Методическая разработка занятия на тему "Борис Заходер"
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boris_zahoder.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
общеобразовательная школа № 584 «Озерки»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия на тему: Борис Заходер
Дата проведения 21.11.20.
Провела воспитатель
Глебездина С.Е.
Тема: Борис Заходер «Птичья школа»
Цель: учить работать с информацией в стихотворной форме и формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания о рифме как отличительном признаке стихотворения;
- учить находить выразительные средства языка в стихотворном тексте;
- учить делить текст на части;
- учить выразительному чтению текста.
воспитательные:
- прививать любовь к предмету и позитивное отношение к школе;
- учить слушать и считаться с мнением других;
- учить доказывать и отстаивать свою точку зрения;
- учить работать в группах.
развивающие:
- развивать мышление, воображение и речь.
.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 2 класс (2-ая часть) Л.А.Ефросининой, Вентана-Граф
карточки
иллюстрации птиц
портрет писателя
Ход урока:
- Оргмомент
- воспитатель Прозвенел звонок,
Дети (хором): - Начинается урок.
- Актуализация знаний
Воспитатель : - Звонок и урок – это возможные школьные слова. Какие ещё школьные слова вы знаете?
Дети называют школьные слова
Воспитатель : - Все вместе эти слова создают образ школы (прикрепляется НА ДОСКУ карточка ШКОЛА). Что же такое школа?
Дети высказывают свои версии, воспитатель читает Словарную статью из Толкового словаря Ожегова. Воспитатель: - Какую личную ассоциацию у вас вызывает школа, скажите её одним словом?
Дети называют свои ассоциации.
Воспитатель: - Какой бы вы хотели видеть школу?
Дети высказывают своё видение школы.
Воспитатель: - Кто может учиться в школе?
Дети говорят свои варианты.
3. Формулирование темы и цели урока
(НА ДОСКЕ карточки) Б.Заходер «Косточка»
В.Осеева «Птичья школа»
Л.Толстой «Три товарища»
Воспитатель: - Прочитайте карточки на доске.
Дети читают предложенные записи.
Воспитатель: - Сформулируйте задание к карточкам.
Дети: - Надо соединить автора с его произведением.
Воспитатель: - Соедините автора с его произведением.
Один ученик у доски выполняет задание, остальные следят за правильностью выполнения и реагируют: хлопают в ладоши, соглашаясь с выполнением – поощряют товарища.
Воспитатель: - Проанализируйте нашу предшествующую беседу и выполненное задание, и определите автора и произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться на уроке.
Дети - Мы сегодня будем знакомиться с произведением Б.Заходера «Птичья школа», т.к. с остальными авторами и произведениями мы уже знакомы, и это произведение содержит слово «школа».
Воспитатель открывает на доске: ТЕМА – Б.Заходер «Птичья школа».
Воспитатель: - Какую цель перед собой поставим?
Дети по опорам (карточки НА ДОСКЕ – познакомиться, учиться, сравнить): - Нам сегодня надо будет познакомиться с новым произведением, учиться его выразительно читать и сравнить с другими произведениями автора.
Воспитатель: - Согласна, но сегодня я предлагаю сравнить птичью школу у Заходера с нашей школой.
4. Новый материал
(открывается доска, НА ДОСКЕ – портрет Заходера и даты жизни: 1918 – 2000гг.)
Воспитатель: - Борис Заходер родился в семье юриста и переводчицы. Школьные годы провёл в Москве, отличался неугомонным и озорным характером. С детства увлекался биологией, учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов. Затем любовь к литературе победила — в 1938 году Заходер поступил в Литературный институт, который закончил с отличием. В 1955 году вышла в свет его первая книга весёлых стихов под названием «На задней парте», затем появились и другие сборники (выставляет У ДОСКИ – книги автора). Также Заходер известен как переводчик. Поднимите руку, кто читал книгу А.А.Милна про Винни – Пуха. А перевёл эту сказку с английского именно Заходер. Кроме того, Борис Заходер был одним из авторов программы «Радионяня» и сотрудничал с журналами «Весёлые картинки» и «Мурзилка».
Воспитатель: - Прежде чем познакомимся с произведением «Птичья школа», давайте попробуем определить жанр этого произведения, ориентируясь на творчество Заходера.
Ученик: - Я считаю, что это будет стихотворение, т.к. Заходер писал стихи.
Ученик: - Я считаю, что это будет сказка, потому что у птиц нет школ, как у людей. Это вымысел автора, значит, сказка.
Ученик: - Не согласен с одноклассником, родители – птицы учат своих птенцов премудростям жизни, так что школа у птиц возможна, и это будет рассказ об этой школе.
Воспитатель: - Познакомившись с произведением, мы выясним, насколько были верны ваши гипотезы. И напоследок выскажите свой прогноз, о чём будет же данное произведение?
Дети: - В произведении будет рассказано о том, как птенцы учатся птичьей жизни.
Воспитатель: - Я предлагаю вам закрыть глаза и представить описываемое автором.
Чтение текста учителем в учебнике Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 2 класс» (2 часть) на с.133 – 135.
Воспитатель: - Каково ваше впечатление по прочитанному?
Дети: - Произведение понравилось, оно было весёлым.
Воспитатель: - Теперь определим жанр прочитанного.
Дети: - Это сказка в стихах.
Воспитатель: - Откройте учебник на с.135 прочитайте задание 1.
Дети читают и выполняют задание.
Воспитатель: - Любая сказка делится на части. Сейчас нам надо разделить этот текст на части, работать будете в 4-ках.
Дети работают в 4-ках. Затем выясняется, сколько получилось частей у каждой группы и уточняется, что их - три.
Воспитатель: - Что узнаём в 1 части?
Дети: - Мы узнаём о том, что на старой липе во дворе появилось объявление про школу.
Воспитатель: - Как озаглавим 1 часть? (НА ДОСКЕ карточка – 1. Объявление)
Воспитатель: - Где же открылась птичья школа?
Дети: - Школа открылась на старой липе во дворе.
Воспитатель: - Когда работает птичья школа?
Дети: - Школа работает летом.
Воспитатель: - Во сколько начинаются школьные занятия?
Дети: - Занятия начнутся в пять часов.
Воспитатель: - Прочитайте выразительно первую часть.
Один ученик выразительно читает первую часть.
Воспитатель: - Что узнаём из 2 части?
Дети: - Мы узнаём про то, какие дети прилетели в школу.
Воспитатель: - Как озаглавим вторую часть? (НА ДОСКЕ карточка – 2. Дети)
Воспитатель: - Сделайте столько приседаний, сколько разных видов птиц захотело стать учениками.
Дети перечитывают и делают приседания, называя виды птиц.
Воспитатель: - Перечитайте, как ведут себя будущие дети.
Дети зачитывают нужный отрывок.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему они так себя ведут?
Ученик: - Они ещё не учились в школе и поэтому не знают, что так нехорошо себя вести.
Ученик: - Птенцы очень волнуются, поэтому так себя ведут.
Воспитатель: - Что узнаём из 3 части?
Дети: - В третьей части мы узнаём, какие были уроки в птичьей школе.
Воспитатель: - Какое заглавие подойдёт к этой части? (НА ДОСКЕ карточка – 3. Школьный день)
Воспитатель: - Кто работает учителем в этой школе?
Ученик: - Воспитатель в птичьей школе - Старый воробей.
Воспитатель: - Почему именно Старый Воробей выбран на роль учителя?
Ученик: - Я считаю, что старый воробей - он опытный и справедливый, поэтому может научить других птиц своим знаниям.
Ученик: - Воробей – не грозная птица как орёл, не хищник, поэтому он не съест птенцов.
Воспитатель: - Какие уроки проходят в школе, перечислите.
Дети перечитывают названия уроков.
Воспитатель: - Чему же учатся в птичьей школе?
Дети зачитывают отрывки про каждый урок.
Воспитатель: - Какими показаны дети?
Ученик: - Птенцы очень стараются (зачитывает отрывок).
Воспитатель: - Прочитаем на с.136 задание 3.
Дети читают и находят слово «желторотые»и объясняют его смысл..
Воспитатель: - Выберите отрывок из 3 части и проинсценируйте в 4-ках.
Дети готовят сценки, а затем их разыгрывают.
Воспитатель: - Прочитаем на с. 136 задание 2.
Дети читают и находят отрывки к иллюстрациям.
Воспитатель: - Вспомним нашу цель на урок, что ещё не сделали?
Дети: - Мы познакомились с произведением, выразительно его читали, осталось сравнить школу птиц с нашей школой.
Воспитатель: - Сейчас в 4-ках проведите сравнение птичьей школы и нашей.
Дети работают в 4-ках: три группы находят общее, а три – отличия птичьей школы от человечьей, нужное фиксируют на листах. Затем отчитываются группы, перечисляя по очереди, по одному общему признаку, а затем по одному отличию, отмечая в своих коллективных записях названное товарищами и дополняя других.
Воспитатель: - Заходер употребил фразу «заморить червячка». Как вы её поняли?
Дети: - Заморить червячка, значит, птенцы съели реального червячка.
Воспитатель: - Употребляем ли мы эту фразу в нашей речи и когда?
Дети: - Когда очень хочется есть, часто говорят надо заморить червячка.
Воспитатель: - Как же называются такие фразы?
Дети: - Это фразеологизм.
5. Итог
Воспитатель: - Как вы думаете, нужна ли птицам школа?
Дети высказывают свою точку зрения.
Воспитатель: - А в реальной жизни птиц как проходит обучение птенцов?
Ученик: - У птиц обучением занимаются родители или один из опытных птиц.
Воспитатель: - Зачем же Заходер придумал птичью школу?
Дети: - Автор хотел показать, что учение нужно всем: и людям, и птицам.
Ученик: - А я считаю, что Заходер хотел показать нам, как мы во многом похожи с птицами, ведь человек тоже животное, часть живой природы.
Воспитатель: - Какие уроки вы бы ещё порекомендовали для птичьей школы и почему?
Дети предлагают: изобразительное искусство – рисунки при помощи отпечатков лапок;
птицеведение – различение видов птиц – друзей и врагов; математика – сколько раз родители летают за кормом для своих птенцов, сколько надо самим съедать в день, сколько нужно пролететь осенью до тёплых стран.
Воспитатель: - Представьте, что вы стали учеником птичьей школы, то какой бы вид птицы вы для себя выбрали?
Дети называют вид птицы – личную ассоциацию (соловей, утка, коршун).
Воспитатель: - Как вы думаете, какую отметку вам поставил бы Старый Воробей за этот урок?
Дети анализируют и высказывают своё мнение о результате своей работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия "Викторина по произведениям Б. Заходера"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....