МАТЕРИАЛЫ к УРОКАМ литературы в 11 кл
учебно-методический материал по литературе

содержит материалы к урокам литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Серебряный век» (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.

Поэзия «серебряного века» отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи.

Серебряный век открыл множество новых имен талантливейших поэтов. Каждый по-своему определял смысл жизни, выражал свое видение мира, однако все они стремились создать новую литературу, осуществить мечту "быть в жизни только художниками". Творчество поэтов "серебряного века" определяет термин "модернизм".

Модернизм (от франц. "новейший", "современный") - литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности. Цель модернизма - создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека.

Течения модернизма:

- символизм

- акмеизм

- футуризм

Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности..." [1], "новое сочетание мыслей, красок и звуков;

 основным принципом символизма является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) появился во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включил в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

Русские символисты-литераторы традиционно делятся на "старших" и "младших".

Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского пан-эстетизма.

Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

***

Мы - плененные звери,

Голосим, как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем.

Если сердце преданиям верно,

Утешаяся лаем, мы лаем.

Что в зверинце зловонно и скверно,

Мы забыли давно, мы не знаем.

К повторениям сердце привычно, -

Однозвучно и скучно кукуем.

Все в зверинце безлично, обычно.

Мы о воле давно не тоскуем.

Мы - плененные звери,

Голосим, как умеем.

Крепко заперты двери,

Мы открыть их не смеем. Ф. Сологуб

Особенности символизма:

- простейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности;

- бегство от реальной жизни в придуманный мир, противопоставление жизни и смерти;

- стремление к обобщению;

- яркое выявление жизненной позиции, мироощущения автора;

- поэтика условностей и иносказаний, большая роль звучаний, ритма,

Акмеизм (от греческого аkme - "высшая степень") - течение модернизма, противопоставленное мистическому, "неясному и бесформенному"[3], основанное на логичности, экономичности в средствах и словах; для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.

Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917).

Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав:

Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф. Н. Гумилев

Особенности акмеизма:

- экзотические образы ("базальтовые скалы", "изысканный жираф", "тропический сад" и т.д.);

- жизнеутверждающее содержание;

- ясность формы;

- точность слова;

- обращение к материальному миру, к естественным предметам;

- использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый, розовы.

Футуризм (от латинского futurum - будущее) - течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию "произвольных и производных слов"[4]; цель футуристов - найти средства самовыражения, стать "делателями собственной жизни"[5].

Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. В России начало свое существование в 1912 г., когда вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся статьей русских футуристов.

Футуризм делится на две подгруппы: кубофутуризм и эгофутуризм. Представители футуризма: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Игорь Северянин

***

Слоны бились бивнями так,

Что казались белым камнем

Под рукой художника.

Олени заплетались рогами так,

Что, казалось, их соединял старинный брак

С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.

Реки вливались в море так,

Что казалось: рука одного душит шею другого. В. Хлебников

Особенности футуризма:

- отказ от традиционной поэзии;

- словотворчество, создание неологизмов;

- изменение рифмы и ритма стихов;

- эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.

Символизм.

- Какое настроение, внутреннее состояние человека передает поэзия символизма?

Предполагаемый ответ: настроение грусти, смятения, неудовлетворенности жизнью.

Примеры:

И хочу, но не в силах любить я людей:

Я чужой среди них; сердцу ближе друзей –

Звезды, небо, холодная, синяя даль

И лесов и пустыни немая печаль: Д. Мережковский

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

К. Бальмонт

- Если отразить содержание поэзии символизма с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали?

Предполагаемый ответ: мрачные цвета - серый, черный, иногда белый, голубой.

- Символизм - это не только литературное течение, оно существовало и в живописи, и в музыке, и во всех видах искусства были общие идеи, особенности. На доске представлены репродукции картин разных художников. Выберите те из них, которые соответствуют символизму.

Предполагаемый ответ: В.Э. Борисов-Мусатов "Грусть", М.К. Чурленис "Жертва".

Акмеизм.

- Какие образы создавали в своих стихах поэты-акмеисты?

Предполагаемый ответ: образы мужественных капитанов, пиратов, мифологических героев, экзотических животных и т.д.

Пример:

На полярных морях, и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей: Н. Гумилев

- Выберите репродукции картин, относящихся к акмеизму.

Предполагаемый ответ: А.Н. Бенуа "Сад Трианона", Л.С. Бакст "Ваза".

Футуризм

- Как вы понимаете слова футуристов из статьи "Пощечина общественному вкусу": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода Современности"?

Предполагаемый ответ: футуристы отрицали классическую литературу, считали ее устаревшей, не соответствующей времени, выступали за все новое: слова, чувства, рифмы и т.д.

- Выберите репродукции картин, отражающие эстетику футуризма.

Предполагаемый ответ: К.С. Малевич "Красный квадрат", "Самовар".

Имажинизм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века возникло после Великой Октябрьской Революции в 1918 году под влиянием основных идей футуризма. Его идейные основатели и организаторы, создавшие Орден имажинистов - писатель и поэт Анатолий Мариенгоф, поэт и переводчик Вадим Шершневич (кстати, начинавший как футурист) и молодой крестьянский поэт Сергей Есенин. Целью своего творчества имажинисты провозглашали создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры или метафорических цепей, которые сопоставляют разнообразные элементы в прямых и переносных образах.

Заклятие смехом Хлебников

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных
смехачей!
О иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!
Смейево, Смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь смехачи
О, засмейтесь, смехачи!

Творчество имажинистов характеризуется наличием эпатажных литературных приемов, присутствием анархических мотивов, намеренным разрушением предметного значения слов, которое достигалось сопоставлением совершенно непохожих предметов, объектов или явлений («ресницы стучат в тишине как копыта», закат как «отелившееся небо лижет красного телка»).

Литературные исследователи утверждают, что термин имажинизм был позаимствован у английских поэтов-авангардистов, основавших в начале ХХ века (1910 год) новую поэтическую школу, носившую название имажизим. Её основателями были английские поэты Т. Элиот, У. Люьис, Т. Хьюм, Э. Паунд и Р. Олдингтон, их целью было прямое воспроизведение действительности с помощью свежих, еще не превратившихся в шаблонные клише, образов (от английского «image» – образ, отсюда и название литературного учения). Их главным стремлением было обновление и создание нового поэтического языка, что было отображено в их теории свободных образов и стихотворений.

..Краску слов из тюбика губ не выдавить
Даже сильным рукам тоски.
Из чулана одиночества не выйду ведь
Без одежд гробовой доски.


И ресницы стучат в тишине, как копыта,
По щекам, зеленеющим скукой, как луг,
И душа выкипает, словно чайник забытый
На спиртовке ровных разлук.


Аквариум глаза. Зрачок рыбешкой золотой.
На белом Эльбрусе глетчерная круть.
На небосклон белков зрачок луною
Стосвечной лампочкой ввернуть.
<...>
Глаза страницей белой, где две кляксы
Иль паровоз в поле белков орет.
Зрачки блестят, начищенные ваксой.
Зрачки вокзал в веселое вперед.    
В. Шершеневич

Крестьянская поэзия

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.

Я - беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни - сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
"Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл".

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка -
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу -
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках - песня, в этих строчках - слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.

Анатолий Мариенгоф

Ночь, как слеза, вытекла из огромного глаза

И на крыши сползла по ресницам.

Встала печаль, как Лазарь,

И побежала на улицы рыдать и виниться.

Кидалась на шеи — и все шарахались

И кричали: безумная!

И в барабанные перепонки вопами страха

Били, как в звенящие бубны.

Я пришел к тебе, древнее вече,

Темный люд разбудил медным гудом,

Бросил зов, как собакам печень,

Во имя красного чуда.

Назови же меня посадником,

Дай право казнить и миловать.

Иль других не владею ладней

Словом, мечом и вилами?

Застонет народ чистый

От суда моего правого —

С вами вместе пойдем на приступ

Московии златоглавой.

Затопим боярьей кровью

Погреба с добром и подвалы,

Ушкуйничать поплывем на низовья

И Волги и к гребням Урала.

Я и сам из темного люда,

Аль не сажень косая — плечи?

Я зову колокольным гудом

За собой тебя, древнее вече.



Предварительный просмотр:

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. Жизнь и творчество.

Классик русской литературы, почетный академик по разряду изящной словесности, первый из русских писателей Нобелевский лауреат, поэт, прозаик переводчик, публицист, литературный критик Иван Алексеевич Бунин уже давно завоевал всемирную славу. Писатель всю жизнь шел своим путем, он не принадлежал ни к одной литературной группировке, тем более политической партии. Он стоит особняком, уникальной творческой личностью в истории русской литературы конца ХIХ - ХХ века.

Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных  слоев  общества,  сила воображения,  выразительная  живописность,  тонкий психологизм –лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин –это целый мир, в чем-то еще не изведанный, тайный. Всякий раз, читая его произведения, открываешь нечто новое в его творчестве.

Литературная судьба Бунина сложилась на редкость счастливо. Он получил признание раньше всего как поэт, стихотворец.

Жизнь И. А. Бунина богата и трагична, интересна и многогранна. Бунин родился 10 октября (ст. ст.) 1870 года в Воронеже, куда его родители переехали для обучения его старших братьев.  . Иван Алексеевич происходил из древнего дворянского рода орловских помещиков Алексея Николаевича и Людмилы Александровны Буниных, который берет свое начало с ХV века. Из рода Буниных вышли такие представители русской культуры и науки, как знаменитый поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский, поэтесса Анна Петровна Бунина, выдающийся географ - путешественник Петр Петрович Семенов - Тян-Шанский.

Отец - Алексей Николаевич Бунин женился на Людмиле Александровне Чубаровой, которая ему приходилась племянницей. И. Бунин очень гордился своим древним родом и всегда писал о своем происхождении в каждой автобиографии. Детство Вани Бунина прошло в глуши, в одном из не больших родовых поместий (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Первоначальные знания Бунин получил от домашнего учителя, "студента Московского университета, некоего Н. О. Ромашкова, человека... очень талантливого - и в живописи, и в музыке, и в литературе. В 1881 г. Иван Бунин был зачислен в первый класс Елецкой гимназии, а в 1886 г. отчислен за неуспеваемость, гимназический курс проходит дома, под руководством брата Юлия.

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом на груди", он начинает добывать хлеб литературным трудом.

В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. В 1891 г. в качестве приложения к «Орловскому вестнику» издана первая книга Бунина. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема - тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика.

 «Стихотворения 1887 –1891 гг», а с 1892г. рассказы Бунина начинают публиковаться в ведущих российских журналах. В 1896 г. вышел в свет бунинский перевод «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло, а уже в 1897 г. в Петербурге издается сборник «На край света» и другие рассказы.

Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу - "усадебную, полевую и лесную флору Орловщины", родной поэту среднерусской полосы.

Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал "на редкость заманчивое желание быть мужиком". Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе.

И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе - реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах - лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта.

Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа "Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание.

За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика "певца оскудения и запустения дворянских гнезд", усадебной печали, осеннего увядания.

Поэзия И.А. Бунина — поистине "высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?

На фоне русского модернизма начала ХХ века поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты.

Поэтизируя факты, поэт не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста. Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звезды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» — все это продолжает его вдохновлять.

Все это, казалось бы, исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в своей первозданной чистоте.

Узнаваем стиль Бунина. Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это — его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах.

Не только на окне его, «серебряном от инея, точно хризантемы расцвели», но и вообще его типичные стихотворения словно подернуты инеем.

Они иногда вызывают представление как раз о тех пленительных узорах, которые выводит на стекле наш русский пейзажист-мороз, и они звенят иногда, как хрустальные подвески той люстры, о которой не раз поминает Бунин в своих стихах.

Проникнутый духом честности, поэт не испытывает страха перед прозой, ложного стыда перед нею, и для него так нормально сравнить крылья скользящих чаек с белой яичной скорлупою или назвать тучи лохматыми, или с помощью солнца в золото превратить грубую заплату ветряка.

Своего лиризма он не расточает понапрасну; вообще, он не словоохотлив. Нещедрыми словами рассказав о чем-нибудь важном или случайном, о том, что было в природе или в комнатах усадьбы, строгим очерком передан какую-нибудь восточную легенду или притчу, он этим самым неизбежно и как бы не по своей воле пробуждает в нас теплое движение сердца.

Своеобразие Бунина раскрывается в его любовной лирике. Принадлежащая своим эмоциональным  строем  ХХ  веку,  она  трагедийна,  в ней  вызов и протест  против несовершенства мира. Красота порождает любовь –страсть, совершающую прорыв в одиночестве. В конечном счете любовь не спасает от одиночества. Исчерпав «земные» возможности,  любовь  ввергает  героя  в  состояние  спокойного  отчаяния.  Этим настроением  сдержанного  трагизма  проникнуто  стихотворение  Бунина «Одиночество».

После прослушивания стихотворения учащиеся отвечают на вопрос:

Какие чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение? Какую картину вы можете нарисовать?

Как построено стихотворение? Делится ли оно на строфы, сколько их?

Какая картина нарисована и с помощью каких художественных средств?

Есть ли в стихотворении лирический герой, каков его внутренний мир существования?

Что с ним происходит?

Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом?

Что вам особенно понятно и близко в этом стихотворении?

Однако  стихотворение  И.Бунина  не  оставляет  какого-то  мрачного  настроения, ощущение  безысходности  сменяется  в  конце  произведения  надеждой  на  что-то лучшее, светлое. Все прошло, все минуло, но свет в душе остался, поэтому пока «Хорошо бы собаку купить». Эта последняя строка звучит даже несколько иронично: ирония над самим собой.

Была любовь –и хорошо, я был счастлив. И еще, уверен, буду.

Стихи И.Бунина необычайно напевны, мелодичны. Примером служит «Последний шмель».

Знакомствоа стихотворение И.Бунина «Последний шмель»

1.  Какое  настроение  вызывает  стихотворение?  Найдите  изобразительно-выразительные средства, которые помогают создать настроение грусти.

(Эпитет “последний” упоминается дважды, “черный шмель” и “черный бархатный шмель”, “заунывно гудящий”....)

Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?

(Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый ... шмеля)

Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках).Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля?

За образом шмеля –его судьба, он думает о своей смерти. Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о  ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы:

Не дано тебе знать человеческой думы...

Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти?

“Человеческая дума” -дума, которая занимает многих, не только лирического героя.

Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля –судьба всякого живого существа.

Найдем, строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”

. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля.

Прочитаем эту строку:

“Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый...”.

Как  изображает  поэт  смерть?  Бурьян –сорные  растения  на  задворках.  Ветер -“угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Впервой строчке мы видим антитезу -“черный” -символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

Поэтому в стихотворении И.Бунина нотки грусти не оставляют налета мрачности, трагедийности жизни. Жизнь скоротечна, но она не только прекрасна, но вечна.

Как эта мысль раскрывается в стихотворении

«Настанет день –исчезну я»?

Прослушайте  стихотворение  И.Бунина  в  исполнении  актера  и  посмотрите  клип. Обратите  внимание  на  цветовую  гамму  стиха  и  зарисовки  клипа  и  постарайтесь ответить на заданный вопрос.

(Звучит стихотворение И.Бунина в актерском исполнении, видеоклип)

(Лирический герой грустит о том, что его скоро не станет, а мир будет всѐ так же маняще  прекрасен.  Стихотворение  представляет  собой  сложный  синтез  печали  и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, что отражается в цветовой гамме красок стихотворения.)

Бунин начал свой творческий путь именно как поэт. А. Бахрах записывал: "Бунин неизменно хотел, чтобы его в первую очередь считали поэтом, а как раз его поэзию как бы не признавали или признавали с оговорками. <...> Не этим ли объясняется, что он  любил издавать  свои  рассказы  в  одном  томе  со  стихами?"'.  Вторит  ему  Г. Адамович, встречавшийся с Буниным в эмиграции: "Он не считал себя прозаиком, который тоже пишет и стихи, как, например, Тургенев, нет, он придавал своим стихам очень большое значение и с горечью должен был сознавать, что как поэт остался в тени"'. Бунин-прозаик, вольно или невольно, заслонил собой Бунина-поэта, хотя сам мечтал  об  обратном.  На  следующем  уроке  мы  с  вами  посмотрим,  какие художественные особенности отличают прозу И.Бунина.

Перечитать  рассказы  из  сборника  «Темные  аллеи»  («Чистый  понедельник»,

«Холодная осень»), «Легкое дыхание», «Митина любовь».

Подумать над проблематикой прочитанных рассказов

Один из главных образов поэзии Бунина — небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако.

Давно слежу за ним...

(«Вечер»)

С образами неба, степи тесно связан образ тишины.

Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь?

Так же в поэзии данного автора часто встречается образ ветра. Как вы думаете, что он символизирует?

Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастности к миру природы, понимаемому в широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Он был убеждён: "Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной судьбы”. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом.

У каждого времени года — своя палитра

Весна — "в дурмане голубом”, "в зелёных травах”, "в белом яблоневом цветении”, в лилово-синем море чернозёма...

Летом — "все поле золотое, зной и сухость солнечного света”, "лазурь полуденного зноя”, "повсюду блеск, повсюду яркий свет”, лес "весёлым блеском напоён”, "шафранный свет над полем реет”, "ливни золотые”.

Осенью — "лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный”, "бирюзой сияет небо, а в саду красным пламенем настурции горят”.

Зимой — "леса в жемчужном инее”, "глубокие пушистые снега”, "свет серебристо-голубой, как в сказке льётся над тобой на снег морозный с небосклона”, "и фосфором дымится снег”, "мерцает нежно”.

Палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. Во всём многообразии цветовой гаммы Бунина выделяется сияние золота и лазури, всех их оттенков и переливов.

Тема одиночества явилась составляющей частью философской лирики Бунина.

Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности. Вспомните биографию поэта, докажите эту мысль.

Как дико, страшно все будничное, обычное,
когда сердце поражено...
этим страшным «солнечным ударом»,
слишком большой любовью,
слишком большим счастьем!

И.А. Бунин

  На протяжении столетий поэты, писатели, художники, композиторы и философы искали ответ на вопрос: «Что такое любовь?». С античных времён  не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека.

Любовь принято считать не подвластной  рассудку. Нередко случается, что один человек просто не может жить без другого, хотя прекрасно осознает его недостатки.

Тема Вечной любви занимает в мировой литературе значительное место. Ещё в XVII веке известный драматург Ж.- Б. Мольер сказал:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил….

         Многие поэты и писатели размышляли  в своих произведениях о любви.

Тема любви – одна из постоянных и главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»- в этой фразе пафос изображения любви писателем. Почти во всех его произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюблённых И. Бунин видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым. Его герои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут.

Теме любви посвящены такие рассказы, как «Грамматика любви», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Натали», «Легкое дыхание», «Кавказ» и др.  

В книгу «Темные аллеи» вошли  38 рассказов. Это шедевры позднего творчества писателя, который совершает беспрецедентную по художественной смелости попытку. Он 38 раз пишет «об одном и том же». Результат этого постоянства поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается. Бунин очень любил эту книгу. «Тёмные аллеи»,- писал он, - считаю, может быть, самой лучшей книгой в смысле статности, живости и вообще литературного мастерства».

Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям.

Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.

Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В СССР  рассказы впервые начали печатать с 1955 года.

         «Грамматика любви» — один из лучших рассказов И. А. Бунина на эту вечную тему — написан в 1915 г. О происхождении рассказа «Грамматика любви» Бунин вспоминал: «Мой племянник Коля Пушешников, большой любитель книг, редких особенно, приятель многих московских букинистов, добыл где-то и подарил мне маленькую старинную книжечку  под заглавием «Грамматика любви». Прочитав ее, я вспомнил что-то смутное, о чем  слышал еще в ранней юности от моего отца, о каком-то бедном помещике из числа наших соседей, помешавшемся на любви к одной из своих крепостных.  Вскоре выдумал и написал рассказ от лица какого-то Ивлева, фамилию которого я произвел от начальных букв своего имени в моей обычной литературной подписи, с заглавием этой книжечки». 

Слово «грамматика» — из научного лексикона. Слова в названии рассказа парадоксально связаны. Это выражение можно считать оксюмороном. Грамматика  -  «искусство читать и писать буквы» (в переводе с греч.).  В рассказе Бунина говорится об искусстве любить, хотя чувствуется и некоторая авторская ирония: можно ли научиться любить по учебнику?

—     Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей -помещиков?

—     Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?

—     Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?

—     Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?

—     Почему Бунин не дает портрета Ивлева, но подробно описывает сына Лушки?

—       Какую роль играет этот портрет в рассказе?

—     Какие детали играют в рассказе важную роль?

—     Что составляет содержание «Грамматики любви, или Искусства любить и быть взаимно любимым»?

—     В чем ценность «крохотной книжечки» «Грамматика любви»?

—     Что позволяет заключить, что образ Лушки становится действительно святыней?

—     Что же за человек этот Хвощинский — действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?

—     Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?

—       Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?

—       Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

Для Бунина любовь — великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Она сильнее смерти! Но картины семейного благополучия писатель не изображает: человек может рассчитывать только на мгновение счастья. Однако мгновение это остается в душе  навсегда. Герой рассказа Ивлев лишь соприкоснулся с необыкновенной и трагической историей любви. Он никогда не видел Лушку, не видел Хвощинского, но их любовь, их судьба приобрели значение гораздо большее, чем частный случай, они стали преданием.

     «Легкое дыхание» (1916 г.)

Писателя всегда влекло стремление разгадать тайну непостижимого женского очарования. Что так магически действует на мужчину, всецело подчиняя себе его разум, лишая его воли, толкая на роковые поступки.

—     Каким же секретом владела гимназистка Ольга Мещерская, подобно опытной кокетке завлекшая казачьего офицера лишь ради игры и погибшая от его руки?

—      Как построен рассказ? В чем особенности композиции?

—      Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?

—      Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

—      Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?

—      Как вы понимаете название рассказа?

Сам Бунин объяснял название так: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недоумение».

Из дневника героини мы узнаем о роковом дне, определившем ее судьбу. День начинался многообещающе: «было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Последние строчки записи: «Я не понимаю, как это могло  случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что

не могу пережить этого!..» — обрывают так счастливо начавшийся день.

После этого понятно, почему «последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Это уточнение, «как говорили в гимназии», касается внешнего впечатления, которое производила Оля на окружающих. Героиня как будто спешит жить, спешит быть счастливой, хочет казаться беззаботной.

«Казалась» не значит «была» беззаботной и счастливой. В палачи себе Оля выбирает «некрасивого и плебейского вида, не имевшего ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала» сама, казачьего офицера. Она как будто мстит самой себе за тот летний день, когда красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном моложавый друг отца сделал ее женщиной.

Несмотря на свой «женский» опыт, Оля сохранила чистоту и естественность, «легкое дыхание», которое «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».

Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире» Л. Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

В этом рассказе писатель говорит о том, каким опасностям она подвергается в жизни, какие извращённые формы может приобретать. В этом смысле «Лёгкое дыхание» - суд художника над моралью взрослых.

Фальшивых людей. Погубивших прелестное, искреннее молодое существо. Оля Мещерская - само «лёгкое дыхание» жизни. Ей противостоит враждебный мир взрослых: начальница гимназии с ровным пробором. Брат начальницы - старый развратник, казачий офицер. Жестоко обрывается праздничная жизнь - и ничего, кроме медальона на могильном кресте...

«Темные аллеи» (1938 г.)

 И. А. Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное – найти верный «звук». Рассказ «Темные аллеи»  передает нам «самый тонкий и грустный звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет, она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила его, помнит и живет прошлым, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор, хоть и красива была, и могла бы создать семью… Он же женат, давно не думает о своем былом увлечении. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречи…

– Чем интересен этот рассказ? Чем он вас привлекает?

– Каковы его герои?

– Можно ли назвать рассказ жизненным? Почему он читается на одном дыхании?

Сменив лошадей, Николай Алексеевич уезжает, а Надежда навсегда остается на постоялом дворе. Для одного – случайное увлечение молодости, для другого – любовь на всю жизнь. Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но, что меня поразило,  насколько сильно было то чувство, сколько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно.

«Чистый понедельник» (1944 г.)

Если довериться субъективной самооценке самого Бунина, то на склоне лет он считал «Чистый понедельник» - лучшим из всего написанного им.

Герои рассказа «Чистый понедельник» молоды, красивы, богаты, принадлежат к одному кругу и ... несчастливы.

- Название рассказа яркое, точное, вместе с тем многозначное. Что значит для человека этот день недели – понедельник?

  Обычно с понедельника человек решает изменить свою жизнь.

 «Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Перед его началом благочестивые люди убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители облачаются в тёмные, постовые ризы, звон к богослужению становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится чтение псалмов и молитв, призывающих нас к сердечному сокрушению о грехах».

Давайте попытаемся проникнуть в художественный мир рассказа. Какие особенности произведения вы заметили? Повествование ведётся от первого лица, у героев нет имён.

- Почему нет имён у главных героев рассказа?

- А есть ли в рассказе имена собственные? Какова их роль?

Значит, в этом рассказе судьба героев тесно переплетена с судьбой России. Прежде всего обращает на себя внимание героиня. Что можно сказать о ней?

- Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?

- Как относится к такой жизни героиня? Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет ничего пошлее театральных капустников, она уходит с концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был». Роман В. Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались в столице, ей кажется «до того высокопарным, что совестно читать».

Почему же героиня продолжает посещать капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой, обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо? Можно ответить строчками текста: «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом...»

- А герой? Он нужен? Герой тоже чувствует себя ненужным. Он говорит: «Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!» Но он счастлив уже тем, что сидит с ней в санках, входит с ней в залу ресторана, слышит её голос. «И завтра, и послезавтра будет всё то же, - думал я, - все та же музыка и все то же счастье!»

- Но завтра и послезавтра у счастья не бывает. И герой скоро это поймёт. Когда это произойдёт? Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилось «чувство родины её стороны».

            Героиня пытается найти смысл, опору в окружающем её мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувством. Мир, общество несовершенны. А наш герой? Он вполне удовлетворён жизнью. Здесь мы видим пропасть, разделяющую героев.

- Бунин ставит героиню перед выбором. Что она выбирает? Она выбирает монастырь, её не устраивает настоящее, ей хочется в прошлое.

- Разрыв с настоящим происходит в Чистый понедельник. Почему так назван рассказ? В этот день героиня очистилась от праздной, бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном мире, героиня уходит из него туда, где, ей кажется, они есть: в монастырь.

В своём цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» И.А. Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название такое не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и «тёмные закоулки» подсознания, во власти которого находится любовь. Часто эти аллеи мрачны и жестоки.

Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина - это зарница: вспыхнула и погасла. Об этом свидетельствуют слова эпиграфа к нашему уроку.  Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке «есть высокое значенье». Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь».



Предварительный просмотр:

А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Система работы по анализу рассказа

Творческая история.

“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. «Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)”. (Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”) В опубликованных недавно мемуарах “На чужбине” писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных. Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько изза предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу -- самоубийству героя. Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало - в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, - и завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя - она передана через символику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока - монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви - страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер - англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

2.Аналитическая беседа сопоставительного характера.

– Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа “случай из жизни” и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).

– Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

3.Работа аналитического характера по тексту произведения.

а) Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения. Беседы с учащимися по вопросам:

Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом. Рассказом называется небольшое
повествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).

–В композиции рассказа можно выделить следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Композиция рассказа предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: гдекогда? что происходит? и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка – событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка – событие, которым заканчивается действие.

Подобным образом любой рассказ, а также и другое художественное произведение небольшой эпической формы можно представить в виде следующей графической схемы:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/579024/img1.gif

б) Аналитическая работа по сюжету и композиции рассказа.

Композиция - это построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов изображения, приёмов, создание художественного целого в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции относятся: эпиграфы, посвящения, вставные эпизоды, письма, песни, прологи, эпилоги, части, главы, все художественные описания, портреты, пейзажи, интерьеры.

Начинается повесть эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л.Бетховена, а заканчивается - описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это- композиция обрамления или кольцевая.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Она “погружает” читателя в художественное время и художественное пространство: даёт первоначальное представление о времени, о месте действия, о герое). Пейзаж в начале произведения, представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв. Из всех гостей выделяется генерал Аносов - друг отца Веры и Анны. Человек мудрый. Долгая экспозиция оправдана тем, что показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал и не потому, что он растратил казённые деньги. А потому, что Вера попросила его «закончить эту историю».

Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова – гранатового браслета. С этого момента и начинают развиваться события.

Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым.

Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть.

Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

 

– Что в этот момент мы узнаём о главной героине повествования? Как автор характеризует её?

– Как развиваются события дальше? Какие моменты в развитии действия можно выделить особо?

– В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляются характеры героев рассказа?

– Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов?

– Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?

– Чем заканчивается рассказ? Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа?

– Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”. В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через музыку её душа словно соединилась с душой Желткова).

Особенности в композиции рассказа “Гранатовый браслет”

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. Записка Желткова о качествах украшения есть сюжет в сюжете.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни. Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова.

Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

Подробное описание интерьера помогает нам определить характер Желткова («Чёрная лестница пахла мышами…). Диалог даёт возможность проследить, что в начале сцены Желтков подавлен, растерян. Его атакует Булат-Тугановский. Но вот Николай Николаевич заикнулся о своём намерении обратиться к властям, и разговор сразу принимает иной характер. После этой фразы Желтков не замечает Николая Николаевича, а глупая угроза вызывает у него смех. Теперь он обращается только к Шеину. Желтков пообещал Николаю Николаевичу, Шеину и Вере уехать, уйти. Он выполнил своё обещание. В финал повести проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет. ( Звучит 2-я сон. Бетховена).

в) Аналитическая работа по тематике рассказа “Гранатовый браслет”.

– Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему межчеловеческих отношений; автором рассматриваются такие темы, как: тема любви, дружбы, тема ненависти, эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме “маленького человека”. Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. 

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для русской литературы. В “Гранатовом браслете” нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек, символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни). Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

г) Роль символических образов в повести. Поэзия чувства и слова.

Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. В «Гранатовом браслете» Куприн создаёт несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования, и которые несут в себе весь идейный смысл повести. Начало произведения: В повести тринадцать глав, и это, конечно, не случайно. В первую очередь, подчеркивается трагичность происходящих событий. В тринадцатой главе наступает эмоциональная кульминация произведения. Символика числа 13 многозначна, имеет множество толкований. Мы вправе предложить следующее: главный герой, прошедший через страдания, очистившийся, достигший вершин любви — для Куприна это святой человек (что подчеркивается и характерной внешностью). Он становится тринадцатым апостолом Христа — символа вечной, всеобъемлющей любви.

Значение символический деталей — предвестников несчастья — в повести очень велико. Первая из них — подарок мужа, жемчужные серьги. Жемчуг издавна считался «слезами моря», и эту символику подчеркивает грушевидная (т.е. каплеобразная) форма сережек. Сестра Анна дарит записную книжку, переделанную из антикварного молитвенника. Молиться будут, когда наступит время отпевать умершего; письма Желткова и особенно его последний воображаемый, «загробный» монолог под трагическую музыку Бетховена также походят на мольбы.

Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Вера Николаевна получает его в день именин 17 сентября от неизвестного ей молодого человека. «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими, старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то старинный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранат-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрическоё лампочки, то в них глубоко по их гладкой яйцевидной поверхности, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера. Камни вспыхивают, «точно кровь», предвещая смерть. Посреди красных гранатов находится невзрачный зеленый камушек.).

Как мы узнаем из сопровождающего подарок письма, это редкий сорт граната — зеленый, который, по преданию, дает женщинам дар предвидения. И действительно, Вера начинает предчувствовать события. Вначале это выражается всего лишь в том, что она с неудовольствием отмечает количество собравшихся гостей — тринадцать, несчастливое число, предвестник горя. (Тут еще у читателя подспудно возникает ощущение, что среди собравшихся нет кого-то, кому Вера очень дорога.) А вот после возвращения Василия Львовича от Желткова она прямо говорит: «...я знаю, что этот человек убьет себя...». Лицо покойного напоминает ей посмертные маски великих страдальцев — она постигает его измученную душу и чувствует, что великая любовь прошла мимо нее. Возвратившись от умершего, она просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь. И не сомневается, что сейчас зазвучат аккорды произведения, завещанного Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви. ей Желтковым.

«В середине августа…» можно назвать первым символом. После ненастья «Сразу наступили тихие безоблачные дни…» Я считаю, что эта перемена и есть то самое роковое и возвышенное, что есть в любви, описанной в повести. Символичен образ княгини Веры. Писатель описывает её как независимую, холодную и спокойную красавицу.

Ещё очень впечатляет эпизод, где Вера срезает цветы к праздничному столу. Вот она появляется на фоне цветов. Из всех цветов выделены и помещены в центр фрагмента георгины, пионы и астры. Союз «зато» противопоставляет их левкоям и розам, «цветущим не так пышно», «холодно» и «высокомерно». Слово «остальные» в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда – уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, они познали любовь и радость материнства, осень для них - не только пора умирания, но и начало будущей жизни. «Человеческие мотивы» в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. Здесь же мы читаем: «Вера пошла ... в мать, «красавицу-англичанку…» «высокой, гибкой фигурой, нежным, но гордым и холодным лицом…» Эти определения связывают Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впечатление, что она одна из них.Увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны.

Символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков - браслет – вещь, замкнутую в кольцо, с камнями красного и зелёного цвета. К символам можно отнести и несчастливое число: 13 гостей, и розу (розы удостаиваются только два человека в повести - генерал Аносов и Желтков, последний – посмертно). И подарок сестры -старинный молитвенник, и музыку, и, безусловно, часть молитвы «Отче Наш». Возникают и такие могучие символы, как Пушкин и Наполеон! Ещё один образ ненавязчиво неуловимо присутствует – князь Мышкин.

Наименование части второй сонаты Бетховена вынесено и в эпиграф произведения, и дважды упоминается в тексте. Очевидно, что для Куприна только под эту музыку может звучать в душе Веры иррациональный монолог, который произносит мертвый уже человек. Величественная мелодия, соединяясь с прекрасными словами, успокаивает душу героини, дает ей понимание, что умерший бесконечно благодарен ей. Это высшая эмоциональная точка произведения, катарсис героини, рождение новой чистой души. И завершается повесть именно ее словами: «...он меня простил теперь. Все хорошо».

4) Определение авторской идеи как итог всей аналитической работе над рассказом.

Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

Как изображена любовь в повести? Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны.

Восемь лет длится безответная любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Он пишет ей письма, но их высмеивает её муж, а брат приходит в негодование. Но генерал Аносов считает, что любовь должна быть сильная, которая «заключает весь смысл жизни». Аносов говорит, что это чувство должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни корыстным.

Когда Вера получила письмо и подарок, она испытала неприятные чувства. Куприн так и пишет: «неудовольствие», «неприятное чувство», «жалко этого несчастного», «была встревожена», а в финале, после гибели героя «с нежностью развернула письмо». При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он.

Настоящая любовь в понимании Куприна – величайшая очищающая сила, преображающая каждого героя. Это возвышенное чувство может победить даже смерть.

- И.А.Бунин говорил: «Всякая любовь - великое счастье, даже, если она и не разделена». Вы тоже так считаете?

- Аносов в 8 главе произносит: «Любовь должна быть трагедией». А как думаете вы?

- Существует ли в повести проблема нравственного выбора? ( Желтков любит замужнюю женщину, ради любви нарушает семейную традицию, отказался от всего в своей жизни - от карьеры, от семьи, его ничего не интересует.…)

Как понять слова К. Г. Паустовского: “Гранатовый браслет” – один из благоуханных рассказов о любви – и самых печальных”?

Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).

Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого и искреннего человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звучат слова и генерала Аносова: «Может быть твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», и Желткова: «Да святится Имя Твое». И услышать эти слова из вечности нам позволяет повесть А.И.Куприна. Он гениально выбрал точные и ёмкие средства художественной выразительности, которые максимально помогли ему воплотить его авторскую идею.

Главные герои (характеристика)

Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. 

  1. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  2. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  3. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  4. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.

Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Материалы к урокам литературы.

Мои разработки, методические материалы, презентации....

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Материалы к уроку литературы в 5 классе по произведению А. Погорельского "Черная курица"

Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд....

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...