Внеклассное мероприятие
классный час по литературе (8 класс)

Ануфриева Татьяна Николаевна

Путешествие в мир поэта. В.А.Жуковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit._po_fgos.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

8 класс  (общеобразовательный)

Тема внеклассного мероприятия:  «Путешествие в мир поэта. В.А.Жуковский».

                  Технология   деятельностного   метода.

                   Тип : путешествие

Цели мероприятия:

  1. Знакомство обучающихся с биографией В.А. Жуковского и его творческим наследием.
  2. Формирование ценностных ориентиров и познавательных интересов, способности  к решению моральных проблем на основе децентрации, оценки своих поступков в соответствии с примером  жизни и творчества В.А.Жуковского
  3. Развитие творческих способностей обучающихся.
  4. Совершенствование форм и методов проведения внеклассных мероприятий.

Оборудование: презентация,   тексты стихотворений В.А.Жуковского и его баллад, дневники писателя, иллюстративный материал,видеозаписи фрагментов кинофильмов .

                                       ХОД мероприятия

                                                                     Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
                                   А. С. Пушкин

  1. Мотивация    

 

     Учитель: В Москве, в Третьяковской галерее,  висит портрет  

В. А. Жуковского, написанный почти 200 лет назад его знаменитым современником Орестом Адамовичем Кипренским (демонстрирует портрет). Всё в этой картине подчинено раскрытию внутреннего облика поэта – романтика: его задумчивый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Перед нами Жуковский времени его наибольшей популярности, автор элегий и баллад.

    Певец и поэт В. Высоцкий, отвечая на вопрос, что такое счастье, однажды сказал: «Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу другого человека – в мир писателя, поэта». И мы сейчас с вами попробуем совершить путешествие в мир Жуковского.

                         

                                    2. Актуализация  

         Задание классу: За неделю до нашего мероприятия вы объединились в «группы по интересам», получили  задания и сегодня готовы показать свои творческие отчеты .

    Слово главного экскурсовода:  Его называли первым русским романтиком. Пушкин считал его своим учителем и другом. Он сделал много доброго для своих современников. Велик его вклад в русскую литературу.
В. Белинский писал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина… Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят.»
Нам с вами скоро предстоит открыть великую книгу с названием «А. С. Пушкин», и мы не сможем по-настоящему понять его творчество, если не познакомимся с литературной судьбой его предшественника и современника –В.Жуковского.

  Консультант-психолог:  Есть такие имена в литературе, которые, сияя кратким лучезарным светом, привлекают к себе всех и редко в ком способны возбуждать отрицательные чувства. Чем-то  мирным, поэтическим веет от носителей этих имен. При воспоминании о них смолкает злоба, и верится в добро, счастье и красоту.

   Одно из таких светлых имен в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.(демонстрирует портрет)

    Мемуарист читает воспоминания В.А.Жуковского: « Родился  я 29 февраля 1783 года (230 лет назад) в с. Мишенское Тульской губернии в имении своего отца, богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина. Матерью была пленная турчанка по имени Сальха. Фамилию и отчество получил  я от крестного отца, который формально усыновил меня. Это был Андрей Григорьевич Жуковский – бедный дворянин, друг Буниных.
Детство мое прошло в огромном барском доме с толпой прислуги и челяди. Воспитывался вместе с другими детьми Буниных. На всю жизнь сохранил я воспоминания о годах пребывания в Мишенском, многое изобразил в своих рисунках».

   Эколог:  Огромный парк шумел своими вековыми деревьями, и, может быть, именно там, в тени старинного парка, неясно созревали те поэтические вдохновения мальчика, которые вылились потом в чудесных стихах:

Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

Музыковед:  Современники упивались, как тогда говорили, «сладкозвучием», музыкой его стиха. Поэзия Жуковского как будто просилась быть положенной на музыку. Прослушайте отрывок из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» - дуэт Лизы и Полины. Слова из элегии Жуковского «Вечер».


                         Выполнение пробного действия.

     Учитель: Послушаем 2 отрывка из стихотворений В.А.Жуковского.

                              (Читают ученики). 

Чтец№1. На поле бранном тишина;
          Огни между шатрами.
          Друзья, здесь светит нам луна,
          Здесь кров небес над нами.
          Наполним кубок круговой!
          Дружнее! Рука в руку.
          Зальём вином кровавый бой
          И с падшими разлуку.

Чтец№2. Сей кубок чадам древних лет!
Вам слава, наши деды.
Друзья, уже могущих нет;
Уж нет вождей победы;
Их домы вихрь разметал;
Их гробы срыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал
Их шлемы и кольчуги;
Но дух отцов воскрес в сынах;
Их поприще пред нами…
Мы там найдем их славный прах
С их славными делами.

     Учитель: Какими предстают перед нами характеры героев, их внутренний мир? Какие художественные средства использует автор? Какому важному событию посвящены эти стихотворные отрывки?

   Мемуарист: Значительный этап в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского связан с войной 1812 года. Жуковский был назначен Кутузовым чиновником по особым поручениям при Главной квартире. Он писал бюллетени в «Журнал о ходе военных действий», готовил проекты приказов и донесений – словом, работал над самыми ответственными документами. Он был в курсе всех военных событий. По долгу службы составлял наградные ведомости с подробным описанием подвигов награжденных, а за дружеской беседой у офицерских костров слушал рассказы самих героев. Все это вдохновило его на создание поэтических произведений о героях Бородина.

Лучшие строки стихотворения посвящены Кутузову…

  Экскурсовод: Особого интереса заслуживает следующий факт. Василий Андреевич Жуковский является автором государственного гимна Российской империи, и гимн этот просуществовал около 100 лет!
 Как-то сопровождая Николая І  в Австрию, Жуковский услышал приветственные звуки английского марша. По приезду в Россию император поручил Жуковскому сочинить государственный гимн. Этот гимн стал известен под названием «Боже, Царя храни!» Просуществовал он вплоть до февральской революции 1917 г. Но жизнь свою продолжил в кино. (отрывок из фильма "Сибирский цирюльник", видео с звучащим гимном)

                       

                             

                                3. Постановка проблемы

     Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу мероприятия:

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
                                   А. С. Пушкин

- Что связывает имена А.С.Пушкина и  В.А. Жуковского?

- Почему поэзию В.А.Жуковского высоко оценил А.С.Пушкин?

 - Почему творчество Жуковского актуально и для современных читателей?

       

  1. Проект выхода из затруднений

- Какие цели мы перед собой поставим, чтобы устранить возникшие

затруднения?

Мемуарист: Мы должны обратиться к дневникам поэта

В. А.Жуковского.

Историк: Нужно подготовить историческую справку

  1. Реализация проекта

Литературовед: Жуковский вводит Пушкина в литературные круги, поддерживает его поэтические опыты и в связи с завершением  «Руслан и Людмила», дарит ему в 1820 году свой портрет.

Мемуарист: Жуковский , передавая портрет Пушкину, читает надпись: «Победителю – ученику от побежденного учителя».

Психолог:  Пушкин, со своей стороны, высоко ценит старшего друга как поэта и редкой душевной чистоты человека. Еще в лицее он посвящает  Жуковскому послание:

                 Его стихов пленительная сладость
                Пройдет веков завистливую даль,
                И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
                Утешится безмолвная печаль,
                И резвая задумается радость.

 

.

Мемуарист: Жуковский будет продолжать всю жизнь Пушкина хлопотать по нём.. В последние годы жизни Пушкина Жуковский проявляет к нему почти отеческую любовь: улаживает конфликт с царём и Бенкендорфом (генералом), предотвращает не одну дуэль, позднее становится одним из опекунов над его семьёй; становится участником в разборе бумаг покойного поэта, что помогло сохранить литературное наследие Пушкина.

  1. Первичное закрепление

Учитель: - Вспомнаются слова  А. С. Пушкина:
Настали святки, то-то радость!
Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль…

                    Сценка

(Бабушка выходит со Светланой).  В эту жизненную даль всем и хотелось заглянуть. Простые люди верили, что именно в святочные дни у нечистой силы можно было попытаться узнать свою судьбу. Гаданий существовало огромное количество.

Светлана. Бабушка, расскажи хоть про одно гадание.

Бабушка. А вот, милая Светлана, гадания даже наши писатели и поэты описывали.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Светлана. А что за песенки такие? А что за ярый воск?

Бабушка. Пошли,  моя милая Светлана, я расскажу.

Учитель: - Знакомы ли вам прозвучавшие стихотворные строки? (Это строки из баллады «Светлана» Жуковского). Имя Василия Андреевича вошло в русскую литературу еще и как автора баллад. Дополните названия известных вам баллад…

   Экскурсовод: Давайте посмотрим на тему мероприятия .

 В. А. Жуковский (1783-1852).  

     Рождение, детство, учеба, работа и до последней черты.  А между датами – короткая чёрточка. В этой прямой чёрточке столько незримых кривых и ровных линий, в ней – жизнь, а главное – жизнь души, о чём  мы хотели сегодня поведать. Кто-то, возможно, подумает, узнав о столь кипучей деятельности Жуковского по оказанию помощи то одному, то другому, что у него самого всё ладно,  благополучно, и ни о чём не надо было беспокоиться. К тому же карьера была удачной…

Искусствовед:   Множество. Вызволил из ссылки Герцена, из солдатчины – Боратынского, смягчил участь Лермонтова, что способствовало возвращению поэта  из ссылки.

   А кому не известна история о великом Кобзаре?

   Юноша приехал в Петербург, но был крепостным. Как же ему дать свободу? И тогда Василий Андреевич Жуковский, предварительно узнав цену у помещика Энгельгарта, попросил художника Карла Брюллова написать его, Жуковского, портрет для императорской фамилии с целью разыграть портрет в  лотерею в царском семействе. Таким образом, вы знаете, Шевченко был освобождён.

 Историк:      В 30 с лишним лет Жуковский был назначен учителем русского языка к невесте великого князя Николая Александровича прусской принцессе  Шарлотте, ставшей после венчания великой княгиней Александрой Федоровной. Наш поэт записывает:

 «Хочу любить свою должность, а не об выгодах заботиться. Выгоды будут, если Бог велит, но лбом до них добиваться – не хочу, трудно, скучно и для меня бесполезно, ибо не имею и не буду иметь нужного для того искусства».

    Спустя 10 лет Николай, заботясь об образовании своего наследника, назначает Жуковского ему в наставники. Поэт отнесся к назначению с величайшей ответственностью. В течение полугода он составил специальный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем І. Этот труд представлял собой подробную программу нравственного воспитания и обучения.

7.Самостоятельная работа

Учитель:

-  Попробуйте составить свою программу воспитания будущего президента?  Помогут вам афоризмы В.А.Жуковского:

  • Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый Царем, не будет храним и народом…
  • Владычествуй не силою, а порядком…
  • Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый – бессилен…
  • Окружай себя достойными помощниками: слепое самолюбие Царя, удаляющее его от людей превосходных, предаст его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага…
  • Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения  

                  8. Включение в систему знаний

     Учитель: Как вы считаете, где можно использовать полученные сегодня знания и умения?

         Александр ІІ оставил глубокий след в истории, когда взошёл на престол. Ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы – освобождение крестьян от крепостного гнета. В годы его правления прочно укрепились взаимоотношения с европейскими державами, разрешены многочисленные конфликты с соседствующими странами. Внутренние реформы Александра ІІ сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра І.

     

                                  9. Рефлексия

    Учитель: Вернемся к эпиграфам урока. Раскрыли ли мы их содержание?

    (Да, мы убедились в том, в России настоящий поэт – всегда гражданин своего Отечества, а  не только поэт-лирик. Это подтверждают факты жизни В.А.Жуковского и воспоминания о нем. Мы почувствовали гордость за великого поэта, сумевшего отказаться от жизненных благ во имя дружбы и отечества).

     Что было для вас  самым  интересным во время путешествия? А самым трудным?

Считаете ли вы, что трудности можно преодолеть? Что для этого нужно?

Желаю вам успехов в преодолении трудностей на вашем жизненном пути. А хочется закончить наше путешествие вручением памятных буклетов.

                             Литература

  1. Зейдлиц К.К. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского.- Спб., 1883
  2. Веселовский А.Н. В.А.Жуковский, Поэзия чувства и «сердечного воображения.- Спб.,1904;
  3. СеменкоИ.М. Жизнь и творчество Жуковского.- М., 1976
  4. Иезуитова Р.В. Жуковский в Петербурге.- Л., 1976
  5. АфанасьевА.В. В.Жуковский.- М., 1985

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...