Воскрешение человека в Раскольникове через любовь
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Макиева Ирина Владимировна

Урок литературы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskreshenie_cheloveka_v_raskolnikove_cherez_lyubov.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

ЦЕЛИ:

Образовательные: 

- сформулировать предпосылки возникновения бунта Раскольникова.

- сформулировать мотивы совершения преступления.

- показать ответственность человека за совершенное преступление;

- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;

- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется;

Развивающие:

- формировать умение анализировать эпизод текста.

- формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.

- формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом.

- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Воспитательные: 

- воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.

- способствовать духовно-нравственному развитию учащихся.

- формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения.

- создать условия для осмысления учащимися опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

 Оборудование урока:  

  • на доске иллюстрации сцен из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
  • презентация.

   - Преступление? Какое    преступление?...

 Не думаю я о нем.

                           

Ф.М.Достоевский.

             

Преступление – действие, нарушающее

закон и  подлежащее уголовной ответственности

Из словаря С.И.Ожегова.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: вступительное слово учителя; сообщения учащихся по роману, критической литературе; самостоятельная работа по карточке; беседа; работа с текстом; комментированное чтение; дискуссия.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – действие, нарушающее  закон и  подлежащее уголовной ответственности.  

МОТИВ – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.

КРИМИНОЛОГИЯ наука о причинах преступности и способах борьбы с нею.

КОНЦЕПЦИЯ система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.

Цель: осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.

Ход урока

I. Предварительная беседа.

— Каким он видится вам, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказание?

(Р.Раскольников - бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре человек, остро воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Это одаренный юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые не способны сами изменить жизнь, спасет некий властелин т. е. добрый тиран. Решает, что можно в одиночку продолжать путь ко всеобщему счастью, т. к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)

II. Обратимся к эпилогу.

Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

— Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?

— Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Пересказ.

(Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных — тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же властелины по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это — люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели. В свое время идея Раскольникова повлекла страшную цепочку: смерть старухи-процентщицы — смерть Лизаветы — болезнь и смерть матери — почти смерть Раскольникова (мысли о самоубийстве). Сон подчеркивает и наметившиеся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «... людей с новою мыслию... необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые ему неприятны; Катерина Ивановна трижды поизносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их (на поминках). Раскольников сидел и слушал молча и с отвращением. Очевидно, ему тягостны притязания такого жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости необыкновенными. Для многих заманчиво желание ощутить себя лучше других.)

— Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?

Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет...). Эти слезы — новый рубеж: начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему... Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, — сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.

В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете — отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития образа Раскольникова. В записных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа... Соня и любовь сломали». Да и в окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат неубедительно.

И все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром зла и насилия.

Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, — напрасно прожитой.)

III. Запись опорного положения (схемы-плана):

«Проблемы «преступления» и «наказания» в романе».

Одиночество

Судьба семьи Мармеладовых. Страх за судьбу матери и сестры

Теория «сильной личности»

«Вошь ли я, как все, или человек?»

Крайняя степень нищеты.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

И

НАКАЗАНИЕ

Убийство – разрушение нравственных принципов. «Я не человека убил, я принцип убил»

«О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины его в происшедшем…»

«В чем я виноват перед ними? Они сами миллионы людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они, Соня».

«Ты ведь кровь пролил! – вскричала Дуня.

- Которую все проливают… которая льется и всегда лилась на свете».

«Он стал на колени посреди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием…»

МУКИ СОВЕСТИ

IV. Чтение писем героям романа.

Домашнее задание.

Написать домашнее сочинение. Темы на выбор:

• Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.

• «Их воскресила любовь».

• Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.

• Теория идеи Раскольникова и ее крах.

• Образ Петербурга в романе.

• Автор и герой в романе.

• Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.

• Как развенчивается в романе теория Раскольникова.

• Социальные и философские истоки теорий Раскольникова

• Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.

• Бунт Родиона Раскольникова.

• Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.

• Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».

• Образ Раскольникова в романе.

• О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание».

• Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.

• «Правда» Сони Мармеладовой.

• Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.

• Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).

• Преступления Р. Раскольникова.

• О каком наказании идет речь в романе?

• Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Приложение к уроку — карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

«Раскольников не только композиционный, но и духовный центр романа. Все тематические фабулы неразрывно связаны с идеологической схемой романа. Трагедия происходит в душе Раскольникова, и все остальные действующие лица вместе с ним пытаются разгадать тайну этой трагедии. Все чувствуют значительность его личности, все поражены противоречиями этой личности и все хотят разгадать загадку его роковой раздвоенности. Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов — почти все действующие лица романа».

Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова? Объясните вашу точку зрения.

Карточка № 2

«Что выше — счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеями или идеями и тоже насилием? — в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен». (Д. С. Мережковский)

1. Как Достоевский пытался решить эти вопросы в «Преступлении и наказании»?

2. Удалось ли разрубить этот гордиев узел в ХХI веке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание подрастающего поколения через любовь к народной культуре.

Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема отсутствия духовно- нравственных ценностей, ориентиров у молодёжи. Одна из причин - отказ от идеологии прошлого, который привёл к распаду "связи времён", ...

Урок литературы по теме: «Воскрешение человека в Раскольникове через любовь»

Урок -размышление над финалом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». ...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Воспитание ребенка через любовь к книге. Сотрудничество с библиотекой.

В последнее время чтение книг становится все менее распространенным явлением. О традиции читать сказки для детей вслух не нужно забывать....

Воспитание через любовь – основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.

Воспитание через любовь, через красоту,через прекрасное – вот лишь только некоторыепостулаты системы воспитания В. Сухомлинского....

"Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь»". Евдокимов Олег Валериевич

Открытый урок в 10 классе по теме "Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь&ra...