Образ родины в стихотворении "Алёнушка" Д.Б. Кедрина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Калмыкова Светлана Николаевна

Данный урок разработан к районному семинару по патриотическому воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока39.5 КБ
Файл Презентация к уроку1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Образ родины в стихотворениях о природе.

(в рамках районного методического семинара)

Учитель: Калмыкова Светлана Николаевна

Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, родной природе и о себе.  

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворением Д. Б. Кедрина «Aлeнyшкa» («Стойбище осеннего тумана...») краткой биографией поэта, рассмотреть идейно-художественный смысл стихотворения .

                       2) Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.

                       3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса  к изучению литературы.

Планируемые результаты: 

Предметные: познакомить с краткой биографией поэта, с тематикой и идейно-художественным содержанием стихотворения, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Метапредметные УУД:  

-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;

-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;

- коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, изобразительному искусству.

- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

               Ресурсы сети Интернет:

                Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

 

Тема урока: Образ родины в стихотворениях о природе.

Ход урока

I.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята.

Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело-плоды». 

Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит-трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности.

Тихая, скромная, светлая, нежная,

Даль твоих тонких березок безбрежная.

Незаменимая, сердцем любимая-

Ты и могучая, ты и ранимая!

-Что подразумевается под этими строками? Какое слово скрывается?

-Сегодня на уроке слово «родина» будет самым важным и ключевым.

        Родина

II. «Индуктор»

-Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза  и окунуться в необыкновенную симфонию звуков.    (40 сек.)

Работа с материалом.

-Какие образы представляете перед глазами?

-Где вы можете услышать  эти звуки?(в природе)

- С чем ассоциируется образ природы у поэтов и писателей?( с Родиной)

Учитель: Я прослушала эту композицию и представила свои образы.

Голоса птиц

Природа

Образ

Шелест листьев                         Родина

Стихотворение

Покой

-Выберите самые важные слова. Какие слова можно отнести к ключевым в литературе?

-Основываясь на ключевые слова, определите тему сегодняшнего урока.

Образ Родины в стихотворениях о природе. (запишите её в рабочий лист).

III.Изучение темы

-Обратите внимание на оформление доски, записанную тему урока и постарайтесь сами определить цель и задачи?  О чем будем говорить на уроке?

(О том, как тема природы раскрывается в стихотворениях)

-Итак, 1-й образ связан с картиной: (Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка»)

Нарисовал художник Васнецов

Простую, но прекрасную  картину:

Сидит Аленушка на берегу,

Печально вглядываясь в тину…                                  (Вывешивается)

-Кто изображён на картине?  (Аленушка) (Рассказ о картине)

(Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.)

Беседа по картине:

       - Какую сказку напоминает картина?

       - О чем думает Аленушка? Что она чувствует?

       - Какая природа её окружает?

       - Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?

- Можно ли образ Алёнушки считать символом? Если да, то, что он символизирует? (Родину)

-Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА

(родной, родня, народ, родственники, родители)

- Каково значение корня РОД? (близкое, родное по духу)

IV. Познавательный этап. Анализ произведения.

1.Анализ картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка».

 - Итак, посмотрим на картину (стр. 166 учебника)

- Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, просит помощи и т.д.)

 - Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая)

 - Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)

 - Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)

 - Заполните таблицу в рабочих листах, можно поработать в паре.

 (учащиеся записывают)         1-2 мин

В.М. Васнецов

Д.Б. Кедрин

  1. Настроение

печаль

страдание

тревога

  1. Природа

сумрак

тихая гладь

осень

вечерняя заря

заросший пруд

  1. Цвета

зелёный

золотой

тёмные, насыщенные

  1. Алёнушка

одинокая

босоногая

оборванное платье

слезы

(Проверка таблицы.)

V. Анализ стихотворения Д.Б. Кедрина «Алёнушка»

- Если В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка», то Дмитрий Борисович Кедрин – поэт, который в начале ВОв добровольцем ушёл на фронт и там стал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины», написал стихотворение «Алёнушка». Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны. Поэт с болью писал о трагических днях русского народа в собственном Отечестве.

Работа над стихотворением: стр. 164

Читает актер.

  — Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?

 — Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»?

       Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.

ЗАПИШИТЕ в рабочий лист.

    («Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.

       Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)

              Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

Лихая сила — разбойники.

               Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

 Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.

       Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.

       — Что значит выражение нетленная краса?

       Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ (ученик)

       — Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была?

- Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?

- Какую роль в стихотворении играет образ Аленушки?

- В каких строчках выражается чувство по отношению к Родине? Какое оно?

- Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)

 — Почему Родина названа неяркой?

- Заполняем таблицу( 2-й столбик)

В. Васнецов

Д.Б. Кедрин

  1. Настроение

печаль

страдание

тревога

надежда, вера в лучшее

  1. Природа

сумрак

тихая гладь

осень

вечерняя заря

заросший пруд

осенний туман

ночной соловей

раздолье

зреет рожь

  1. Цвета

зелёный

золотой

тёмные, насыщенные

неяркая

  1. Алёнушка

одинокая

босоногая

оборванное платье

слезы

Несмеяна

Неяркая родина

нетленная краса

Проверка таблицы.

  IV. Вывод по проведенному анализу.

 — Можно ли считать стихотворение словесным пересказом картины Васнецова?

      (Нет.  Схожесть их в том, что и картина и стихотворение посвящены родной природе и Родине.  Тем не менее, одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин  выразил свои впечатления, передав в стихотворении любовь к родной земле.)

 - Запишите вывод своими словами в рабочий лист.

V. Рефлексия:

- В качестве итога прошу вас составить и записать в рабочий  лист синквейн по теме нашего урока.

Синквейн:

1 строка:1 слово – тема (существительное) - название.

2 строка: 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

3 строка: 3 слова – действия (глаголы).

4 строка: Фраза (предложение), показывающее отношение к теме.

5 строка: 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

VI. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение стихотворения Прокофьева «Аленушка»

 2. Заполнить таблицу (как в классе) или рисунок к стихотворению


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы 5 класс

Слайд 2

Образ Родины в стихотворениях о природе. Тема урока:

Слайд 3

Автопортрет. 1873 Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926 ) Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух. В.М.Васнецов

Слайд 4

Дмитрий Борисович Кедрин ( 1907-1945) Поэт, переводчик, журналист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Образ Родины в музыке и живописи

Дано представление о многообразии искусств, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении при отражении художественной и педагогической идеи "С чего начинается Родина"....

Образ Родины и средства его воплощения в лирике С.А. Есенина

Работа представляет собой лекционный материал для обучающихся 11 класса. Материал может быть использован как вариант  внеурочной деятельности педагога и учащихся....

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"

В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....