Внеклассное мероприятие
классный час по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
8 класс (общеобразовательный)
Тема внеклассного мероприятия: «Путешествие в мир поэта. В.А.Жуковский».
Технология деятельностного метода.
Тип : путешествие
Цели мероприятия:
- Знакомство обучающихся с биографией В.А. Жуковского и его творческим наследием.
- Формирование ценностных ориентиров и познавательных интересов, способности к решению моральных проблем на основе децентрации, оценки своих поступков в соответствии с примером жизни и творчества В.А.Жуковского
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Совершенствование форм и методов проведения внеклассных мероприятий.
Оборудование: презентация, тексты стихотворений В.А.Жуковского и его баллад, дневники писателя, иллюстративный материал,видеозаписи фрагментов кинофильмов .
ХОД мероприятия
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А. С. Пушкин
- Мотивация
Учитель: В Москве, в Третьяковской галерее, висит портрет
В. А. Жуковского, написанный почти 200 лет назад его знаменитым современником Орестом Адамовичем Кипренским (демонстрирует портрет). Всё в этой картине подчинено раскрытию внутреннего облика поэта – романтика: его задумчивый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Перед нами Жуковский времени его наибольшей популярности, автор элегий и баллад.
Певец и поэт В. Высоцкий, отвечая на вопрос, что такое счастье, однажды сказал: «Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу другого человека – в мир писателя, поэта». И мы сейчас с вами попробуем совершить путешествие в мир Жуковского.
2. Актуализация
Задание классу: За неделю до нашего мероприятия вы объединились в «группы по интересам», получили задания и сегодня готовы показать свои творческие отчеты .
Слово главного экскурсовода: Его называли первым русским романтиком. Пушкин считал его своим учителем и другом. Он сделал много доброго для своих современников. Велик его вклад в русскую литературу.
В. Белинский писал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина… Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят.»
Нам с вами скоро предстоит открыть великую книгу с названием «А. С. Пушкин», и мы не сможем по-настоящему понять его творчество, если не познакомимся с литературной судьбой его предшественника и современника –В.Жуковского.
Консультант-психолог: Есть такие имена в литературе, которые, сияя кратким лучезарным светом, привлекают к себе всех и редко в ком способны возбуждать отрицательные чувства. Чем-то мирным, поэтическим веет от носителей этих имен. При воспоминании о них смолкает злоба, и верится в добро, счастье и красоту.
Одно из таких светлых имен в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.(демонстрирует портрет)
Мемуарист читает воспоминания В.А.Жуковского: « Родился я 29 февраля 1783 года (230 лет назад) в с. Мишенское Тульской губернии в имении своего отца, богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина. Матерью была пленная турчанка по имени Сальха. Фамилию и отчество получил я от крестного отца, который формально усыновил меня. Это был Андрей Григорьевич Жуковский – бедный дворянин, друг Буниных.
Детство мое прошло в огромном барском доме с толпой прислуги и челяди. Воспитывался вместе с другими детьми Буниных. На всю жизнь сохранил я воспоминания о годах пребывания в Мишенском, многое изобразил в своих рисунках».
Эколог: Огромный парк шумел своими вековыми деревьями, и, может быть, именно там, в тени старинного парка, неясно созревали те поэтические вдохновения мальчика, которые вылились потом в чудесных стихах:
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Музыковед: Современники упивались, как тогда говорили, «сладкозвучием», музыкой его стиха. Поэзия Жуковского как будто просилась быть положенной на музыку. Прослушайте отрывок из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» - дуэт Лизы и Полины. Слова из элегии Жуковского «Вечер».
Выполнение пробного действия.
Учитель: Послушаем 2 отрывка из стихотворений В.А.Жуковского.
(Читают ученики).
Чтец№1. На поле бранном тишина;
Огни между шатрами.
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! Рука в руку.
Зальём вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
Чтец№2. Сей кубок чадам древних лет!
Вам слава, наши деды.
Друзья, уже могущих нет;
Уж нет вождей победы;
Их домы вихрь разметал;
Их гробы срыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал
Их шлемы и кольчуги;
Но дух отцов воскрес в сынах;
Их поприще пред нами…
Мы там найдем их славный прах
С их славными делами.
Учитель: Какими предстают перед нами характеры героев, их внутренний мир? Какие художественные средства использует автор? Какому важному событию посвящены эти стихотворные отрывки?
Мемуарист: Значительный этап в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского связан с войной 1812 года. Жуковский был назначен Кутузовым чиновником по особым поручениям при Главной квартире. Он писал бюллетени в «Журнал о ходе военных действий», готовил проекты приказов и донесений – словом, работал над самыми ответственными документами. Он был в курсе всех военных событий. По долгу службы составлял наградные ведомости с подробным описанием подвигов награжденных, а за дружеской беседой у офицерских костров слушал рассказы самих героев. Все это вдохновило его на создание поэтических произведений о героях Бородина.
Лучшие строки стихотворения посвящены Кутузову…
Экскурсовод: Особого интереса заслуживает следующий факт. Василий Андреевич Жуковский является автором государственного гимна Российской империи, и гимн этот просуществовал около 100 лет!
Как-то сопровождая Николая І в Австрию, Жуковский услышал приветственные звуки английского марша. По приезду в Россию император поручил Жуковскому сочинить государственный гимн. Этот гимн стал известен под названием «Боже, Царя храни!» Просуществовал он вплоть до февральской революции 1917 г. Но жизнь свою продолжил в кино. (отрывок из фильма "Сибирский цирюльник", видео с звучащим гимном)
3. Постановка проблемы
Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу мероприятия:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А. С. Пушкин
- Что связывает имена А.С.Пушкина и В.А. Жуковского?
- Почему поэзию В.А.Жуковского высоко оценил А.С.Пушкин?
- Почему творчество Жуковского актуально и для современных читателей?
- Проект выхода из затруднений
- Какие цели мы перед собой поставим, чтобы устранить возникшие
затруднения?
Мемуарист: Мы должны обратиться к дневникам поэта
В. А.Жуковского.
Историк: Нужно подготовить историческую справку
- Реализация проекта
Литературовед: Жуковский вводит Пушкина в литературные круги, поддерживает его поэтические опыты и в связи с завершением «Руслан и Людмила», дарит ему в 1820 году свой портрет.
Мемуарист: Жуковский , передавая портрет Пушкину, читает надпись: «Победителю – ученику от побежденного учителя».
Психолог: Пушкин, со своей стороны, высоко ценит старшего друга как поэта и редкой душевной чистоты человека. Еще в лицее он посвящает Жуковскому послание:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
.
Мемуарист: Жуковский будет продолжать всю жизнь Пушкина хлопотать по нём.. В последние годы жизни Пушкина Жуковский проявляет к нему почти отеческую любовь: улаживает конфликт с царём и Бенкендорфом (генералом), предотвращает не одну дуэль, позднее становится одним из опекунов над его семьёй; становится участником в разборе бумаг покойного поэта, что помогло сохранить литературное наследие Пушкина.
- Первичное закрепление
Учитель: - Вспомнаются слова А. С. Пушкина:
Настали святки, то-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль…
Сценка
(Бабушка выходит со Светланой). В эту жизненную даль всем и хотелось заглянуть. Простые люди верили, что именно в святочные дни у нечистой силы можно было попытаться узнать свою судьбу. Гаданий существовало огромное количество.
Светлана. Бабушка, расскажи хоть про одно гадание.
Бабушка. А вот, милая Светлана, гадания даже наши писатели и поэты описывали.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Светлана. А что за песенки такие? А что за ярый воск?
Бабушка. Пошли, моя милая Светлана, я расскажу.
Учитель: - Знакомы ли вам прозвучавшие стихотворные строки? (Это строки из баллады «Светлана» Жуковского). Имя Василия Андреевича вошло в русскую литературу еще и как автора баллад. Дополните названия известных вам баллад…
Экскурсовод: Давайте посмотрим на тему мероприятия .
В. А. Жуковский (1783-1852).
Рождение, детство, учеба, работа и до последней черты. А между датами – короткая чёрточка. В этой прямой чёрточке столько незримых кривых и ровных линий, в ней – жизнь, а главное – жизнь души, о чём мы хотели сегодня поведать. Кто-то, возможно, подумает, узнав о столь кипучей деятельности Жуковского по оказанию помощи то одному, то другому, что у него самого всё ладно, благополучно, и ни о чём не надо было беспокоиться. К тому же карьера была удачной…
Искусствовед: Множество. Вызволил из ссылки Герцена, из солдатчины – Боратынского, смягчил участь Лермонтова, что способствовало возвращению поэта из ссылки.
А кому не известна история о великом Кобзаре?
Юноша приехал в Петербург, но был крепостным. Как же ему дать свободу? И тогда Василий Андреевич Жуковский, предварительно узнав цену у помещика Энгельгарта, попросил художника Карла Брюллова написать его, Жуковского, портрет для императорской фамилии с целью разыграть портрет в лотерею в царском семействе. Таким образом, вы знаете, Шевченко был освобождён.
Историк: В 30 с лишним лет Жуковский был назначен учителем русского языка к невесте великого князя Николая Александровича прусской принцессе Шарлотте, ставшей после венчания великой княгиней Александрой Федоровной. Наш поэт записывает:
«Хочу любить свою должность, а не об выгодах заботиться. Выгоды будут, если Бог велит, но лбом до них добиваться – не хочу, трудно, скучно и для меня бесполезно, ибо не имею и не буду иметь нужного для того искусства».
Спустя 10 лет Николай, заботясь об образовании своего наследника, назначает Жуковского ему в наставники. Поэт отнесся к назначению с величайшей ответственностью. В течение полугода он составил специальный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем І. Этот труд представлял собой подробную программу нравственного воспитания и обучения.
7.Самостоятельная работа
Учитель:
- Попробуйте составить свою программу воспитания будущего президента? Помогут вам афоризмы В.А.Жуковского:
- Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый Царем, не будет храним и народом…
- Владычествуй не силою, а порядком…
- Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый – бессилен…
- Окружай себя достойными помощниками: слепое самолюбие Царя, удаляющее его от людей превосходных, предаст его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага…
- Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения
8. Включение в систему знаний
Учитель: Как вы считаете, где можно использовать полученные сегодня знания и умения?
Александр ІІ оставил глубокий след в истории, когда взошёл на престол. Ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы – освобождение крестьян от крепостного гнета. В годы его правления прочно укрепились взаимоотношения с европейскими державами, разрешены многочисленные конфликты с соседствующими странами. Внутренние реформы Александра ІІ сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра І.
9. Рефлексия
Учитель: Вернемся к эпиграфам урока. Раскрыли ли мы их содержание?
(Да, мы убедились в том, в России настоящий поэт – всегда гражданин своего Отечества, а не только поэт-лирик. Это подтверждают факты жизни В.А.Жуковского и воспоминания о нем. Мы почувствовали гордость за великого поэта, сумевшего отказаться от жизненных благ во имя дружбы и отечества).
Что было для вас самым интересным во время путешествия? А самым трудным?
Считаете ли вы, что трудности можно преодолеть? Что для этого нужно?
Желаю вам успехов в преодолении трудностей на вашем жизненном пути. А хочется закончить наше путешествие вручением памятных буклетов.
Литература
- Зейдлиц К.К. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского.- Спб., 1883
- Веселовский А.Н. В.А.Жуковский, Поэзия чувства и «сердечного воображения.- Спб.,1904;
- СеменкоИ.М. Жизнь и творчество Жуковского.- М., 1976
- Иезуитова Р.В. Жуковский в Петербурге.- Л., 1976
- АфанасьевА.В. В.Жуковский.- М., 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...