Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».
план-конспект урока по литературе

Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_zhenshchiny_izhenshchina_v_mire_1.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».

Цель: рассказать о лирической героине Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в 20 веке.

   Оборудование:  Презентация, тексты.                                

                                                                 План.

Введение в тему.  1.Слово учителя: Слайд № 2( портреты)

На прошлом уроке мы познакомились с биографией одного из выдающихся поэтов 20 века. Это о ней скажет Н.Гумилев: «… ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт». Сама А. Ахматова не любила этого слова и предпочитала называть себя поэтом.

Время, когда были напечатаны первые ее произведения, было во многом переломным (начало века: две войны, Февральская и  Октябрьская революции). Но стихи поэта А.Ахматовой необычны даже для такого неспокойного времени.

В чем же, прежде всего их необычность? Это мы с вами поймем, когда сравним их со стихами поэта, уже вам знакомого!

  1. Предварительный анализ: сопоставление поэтических произведений.
  1. Чтение учеником наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»  
  2. Чтение наизусть  ученицей стихотворения А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»
  1. Беседа по тексту.

Вопрос: Что, на ваш взгляд, объединяет эти произведения?

Ответ: тема любви, расставание.

 Любовь, по словам одного современника А. Ахматовой, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки.

Вопрос: А чем они отличаются? От чьего лица ведется повествование?

Ответ: Лирический герой первого стихотворения мужчина, именно он рассказывает о своем чувстве.

Вопрос: Каким поэт изображает это чувство, ведь это прощание с любовью?

 Примерный ответ: Стихотворение поражает нас силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания. А заканчивается оно молитвой о женщине « дай вам Бог любимой быть другим!»

Это не как у Лермонтова: «Будь счастлива несчастием моим».

Вопрос: А от чьего лица ведется повествование во втором стихотворении?

 Ответ: Лирическая героиня второго стихотворения женщина,  именно она рассказывает о своем чувстве.

Вопрос: Помните, я говорила, что стихи Ахматовой были необычны.

                Что в них необычного?

Слово учителя: Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания этого

стихотворения, кажется, что нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах.

Вопрос: Но так ли было ранее? Обратимся к литературе 19 века.

            В каких  произведениях вы уже встречались с монологом героини,  

             которая сама говорит о своей любви?

Ответ: «Евгений Онегин». Письмо Татьяны.

Вопрос: Но кто был автором этого произведения? Следовательно, о чувствах лирической героини рассказывал опять мужчина – поэт.

Вопрос: Принято ли было в 19 веке женщине самой рассказывать о своих чувствах?  Как же современники  Пушкина восприняли Письмо Татьяны?

Ответ:  оно воспринималось как вызов общепринятым нормам поведения для благовоспитанных барышень.

Вопрос: А как вы думаете, почему? Каково было предназначенье женщины?

Ответ: дом, дети, забота о муже.

Вопрос: Что же изменилось в литературе за время с момента написания романа до написания стихотворения Ахматовой?

Ответ: Практически ничего. Мужчины отводили женщине то же место, что и в 19 веке. В конце 19 века напечатаны замечательные стихи о любви Фета, Тютчева. А женских стихов не было.

 Вопрос: Как вы думаете, почему женщина заговорила о том, что было у нее на душе, сама? Почему вдруг в стихах А.Ахматовой нам открылся мир женщины, прежде так тщательно скрываемый?

Возможный ответ: начало меняться отношение к женщине, они стали  сами бороться за свои права.

  1. Социокультурный  аспект урока: проблемные вопросы.

Слово учителя: Безусловно, рассматривать проблемы литературные мы не можем без связи их с жизнью общества на сломе веков.

Нам важно увидеть. Как менялось место женщины в обществе и как менялось при этом отношение общества к самой женщине.

И здесь, на мой взгляд, интересен срез , который нам может представить история олимпийского движения и участие женщин в Олимпиадах. Почему именно в Олимпиадах? Прежде всего потому, что время первых Олимпийских игр по времени на 15 лет предшествует появлению стихотворений Ахматовой.

Но сначала давайте вспомним историю возникновения Олимпийских игр.

(Выступление учащегося)

Вопрос: Почему женщин не допускали на Олимпийские игры?

Слово учителя: Прошло почти два тысячелетия и Олимпийские игры возобновились.  Кстати, кто был инициатором их возрождения и каковы причины?

Слайд №.  3    Пьер де Кубертен (мир погряз в войнах и насилии),французский спортивный и общественный деятель, барон, историк, педагог, литератор. Инициатор организации современных Олимпийских игр (проводятся с 1896). Президент Международного олимпийского комитета (МОК, 1896—1916, 1919-25).

. Большое значение Кубертен придавал занятиям спортом, как важной составляющей жизни молодых людей, одного из условий гармоничного развития личности.

Кубертен много размышлял над идеей проведения международных соревнований в целях популяризации спорта. Заметив возросший интерес общества к Античным олимпийским играм, вызванный громкими археологическими открытиями в Олимпии, Кубертен разработал проект возрождения Олимпийских игр и выступил 25 ноября 1892 года в Сорбонне, всемирно известном Парижском университете, с докладом «Возрождение олимпизма».

И опять женщинам не нашлось места в Олимпийских играх !  Почему?

Слайд № 4    

Но женщины проявили настойчивость и добились участия в Олимпийских играх.

Слайды №   5,6   ( тексты слайдов) Материал о первых Олимпийских чемпионках в фигурном катании Херме Планк – Сабо и Соне Хени.

У этих женщин, участниц и победительниц,  была разная судьба, но согласитесь, что им были присущи настойчивость  и стремление самореализоваться, занять свое достойное место в мире.

По- разному приходили в спорт женщины, кто – то упорным трудом добивался этого, а вот Бетти Робинсон – вроде бы случайно. Как сейчас говорят, проснулась знаменитой. Послушайте информацию об этой замечательной спортсменке. Сообщение ученицы

Слайд № 7

Вывод: Но это становится смыслом всей ее жизни!

 Слайд №  8       И еще нельзя не сказать об Аните Франц – первой женщине, которая стала вице – президентом Международного Олимпийского комитета. Она и сейчас занимает этот пост. Стоит ли говорить о том, что и у нее было много противников. И ей нелегко работать среди мужчин.

Вывод :

Итак, женщины заняли свое достойное место в мире. Женщина становится социально активна, она завоевывает новые высоты, стремясь стать вровень с мужчиной.

Слово учителя:

Русские женщины в этот период не проявили себя в спорте. Да и вообще российские, а потом и советские спортсмены стали принимать участие в Олимпиадах практически перед самым началом  Второй Мировой войны.

Но женщины России проявили себя в  другом, например, в литературе, а точнее ,поэзии.

Слайд № 9

Г.Шенгели.

Он знал их всех и видел всех почти:

Валерия, Андрея, Константина,

Максимилиана, Осипа, Бориса,

Ивана, Игоря, Сергея, Анну,

Владимира, Марину, Вячеслава

И Александра – небывалый хор

Четырнадцатизвездное созвездье!

Это поэты серебряного века! Будем изучать их творчество в 11 классе.

Брюсов, Белый, Бальмонт, Волошин, Мандельштам, Пастернак, Бунин, Северянин, Есенин, Ахматова, Маяковский, Цветаева, Иванов, Блок.

Да и, собственно, сам термин «Серебряный век» был принят в русской литературе после выхода в свет «Поэмы без героя» Анны Ахматовой, в которой  была строка о том, что «серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». После публикации этого произведения период начала ХХ века в русской литературе стал именоваться «Серебряным веком».

Вопрос:  Сколько женских имен вы видите в этом созвездии?

Действительно, только два. Но каких! Эти женщины - поэты стали родоначальницами серьезной «женской поэзии»!

Анна Ахматова, по выражению современников, «дала литературе целую книгу женской души».

И сегодня мы обратимся, образно говоря, к одной страничке из этой замечательной книги «женской души» и поразмышляем над её содержанием.

4.Анализ стихотворения.

Прочитаем еще раз это стихотворение. Определим тему.

1.Обратимся к первой строке: «Сжала руки под темной вуалью…» Это словно снимок остановленного мгновения! На это указывает многоточие.  Героиня закрывает бледное лицо и вуалью, и руками. О чем это свидетельствует?

(она растеряна)

2. Что из себя представляет  2 строчка?

Вопрос.

Можем ли знать, кто задает этот вопрос?

Разговор ведется с невидимым собеседником.

Как выдумаете, кто это мог быть?

Кем бы он ни был, но он хорошо знаком лирической героине, может быть даже собственная ее совесть.

Вопрос: Что дает нам возможность так считать?

Ответ: Героиня чувствует свою вину.

3.Ответом на вопрос и является рассказ лирической героини о конце последнего свидания.

Обратите внимание: нет ни имени, ни пока  - других  «опознавательных знаков героя. Но мы понимаем, что это очень важный для лирической героини человек.

4.Узнаем ли мы, о чем был разговор?

Весь разговор опущен, да и зачем нам знать его содержание!

5.В чем признается читателю лирическая героиня?

«…  я терпкой печалью напоила его допьяна» Что же это такое?

Метафора - выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства  двух предметов или явлений.

6.А как бы мы сказали то же самое в нашей обычной, не поэтической речи?

(Обидела, расстроила, огорчила, опечалила)

Но А.А.нашла такие слова, которые трогали читателей до глубины души.

И на мой взгляд, здесь есть еще одно очень важное слово. Какое?

Ответ: Терпкий!. Что обозначает этот эпитет?

(Кислый и вяжущий на вкус,  вызывающий оскомину)

Тут кроме слов появился  и вкус. И мы ощущаем эту терпкую горечь.

7. «Печалью напоила его она». Но сейчас все – таки кто страдает от этого?

И она! И он!

И здесь мы видим,  что метафора перерастает в скрытое сравнение « напоённый допьяна». Но это сравнение не унижает героя: он выбит её признанием из равновесия.

8. А она? Чувствует, что виновата, раскаивается в совешенном. Ошеломлена произошедшим.

Как поступает героиня?

« Я сбежала,  перил не касаясь.

 Я бежала за ним до ворот», т.е. стремительно, без всякой осторожности…

Почему?

Гамму чувств, охватывающих ее, передать невозможно, поэтому говорится о ее поступке.

Она сейчас не думает о себе, хочет исправить то, что натворила. Это  последняя возможность. Мы  ведь понимаем, что он ей не безразличен!

9. И здесь Ахматова использует интересный стихотворный  прием: внутренняя речь поэта становится органичным продолжением стихотворной речи лирической героини!

«Как забуду? Он вышел шатаясь,   ---- это видит героиня

 Искривился мучительно рот… ---- внутренний монолог поэта, ведь этого героиня уже видеть не может.

Вопрос 10.  Как дальше поступает героиня?

Крик. И как ей в тот момент кажется, найдено спасительное слово. Какое?

Шутка!

И мы понимаем, что ничего смешного в этом слове нет.

11. А дальше?

« Уйдешь, я умру!»

Вопрос: Верит ли героиня в то, что говорит? Конечно, она искренне верит.

12. А он?

Уже не верит ей, но благородно  изображает… спокойствие.

Прочтите строки!

«Улыбнулся спокойно  ( и мы видим, с каким трудом это ему удается) и жутко.  Что это?

Оксюморон. Это не просто противопоставление противоположного,  а соединение взаимоисключающих друг друга понятий!

13. Но ведь он ее любит и поэтому заботится о ней.

МНЕ ( такой, после того, что она натворила).

Вывод: благодаря таким тончайшим нюансам, мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано. А ведь настоящее искусство предполагает именно такое восприятие.

Главное, мы не остаемся равнодушными!

14 Вот, он, мир женской души. Каждая строчка пронизана определенным настроением.

Сильная или слабая лирическая героиня?

Возможный ответ:  сильная женщина, она  может противостоять судьбе.

 Задание: Давайте создадим своеобразный « Словарь настроений»  лирической героини,  который и подведет своеобразный итог нашему разговору.

Словарь: горечь от своего поступка, осуждение, сожаление, ошеломленность, растерянность, вину, желание все исправить, боль, раскаяние,

Вопрос:  В чем необычность и сила  стихов А.Ахматовой?

- раскрыла богатый внутренний мир своей лирической героини, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе.

- А. Ахматова « дала литературе целую книгу женской души»

- искренность повествования

Итог урока:  Оценка деятельности учащихся, выставление оценок.

Д/З    1. Написать свои размышления над строками стихотворения А.Ахматовой

2 .Подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить наизусть

                                                                             Учитель: Зорина С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"

В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....

Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».

Интеграция олимпийского образования с литературой. Цель: рассказать о лирической героине Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в 20 веке....

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.ахматовой"...

Тема урока: Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.

Конспект урока по теме: "Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание" 6 к...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...