Мультимедийный проект "Заповеди блаженства"
проект по литературе
Предварительный просмотр:
МБОУ Ярцевская основная школа № 5
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ
«Заповеди блаженства»
(в рамках Третьих Сретенских встреч
«Служение слова»»
Автор:
учитель русского языка
и литературы
Николайчук И.В.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение, цели, задачи.
- Словарная работа.
- Философское, мирское значение счастья («мудрость земная, душевная»).
- Смысловой, лексико-семантический анализ Заповедей.
- Заключение. Непреходящее значение Заповедей блаженств для жизни человека.
Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!...И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия.
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазов
1. Введение, цели, задачи.
Тема, которой мы посвятили наш мультимедийный проект «Заповеди блаженства», является центральной в Новозаветном учении Иисуса Христа.
Основная цель нашей работы – определить суть и значение Заповедей блаженства в христианском мировоззрении.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- Проанализировать лексико –семантический состав изучаемого отрывка (Евангелие от Матфея глава 5 стихи 1-12);
- Определить понятие «счастья» в панораме философской, мирской мысли; раскрыть уникальность, истинное, непреходящее значение «счастья» Царства Божьего.
- Обозначить место Евангельских блаженств в учении Христа и жизни человека.
2. Словарная работа.
Согласно толковым словарям русского языка
БЛАЖЕНСТВО – полное и невозмутимое счастье, наслаждение
(Толковый словарь Ожегова)
БЛАЖЕНСТВО – высокая степень счастья (Толковый словарь Ушакова).
БЛАЖЕНСТВО - счастие, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения. (Словарь Даля).
3. Философское, мирское значение счастья («мудрость земная, душевная»).
Ч то же такое счастье? Как человек может стать счастливым? О том, что называется и является счастьем существуют подробные теории во всех философских системах мира и во всех религиозных вероучениях. В панораме философской мысли мира под счастьем понимают «чувство и состояние высшего удовлетворения».
В большинстве философско- религиозных систем, счастье – это состояние наивысшей радости, блаженства. Понятие счастья волновало умы многих великих и известных людей:
- Счастье – есть удовольствие без раскаянья (Лев Толстой).
- Счастье есть идеал не разума, а воображения (Иммануил Кант).
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом (Пифагор).
- Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное (Платон).
- Никогда не будет счастлив тот, кого мучает вид большего счастья (Сенека).
Таким образом, счастье как философско-психологическая формула представляет собой удовлетворение наивысшей потребности достижения заветной цели, приносящей человеку наивысшую радость.
Но Священное Писание предостерегает нас: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Потому что достижение счастья в виде приобретения богатства, власти, славы, здоровья представляет собой проходящее, кратковременное явление. Такое счастье и призрачно и не прочно. Деньги, власть, красота и иные «земные сокровища» временны и имеют быстротечный характер. Такое счастье, при достижении которого человек испытывает радость, является не подлинным, т.к. дает кратковременное удовлетворение.
Истинное же счастье должно быть вечным, непреходящим. В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит нам, что таким счастьем является Царство Божие. Счастье в Царстве Небесном не имеет конца, оно не временно, как человеческие кратковременные радости, а вечно и совершенно.
Заповеди блаженства – это гимн счастью, это своего рода декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни.
Рассмотрим каждую заповедь по отдельности:
4. Смысловой, лексико-семантический анализ Заповедей.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Итак, что же такое нищета духовная?
Нищие духом – это смиренные, сокрушенные сердцем. Признание духовной нужды в Спасителе – это и есть нищета духовная. Блажен человек, осознавший свою абсолютную беспомощность и уповающий только на Бога. Царство Божие принадлежит нищим духом, потому что нищие духом осознали свою полную беспомощность без Бога и научились доверять и повиноваться Ему.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Христианство начинается с чувства греха. Блажен человек, горячо сожалеющий, раскаивающийся о своем грехе. Апостол Павел во втором послании к Коринфянам об этом сказал так: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).
Итак, вторая ступень на пути к Царству Божию – искреннее покаяние, осознание своей греховности и несовершенства.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кроткие, говорит Христос, наследуют землю. История показывает, что истинного величия достигали люди, способные управлять своими страстями, порывами и инстинктами. Например, в книге Чисел сказано о Моисее: «Моисей же был человек кратчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3).
Но Моисей не был безвольным и бесхарактерным человеком, но он умел держать свой гнев в узде. Автор книги Притчей Соломоновых пишет: «Владеющий собой лучше завоевателя города».
Никто не может вести других, пока не совладеет собой, никто не может служить другим, пока не подчинится сам; никто не может управлять другими, пока не научился управлять собой. А человек, полностью подчинившийся руководству Бога, Его воле, обретет ту кротость, которая действительно позволит ему наследовать мир.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Все мы заботимся о хлебе насущном, чтобы поддержать наши физические силы. Но голодный думает о хлебе постоянно, всюду его ищет. Истомившийся от жажды готов что угодно променять на стакан холодный воды, готов заплатить любую цену за глоток свежей воды. Точно так же должен христианин искать Небесный Хлеб и воду живую, которая навсегда духовно утолит его духовную жажду. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4: 4). Вся жизнь человека должна состоять из искания, - алкания и жажды правды, и через это искание обретёт он праведность. Праведность достигается через познание Бога. Чем больше человек познает Бога, тем ближе он приближается к цели своей жизни - к праведности, к святости.
Преподобный Ефрем Сирин как-то сказал: «Если возлюбишь путь правды, обретешь Вечную Жизнь».
В четвертой Заповеди Блаженства Христос обещает блаженства тому, кто мучительно негодует на всякую неправду (грех) и пламенно ожидает торжества истины.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Милость, милосердие, - это свойство Божественной любви и одно из самых благородных чувств человека. Быть милостивым - значит быть подобным Богу, ибо Он, по свидетельству 102-го псалма - щедр и милocmuв... долготерпелив и многомилостив. О том же говорит Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди, записанной в 6-ой главе Евангелия от Луки:
...Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 27-36).
Быть милостивым - не значит оправдывать ложь и грех, или быть терпимым к глупостям и злу, или проходить мимо несправедливости и беззакония; быть милостивым - значит иметь сострадание к заблудшим и жалость к плененным грехом. Прощать делающим неправду, которые не только другим причиняют зло, но, в первую очередь, разрушают самих себя, свою собственную человеческую природу.
Все люди грешны перед Богом и виноваты друг перед другом, а потому заслуживают всяческого осуждения. Но по бесконечному Своему милосердию, Господь прощает и милует кающихся беззаконников (вспомним притчу о блудном сыне). Если мы окажем милость друг другу, тогда и мы будем помилованы Богом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «За милость к братии сам получишь милость от Бога; за милость временную - милость вечную, за милость малую - милость бесконечно великую; ибо удостоишься не только помилования от вечного за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное блаженство».
Милостивые могут с полной ответственностью произнести слова из молитвы «Отче наш»: ...прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6: 12).
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
В этой заповеди Иисус Христос внушает нам заботиться о стяжании чистоты сердца. Сердце - источник и хранитель нашей духовной жизни. Сердце - это духовное око. В нагорной проповеди Господь сказал: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6: 22-23).
Чистое сердце и связанное с ним видение Бога настолько высокое духовное понятие, что трудно дать ему определение. Можно его только приблизительно описать. По словам св. прав. Иоанна Кронштадтского чистое сердце - «кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное». Итак, чистота помыслов и чувств является непременным условием Богопознания..
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Наш Творец - есть Бог мира. Отец Небесный послал на землю Сына Своего Единородного Иисуса Христа, чтобы примирить человека с Богом. Царство Божие - это царство мира.
Преподобный Серафим Саровский в своей замечательной беседе о стяжении Святого Духа, вдохновенно выразил истину о могучем воздействии миротворца на человеческое общество: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг тебя».
Как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст, этой Заповедью Блаженств Христос “не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует большего, а именно — чтобы мы примиряли несогласия и раздоры других”. По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устрояет на земле мир.
Миротворцем можно назвать и того , кто свидетельствует о Христе, кто бесстрашно берет свой крест и отдает свою жизнь за Господа, кто являет в своей жизни правду и любовь и мир Христовы.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
В последних двух Заповедях Блаженства говорится о том, что все, кто живет по правде, будут гонимы. Под правдой нужно понимать жизнь по заповедям Божиим. Другими словами, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, совершаемые во имя Христово, за постоянство и непоколебимость в вере. Такие люди в вечной жизни будут награждены блаженством Царства Небесного.
5. Значение Заповедей Блаженства
Суть и значение Заповедей Блаженства состоит в том, что они раскрывают человеку назначение счастья и указывают в жизни путь, по которому должен идти человек, чтобы достичь счастья. Поэтому эти заповеди и называются заповедями Блаженства, то есть счастья, радости.
Итак, истинное счастье это соединение человека с Богом, когда в душе человека живет Господь. А достижение такого счастья это исполнение Законов Божиих, выражающихся в совершении добрых дел, то есть жизнь человека в помыслах и поступках, подчиненных учению Иисуса Христа. Ибо “соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла” (Еккл.8:5). Согласно христианским представлениям, основы духовной жизни человека ясно и кратко изложены в девяти Заповедях Блаженства. Эти заповеди наряду с Десятисловием являются четким руководством для человека, который идет по пути спасения.
В Святом Евангелии ясно сказано, что только тот человек сможет войти в Царство Божие, который исполняет учение Христа, в том числе соблюдая девять Заповедей Блаженства. “Не всякий, говорящий Мне: “Господи, Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф.7:21). Поэтому к Заповедям Блаженства христиане относятся с большим почтением.
В заключении хочется выразить надежду на то, что жизнь каждого человека, каждого гражданина нашей страны наполнится духовной нищетой, которая поведет нас чрез все ступени духовной лестницы ко Христу, к Любви, к Богопознанию, ко спасению.
«Не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам» (Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме" Заповеди блаженства"
Дан подробный конспект урока по теме "Заповеди Блаженства" с презентацией....
Презентация к уроку "Заповеди Блаженства"
Презентация, сопровождающая урок по теме "Заповеди Блаженства"...
Презентация к уроку "Заповеди Блаженства"
Презентация о заступнике и покровителе Земли Симбирской Андрее Огородникове...
Презентация "Заповеди Блаженств"по предмету ОПК
Презентация по курсу ОРКСЭ...
«Морис Метерлинк. Пьеса «Синяя птица» В Стране Блаженств»
Сценарий урока по литературе «Морис Метерлинк. Пьеса «Синяя птица»В Стране Блаженств»6-ой класс...
« …зримость блаженствующего сердца, поющего благодарную песнь и нежно улыбающегося сквозь слезы. (И.А.Ильин)» (Отрывок из романа И.С.Шмелева «Лето Господне» «Именины»).
Лето также есть Господне,То, что длится лишь сегодня,Звон заоблачных звонниц.Лето света, Воскресенье,За терзанием прошенья,Час восстания из тленья,Час нездешних огневиц. (1933г.)...
Ты и блаженство и безнадежность...
Эссе о любви Ивана Тургенева к Полине Виардо...