Вопросы духовно-нравственной культуры народов России
методическая разработка по литературе
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_duhovno-nravstvennoy_kultury_narodov_rossii.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет русский язык
Вопросы духовно-нравственной культуры народов России
№п.п | Класс | Три- местр | Тема ( раздел) | Краткое содержание |
1. | 7 класс Программа Т.А.Ладыжен-ской | 1 2 три- местр 3 три- местр | 1.Русский язык как развивающееся явление. 2.Повторение изученного в 5-6 классах. Тексты и стили речи. 3.Морфология и орфография Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Учебно-научная речь. Категория состояния. 4.Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. 5.Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | 1.Формирование основы гражданского сознания : чувства уважения к истории, культуре, языку ( упражнения 1-4). 2.Ценность красоты как совершенства гармонии мира, природы ( упражнения 8-9,12, 14, 17-18, 21, 23, 25-2732-33, 36-37,44,50- 51). Воспитание любви к окружающей природе: отрывки из текстов А .Твардовского «Лес осенью», К. Паустовского, А.Чехова (описание степи), М.Пришвина , Н.Рубцова «Душа хранит», И.Гончарова, Л.Толстого, М.Лермонтова «Осень», М.Шолохова, Г. Снегирев. Приобщение учащихся к историческим культурным традициям своего народа, своего языка ( упражнения 29, 39,49, 52,65) : значение открытий М.Ломоносова в лингвистике, произведения древнерусского искусства, язык прародителей, азбука. Воспитание трудолюбия ( Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», упражнение 16), бережного отношения к природе ( упражнения 70-71): написание текстов в публицистическом стиле ( дар слова). 3.Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе : отрывки из текстов Д.Мамина- Сибиряка, А.Лыкова, К.Паустовского, Л.Кассиля, А.Куприна, С.Аксакова ( упражнения 76-78, 86,100-101,105, 113,125, 157,176); воспитание нравственных качеств личности ребенка: любви к родителям ( упражнение 116, отрывок из книги Т.Сухотиной, упражнение 149); приобщение к культурным традициям своего народа ( народные промыслы- детям, упражнение 135); воспитание любви к Родине, патриотическое воспитание ( упражнение 151, отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» ). Отношение к животным ( упражнение 211, отрывок из рассказа А.Чехова «Каштанка»). Воспитание любви к окружающей природе: отрывки из текстов А.Чехова, С.Аксакова , Н. Михайлова, В.Распутина ,М.Пришвина (упражнения 219, 215, 226,296,293); отношение к животным ( упражнения 211,272- В.Осеева, 273-картина Е.Широкова «Друзья»); воспитание трудолюбия ( параграф 41); приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства ( упражнение 235- государственный праздник Татарстана- Сабантуй); уважение личности и ее достоинства (упражнения 238-239, обидны ли прозвища, упражнение 220- «Друзья- товарищи»). Отношение к труду: басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», упражнение 302; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства ( упражнение 312- зимние национальные праздники народов России). Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе : отрывок из очерка К.Паустовского «Мещерская сторона, упражнения 320, 322. 4.Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе : отрывки из текстов А.Чехова, А.Грина, И.Гончарова- упражнения 345-346,352. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе : отрывки из текстов С.Аксакова, А.Мусатова, А.Пушкина, К.Паустовского, В. Янина, Ф.Достоевского- упражнения 356, 358,373, 376,379, 392,396-397; отношение к книге, к чтению- упражнения 383-384,399; воспитание трудолюбия -упражнение 389. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, к «братьям нашим меньшим» : отрывки из текстов А.Чехова Г.Маркова- упражнения 422,452, 456- 457, описание картины К.Юона «Конец зимы. Полдень»-упражнение 426, упражнение 446; формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своей роли на земле ( упражнение 402); воспитание ценности человеческой личности, его положительных качеств –упражнение 458 (В. Высоцкий «Если друг оказался вдруг…).. 5.Проявление духовной зрелости человека ( ценность любви к Родине -упражнение 467); воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе : отрывки из текстов Н.Заболоцкого, И.Тургенева, М.Шолохова, И.Бунина, М.Исаковского, С.Есенин- упражнения 470, 483-484, 491, 501, 504,512-513; воспитание патриотизма, памяти об участниках Великой Отечественной войны- упражнение 489, о русских полководцах ( упражнение 493), о защитниках русской земли ( упражнение 474); воспитание трудолюбия ( упражнение 502-503, 508); уважение к культурному наследию русского народа ( упражнение 509, материал о П.И.Чайковском), о русском языке ( К.Бальмонт «Язык, великолепный наш язык…). |
2. | 5 класс Программа Т.А.Лады- женской | 1 три- местр 2 три- местр 3 три- местр | 1.Язык и общение. 2.Вспоминаем, повторяем, изучаем. 3. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 4.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 5.Лексика. Культура речи. 6.Морфемика. Орфография. Культура речи. 7.Морфология. Орфография. Культура речи. 8.Имя прилагательное. 9. Глагол. 10. Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 1.Формирование основы гражданского сознания : чувства уважения к истории, культуре, языку ( упражнения 1, 3,6-7,10). 2. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе – упражнения 49, 85-87, 109, 118, 143; отношение к животным ( «Хитрый заяц», упражнение 70, 75(В.Бианки); формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своей роли на земле ( упражнение 116 «Порядочный человек»). 3.Формирование нравственных качеств, упражнение 144 «Гордость –это хорошо или плохо»; 257 «Стыдно перед соловушкой»; формирование основы гражданского сознания :чувства уважения к культуре, языку, слову- упражнения 127,136, 140; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, животным – упражнения 143 ( В. Арсеньев), 119 (С.Аксаков), 120 (С.Есенин), 123 (К.Паустовский), 168( дружба жаворонка и рыбки), 174 ( Н.Заболоцкий);201 («Природа -твой друг, береги её»), 243 (В.Песков); формирование основы гражданского сознания :чувства уважения к культуре –упражнение 190 (берестяные грамоты), 189 ( Кремль). 4.Формирование основы гражданского сознания :чувства уважения к культуре- картина Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упражнение 323), к языку –параграф 58 «Алфавит». 5. Формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своей роли на земле -упражнения 344-345 ( «Какой след ты оставишь на земле?»); воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе- упражнения 348 ( текст И.Грабаря, картина «Февральская лазурь»), 375 ( К.Паустовский «Первый снег»). 6.Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе- упражнения 419 ( В.Песков «Последний лист орешника»), 468 (М.Пришвин); воспитание патриотизма, памяти об участниках Великой Отечественной войны- упражнение 446 ( В.Сухомлинский); формирование основы гражданского сознания :чувства уважения к культуре- картина П.Кончаловского «Сирень в корзине». 7. Проявление духовной зрелости человека ( ценность любви к Родине, миру, родному дому –параграф 88, страница 44), упражнения 476 ; отношение к книге, к чтению- упражнение 482, параграф 89, 561 ( детский писатель Житков); выбор профессии –упражнение 483-484; воспитание патриотизма, памяти об участниках Отечественной войны 1812 года -упражнение 489; формирование основы гражданского сознания :чувства уважения к культуре, истории –упражнение 498 ( Московский кремль); формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своего труда на земле -притча Е.Пермяка «Перо и чернильница», упражнение 513; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, к родине- упражнения 532 (С.Маршак),547 ( В.Астафьев), картина Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». 8. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе ( вопросы экологии), к животным- упражнения 567 (А.Прокофьев «Береза»), 568 (экологические проблемы, С.Аксаков), 584, 585-587, картина А.Комарова «Наводнение»,600; формирование основы гражданской позиции: чувство гордости за свою Родину –упражнение 571 (Ю.А.Гагарин). 9.Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду (параграф108), упражнение 638 «Руки», 652, 662673, 682-683, 686 ( пословицы о труде), 606 ( «Весенние работы»), 644; формирование нравственных качеств- «Шоколадный торт», упражнения 688, 637 «На доброе слово не надо скупиться…», 614 (не обижать людей), 685 («Нарушитель»); воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе -упражнения 691-693,699 (Ф.И.Тютчев), 703, 678-679 ( Н .Рыленков, К.Паустовский ,П.Вяземский),654 (А.Плещеев), 607 ( «Лесной оркестр»), 662, 665 ( Л.Толстой), 687 «Верба», 703; формирование основы гражданского сознания :чувства уважения к языку, слову- упражнение 694 ( советы К.Паустовского); к чтению- упражнение 698 «Книгоград». 10. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе –упражнения 719 (И.Гончаров), 724 ( В.Тендряков), 729 (М.Лермонтов); формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своего труда на земле (упражнения 730, 732). |
Предмет литература
Вопросы духовно-нравственной культуры народов России
№п.п | Класс | Три- местр | Тема ( раздел) | Краткое содержание |
1. | 5 класс Программа В.Я Коровиной | 1 три- местр 2 три- местр 3 три- местр | 1.Устное народное творчество. 2. Из древнерус ской литературы. 3. Из литературы 18 века. 4.Из русской литературы 19 века. 5.Из литературы 20 века. 6. Из зарубежной литературы. | 1.Воспитание нравственных качеств личности: добра, любви ,смелости, мужества, справедливости, готовности самопожертвования; воспитание патриотизма, любви к родной земле; воспитание трудолюбия ( сказки). 2. Формирование основы гражданской позиции :уважение к истории и культуре народа; воспитания нравственных качеств: патриотизма ( подвиги во имя мира на родной земле) («Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»). 3. Формирование основы гражданской позиции : роль М.В. Ломоносова-ученого, поэта, художника, гражданина. 4.Воспитание нравственных качеств личности, осуждение трусости, лени, неблагодарности, глупости, невежества, жадности, грубой силы, хитрости ( басни); нравственность в сказках 19 века- народная мораль, красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. А.С.Пушкин. Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины, к семье. М.Ю.Лермонтов. Формирование основы гражданской позиции : патриотизма «Бородино», гордости за свою Родину. Н.В.Гоголь. Поэтизация народной жизни, народных преданий (воспитание уважения к культуре народа). Н.А.Некрасов .Воспитание трудолюбия, уважение личности и ее достоинства «Есть женщины в русских селеньях…», «Мороз, Красный нос»,»Крестьянские дети». И.С. Тургенев. Воспитание трудолюбия, уважение личности и ее достоинства «Муму», уважение к правам и свободе человека, проявление сострадания, милосердия. А.А.Фет. Красота природы, оптимизм в восприятии мира, любовь к природе («Весенний дождь»). Л.Н.Толстой. Утверждение гуманистических идеалов, бессмысленность и жестокость национальной вражды (душевная близость людей из враждующих лагерей). («Кавказский пленник»). А.П.Чехов. Воспитание нравственных качеств личности, осуждение глупости и невежества ( «Хирургия»). Поэты 19 века о Родине и родной природе. Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны; любовь к Родине, природе, красота окружающего мира, оптимизм в восприятии мира, осознание себя частью природного мира ( Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З.Суриков, А.В.Кольцов). 5.В.Г.Короленко. Воспитание сострадания, милосердия, уважение личности и ее достоинства, ценностей семьи ( «В дурном обществе»). С.Есенин. Воспитание уважения к родной природе, родному краю «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». П.П.Бажов. Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа; воспитание нравственных качеств: честности, трудолюбия, добросовестности ( «Медной горы Хозяйка»). К.Г.Паустовский. Воспитание нравственных качеств: доброты, сострадания, любви к животным ( «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»). С. Я.Маршак. Формирование способностей к решению моральных дилемм; воспитание добра, справедливости, нравственных качеств, осуждение жадности, уважение личности, трудолюбия, отношения к взрослым ( «Двенадцать месяцев»). А.П.Платонов. Воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения ( «Никита»). В.П.Астафьев. Воспитание мужества, смелости, трудолюбия, осознание себя частью природного мира- выживание человека в мире природы- ценность разума, стремление к созидательной деятельности ( «Васюткино озеро»). Поэты о Великой Отечественной войне. Формирование чувства сопричастности и гордости за Родину; воспитание патриотизма, мужества, смелости ( К.Симонов, А.Т.Твардовский). Произведения о Родине, родной природе и о себе. Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны; любовь к Родине, природе, красота окружающего мира, оптимизм в восприятии мира, осознание себя частью природного мира ; формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности (И.Бунин, А.А.Прокофьев, Н.Рубцов, Дон-Аминадо). Писатели улыбаются. Возможность проявлять творческие способности (Саша Черный, Ю. Ким). 6.Р.Стивенсон.Воспитание уважения к истории и культуре народа, патриотизма, любви к Родине ( «Вересковый мед»). Д.Дефо. Воспитание смелости, мужества, выносливости; гимн неисчерпаемым возможностям человека («Робинзон Крузо»). Х.К.Андерсен. Воспитание любви, дружбы, нравственных качеств человека: трудолюбия, мужества. добра; противопоставление красоты внешней и внутренней ( «Снежная королева»). М.Твен. Воспитание творческих способностей , дружбы ( «Приключение Тома Сойера»). Дж.Лондон. Воспитание смелости, мужества ( «Сказание о Кише»). |
2. | 7 класс Программа В.Я.Корови- ной | 1 три- местр 2 три- местр | 1.Устное народное творчество. 2.Древнерус- ская литература. 3.Произведения русских писателей 18 века. 4.Из русской литературы 19 века. 3 три- местр Из литературы 20 века Из зарубежной литературы | 1. Воспитание нравственных качеств личности: добра, любви ,смелости, мужества, справедливости, готовности самопожертвования; воспитание патриотизма, любви к родной земле; воспитание трудолюбия ( предания, былины, пословицы, поговорки). 2. Формирование основы гражданской позиции :уважение к истории и культуре народа; воспитания нравственных качеств ( «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»). 3. Формирование основы гражданской позиции : отношение к образованию, к русской науке, призыв к миру, труд на благо Родины ( М.В.Ломоносов); размышления о смысле жизни и судьбе, утверждение свободы творчества ( Г.Р.Державин). Позиция гражданина-патриота. 4.А.С.Пушкин. Воспитание мужества, патриотизма ( поэма «Полтава»); формирование основы гражданской позиции :уважение к истории и культуре народа («Песнь о вещем Олеге»); уважение к правам и свободе человека, пробуждение человеческого достоинства ( «Станционный смотритель»). М.Ю.Лермонтов. Формирование основы гражданской позиции : уважение к истории и культуре народа; уважение к правам и свободе человека, пробуждение , защита человеческого достоинства ( «Песня про царя Ивана Васильевича…»). Н.В.Гоголь. . Воспитание мужества, патриотизма, любви к Родине ( «Тарас Бульба»). И.С.Тургенев. Формирование основы гражданского сознания : чувства уважения к истории, культуре, языку ( «Русский язык»); воспитание нравственных качеств , человеческих взаимоотношений ( «Близнецы», «Два богача»); уважение к правам и свободе человека, пробуждение , защита человеческого достоинства; воспитание трудолюбия («Бирюк»). Н.А.Некрасов. Формирование основы гражданского сознания : чувства уважения к истории, к подвигу жен декабристов; воспитание величии духа, мужества, любви к семье (поэма «Русские женщины»); чувства боли, переживания за судьбу народа ( «Размышления у парадного подъезда»). М.Е. Салтыков-Щедрин. . Формирование основы гражданской позиции: осуждение нравственных пороков общества-паразитизма, покорности; воспитание трудолюбия ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»). Л.Н.Толстой. Уважение ценностей семьи; воспитание нравственных качеств: сострадания, любви («Детство»). «Край ты мой, родимый край…». Любовь к родной природе, к родине (В.Жуковский, А.Толстой, И.Бунин). А.П.Чехов. Воспитание нравственных качеств, осуждение трусости, угодничества, необразованности ( «Хамелеон», «Злоумышленник»). 5.И.Бунин. Взаимоотношение в семье, воспитание детей. ( «Цифры»); воспитание любви, взаимопонимания, уважение семейных ценностей; воспитание любви, сострадания, милосердия («Лапти»). М.Горький. Проявление духовной зрелости человека, самопожертвования («Данко»); воспитание творческого потенциала личности , трудолюбия, нравственных качеств: мужества, смелости, сострадания, милосердия, любви к миру, людям (повесть «Детство»). Л.Андреев. Воспитание чувства деятельного сострадания к «братьям нашим меньшим», осуждение бессердечия ( рассказ «Кусака»). В.В.Маяковский. Воспитание трудолюбия («Необычайное приключение…»); воспитание чувства деятельного сострадания к «братьям нашим меньшим»: доброты, сострадания, осуждения безразличия, бессердечия («Хорошее отношение к лошадям»). А.Платонов. Воспитание нравственных качеств: душевной щедрости ,любви к людям, сострадания и уважения человека ( «Юшка»), любви к природе, стремление к созидательной деятельности ( «Неизвестный цветок»); воспитание трудолюбия ( «В прекрасном и яростном мире»). А.Т.Твардовский. Размышления о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости человека и народа. Час мужества. Воспитание чувства гордости за страну, патриотизма, героизма, самоотверженности (А.Ахматова, Е.Винокуров, Ю.Друнина, К.Симонов, Ю.Белаш, А.Жигулин, В.Высоцкий). Ф.Абрамов. Воспитание экологического сознания; эстетические и нравственные проблемы ( «О чем плачут лошади»). Е.Носов. Воспитание экологического сознания: протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к людям, природе; взаимосвязь природы и человека («Кукла»); воспитания силы внутренней духовной красоты, мужества, патриотизма ( «Живое пламя»). Ю.Казаков. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, мужества («Тихое утро»). Д.С.Лихачев. Воспитание нравственных качеств. Духовное напутствие молодежи ( «Земля родная»). «Тихая моя родина…». Воспитание уважения к родной природе, родному краю, сохранение природы, проявление экологического сознания (В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). 6.Р.Бернс. Воспитание справедливости, честности ( «Честная бедность»). Байрон. Воспитание мужества, патриотизма ( Ты кончил жизни путь, герой!..»). Японский хокку. Воспитание экологического сознания, любви к природе; нерасторжимом единстве жизни природы и жизни человека (Мацуо Басе, Кобаяси Исса). Дж.Олдридж. Воспитание взаимного уважения, мужества, взаимопонимания («Отец и сын»). О.Генри. Воспитание любви, преданности, жертвенности во имя любви ( «Дары волхвов»). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...
«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...
Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников
Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....
Отчет Дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного развития культуры народов Ямала «Хозяйка чума» в рамках реализации МИП.
Отчет по программе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....