"Тема Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Родина"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

рулева ольга григорьевна

 

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina1.docx431.69 КБ
PDF icon 1.rodina_lermontova1.pdf2.23 МБ

Предварительный просмотр:

         МКОУ «ТАРУМОВСКАЯ СОШ»

Открытый урок   

                 по  литературе  в  КЛАССЕ

        

   учитель русского языка и литературы       Рулева Ольга Григорьевна

            Тарумовский район с. Тарумовка             Р                 Республика Дагестан

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лер-монтова «РОДИНА»

Цели урока:  
- отработать навыки анализа стихотворения; с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы;

-обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;

-расширить словарь учеников;

-углубить литературоведческие знания;

-показать новаторство поэта в разработке темы;

 -сопоставить поэзию и живопись;

     

 -расширить представления о  любви  к Родине.  

Задачи:

              1.Работа с текстом произведения.

              2.Использование приемов  ФГОС.

        3.Сделать лингвистический анализ текста.

Оборудование: тексты стихотворения Лермонтова, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, раздаточный материал (таблицы для анализа стихотворения «Ро-дина», видеоролик к стихотворению «Родина», музыкальное сопровожде-ние-песня о Родине, презентация, кластер «Родина», попс-формула,  “Оставь-те за мной последнее слово” и другие приемы ФГОС,  рисунки учащихся.

                                      Ход урока 

I Оргмомент. 

Учитель

-Здравствуйте! Очень приятно вас всех видеть. Садитесь.

II.Слово учителя:

Определение типа урока.

Учитель

-Сегодня у нас  урок - исследование.

-Как вы думаете, какие качества необходимы человеку – исследователю?

Ученик

-Внимательность, наблюдательность, воображение, терпеливость.

Учитель

- Я желаю вам сегодня на уроке творческого вдохновения. А начнем мы наш урок с музыкальной композиции. (Показывается ролик с песней). ( 2 слайд)                                 -Как вы думаете, почему я начала урок именно так?

III.  .Работа с эпиграфом урока.(3слайд)

Учитель

- Эпиграфом  к  нашему уроку я взяла слова из  стихотворения Лермонтова

 Люблю отчизну я, но странною любовью!

 М.Ю.Лермонтов.

Учитель

- Зная эпиграф, предположите тему исследования .

Ученик

-Тема Родины.

Учитель

-А объект исследования?

Ученик

-Стихотворение Лермонтова  «Родина».

IV Объявление темы урока.

Учитель

 -Тема сегодняшнего урока - исследования:«Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина». (4 слайд)

-Запишите дату  и тему урока в тетрадь.

-Зная тему и эпиграф урока, определите цели нашего  исследования.

Ученик

-Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы.  (5слайд)

Учитель

-Отсюда вытекают задачи урока. Какие?

Ученик

 -Лингвистический анализ стихотворения  Лермонтова «Родина»

Учитель

-Что изучает лингвистика?

Ученик

-Лингвистика-наука о языке, учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.(6слайд)

V Составление кластера «Родина».  

Учитель

 –А начнем мы свою работу с составления кластера , в котором вы отразите свое представление о Родине.

- Ребята, что такое Родина в вашем понимании?

Ученики

- Дом, родня,  семья, друзья, школа, село, язык, сад, страна, государство, народ, природа…

Учитель

- Начнем исследование.  Анализ стихотворения.

.

VI Исследование. Анализ  стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».      

1. Творческая история стихотворения. (7 слайд)

 

Лермонтов поехал через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И у него возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».  

- Думаю, что это можно связать и с судьбой М.Ю.Лермонтова. А на дом вам было задано…(Ученик отвечает, что была задана биография М.Ю.Лермонтова с презентацией. Комментарии.

Учитель

-А теперь мы послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.(Ученица читает стихотворение «Родина» наизусть)

  2.Беседа

Учитель

-Определите тему стихотворения

Ученик

 -Тема родины –(8слайд)

Учитель

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».

 

Словари

РОДИНА

ОТЧИЗНА

С. И. Ожегов

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь

Отечество, Родина

В.И.Даль

 Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился

См. «Отец»

В статье

Отец, отечество, родина

-Разграничивают ли они  лексическое значение этих слов?

Ученик

-Нет

Учитель

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.  

Обратимся к композиции произведения.

3. Работа по композиции стихотворения  (9cлайд)

Учитель

-   Из скольких частей состоит стихотворение ?

Ученик

-Стихотворение состоит из 3  частей.

Учитель

-Зачитайте части (по рядам). Сравним эти части.

-Предлагаю поработать в группах.  Сядьте по группам.

Заполним таблицу. Давайте распределим роли в группе. Выберите ответственного  в группе. Давайте выберем,кто будет следить за временем. Определим  голос группы, кто будет говорить от  группы.(Учитель объясняет, как работать по таблице)

Работа  с таблицей в группах-( 10слайд)

1 часть

            2 часть

 3 часть

Чувства лирического героя (в чем главная мысль?)

Странная любовь

понимает значение воинской славы, исторического прошлого России;     автором сформулировано сердечное чувство патриотизма

(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины

Любовь к родной земле   ещё не объяснима

Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине        очарован  глубиной народной  жизни

Образ  

Родины

создан  отвлечённый  образ официальной России

степи,  леса,  реки, дороги,  огни деревень

 с  высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной

дымок жнивы, чета берёз (нерасторжимость образов: природы  и человека )

 создан целостный образ России, её безбрежная широта

Средства выразительности

 

Инверсия

Люблю отчизну я

Анафора

Ни слава, ни полный, ни тёмной

Эпитеты,  ряды однородных членов

  Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины.

Эпитеты

безбрежных лесов, печальных деревень

Сравнение

Реки, подобные морям

Ряды однородных  членов

Цветопись

жёлтая нива, белеющие берёзы

Эпитеты, ряды однородных членов -поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить

 

Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

Комментарии:

-На твой взгляд, кто проявлял большую активность в данной работе? Твои комментарии совпали с моей точкой зрения?

 

 Работа по первой части (слайд 10)

Учитель

- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.(Чтение наизусть).

Ученики

-1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально. Это   говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».)

Учитель

-1часть в таблице. Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Дайте толкование   слова СТРАННАЯ в контексте предложения.

Ученики

-Необычная. Используя личные и притяжательные местоимения( я, мой, мне ),  поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

Учитель

- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите средства выразительности

- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

 Работа по второй части

Учитель

-Зачитайте наизусть  вторую часть.  В чем главная мысль?                                            

 Ученики

-Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

Учитель

-2часть в таблице. - Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?

Ученики

Степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.

Работа по третьей части

Учитель

3 часть.-Что приходит на смену мелькающим пейзажам? (Наизусть) .Проселочным путем … Назовите эти образы.

Ученики

-Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков.

Учитель

-Что видит и слышит лирический герой?

Ученики

-Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние – дымок спаленной жнивы. Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.

4.РЕЛАКСАЦИЯ.зАРОСЛО ВАСИЛЬКАМИ НЕБО.(слайд 11)

Учитель

- ПОСЛЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ переходим к дальнейшему анализу(12слайд)

- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?

 Ученики

-Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

Учитель

-Вывод о символе РОССИИ..- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.

Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей. (13слайд)

Учитель

5.Лексическая работа.- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВА, НИВА. (14-15слайд)

Ученики

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

7.Лингвистический анализ стихотворения.(16слайд)

Учитель

-Почему поэту радостно видеть полное гумно; избу,покрытую соломой; резные ставни?

Ученик

-Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.

Учитель

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

Ученики

-Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье )Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.

Учитель

- Чей образ появляется в конце стихотворения?

Ученик

-Образ человек.

Учитель

- Какие объекты говорят о приближении человека?

Ученик

-Обоз, двор, дом, окно. 

Учитель

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

Ученик

-Мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.

Учитель

-Мы сейчас приступим к цветовой лексике. Как мы можем по-другому назвать эту работу ?

Ученик

-Цветопись

7.Цветовая лексика. (Слайд17)

Учитель

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись . Какие цвета присутствуют в стихотворении?

Ученики

-Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не  сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

8.Продолжение беседы.

Учитель

- Сравните все части стихотворения. Чем  они отличаются?

Ученик

-В первой - отвергается  патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.

Учитель

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины?

Ученик

Антитеза

Учитель

-Что такое антитеза?

Ученик

- Противопоставление. Люблю-странная

Учитель

-Какие элементы ФГОС вы бы использовали при анализе? Что такое ФГОС?

-Ученик

-Федеральный  государственный образовательный стандарт.

-Ученик

 ”Оставьте за мной последнее слово”.

VII Обратимся к тем целям урока, которые ставили вначале.

Учитель

-Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?..

 -Ученик

-Показал неразрывность связи родины и народа (18 слайд) 

Учитель

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему,ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

-Ученик

-Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

Учитель

-Вывод ( в тетрадь записать)  

-В первой строфе стихотворения  смысл понятия «Родина» смыкается с официальной идеологией и   речь идет о «большой Родине» — государстве, поэтому употреблено слово отчизна: «Люблю отчизну я, но странною любовью!».

 -Но слово “РОДИНА “ в заглавии «направляет» в сторону глубоко личных чувств и переживаний автора, которые составляют очень важную часть содержания стихотворения. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что он впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой Родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой Родины». В «Родине» Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней. Такое соотнесение большой и малой Родины впоследствии стало традиционным в русской поэзии. (19 слайд)

VIII Заключительное слово.(20слайд)

Учитель

-Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа стихотворения  Лер-монтова?

 -Что вы чувствуете  после изучения произведения, после проведенного ис-следования ? Попробуйте выразить свои мысли, чувства в синквейне, попс-формуле,  телеграмме.

IX.. Рефлексия. (21 слайд)

X. Домашнее задание. Сочинение-эссе на тему «Люблю Отчизну …» (22слайд )

XI.Оценивание работы учащихся.

XII.Заключительное слово учителя.(23слайд  )

-Родина-самое дорогое, что есть у человека. Любите Россию такой, какая она есть. Любите свою РОДИНУ.(Звучит песня о Родине).

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине

Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....

Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"

Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....

Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина

Данная презентация может быть использована при изучении лирических стихотворений С. Есенина в 11 классе...

Образ родины в стихотворении "Алёнушка" Д.Б. Кедрина

Данный урок разработан к районному семинару по патриотическому воспитанию школьников....

Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"

На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений  А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакамПедагогические задачи:1.Обеспечить условия для обуче...

Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"

Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....