Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».
план-конспект урока по литературе
Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zhenshchiny_izhenshchina_v_mire_1.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».
Цель: рассказать о лирической героине Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в 20 веке.
Оборудование: Презентация, тексты.
План.
Введение в тему. 1.Слово учителя: Слайд № 2( портреты)
На прошлом уроке мы познакомились с биографией одного из выдающихся поэтов 20 века. Это о ней скажет Н.Гумилев: «… ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт». Сама А. Ахматова не любила этого слова и предпочитала называть себя поэтом.
Время, когда были напечатаны первые ее произведения, было во многом переломным (начало века: две войны, Февральская и Октябрьская революции). Но стихи поэта А.Ахматовой необычны даже для такого неспокойного времени.
В чем же, прежде всего их необычность? Это мы с вами поймем, когда сравним их со стихами поэта, уже вам знакомого!
- Предварительный анализ: сопоставление поэтических произведений.
- Чтение учеником наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»
- Чтение наизусть ученицей стихотворения А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»
- Беседа по тексту.
Вопрос: Что, на ваш взгляд, объединяет эти произведения?
Ответ: тема любви, расставание.
Любовь, по словам одного современника А. Ахматовой, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки.
Вопрос: А чем они отличаются? От чьего лица ведется повествование?
Ответ: Лирический герой первого стихотворения мужчина, именно он рассказывает о своем чувстве.
Вопрос: Каким поэт изображает это чувство, ведь это прощание с любовью?
Примерный ответ: Стихотворение поражает нас силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания. А заканчивается оно молитвой о женщине « дай вам Бог любимой быть другим!»
Это не как у Лермонтова: «Будь счастлива несчастием моим».
Вопрос: А от чьего лица ведется повествование во втором стихотворении?
Ответ: Лирическая героиня второго стихотворения женщина, именно она рассказывает о своем чувстве.
Вопрос: Помните, я говорила, что стихи Ахматовой были необычны.
Что в них необычного?
Слово учителя: Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания этого
стихотворения, кажется, что нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах.
Вопрос: Но так ли было ранее? Обратимся к литературе 19 века.
В каких произведениях вы уже встречались с монологом героини,
которая сама говорит о своей любви?
Ответ: «Евгений Онегин». Письмо Татьяны.
Вопрос: Но кто был автором этого произведения? Следовательно, о чувствах лирической героини рассказывал опять мужчина – поэт.
Вопрос: Принято ли было в 19 веке женщине самой рассказывать о своих чувствах? Как же современники Пушкина восприняли Письмо Татьяны?
Ответ: оно воспринималось как вызов общепринятым нормам поведения для благовоспитанных барышень.
Вопрос: А как вы думаете, почему? Каково было предназначенье женщины?
Ответ: дом, дети, забота о муже.
Вопрос: Что же изменилось в литературе за время с момента написания романа до написания стихотворения Ахматовой?
Ответ: Практически ничего. Мужчины отводили женщине то же место, что и в 19 веке. В конце 19 века напечатаны замечательные стихи о любви Фета, Тютчева. А женских стихов не было.
Вопрос: Как вы думаете, почему женщина заговорила о том, что было у нее на душе, сама? Почему вдруг в стихах А.Ахматовой нам открылся мир женщины, прежде так тщательно скрываемый?
Возможный ответ: начало меняться отношение к женщине, они стали сами бороться за свои права.
- Социокультурный аспект урока: проблемные вопросы.
Слово учителя: Безусловно, рассматривать проблемы литературные мы не можем без связи их с жизнью общества на сломе веков.
Нам важно увидеть. Как менялось место женщины в обществе и как менялось при этом отношение общества к самой женщине.
И здесь, на мой взгляд, интересен срез , который нам может представить история олимпийского движения и участие женщин в Олимпиадах. Почему именно в Олимпиадах? Прежде всего потому, что время первых Олимпийских игр по времени на 15 лет предшествует появлению стихотворений Ахматовой.
Но сначала давайте вспомним историю возникновения Олимпийских игр.
(Выступление учащегося)
Вопрос: Почему женщин не допускали на Олимпийские игры?
Слово учителя: Прошло почти два тысячелетия и Олимпийские игры возобновились. Кстати, кто был инициатором их возрождения и каковы причины?
Слайд №. 3 Пьер де Кубертен (мир погряз в войнах и насилии),французский спортивный и общественный деятель, барон, историк, педагог, литератор. Инициатор организации современных Олимпийских игр (проводятся с 1896). Президент Международного олимпийского комитета (МОК, 1896—1916, 1919-25).
. Большое значение Кубертен придавал занятиям спортом, как важной составляющей жизни молодых людей, одного из условий гармоничного развития личности.
Кубертен много размышлял над идеей проведения международных соревнований в целях популяризации спорта. Заметив возросший интерес общества к Античным олимпийским играм, вызванный громкими археологическими открытиями в Олимпии, Кубертен разработал проект возрождения Олимпийских игр и выступил 25 ноября 1892 года в Сорбонне, всемирно известном Парижском университете, с докладом «Возрождение олимпизма».
И опять женщинам не нашлось места в Олимпийских играх ! Почему?
Слайд № 4
Но женщины проявили настойчивость и добились участия в Олимпийских играх.
Слайды № 5,6 ( тексты слайдов) Материал о первых Олимпийских чемпионках в фигурном катании Херме Планк – Сабо и Соне Хени.
У этих женщин, участниц и победительниц, была разная судьба, но согласитесь, что им были присущи настойчивость и стремление самореализоваться, занять свое достойное место в мире.
По- разному приходили в спорт женщины, кто – то упорным трудом добивался этого, а вот Бетти Робинсон – вроде бы случайно. Как сейчас говорят, проснулась знаменитой. Послушайте информацию об этой замечательной спортсменке. Сообщение ученицы
Слайд № 7
Вывод: Но это становится смыслом всей ее жизни!
Слайд № 8 И еще нельзя не сказать об Аните Франц – первой женщине, которая стала вице – президентом Международного Олимпийского комитета. Она и сейчас занимает этот пост. Стоит ли говорить о том, что и у нее было много противников. И ей нелегко работать среди мужчин.
Вывод :
Итак, женщины заняли свое достойное место в мире. Женщина становится социально активна, она завоевывает новые высоты, стремясь стать вровень с мужчиной.
Слово учителя:
Русские женщины в этот период не проявили себя в спорте. Да и вообще российские, а потом и советские спортсмены стали принимать участие в Олимпиадах практически перед самым началом Второй Мировой войны.
Но женщины России проявили себя в другом, например, в литературе, а точнее ,поэзии.
Слайд № 9
Г.Шенгели.
Он знал их всех и видел всех почти:
Валерия, Андрея, Константина,
Максимилиана, Осипа, Бориса,
Ивана, Игоря, Сергея, Анну,
Владимира, Марину, Вячеслава
И Александра – небывалый хор
Четырнадцатизвездное созвездье!
Это поэты серебряного века! Будем изучать их творчество в 11 классе.
Брюсов, Белый, Бальмонт, Волошин, Мандельштам, Пастернак, Бунин, Северянин, Есенин, Ахматова, Маяковский, Цветаева, Иванов, Блок.
Да и, собственно, сам термин «Серебряный век» был принят в русской литературе после выхода в свет «Поэмы без героя» Анны Ахматовой, в которой была строка о том, что «серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». После публикации этого произведения период начала ХХ века в русской литературе стал именоваться «Серебряным веком».
Вопрос: Сколько женских имен вы видите в этом созвездии?
Действительно, только два. Но каких! Эти женщины - поэты стали родоначальницами серьезной «женской поэзии»!
Анна Ахматова, по выражению современников, «дала литературе целую книгу женской души».
И сегодня мы обратимся, образно говоря, к одной страничке из этой замечательной книги «женской души» и поразмышляем над её содержанием.
4.Анализ стихотворения.
Прочитаем еще раз это стихотворение. Определим тему.
1.Обратимся к первой строке: «Сжала руки под темной вуалью…» Это словно снимок остановленного мгновения! На это указывает многоточие. Героиня закрывает бледное лицо и вуалью, и руками. О чем это свидетельствует?
(она растеряна)
2. Что из себя представляет 2 строчка?
Вопрос.
Можем ли знать, кто задает этот вопрос?
Разговор ведется с невидимым собеседником.
Как выдумаете, кто это мог быть?
Кем бы он ни был, но он хорошо знаком лирической героине, может быть даже собственная ее совесть.
Вопрос: Что дает нам возможность так считать?
Ответ: Героиня чувствует свою вину.
3.Ответом на вопрос и является рассказ лирической героини о конце последнего свидания.
Обратите внимание: нет ни имени, ни пока - других «опознавательных знаков героя. Но мы понимаем, что это очень важный для лирической героини человек.
4.Узнаем ли мы, о чем был разговор?
Весь разговор опущен, да и зачем нам знать его содержание!
5.В чем признается читателю лирическая героиня?
«… я терпкой печалью напоила его допьяна» Что же это такое?
Метафора - выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.
6.А как бы мы сказали то же самое в нашей обычной, не поэтической речи?
(Обидела, расстроила, огорчила, опечалила)
Но А.А.нашла такие слова, которые трогали читателей до глубины души.
И на мой взгляд, здесь есть еще одно очень важное слово. Какое?
Ответ: Терпкий!. Что обозначает этот эпитет?
(Кислый и вяжущий на вкус, вызывающий оскомину)
Тут кроме слов появился и вкус. И мы ощущаем эту терпкую горечь.
7. «Печалью напоила его она». Но сейчас все – таки кто страдает от этого?
И она! И он!
И здесь мы видим, что метафора перерастает в скрытое сравнение « напоённый допьяна». Но это сравнение не унижает героя: он выбит её признанием из равновесия.
8. А она? Чувствует, что виновата, раскаивается в совешенном. Ошеломлена произошедшим.
Как поступает героиня?
« Я сбежала, перил не касаясь.
Я бежала за ним до ворот», т.е. стремительно, без всякой осторожности…
Почему?
Гамму чувств, охватывающих ее, передать невозможно, поэтому говорится о ее поступке.
Она сейчас не думает о себе, хочет исправить то, что натворила. Это последняя возможность. Мы ведь понимаем, что он ей не безразличен!
9. И здесь Ахматова использует интересный стихотворный прием: внутренняя речь поэта становится органичным продолжением стихотворной речи лирической героини!
«Как забуду? Он вышел шатаясь, ---- это видит героиня
Искривился мучительно рот… ---- внутренний монолог поэта, ведь этого героиня уже видеть не может.
Вопрос 10. Как дальше поступает героиня?
Крик. И как ей в тот момент кажется, найдено спасительное слово. Какое?
Шутка!
И мы понимаем, что ничего смешного в этом слове нет.
11. А дальше?
« Уйдешь, я умру!»
Вопрос: Верит ли героиня в то, что говорит? Конечно, она искренне верит.
12. А он?
Уже не верит ей, но благородно изображает… спокойствие.
Прочтите строки!
«Улыбнулся спокойно ( и мы видим, с каким трудом это ему удается) и жутко. Что это?
Оксюморон. Это не просто противопоставление противоположного, а соединение взаимоисключающих друг друга понятий!
13. Но ведь он ее любит и поэтому заботится о ней.
МНЕ ( такой, после того, что она натворила).
Вывод: благодаря таким тончайшим нюансам, мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано. А ведь настоящее искусство предполагает именно такое восприятие.
Главное, мы не остаемся равнодушными!
14 Вот, он, мир женской души. Каждая строчка пронизана определенным настроением.
Сильная или слабая лирическая героиня?
Возможный ответ: сильная женщина, она может противостоять судьбе.
Задание: Давайте создадим своеобразный « Словарь настроений» лирической героини, который и подведет своеобразный итог нашему разговору.
Словарь: горечь от своего поступка, осуждение, сожаление, ошеломленность, растерянность, вину, желание все исправить, боль, раскаяние,
Вопрос: В чем необычность и сила стихов А.Ахматовой?
- раскрыла богатый внутренний мир своей лирической героини, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе.
- А. Ахматова « дала литературе целую книгу женской души»
- искренность повествования
Итог урока: Оценка деятельности учащихся, выставление оценок.
Д/З 1. Написать свои размышления над строками стихотворения А.Ахматовой
2 .Подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить наизусть
Учитель: Зорина С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...
"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс
Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"
В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....
Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».
Интеграция олимпийского образования с литературой. Цель: рассказать о лирической героине Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в 20 веке....
Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой"
Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.ахматовой"...
Тема урока: Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.
Конспект урока по теме: "Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание" 6 к...
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...