог всей аналитической работе над рассказом.
Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.
Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.
Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.
Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.
Как изображена любовь в повести? Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны.
Восемь лет длится безответная любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Он пишет ей письма, но их высмеивает её муж, а брат приходит в негодование. Но генерал Аносов считает, что любовь должна быть сильная, которая «заключает весь смысл жизни». Аносов говорит, что это чувство должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни корыстным.
Когда Вера получила письмо и подарок, она испытала неприятные чувства. Куприн так и пишет: «неудовольствие», «неприятное чувство», «жалко этого несчастного», «была встревожена», а в финале, после гибели героя «с нежностью развернула письмо». При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он.
Настоящая любовь в понимании Куприна – величайшая очищающая сила, преображающая каждого героя. Это возвышенное чувство может победить даже смерть.
- И.А.Бунин говорил: «Всякая любовь - великое счастье, даже, если она и не разделена». Вы тоже так считаете?
- Аносов в 8 главе произносит: «Любовь должна быть трагедией». А как думаете вы?
- Существует ли в повести проблема нравственного выбора? ( Желтков любит замужнюю женщину, ради любви нарушает семейную традицию, отказался от всего в своей жизни - от карьеры, от семьи, его ничего не интересует.…)
Как понять слова К. Г. Паустовского: “Гранатовый браслет” – один из благоуханных рассказов о любви – и самых печальных”?
Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).
Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого и искреннего человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звучат слова и генерала Аносова: «Может быть твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», и Желткова: «Да святится Имя Твое». И услышать эти слова из вечности нам позволяет повесть А.И.Куприна. Он гениально выбрал точные и ёмкие средства художественной выразительности, которые максимально помогли ему воплотить его авторскую идею.
Главные герои (характеристика)
Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно.
- Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
- У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
- Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
- Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
Талант любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"
Анализ рассказа "Гранатовый браслет"...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»
Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...
Проектная деятельновть.Урок по рассказу Куприна "Гранатовый браслет".
Проектная деятельновть.Урок по рассказу Куприна...