Наш старый знакомый Борис Заходер
творческая работа учащихся по литературе

Татьяна Александровна Григорьева

Исследовательская работа к 100-летию Бориса Владимировича Заходера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moiseenko_sofya.docx358.13 КБ

Предварительный просмотр:

   муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                        «Витимская средняя общеобразовательная  школа»

Исследовательская работа

К 100-летию Бориса Владимировича Заходера.                                                                                                                                                                                                  

Тема : "Наш старый знакомый Борис Заходер."

 Выполнила:     ученица 5 класса ФИО

Руководитель: Григорьева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы  

                                                     

2018 год

1.Вступление

 Однажды в библиотеке я наткнулась на красочную книгу Бориса Заходера « Винни - Пух и все - все – все» она настолько увлекла меня, что несколько я прочитала сразу, не отрываясь. Я заинтересовалась автором произведений, предполагая, что он мой современник, т. к. в его произведениях затрагиваются вопросы, актуальные сегодня, а многие стихи, встречавшиеся в учебниках начальной школы, нам очень нравились, т. к.  в них высмеивались наши пороки, а также встречались  его стихи о  явлениях в русском языке, а оказалось, что в этом году исполняется 100 лет со дня рождения Бориса Владимировича Заходера. Но бывают люди, на века остающиеся молодыми. Именно таким и является  ставший для меня любимым данный писатель. Среди его произведений и стихи, и сказки, и переводы, признанные во всём мире. Герои его произведений стали добрыми спутниками нашей жизни.  Меня заинтересовал вопрос: В чём же секрет такого успеха? Почему не «стареет» мир героев известного писателя? Почему современные дети, воспитанные на «компьютерных технологиях» с удовольствием читают и перечитывают «Алису в стране чудес» и «Винни-Пуха», знают наизусть «Мартышкино завтра». Я решила, что обязательно выясню это. С этой целью я решила начать исследовательскую работу. Тема моей исследовательской работы звучит так: "Наш старый знакомый Борис Заходер."

В этих вопросах я постаралась разобраться, изучая воспоминания о Борисе Владимировиче Заходере, перечитывая его произведения. Кроме того, соприкасаясь с творчеством мастера, невольно начинаешь пробовать свои силы: а я смогу? Это очень интересно. Конечно, настоящие стихи – это вершина айсберга, и до неё добраться очень трудно. Кажущаяся лёгкость и простота обманчивы. Но так велико желание! А вдруг получится? Для достижения своей цели я поставила следующие задачи:

             

  1. больше узнать о жизни и творчестве Бориса Заходера;
  2. познакомиться и осмыслить многие произведения Бориса Заходера;
  3.  познакомиться с материалами Интернет-сайтов по этому вопросу;
  4. провести опрос одноклассников ;
  5. научиться делать выводы и анализировать результаты исследования.    

2.Основная часть

  1. О Борисе Заходере.

В биографии Бориса Владимировича Заходера мне показались интересными некоторые факты. Родился писатель 9 сентября 1918 года в Молдавии в образованной семье. Отец был юристом. Мать знала несколько иностранных языков. Ее не стало, когда Борису было всего 14 лет. В семье любили литературу. В доме всегда было много книг. Уже в 6 лет Борис сочинял интересные сказки. За время школьной учебы он поменял семь школ, очень интересовался природой и изучал биологию. Б. Заходер участвовал в двух войнах. Потом он поступил в Литературный институт и начал писать стихи в детских журналах и газетах под псевдонимом «Борис Вест». Его первое стихотворение называется «Морской бой» (см. Приложение 2). Борис Заходер перевел на русский язык много интересных детских книг: «Вини-пух и все-все-все», «Питер Пэн», «Приключения Алисы в Стране Чудес».  Сам он о себе написал:

В литературе
Сверх всякой меры
Буквально
Кишмя-кишат Заходеры!
Смотрите сами:
Вот есть, например,
Детский писатель
Борис Заходер;
Есть переводчики -
Взрослый и детский.
Тот знает английский,
Этот — немецкий...
Один Заходер
Сочиняет пьесы -
Тот пишет сказки
Про разных тварей,
Тот норовит
Смастерить сценарий;
Естъ среди них
Даже автор
Либретто.
Тут
Не хватало только поэта!..

В нашей стране и в других странах люди знают его как детского писателя. Он написал множество добрых детских стихов, пьес и сказок. Умер писатель в Москве 7 ноября 2000 года.

2.2 В мире героев Бориса Заходера.

У Бориса Заходера несколько сборников детских стихов:

«На задней парте» (1955),

«Мартышкино завтра» (1956),

«Никто и другие» (1958),

«Кто на кого похож» (1960),

«Товарищам детям» (1966),

«Школа для птенцов» (1970),

«Считалия» (1979),

«Моя Вообразилия» (1980),

«Если мне подарят лодку» (1981),

«Мохнатая азбука» (1985),

«Про разных собачек» и другие.

Самый фантастический, на мой взгляд, сборник Заходера - «Моя Вообразилия»

Вообразилия Заходера – это цикл стихов о воображаемой стране.  Назван цикл по названию главного стихотворения – «Моя Вообразилия» (см. Приложение 3). Действительно, Вообразилия – волшебная страна. В нее попадают только те, у кого есть воображение. Не удивительно, что в ней живут фантастические звери из воображения самого Бориса Заходера. Ведь писатель на самом деле очень любит животных. Только в Вообразилии звери необычные. Например:

Мним – неизвестный очень скромный зверек из стихов «Мним», «Еще про Мнима» (см. Приложение 4):

мним

Рапунок – шустренький, веселый детеныш Рапуна из стихотворения «Рапуны» (см. Приложение 5):  рапуны

Очень похожие друг на друга Бяка и Бука из стихотворения «Приятная встреча» (см. Приложение 6):

бяка и бука

Зверь на букву Ю – Южный Ктототам (см. Приложение 7)

ктототам

Кавот и Камут из одноименного стихотворения (см. Приложение 8):

камуткамут0 

В Вообразилии происходят чудесные вещи. Там звери, птицы и цветы разговаривают, играют с детьми. Там можно летать, можно оказаться в любом месте. Там сбываются все мечты. Эта страна – страна нашего воображения.  И где бы ты ни был, в нее можно попасть в любое время в одно мгновение. Поэтому  современные дети с удовольствием читают данные стихи, т. к. любой ребенок хочет побывать в такой стране. Главное условие – уметь фантазировать!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

Следующий  сборник, заинтересовавший меня, это  «Школа для птенцов», в котором автор  показывая различных животных и птиц, заинтересовывает маленьких читателей и они с удовольствием идут в школу («Птичья школа» ), а алфавит легче запомнить в стихотворении «Песенка- азбука», в стихотворении «Кискино горе»  очень жалко киску, которой злые люди не дают  украсть сосиску. На примере  стиха «Лиса и крот» дети понимают, почему нельзя открывать дверь посторонним. Так и хочется пуститься в пляс, читая стихотворение «Звонкий день». Учит самостоятельности Сом в стихотворении «Про сома»(« все приходится сому с детства делать самому»).  Все герои данного сборника, животные и птицы, очень похожи  на детей, у каждого из них свой характер, поэтому ребятам интересны эти произведения.

В сборнике «Сказки для людей»  Борис Заходер в рассказах создает образы разных животных, например, описывая птицу, сравнивает ее с зайцем, а хвост у лисы с поленом, оленя с медведем, уши у которого не хуже заячьих, но  также и выражает свое к ним отношение:

« …сидит на суку птица: больше зайца ростом, перья черные, брови красные и поет замечательно…»

«…идет кума Лиса   …»

«…   …»

«…  …».

Тем самым читатель вместе с автором представляет животного.

Сказку «Серая звездочка» вообще рассказывает ежик, чем увлекает читателя.

Веселые стихи в творчестве детского поэта

 В стихотворении «Товарищам детям»  он признаётся:

Хочу, чтобы вы,

Дорогие читатели,

Недаром

За чтением время потратили…

А если захочется вам

Посмеяться,

То этого тоже

Не надо бояться.

Ведь если смеются

Товарищи дети,

Становится сразу

Светлее на свете!

 Невозможно без улыбки читать «Мартышкино завтра» (1956 год), и в то же время стихотворение очень поучительное. Писатель посвятил его своему сыну. Сначала нам мартышку очень жалко, потому что она, бедолажка, мокнет и мерзнет ночью под проливным дождем:

Плохо, очень плохо

Маленькой Мартышке!

Ручки посиневшие

Спрятала под мышки,

Съежилась на ветке,

Кашляет, чихает...

Правда, Мартышка быстро соображает, что она похожа на людей, поэтому ей нужен дом. Мы-то, наивные, верим, что бедная мартышка, наученная горьким опытом, обязательно обзаведется своим жильем, да и сама она мечтает об этом:

До чего же хочется

Жить в своей квартире!

Руки так и чешутся,

Сразу все четыре.

Но не тут-то было! Лишь только пригрело солнце, беды мартышки ушли в прошлое. Следует заметить, она целый день успокаивала себя, что дом строить будет. Даже гостей к «полшестого…на завтра» пригласила. Гости у нее избранные, только те, кто не кусается. Но наступает «завтра», а наша героиня беззаботно отдыхает, посмеивается над мышатами, которые строят свой домик. Гости мартышки, так же, как мы, поверили обманщице, и пришли на новоселье. Мартышка осталась мартышкой, вместо того, чтобы извиниться, она еще и смеется над ними:

До чего я ловко

Всех перехитрила!

При-и-ходите  за-а-автра,

Я же говори-и-ла-а! …

Это стихотворение не только детям интересно читать, но и взрослым полезно бы вспомнить. К сожалению, многие взрослые, как и дети, любят откладывать на завтра то, что можно сделать  сегодня, а потом и вовсе забывают свои обещания. Запоминаются финальные строчки:

 Посвящаю книжку

Своему сынишке,

Чтобы он поменьше,

Подражал Мартышке!

… Настоящие поэты и писатели знают очень много. Например, Борис Владимирович Заходер серьезно увлекался биологией.  его сказки похожи на учебники. Мне такой показалась сказка «Жил-был Фип» (1977 г.). Из нее мы узнаем не только историю, которая произошла с главным героем, но и то, где и как живут, чем питаются, чем отличаются друг от друга насекомые, птицы, пресмыкающиеся, животные. Кроме того автор учит правильно произносить очень трудные слова: « Вместе с тысячами -  если тебя интересуют цифры, могу сказать  точно:  вместе с 39312 (знаешь, как это произносится? С тридцатью девятью  тысячами тремястами двенадцатью) - братьями и сестрами он появился на свет…» Маленький Фип разгадывает очень трудную загадку: не птица, а летает; не птица, а поёт; не птица, а строит гнездо… . Такую загадку и взрослому отгадать трудно, а Фипу всего 3 дня, он «желтый пушистый комочек»,который выпал из коробки. Но у этого «комочка» очень большая сила воли. Он не умер с голода, не отчаялся, не потерял веру в добро. Фип упорно шёл к своей заветной цели - и нашёл своих: «Лучше этого Фип еще ничего не слыхал в своей богатой  приключениями жизни. И лучше этой картины он не видел: совсем неподалеку на  лужок вышла птица - большая, красивая, пестрая, а за ней, весело попискивая,  поспевала целая дюжина таких же желтых пушистых комочков, как сам Фип».Как тут не поверить мудрой поговорке: кто ищет, тот всегда найдёт.

Стихотворение «Кит и кот» посвящается К. Чуковскому. Построено оно на игре: измени одну букву- и вместо огромной рыбы увидишь хитрую усатую морду и хвост трубой. Когда мы делаем ошибки, то злимся: «Подумаешь, одна буква!» Б. Заходер с улыбкой объясняет, что и одна ошибка может вызвать большой переполох. Видимо, писателю на всю жизнь запомнилась записка, написанная им в шестилетнем возрасте, когда он решил убежать из дома. Отец прочитал её гостям: «Сиводня я ухажу навсигда». Смех гостей  был страшнее всякого наказания. С тех пор, как признавался сам писатель, он старался «писать получше  -  без ошибок».

    В  1958 году Заходер был принят в Союз писателей и в этом же году появился у него «приёмный сын»: «Наша встреча произошла в библиотеке, - вспоминал писатель,- где я просматривал английскую детскую энциклопедию. Это была любовь с первого взгляда: я увидел изображение этого симпатичного медвежонка, прочитал несколько стихотворных цитат - и бросился искать книжку. Так наступил один из счастливейших периодов моей жизни- дни работы над «Пухом». Наверно, нет ни одного человека, прочитавшего  «Винни - Пуха…» и не полюбившего  его героев. Считалось, что книга А .А. Милна «непереводима», поэтому Борис Заходер «решил сперва выучить Винни и его друзей объясняться по-русски». Книга, которая в результате получилась, стала настолько русской, что переводчика стали считать настоящим соавтором. Сам Борис Заходер говорил, что старался писать так, как «писал бы автор, если бы он писал на языке перевода»:

-Не знаю сам,

 Своими ли словами

 Я излагаю

 Сказанное вами

 Или-

 Ещё не сказанное вами

 Я выражаю

 Вашими словами.

Винни-Пух, Пятачок, Кролик, Ослик давно уже вышли за пределы доброй, весёлой и поучительной сказки. О них сняты мультфильмы, поставлены пьесы, про них сочиняют смешные истории и анекдоты. Сказочные герои очень похожи на людей. Они ходят друг к другу в гостит, совершают открытия , сочиняют «вопилки» и «пыхтелки», мечтают…Их мир очень добрый, поэтому им всегда светит солнце, а печаль и грусть не могут быть долгими. Многие фразы из этой замечательной книги стали крылатыми: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», «Не будем говорить кто, хотя это Кролик»…

Вывод

Мир произведений Б. В. Заходера удивительный: он открыт и для детей, и для взрослых, и для бабушек и дедушек. Писатель обращается к каждому из нас:

Ты-

Вдохновенный и озарённый,

Ты, мой читатель,

Душой одарённый ,  -

Ты мне нужнее, чем сердце в груди,

Жду. Приходи.                                                                                                                                           И мы приходим в этот мир. Приходим и становимся  верными друзьями «старого товарища Бориса Заходера», как он сам себя называл.

 К сожалению, я прочитала не все произведения Бориса Заходера. Думаю, моя работа – это начало исследования творчества этого автора. В будущем я планирую познакомиться  с другими  его произведениями, поработать над темой «Необычные слова в стихах Бориса Заходера»

Литература.

  1. Заходер Борис Владимирович. Русские писатели хх век. Библиографический словарь. М.:Просвещение, 1998.
  2. Заходер Борис Владимирович. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. «Свободный ум». М. Баласс,1999.
  3. Андреева М., Короткова М. «Товарищам детям!» Литературная игра по произведениям Б. В. Заходера. Читаем, учимся, играем. М.-2003 -№ 7

Приложение

  1.  «Вредный кот».  Борис Заходер

- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: "Мяу..." -
"Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!"
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь...
"А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!"
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
"Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!"

  1.  «Морской бой». Борис Заходер

Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
- Е-один!
- А-шесть.
- К-пять!
Это снова Вова с Петей
Позабыли все на свете:
На уроках день-деньской
Бой идет у них морской!
Бьются два военных флота
На листочках из блокнота.
Вова с Петей не пираты,
Не берут на абордаж,
А наводят на квадраты
Дальнобойный
Карандаш!
И противника догонят
Залпы меткие везде!
Вот линейный крейсер тонет
В разлинованной воде,
Вот уже близка победа:
Миноносцы бьют в упор...
Ну, еще одна торпеда -
И на дно пойдет линкор!
Но внезапно все пропало:
Море, волны, корабли...
Прогремело
Громче шквала:
- Курс на доску, адмиралы!
Адмиралы - на мели...
- Петька, друг, спасай - тону!
- Я и сам иду ко дну!.
Часто терпит пораженье
Самый храбрый адмирал,
Если место для сраженья
Неудачно он избрал!

  1.  «Моя вообразилия». Борис Заходер

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют Львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,

Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Становится кудесником,

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником!..

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии -

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения, -

Увы, не знает, как войти

В ее расположение!..

  1.  «Мним». Борис Заходер

Далеко,

Возле самой границы

Лукоморья; Чудесной страны,

В том краю,

Где живут Чуженицы,

Где пасутся в горах Рапуны,

Где в волнах темно-синего меха

Помирает от смеха Себеха,

В том краю,

Где встречается Бука

(Правда, если вы спросите: с кем? -

Ничего не ответит наука,

Не помогут ни Гржимек, ни Брем),

В том краю, где на каждой дорожке

Попадаются ножки да рожки,

Где Грифон ходит в гости к Химере,

Где живут очень редкие звери,

В высшей степени редкие звери,

Исключительно редкие звери

И совсем небывалые звери,

Там и водится чудо природы -

Тихий зверь по прозванию Мним.

Сам Мюнхаузен, долгие годы

Посвятивший погоне за ним,

Услыхав это имя, немеет,

Ничего сообщить не имеет,

И скорее всего потому,

Что похвастаться нечем ему...

  1.  «Рапуны». Борис Заходер

Под собой не чуя ног,

Скачет резвый Рапунок.

А большие Рапуны

Тихо спят и видят сны.

  1.  «Приятная встреча». Борис Заходер

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака -

Молчали Бука и Бяка.

И Бука

Думал со скукой:

«Чего он так смотрит - букой?»

А Бяка думал:

«Однако

Какой он ужасный   Бяка...»

  1.  «Южный ктототам». Борис Заходер

Откровенно признаю:

Зверя нет

На букву «Ю».

Это - ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.

Я его придумал сам!

  1.  «Кавот и Камут». Борис Заходер

Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на Кавота, -

У меня под кроватью живет

Симпатичнейший в мире Кавот.

И еще с ним такая забота:

Накормить невозможно Кавота,

Так как каждый кусок почему-то

Попадает в желудок Камута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания с разными интонациями. Б. Заходер «Серая Звёздочка».

Конспект урока с презентацией был представлен на заключительной лекции на курсах повышения квалификации ФГОС в г. Славянске-на-Кубани...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Веселые стихи Бориса Заходера»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Веселые стихи Бориса Заходера»...

урок по творчеству Б. Заходера

конспект урока литературы в начальной школе...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Б.Заходер «Товарищам детям», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Б.Заходер «Товарищам детям»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией и творчеством Б. Заходера; совершенствование навыков выраз...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Б. Заходер. «Что красивей всего?», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Б. Заходер. «Что красивей всего?»Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворениям Б.Заходера «Что красивей всего?»; формирован...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Б.Заходер. «Песенки Винни - Пуха», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Б.Заходер. «Песенки Винни - Пуха» Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с «Песенками Винни-Пуха» Б.Заходера; формиро...

Методическая разработка занятия на тему "Борис Заходер"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....