Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Шейда Галина Андреевна

На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений  А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакам

Педагогические задачи:

1.Обеспечить условия для обучения анализу лирического произведения

2 . Совершенствовать  навыки аспектного анализа лирического произведения; навык выразительного чтения

3.Способствовать развитию коммуникативных, исследовательских способностей, разватию личночтных качеств

Тип урока: урок анализа лирического произведения,  использование элементов технологии смыслового чтения

Прогнозируемы результаты:

учащиеся участвуют в беседе,  выразительно читают произведения, участвуют в  исследовании произведений, делают выводы по анализу произведенийехнологии смыслового чтения, размышляют о роли патриотизма в жизни авторов и жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_klass_ahmatova-tsvetaeva.rar318.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где — совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно —

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично, на каком

Непонимаемой быть встречным!

_________________________________________

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все — равны, мне всё — равно;

И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина ...

1934

Марина Цветаева

____________________

Анна Ахматова

Родная земля

                                    И в мире нет людей бесслезней,
                                    Надменнее и проще нас.
                                                                                     1922

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
                 Да, для нас это грязь на калошах,
                 Да, для нас это хруст на зубах.
                 И мы мелем, и месим, и крошим
                 Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

1961
Ленинград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 11 класса "Два портрета. А.Ахматова и М. Цветаева"

Конспект урока расчитан для учитей, работающих в 11 классах...

конспект урока литературы "Тихая моя родина"

Анализ стихотворения Н.Рубцова с привлечением картин русских художников. Урок способствует патриотическому воспитанию учеников, развивает навыки анализа лирического стихотворения....

Конспект урока литературы в 5 классе. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Снежинка"

Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает  урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта "Снежинка", на котором  сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в...

Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"

Работа  состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...