"Тема Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Родина"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina1.docx | 431.69 КБ |
1.rodina_lermontova1.pdf | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «ТАРУМОВСКАЯ СОШ»
Открытый урок
по литературе в 7В КЛАССЕ
учитель русского языка и литературы Рулева Ольга Григорьевна
Тарумовский район с. Тарумовка Р Республика Дагестан
Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лер-монтова «РОДИНА»
Цели урока:
- отработать навыки анализа стихотворения; с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы;
-обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;
-расширить словарь учеников;
-углубить литературоведческие знания;
-показать новаторство поэта в разработке темы;
-сопоставить поэзию и живопись;
-расширить представления о любви к Родине.
Задачи:
1.Работа с текстом произведения.
2.Использование приемов ФГОС.
3.Сделать лингвистический анализ текста.
Оборудование: тексты стихотворения Лермонтова, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, раздаточный материал (таблицы для анализа стихотворения «Ро-дина», видеоролик к стихотворению «Родина», музыкальное сопровожде-ние-песня о Родине, презентация, кластер «Родина», попс-формула, “Оставь-те за мной последнее слово” и другие приемы ФГОС, рисунки учащихся.
Ход урока
I Оргмомент.
Учитель
-Здравствуйте! Очень приятно вас всех видеть. Садитесь.
II.Слово учителя:
Определение типа урока.
Учитель
-Сегодня у нас урок - исследование.
-Как вы думаете, какие качества необходимы человеку – исследователю?
Ученик
-Внимательность, наблюдательность, воображение, терпеливость.
Учитель
- Я желаю вам сегодня на уроке творческого вдохновения. А начнем мы наш урок с музыкальной композиции. (Показывается ролик с песней). ( 2 слайд) -Как вы думаете, почему я начала урок именно так?
III. .Работа с эпиграфом урока.(3слайд)
Учитель
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из стихотворения Лермонтова
Люблю отчизну я, но странною любовью!
М.Ю.Лермонтов.
Учитель
- Зная эпиграф, предположите тему исследования .
Ученик
-Тема Родины.
Учитель
-А объект исследования?
Ученик
-Стихотворение Лермонтова «Родина».
IV Объявление темы урока.
Учитель
-Тема сегодняшнего урока - исследования:«Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина». (4 слайд)
-Запишите дату и тему урока в тетрадь.
-Зная тему и эпиграф урока, определите цели нашего исследования.
Ученик
-Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы. (5слайд)
Учитель
-Отсюда вытекают задачи урока. Какие?
Ученик
-Лингвистический анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
Учитель
-Что изучает лингвистика?
Ученик
-Лингвистика-наука о языке, учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.(6слайд)
V Составление кластера «Родина».
Учитель
–А начнем мы свою работу с составления кластера , в котором вы отразите свое представление о Родине.
- Ребята, что такое Родина в вашем понимании?
Ученики
- Дом, родня, семья, друзья, школа, село, язык, сад, страна, государство, народ, природа…
Учитель
- Начнем исследование. Анализ стихотворения.
.
VI Исследование. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».
1. Творческая история стихотворения. (7 слайд)
Лермонтов поехал через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И у него возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».
- Думаю, что это можно связать и с судьбой М.Ю.Лермонтова. А на дом вам было задано…(Ученик отвечает, что была задана биография М.Ю.Лермонтова с презентацией. Комментарии.
Учитель
-А теперь мы послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.(Ученица читает стихотворение «Родина» наизусть)
2.Беседа
Учитель
-Определите тему стихотворения
Ученик
-Тема родины –(8слайд)
Учитель
-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».
Словари | РОДИНА | ОТЧИЗНА |
С. И. Ожегов | 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь | Отечество, Родина |
В.И.Даль | Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился | См. «Отец» В статье Отец, отечество, родина |
-Разграничивают ли они лексическое значение этих слов?
Ученик
-Нет
Учитель
- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.
Обратимся к композиции произведения.
3. Работа по композиции стихотворения (9cлайд)
Учитель
- Из скольких частей состоит стихотворение ?
Ученик
-Стихотворение состоит из 3 частей.
Учитель
-Зачитайте части (по рядам). Сравним эти части.
-Предлагаю поработать в группах. Сядьте по группам.
Заполним таблицу. Давайте распределим роли в группе. Выберите ответственного в группе. Давайте выберем,кто будет следить за временем. Определим голос группы, кто будет говорить от группы.(Учитель объясняет, как работать по таблице)
Работа с таблицей в группах-( 10слайд)
1 часть | 2 часть | 3 часть | |
Чувства лирического героя (в чем главная мысль?) | Странная любовь понимает значение воинской славы, исторического прошлого России; автором сформулировано сердечное чувство патриотизма (Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины | Любовь к родной земле ещё не объяснима | Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине очарован глубиной народной жизни |
Образ Родины | создан отвлечённый образ официальной России | степи, леса, реки, дороги, огни деревень с высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной | дымок жнивы, чета берёз (нерасторжимость образов: природы и человека ) создан целостный образ России, её безбрежная широта |
Средства выразительности
| Инверсия Люблю отчизну я Анафора Ни слава, ни полный, ни тёмной Эпитеты, ряды однородных членов Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. | Эпитеты безбрежных лесов, печальных деревень Сравнение Реки, подобные морям Ряды однородных членов | Цветопись жёлтая нива, белеющие берёзы Эпитеты, ряды однородных членов -поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить |
| Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить. |
Комментарии:
-На твой взгляд, кто проявлял большую активность в данной работе? Твои комментарии совпали с моей точкой зрения?
Работа по первой части (слайд 10)
Учитель
- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.(Чтение наизусть).
Ученики
-1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально. Это говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».)
Учитель
-1часть в таблице. Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Дайте толкование слова СТРАННАЯ в контексте предложения.
Ученики
-Необычная. Используя личные и притяжательные местоимения( я, мой, мне ), поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)
Учитель
- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.
- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите средства выразительности
- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?
Работа по второй части
Учитель
-Зачитайте наизусть вторую часть. В чем главная мысль?
Ученики
-Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.
Учитель
-2часть в таблице. - Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?
Ученики
Степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.
Работа по третьей части
Учитель
3 часть.-Что приходит на смену мелькающим пейзажам? (Наизусть) .Проселочным путем … Назовите эти образы.
Ученики
-Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков.
Учитель
-Что видит и слышит лирический герой?
Ученики
-Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние – дымок спаленной жнивы. Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.
4.РЕЛАКСАЦИЯ.зАРОСЛО ВАСИЛЬКАМИ НЕБО.(слайд 11)
Учитель
- ПОСЛЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ переходим к дальнейшему анализу(12слайд)
- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?
Ученики
-Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)
Учитель
-Вывод о символе РОССИИ..- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.
Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей. (13слайд)
Учитель
5.Лексическая работа.- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВА, НИВА. (14-15слайд)
Ученики
Гумно – сарай для сжатого хлеба.
Нива – засеянное поле, пашня.
Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.
7.Лингвистический анализ стихотворения.(16слайд)
Учитель
-Почему поэту радостно видеть полное гумно; избу,покрытую соломой; резные ставни?
Ученик
-Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.
Учитель
- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?
Ученики
-Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье )Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.
Учитель
- Чей образ появляется в конце стихотворения?
Ученик
-Образ человек.
Учитель
- Какие объекты говорят о приближении человека?
Ученик
-Обоз, двор, дом, окно.
Учитель
- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?
Ученик
-Мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.
Учитель
-Мы сейчас приступим к цветовой лексике. Как мы можем по-другому назвать эту работу ?
Ученик
-Цветопись
7.Цветовая лексика. (Слайд17)
Учитель
- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись . Какие цвета присутствуют в стихотворении?
Ученики
-Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)
8.Продолжение беседы.
Учитель
- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?
Ученик
-В первой - отвергается патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.
Учитель
- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины?
Ученик
Антитеза
Учитель
-Что такое антитеза?
Ученик
- Противопоставление. Люблю-странная
Учитель
-Какие элементы ФГОС вы бы использовали при анализе? Что такое ФГОС?
-Ученик
-Федеральный государственный образовательный стандарт.
-Ученик
”Оставьте за мной последнее слово”.
VII Обратимся к тем целям урока, которые ставили вначале.
Учитель
-Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?..
-Ученик
-Показал неразрывность связи родины и народа (18 слайд)
Учитель
-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему,ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?
-Ученик
-Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.
Учитель
-Вывод ( в тетрадь записать)
-В первой строфе стихотворения смысл понятия «Родина» смыкается с официальной идеологией и речь идет о «большой Родине» — государстве, поэтому употреблено слово отчизна: «Люблю отчизну я, но странною любовью!».
-Но слово “РОДИНА “ в заглавии «направляет» в сторону глубоко личных чувств и переживаний автора, которые составляют очень важную часть содержания стихотворения. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что он впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой Родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой Родины». В «Родине» Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней. Такое соотнесение большой и малой Родины впоследствии стало традиционным в русской поэзии. (19 слайд)
VIII Заключительное слово.(20слайд)
Учитель
-Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа стихотворения Лер-монтова?
-Что вы чувствуете после изучения произведения, после проведенного ис-следования ? Попробуйте выразить свои мысли, чувства в синквейне, попс-формуле, телеграмме.
IX.. Рефлексия. (21 слайд)
X. Домашнее задание. Сочинение-эссе на тему «Люблю Отчизну …» (22слайд )
XI.Оценивание работы учащихся.
XII.Заключительное слово учителя.(23слайд )
-Родина-самое дорогое, что есть у человека. Любите Россию такой, какая она есть. Любите свою РОДИНУ.(Звучит песня о Родине).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине
Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....
Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"
Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....
Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина
Данная презентация может быть использована при изучении лирических стихотворений С. Есенина в 11 классе...
Образ родины в стихотворении "Алёнушка" Д.Б. Кедрина
Данный урок разработан к районному семинару по патриотическому воспитанию школьников....
Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"
На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакамПедагогические задачи:1.Обеспечить условия для обуче...
Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"
Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....