Вопросы духовно-нравственной культуры народов России
методическая разработка по литературе

Парфёнова Татьяна Ивановна

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_duhovno-nravstvennoy_kultury_narodov_rossii.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Предмет   русский язык

         Вопросы духовно-нравственной культуры народов России

№п.п

Класс

Три-

местр

Тема ( раздел)

Краткое содержание

1.

    7 класс

Программа

Т.А.Ладыжен-ской

1

2

три-

местр

3

три-

местр

1.Русский язык как развивающееся явление.

2.Повторение изученного в 5-6 классах.

Тексты и стили речи.

3.Морфология и орфография Культура речи.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие.

Учебно-научная речь.

Категория состояния.

4.Служебные части речи.

Предлог.

Союз.

Частица.

5.Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

1.Формирование основы гражданского сознания : чувства уважения к истории, культуре, языку ( упражнения 1-4).

2.Ценность красоты как совершенства гармонии мира, природы ( упражнения 8-9,12, 14, 17-18, 21, 23, 25-2732-33, 36-37,44,50- 51). Воспитание любви к окружающей природе:  отрывки из текстов

 А .Твардовского «Лес осенью»,

К. Паустовского, А.Чехова (описание степи),

М.Пришвина ,  Н.Рубцова  «Душа хранит»,   И.Гончарова,  Л.Толстого, М.Лермонтова  «Осень»,  М.Шолохова,   Г. Снегирев.

Приобщение учащихся к историческим культурным традициям своего народа, своего языка ( упражнения 29, 39,49, 52,65) : значение открытий М.Ломоносова в лингвистике, произведения древнерусского искусства, язык прародителей, азбука.

Воспитание трудолюбия

 ( Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», упражнение 16), бережного отношения к природе

( упражнения 70-71): написание текстов в публицистическом стиле ( дар слова).

3.Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе :  отрывки из текстов Д.Мамина- Сибиряка, А.Лыкова, К.Паустовского, Л.Кассиля, А.Куприна, С.Аксакова

( упражнения 76-78, 86,100-101,105, 113,125, 157,176);

воспитание нравственных качеств личности ребенка: любви к родителям

 ( упражнение 116, отрывок из книги Т.Сухотиной, упражнение 149);

приобщение к культурным традициям своего народа ( народные промыслы- детям, упражнение 135);

воспитание любви к Родине, патриотическое воспитание

 ( упражнение 151,  отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» ).

Отношение к животным ( упражнение 211, отрывок из рассказа А.Чехова «Каштанка»).

Воспитание любви к окружающей природе:  отрывки из текстов А.Чехова,

С.Аксакова ,  Н. Михайлова, В.Распутина ,М.Пришвина  (упражнения  219, 215, 226,296,293);

отношение к животным ( упражнения 211,272- В.Осеева, 273-картина Е.Широкова «Друзья»);

воспитание трудолюбия ( параграф 41);

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства ( упражнение 235- государственный праздник Татарстана- Сабантуй);

уважение личности и ее достоинства (упражнения 238-239, обидны ли прозвища, упражнение 220- «Друзья- товарищи»).

Отношение к труду: басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», упражнение 302;

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства ( упражнение 312- зимние национальные праздники народов России).

Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе :  отрывок из очерка К.Паустовского «Мещерская сторона, упражнения 320, 322.

4.Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе :  отрывки из текстов А.Чехова, А.Грина, И.Гончарова- упражнения 345-346,352.

Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе :  отрывки из текстов С.Аксакова, А.Мусатова, А.Пушкина, К.Паустовского, В. Янина, Ф.Достоевского- упражнения 356, 358,373, 376,379, 392,396-397;

отношение к книге, к чтению- упражнения 383-384,399;

воспитание трудолюбия -упражнение 389.

Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, к «братьям нашим меньшим» :  отрывки из текстов А.Чехова Г.Маркова- упражнения 422,452, 456- 457, описание картины К.Юона «Конец зимы. Полдень»-упражнение 426, упражнение 446;

формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своей роли на земле ( упражнение 402);

воспитание ценности человеческой личности, его положительных качеств –упражнение 458 (В. Высоцкий «Если друг оказался вдруг…)..

5.Проявление духовной зрелости человека ( ценность любви к Родине -упражнение  467);

воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе :  отрывки из текстов Н.Заболоцкого, И.Тургенева, М.Шолохова, И.Бунина, М.Исаковского, С.Есенин- упражнения 470, 483-484, 491, 501, 504,512-513;

воспитание патриотизма, памяти об участниках Великой Отечественной войны- упражнение 489, о русских полководцах ( упражнение 493), о защитниках русской земли

( упражнение 474);

воспитание трудолюбия ( упражнение 502-503, 508);

уважение к культурному наследию русского народа ( упражнение 509, материал о П.И.Чайковском), о русском языке ( К.Бальмонт «Язык, великолепный наш язык…).

2.

5 класс

Программа

Т.А.Лады-

женской

1

три-

местр

2 три-

местр

3 три-

местр

1.Язык и общение.

2.Вспоминаем, повторяем, изучаем.

3. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

4.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

5.Лексика. Культура речи.

6.Морфемика. Орфография. Культура речи.

7.Морфология. Орфография. Культура речи.

8.Имя прилагательное.

9. Глагол.

10. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

1.Формирование основы гражданского сознания : чувства уважения к истории, культуре, языку ( упражнения 1, 3,6-7,10).

2. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе – упражнения 49, 85-87, 109, 118, 143;

 отношение к животным ( «Хитрый заяц», упражнение 70, 75(В.Бианки);

формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своей роли на земле ( упражнение 116 «Порядочный человек»).

3.Формирование нравственных качеств, упражнение 144 «Гордость –это хорошо или плохо»; 257 «Стыдно перед соловушкой»;

формирование основы гражданского сознания :чувства уважения  к культуре, языку, слову- упражнения 127,136, 140;

воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, животным – упражнения 143

 ( В. Арсеньев), 119 (С.Аксаков), 120 (С.Есенин), 123 (К.Паустовский), 168( дружба жаворонка и рыбки), 174

( Н.Заболоцкий);201 («Природа -твой друг, береги её»), 243 (В.Песков);

формирование основы гражданского сознания :чувства уважения  к культуре –упражнение 190 (берестяные грамоты), 189 ( Кремль).

4.Формирование основы гражданского сознания :чувства уважения  к культуре- картина Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упражнение 323), к языку –параграф 58 «Алфавит».

5. Формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своей роли на земле -упражнения 344-345 ( «Какой след ты оставишь на земле?»);

воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе- упражнения 348 ( текст И.Грабаря, картина «Февральская лазурь»), 375

( К.Паустовский «Первый снег»).

6.Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе- упражнения 419 ( В.Песков «Последний лист орешника»), 468 (М.Пришвин);

воспитание патриотизма, памяти об участниках Великой Отечественной войны- упражнение 446

( В.Сухомлинский);

формирование основы гражданского сознания :чувства уважения  к культуре- картина П.Кончаловского «Сирень в корзине».

7. Проявление духовной зрелости человека ( ценность любви к Родине, миру, родному дому –параграф 88, страница 44), упражнения 476 ;

отношение к книге, к чтению- упражнение 482, параграф 89, 561

 ( детский писатель Житков);

выбор профессии –упражнение 483-484;

воспитание патриотизма, памяти об участниках Отечественной войны 1812 года -упражнение 489;

формирование основы гражданского сознания :чувства уважения  к культуре, истории –упражнение 498

( Московский кремль);

формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своего труда на земле -притча Е.Пермяка «Перо и чернильница», упражнение 513;

воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, к родине- упражнения 532 (С.Маршак),547 ( В.Астафьев), картина Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».

8. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе

 ( вопросы экологии), к животным- упражнения 567 (А.Прокофьев «Береза»), 568 (экологические проблемы, С.Аксаков), 584, 585-587, картина А.Комарова «Наводнение»,600;

формирование основы гражданской позиции: чувство гордости за свою Родину –упражнение 571 (Ю.А.Гагарин).

9.Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду (параграф108), упражнение 638 «Руки», 652, 662673, 682-683, 686 ( пословицы о труде), 606 ( «Весенние работы»), 644;

формирование нравственных качеств- «Шоколадный торт», упражнения 688, 637 «На доброе слово не надо скупиться…», 614 (не обижать людей), 685 («Нарушитель»);

воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе -упражнения 691-693,699 (Ф.И.Тютчев), 703, 678-679 ( Н .Рыленков, К.Паустовский ,П.Вяземский),654 (А.Плещеев), 607 ( «Лесной оркестр»), 662, 665 ( Л.Толстой), 687 «Верба», 703;

формирование основы гражданского сознания :чувства уважения  к  языку, слову- упражнение 694 ( советы К.Паустовского); к чтению- упражнение 698 «Книгоград».

10. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе –упражнения 719 (И.Гончаров), 724 ( В.Тендряков), 729 (М.Лермонтов);

формирование основы гражданской позиции: уважение к причастности своего труда на земле (упражнения 730, 732).

                                         Предмет   литература

         Вопросы духовно-нравственной культуры народов России

№п.п

Класс

Три-

местр

Тема ( раздел)

Краткое содержание

1.

5 класс

Программа

В.Я Коровиной

1 три-

местр

2

три-

местр

3

три-

местр

1.Устное народное творчество.

2. Из древнерус

ской литературы.

3. Из литературы 18 века.

4.Из русской литературы 19 века.

5.Из литературы 20 века.

6. Из зарубежной литературы.

1.Воспитание нравственных качеств личности: добра, любви ,смелости, мужества, справедливости, готовности самопожертвования;

воспитание патриотизма, любви к родной земле;

воспитание трудолюбия ( сказки).

2. Формирование основы гражданской позиции :уважение к истории и культуре народа;

воспитания нравственных качеств: патриотизма ( подвиги во имя мира на родной земле) («Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»).

3. Формирование основы гражданской позиции : роль М.В. Ломоносова-ученого, поэта, художника, гражданина.

4.Воспитание  нравственных качеств личности, осуждение трусости, лени, неблагодарности,  глупости, невежества, жадности,  грубой силы, хитрости ( басни); нравственность в сказках 19 века- народная мораль, красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.

А.С.Пушкин. Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины, к семье.

М.Ю.Лермонтов. Формирование основы гражданской позиции : патриотизма «Бородино», гордости за свою Родину.

Н.В.Гоголь. Поэтизация народной жизни, народных преданий (воспитание уважения к культуре народа).

Н.А.Некрасов .Воспитание трудолюбия,  уважение личности и ее достоинства «Есть женщины в русских селеньях…», «Мороз, Красный нос»,»Крестьянские дети».

И.С. Тургенев. Воспитание трудолюбия,  уважение личности и ее достоинства «Муму», уважение к правам и свободе человека, проявление сострадания, милосердия.

А.А.Фет. Красота природы, оптимизм в восприятии мира, любовь к природе («Весенний дождь»).

Л.Н.Толстой. Утверждение гуманистических идеалов, бессмысленность и жестокость национальной вражды (душевная близость людей из враждующих лагерей). («Кавказский  пленник»).

А.П.Чехов. Воспитание  нравственных качеств личности, осуждение глупости и невежества ( «Хирургия»).

Поэты 19 века о Родине и родной природе.

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;

любовь к Родине, природе, красота окружающего мира, оптимизм в восприятии мира, осознание себя частью природного мира ( Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З.Суриков, А.В.Кольцов).

5.В.Г.Короленко. Воспитание сострадания, милосердия, уважение личности и ее достоинства, ценностей семьи ( «В дурном обществе»).

С.Есенин. Воспитание уважения к родной природе, родному краю «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом  с голубыми  ставнями…».

П.П.Бажов. Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа;

воспитание нравственных качеств: честности, трудолюбия, добросовестности ( «Медной горы Хозяйка»).

К.Г.Паустовский. Воспитание нравственных качеств: доброты, сострадания, любви к животным

 ( «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»).

С. Я.Маршак. Формирование способностей  к решению моральных дилемм;

воспитание добра, справедливости, нравственных качеств, осуждение жадности, уважение личности, трудолюбия, отношения к взрослым ( «Двенадцать месяцев»).

А.П.Платонов. Воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения ( «Никита»).

В.П.Астафьев. Воспитание мужества, смелости, трудолюбия, осознание себя частью природного мира- выживание человека в мире природы- ценность разума, стремление к созидательной деятельности ( «Васюткино озеро»).

Поэты о Великой Отечественной войне.

Формирование чувства сопричастности и гордости за Родину;

воспитание патриотизма, мужества, смелости ( К.Симонов, А.Т.Твардовский).

Произведения о Родине, родной природе и о себе. Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;

любовь к Родине, природе, красота окружающего мира, оптимизм в восприятии мира, осознание себя частью природного мира ;

формирование эстетического восприятия мира  с целью гармоничного развития личности (И.Бунин, А.А.Прокофьев, Н.Рубцов, Дон-Аминадо).

Писатели улыбаются. Возможность проявлять творческие способности (Саша Черный,  Ю. Ким).

6.Р.Стивенсон.Воспитание уважения к истории и культуре народа, патриотизма, любви к Родине ( «Вересковый мед»).

Д.Дефо. Воспитание смелости, мужества, выносливости;

гимн неисчерпаемым возможностям человека («Робинзон Крузо»).

 Х.К.Андерсен. Воспитание любви, дружбы, нравственных качеств человека: трудолюбия, мужества. добра;

противопоставление  красоты внешней и внутренней ( «Снежная королева»).

М.Твен. Воспитание творческих способностей , дружбы ( «Приключение Тома Сойера»).

Дж.Лондон. Воспитание смелости, мужества ( «Сказание о Кише»).

2.

7 класс

Программа

В.Я.Корови-

ной

1

 три-

местр

2 три-

местр

1.Устное народное творчество.

2.Древнерус-

ская литература.

3.Произведения русских писателей 18 века.

4.Из русской литературы 19 века.

3 три-

местр

Из литературы 20 века

Из зарубежной литературы

1. Воспитание нравственных качеств личности: добра, любви ,смелости, мужества, справедливости, готовности самопожертвования;

воспитание патриотизма, любви к родной земле;

воспитание трудолюбия ( предания, былины, пословицы, поговорки).

2.  Формирование основы гражданской позиции :уважение к истории и культуре народа;

воспитания нравственных качеств

( «Поучения  Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»).

3. Формирование основы гражданской позиции : отношение к образованию, к русской науке, призыв к миру, труд на благо Родины ( М.В.Ломоносов); размышления о смысле жизни и судьбе,

утверждение свободы творчества

 ( Г.Р.Державин). Позиция гражданина-патриота.

4.А.С.Пушкин. Воспитание мужества, патриотизма ( поэма «Полтава»);

формирование основы гражданской позиции :уважение к истории и культуре народа («Песнь о вещем Олеге»);

уважение к правам и свободе человека, пробуждение человеческого достоинства

 ( «Станционный смотритель»).

М.Ю.Лермонтов. Формирование основы гражданской позиции : уважение к истории и культуре народа;

уважение к правам и свободе человека, пробуждение , защита человеческого достоинства ( «Песня про царя Ивана Васильевича…»).

Н.В.Гоголь. . Воспитание мужества, патриотизма, любви к Родине ( «Тарас Бульба»).

И.С.Тургенев. Формирование основы гражданского сознания : чувства уважения к истории, культуре, языку ( «Русский язык»);

воспитание нравственных качеств , человеческих взаимоотношений

( «Близнецы», «Два богача»);

уважение к правам и свободе человека, пробуждение , защита человеческого достоинства; воспитание трудолюбия («Бирюк»).

Н.А.Некрасов. Формирование основы гражданского сознания : чувства уважения к истории, к подвигу жен декабристов;

воспитание величии духа, мужества, любви к семье (поэма «Русские женщины»);

чувства боли, переживания  за судьбу народа ( «Размышления у парадного подъезда»).

М.Е. Салтыков-Щедрин. . Формирование основы гражданской позиции: осуждение нравственных пороков общества-паразитизма, покорности; воспитание трудолюбия ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

Л.Н.Толстой. Уважение ценностей семьи;

воспитание нравственных качеств: сострадания, любви («Детство»).

«Край ты мой, родимый край…». Любовь к родной природе, к родине (В.Жуковский, А.Толстой, И.Бунин).

А.П.Чехов. Воспитание нравственных качеств, осуждение трусости, угодничества, необразованности ( «Хамелеон», «Злоумышленник»).

5.И.Бунин. Взаимоотношение  в семье, воспитание детей. ( «Цифры»); воспитание любви, взаимопонимания, уважение семейных ценностей;

воспитание любви, сострадания, милосердия («Лапти»).

М.Горький. Проявление духовной зрелости человека, самопожертвования  («Данко»);

воспитание творческого потенциала личности , трудолюбия, нравственных качеств: мужества, смелости, сострадания, милосердия, любви к миру, людям (повесть «Детство»).

Л.Андреев. Воспитание чувства деятельного сострадания к «братьям нашим меньшим», осуждение бессердечия

( рассказ «Кусака»).

В.В.Маяковский. Воспитание трудолюбия («Необычайное приключение…»);

воспитание чувства деятельного сострадания к «братьям нашим меньшим»: доброты, сострадания, осуждения безразличия, бессердечия («Хорошее отношение к лошадям»).

А.Платонов. Воспитание нравственных качеств: душевной щедрости ,любви к людям, сострадания и уважения человека

 ( «Юшка»), любви к природе, стремление к созидательной деятельности

( «Неизвестный цветок»);

воспитание трудолюбия ( «В прекрасном и яростном мире»).

А.Т.Твардовский. Размышления о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости человека и народа.

Час мужества. Воспитание чувства гордости за страну, патриотизма, героизма, самоотверженности (А.Ахматова, Е.Винокуров, Ю.Друнина, К.Симонов, Ю.Белаш, А.Жигулин, В.Высоцкий).

Ф.Абрамов. Воспитание экологического сознания; эстетические и нравственные проблемы ( «О чем плачут лошади»).

Е.Носов. Воспитание экологического сознания: протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к людям, природе; взаимосвязь природы и человека («Кукла»); воспитания силы внутренней духовной красоты, мужества, патриотизма ( «Живое пламя»).

Ю.Казаков. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, мужества («Тихое утро»).

Д.С.Лихачев. Воспитание нравственных качеств. Духовное напутствие молодежи

( «Земля родная»).

«Тихая моя родина…». Воспитание уважения к родной природе, родному краю, сохранение природы, проявление экологического сознания (В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).

6.Р.Бернс. Воспитание справедливости, честности ( «Честная бедность»).

Байрон. Воспитание мужества, патриотизма ( Ты кончил жизни путь, герой!..»).

Японский хокку. Воспитание экологического сознания, любви к природе;

нерасторжимом единстве жизни природы и жизни человека (Мацуо Басе, Кобаяси Исса).

Дж.Олдридж. Воспитание взаимного уважения, мужества, взаимопонимания («Отец и сын»).

О.Генри. Воспитание любви, преданности, жертвенности во имя любви ( «Дары волхвов»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....