Материалы к урокам литературы.
методическая разработка по литературе по теме

Кудинова Любовь Васильевна

Мои разработки, методические материалы, презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

«Проект как одна из форм обучения на уроках русского языка и литературы»  

Мастер-класс

 для учителей русского языка

и литературы на районном семинаре

провела учитель русского языка  и литературы

высшей квалификационной категории

Кудинова Любовь Васильевна

17 февраля   2011 года

   

Добрый день, уважаемые коллеги!

 В одной из своих книг известный педагог Симон Соловейчик упомянул три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним подростком – сила интереса, старшим – сила цели. С каким энтузиазмом современные школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. Да, действительно, возможно ли сохранить энтузиазм, интерес и желание у всех идти по этому пути (одному для всех, когда путники такие разные) И разве естественно это – всем идти одним путем?

Думаю, что у каждого из нас в педагогической практике возникали эти вопросы. Не один раз и я задавалась этими вопросами. Я полагаю, что сегодня нет ни одного преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное тем ценным приобретением, которое ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Этому способствуют и произошедшие за последние годы перемены в практике отечественного образования. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали новых методов обучения, методов, которые:

  1. Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  3. Формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Одно из ведущих мест среди таких методов, на мой взгляд, принадлежит сегодня методу проекта, который дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» - эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.  Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. А если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.

Так что же такое метод проектов? Проектный метод впервые был сформулирован и описан американским педагогом УИЛЬЯМОМ КИЛПАТРИКОМ в первой четверти 20 века, который считал, что роль детства не ограничивается подготовкой к взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. Он считал, что школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенок живет и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и в том числе приобретать необходимые знания. А для этого обучение должно быть направлено на интересы и потребности ученика и основываться на личном опыте ребенка. Проект в переводе с латинского буквально означает нечто брошенное, пущенное вперед.

Это слово в последнее время прочно вошло в нашу жизнь , ассоциируясь со смелыми начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности.

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВАРЯ

Важнейшим признаком любого метода проекта является самостоятельная деятельность обучающихся, они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами      

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ    

1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе римента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление 

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Необходимо отметить, что работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно – содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

•   обозначение задач исследования в последовательности приня той логики,

•   определение методов исследования, источников информации,

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде ление путей ее решения,

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении,  ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

 цель проекта,

 предмет информационного поиска,

 источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

 способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

 результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

 презентация.

4. Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по предметно – содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

Из этого видно, что у учителя есть огромное поля для творчества.

Я пришла к методу проектов, когда обучалась на курсах ИНТЕЛ Обучение для будущего.

 На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб - сайт страницу, рекламный проспект и т.д.

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.

  Актуальность     применения     метода        определяется     повышением

проектирования в образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся.                                

Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы языка, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми               компетенциями                школьника              

 (коммуникативной,

культуроведческой,

информационной,

языковой,

 исследовательской),

 что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир Раскольникова Теория человека-вселенной Работу выполнили учащиеся 10 «А» класса Павлова Наталья, Динейкина Екатерина, Дубинин Дмитрий.

Слайд 3

Гипотеза: Мы считаем, что Раскольников – это человек-вселенная, в которой царит гармония. Но к началу действия романа вселенная взрывается на множество осколков, сформировав мир, в котором живет Родион. Каждый осколок – это личность, отображающая ту или иную часть души Раскольникова.

Слайд 4

Осколки: Мармеладов Порфирий Петрович Лужин Свидригайлов Соня Катерина Ивановна Письмоводитель

Слайд 5

Мармеладов Символизирует собой тупик, безысходность

Слайд 6

Порфирий Петрович Змей-искуситель, идея земной справедливости, идея возмездия, но не справедливости

Слайд 7

Лужин Воплощение теории «кафтанов»- благодеяние, жест милостивого «наполеончика». Являет собой подлеца «по убеждению».

Слайд 8

С видригайлов Тонкий реалист, которого диалектика не различения добра и зла довела до смертельной скуки.

Слайд 9

Соня Является символом бесконечной, нерассуждающей доброты.

Слайд 10

Катерина Ивановна «Надорвалась кляча»

Слайд 11

Письмоводитель Это был какой-то особенно взъерошенный человек с неподвижною идеей во взгляде

Слайд 12

Вывод: Собрать воедино эти осколки, внести в хаос порядок – задача Раскольникова . Только так он сможет вернуть свою душу и разум, стать полноценным человеком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный проект «Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе» Автор: Кудинова Л.В. учитель МОУ «СОШ №6»

Слайд 2

Аннотация Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к детальному изучению художественного произведения, вызвать интерес к русской литературе. Проект предназначен для развития творческого потенциала учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения. Таким образом, у учащихся формируется представление о значении литературы в целом. Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, требуют проведения исследовательских работ. Опираясь на различные источники информации и дидактические материалы проекта, учащиеся приходят к необходимым выводам и создают свои творческие работы. Участники проекта Учащиеся 5, 6, 10, 11, классов Предметная область Литература, история, ИЗО, информатика, биология.

Слайд 3

Методические задачи Научить учащихся сопоставлять реальные события и их художественное воплощение в произведении. Продолжить формирование литературоведческих навыков при но-сопоставительном анализе нескольких произведений. Формировать навыки грамотной устной и письменной речи. Научить учащихся оформлять результаты исследований с помощью компьютера Дидактические задачи Формирование исследовательских навыков информационной культуры учащихся. Приобретение навыков самостоятельной работы с текстом. Формирование понимания смысла произведения, мотивированной оценки поступков героев; Формирование личностного восприятия авторской позиции. Воспитание интереса к родной литературе.

Слайд 4

Учебные темы программы Основополагающий вопрос: Проблемные вопросы: Пословицы и поговорки, как малый жанр фольклора, их народная мудрость (5 класс). Аллегория и мораль в баснях И.А.Крылова (6 класс) Реальность и фантастика в произведениях Н.В. Гоголя (10класс) Основные образы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс) Кошка: домашний дух иль божество? Кто она: мягкая и пушистая или демон?... Кто в доме хозяин?… Стоит ли бояться черного кота?..

Слайд 5

Деятельность учащихся самостоятельный поиск учащимися информации; групповая работа учащихся над исследованиями; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола.

Слайд 6

Темы самостоятельных исследований учащихся «Образ кошки в устном народном творчестве, славянской мифологии, баснях И.А.Крылова». «Мистический образ кошки в произведениях Н.В.Гоголя». «Кот Бегемот Михаила Булгакова».

Слайд 7

Форма представления проекта и критерии их оценивания Презентация: « Кошка: домашний дух иль божество?...» Критерии оценивания презентации. Буклет «Что за чудо кошка-зверь…» Критерии оценивания буклета.

Слайд 8

Информационные ресурсы: Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авт.-сост. В.Я.Коровина. М., Просвещение, 2008г. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авт.-сост. В.П. Полухина. М., Просвещение, 2008г. Русская литература XIX века. Учебник для 10 кл. М., Просвещение, 2008г. Русская литература XX века. Учебник для 11 кл. М., Просвещение, 2007г. Н. В. Гоголь. Собрание сочинений. (любое издание) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (любое издание) «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2007 (3 CD ) http://www . cate - planet.ru/

Слайд 9

Изучайте! Творите! Пробуйте! Желаю успехов! Автор проекта Кудинова Любовь Васильевна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 6» г. Благодарного



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

«Проект как одна из форм обучения на уроках русского языка и литературы»  

Мастер-класс

 для учителей русского языка

и литературы на районном семинаре

провела учитель русского языка  и литературы

высшей квалификационной категории

Кудинова Любовь Васильевна

17 февраля   2011 года

   

Добрый день, уважаемые коллеги!

 В одной из своих книг известный педагог Симон Соловейчик упомянул три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним подростком – сила интереса, старшим – сила цели. С каким энтузиазмом современные школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. Да, действительно, возможно ли сохранить энтузиазм, интерес и желание у всех идти по этому пути (одному для всех, когда путники такие разные) И разве естественно это – всем идти одним путем?

Думаю, что у каждого из нас в педагогической практике возникали эти вопросы. Не один раз и я задавалась этими вопросами. Я полагаю, что сегодня нет ни одного преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное тем ценным приобретением, которое ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Этому способствуют и произошедшие за последние годы перемены в практике отечественного образования. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали новых методов обучения, методов, которые:

  1. Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  3. Формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Одно из ведущих мест среди таких методов, на мой взгляд, принадлежит сегодня методу проекта, который дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» - эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.  Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. А если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.

Так что же такое метод проектов? Проектный метод впервые был сформулирован и описан американским педагогом УИЛЬЯМОМ КИЛПАТРИКОМ в первой четверти 20 века, который считал, что роль детства не ограничивается подготовкой к взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. Он считал, что школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенок живет и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и в том числе приобретать необходимые знания. А для этого обучение должно быть направлено на интересы и потребности ученика и основываться на личном опыте ребенка. Проект в переводе с латинского буквально означает нечто брошенное, пущенное вперед.

Это слово в последнее время прочно вошло в нашу жизнь , ассоциируясь со смелыми начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности.

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВАРЯ

Важнейшим признаком любого метода проекта является самостоятельная деятельность обучающихся, они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами      

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ    

1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе римента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление 

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Необходимо отметить, что работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно – содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

•   обозначение задач исследования в последовательности приня той логики,

•   определение методов исследования, источников информации,

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде ление путей ее решения,

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении,  ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

 цель проекта,

 предмет информационного поиска,

 источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

 способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

 результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

 презентация.

4. Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по предметно – содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

Из этого видно, что у учителя есть огромное поля для творчества.

Я пришла к методу проектов, когда обучалась на курсах ИНТЕЛ Обучение для будущего.

 На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб - сайт страницу, рекламный проспект и т.д.

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.

  Актуальность     применения     метода        определяется     повышением

проектирования в образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся.                                

Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы языка, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми               компетенциями                школьника              

 (коммуникативной,

культуроведческой,

информационной,

языковой,

 исследовательской),

 что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.



Предварительный просмотр:

Задание к кроссворду по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

 1. Кто из героев «преступления и наказания» стал женой Разумихина?

 2. Как зовут главного героя произведения?  

 

3. Кто из героев «Преступления и наказания» читает отрывок из Библии о Воскресении Лазаря?

4. Как называлась статья главного героя произведения, которая была опубликована в «Периодической речи» за полгода до убийства старухи-процентщицы?

 5. Назовите жанр «Преступления и наказания».

 6. Кому из героев произведения принадлежат слова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»?

 7. Кого главный герой «Преступления и наказания» убивает случайно?

 8.  К какому герою «Преступления и наказания» относится эта портретная характеристика: «…Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»?

  9.  Как первоначально по замыслу автора должно было называться «Преступление и наказание»?

 10. Кто из героев «Преступления и наказания» сформулировал свою философию жизни так: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел…»?

 11. Кто в «Преступлении и наказании» «проповедует» идею вседозволенности?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнили учащиеся 5 «Б», 6 «Б», 10 «В», 11 «А» классов Кошка: домашний дух иль божество...

Слайд 2

Цель презентации Выяснить, кем же, на самом деле, является образ кошки в русской литературе: домашним духом иль божеством?...

Слайд 3

Гипотеза В литературе кошка выполняет разные функции.

Слайд 4

Задача Выяснить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях, художественных произведениях.

Слайд 5

Для того, чтобы решить поставленную задачу, мы разбились на несколько возрастных групп: Учащиеся 5-го класса исследовали пословицы, поговорки, народные приметы, связанные с кошкой . Учащиеся 6-го класса, выясняли роль образа кота в русских народных сказках, мифах, баснях И.А. Крылова. Десятиклассники рассматривали мистический образ кошки в произведениях Н.В.Гоголя. Учащиеся 11-го класса рассматривали образ кота Бегемота из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Слайд 6

И вот что у нас получилось… 4. Кошка-демон Кошка-домовой Кошка- творец и Кошка- разрушитель 1. 2. 3.

Слайд 7

Кошка-домовой Все случаи, которые относятся к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством. На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку»-кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Слайд 8

Кошка-разрушитель Кошка-творец

Слайд 9

Кошка-помощник Мир зверей интересен сам по себе, но в литературных произведениях он «одухотворен и домыслен человеческим воображением». Что бы не делала кошка, она все равно старается помочь хозяину, например, в сказках «Мудрая жена», «Баба-Яга». Кошка может принадлежать злым существам(например, ведьме, Бабе-Яге), красть что-либо у хозяев, но она все равно Будет помогать или совершать разные другие положительные поступки.

Слайд 10

Кошка-демон В мифологии кошка выступает как воплощение(или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В славянской культуре результатом действия кошки чаще всего становится болезнь, порча, смерть. У наших предков есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот предстает в Наших сказках так же в виде страшного, зловещего «Котища-вытаращи глазища», угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота. Мяууу …

Слайд 11

В повестях Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала» кошка выступает в мистической, демонической роли, связанной с нечистой силой, точнее сказать, сама таковой и является. В повести «Старосветские помещики» сбежавшая от хозяйки (Пульхерии Ивановны) кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Таким образом, «в мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает раздел мира на живое и мертвое.

Слайд 12

Кошка-проводник Сильнейшее развитие в XX веке образ кошки-проводника между миром людей и потусторонним миром получил в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова: речь идет о коте Бегемоте. Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная. Образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная, восходящая к средневековью. Шут не имеет смысла существовать, поскольку у него нет собственного «Я», нет личности. Он старается продлить свою жизнь за счет подражания другим, но на деле его самость – это только ворох масок.

Слайд 13

Бегемот в романе только шутит, скоморошничает. Этот кот-оборотень -любимый шут сатаны, самый забавный и запоминающийся из свиты Волонда. Он постоянно крутится возле Геллы (ведьмы), а на балу – вокруг Маргариты, которая исполняет роль хозяйки на балу у Сатаны. В этом просматриваются фольклорные мотивы, то есть использует образ «Ведьма с черной кошкой» Таким образом, можно говорить о том, что «Московские главы» в романе – это репетиция Страшного суда в представлении Булгакова. И Бегемот будет выполнять роль проводника между двумя мирами.

Слайд 14

Выводы Функции кошки в мифах, легендах, поверьях, литературных произведениях традиционны. В литературных произведениях кошка становится проводником человека, помощником в определении жизненного пути; ни одному другому животному такая роль не отводилась. Невозможно раз и навсегда запечатлеть неизменный устоявшийся образ этого животного: кошка, подобно человеку, полна смыслов.

Слайд 15

Источники информации: Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авт.-сост. В.Я.Коровина. М., Просвещение, 2008г. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авт.-сост. В.П. Полухина. М., Просвещение, 2008г. Русская литература XIX века. Учебник для 10 кл. М., Просвещение, 2008г. Русская литература XX века. Учебник для 11 кл. М., Просвещение, 2007г. Н. В. Гоголь. Собрание сочинений. (любое издание) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (любое издание) «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2007 (3 CD ) http://www . cate - planet.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Материалы к уроку литературы в 5 классе по произведению А. Погорельского "Черная курица"

Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд....

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...