Образ родины в стихотворении "Алёнушка" Д.Б. Кедрина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Данный урок разработан к районному семинару по патриотическому воспитанию школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 39.5 КБ |
Презентация к уроку | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Образ родины в стихотворениях о природе.
(в рамках районного методического семинара)
Учитель: Калмыкова Светлана Николаевна
Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, родной природе и о себе.
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворением Д. Б. Кедрина «Aлeнyшкa» («Стойбище осеннего тумана...») краткой биографией поэта, рассмотреть идейно-художественный смысл стихотворения .
2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.
3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса к изучению литературы.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с краткой биографией поэта, с тематикой и идейно-художественным содержанием стихотворения, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Метапредметные УУД:
-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;
-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, изобразительному искусству.
- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
Тема урока: Образ родины в стихотворениях о природе.
Ход урока
I.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята.
Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело-плоды».
Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит-трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности.
Тихая, скромная, светлая, нежная,
Даль твоих тонких березок безбрежная.
Незаменимая, сердцем любимая-
Ты и могучая, ты и ранимая!
-Что подразумевается под этими строками? Какое слово скрывается?
-Сегодня на уроке слово «родина» будет самым важным и ключевым.
Родина
II. «Индуктор»
-Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и окунуться в необыкновенную симфонию звуков. (40 сек.)
Работа с материалом.
-Какие образы представляете перед глазами?
-Где вы можете услышать эти звуки?(в природе)
- С чем ассоциируется образ природы у поэтов и писателей?( с Родиной)
Учитель: Я прослушала эту композицию и представила свои образы.
Голоса птиц
Природа
Образ
Шелест листьев Родина
Стихотворение
Покой
-Выберите самые важные слова. Какие слова можно отнести к ключевым в литературе?
-Основываясь на ключевые слова, определите тему сегодняшнего урока.
Образ Родины в стихотворениях о природе. (запишите её в рабочий лист).
III.Изучение темы
-Обратите внимание на оформление доски, записанную тему урока и постарайтесь сами определить цель и задачи? О чем будем говорить на уроке?
(О том, как тема природы раскрывается в стихотворениях)
-Итак, 1-й образ связан с картиной: (Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка»)
Нарисовал художник Васнецов
Простую, но прекрасную картину:
Сидит Аленушка на берегу,
Печально вглядываясь в тину… (Вывешивается)
-Кто изображён на картине? (Аленушка) (Рассказ о картине)
(Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.)
Беседа по картине:
- Какую сказку напоминает картина?
- О чем думает Аленушка? Что она чувствует?
- Какая природа её окружает?
- Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?
- Можно ли образ Алёнушки считать символом? Если да, то, что он символизирует? (Родину)
-Подберите однокоренные слова к слову РОДИНА
(родной, родня, народ, родственники, родители)
- Каково значение корня РОД? (близкое, родное по духу)
IV. Познавательный этап. Анализ произведения.
1.Анализ картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка».
- Итак, посмотрим на картину (стр. 166 учебника)
- Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, просит помощи и т.д.)
- Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая)
- Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)
- Заполните таблицу в рабочих листах, можно поработать в паре.
(учащиеся записывают) 1-2 мин
В.М. Васнецов | Д.Б. Кедрин | |
| печаль страдание тревога | |
| сумрак тихая гладь осень вечерняя заря заросший пруд | |
| зелёный золотой тёмные, насыщенные | |
| одинокая босоногая оборванное платье слезы |
(Проверка таблицы.)
V. Анализ стихотворения Д.Б. Кедрина «Алёнушка»
- Если В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка», то Дмитрий Борисович Кедрин – поэт, который в начале ВОв добровольцем ушёл на фронт и там стал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины», написал стихотворение «Алёнушка». Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны. Поэт с болью писал о трагических днях русского народа в собственном Отечестве.
Работа над стихотворением: стр. 164
Читает актер.
— Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»?
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
ЗАПИШИТЕ в рабочий лист.
(«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.
Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ (ученик)
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была?
- Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
- Какую роль в стихотворении играет образ Аленушки?
- В каких строчках выражается чувство по отношению к Родине? Какое оно?
- Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)
— Почему Родина названа неяркой?
- Заполняем таблицу( 2-й столбик)
В. Васнецов | Д.Б. Кедрин | |
| печаль страдание тревога | надежда, вера в лучшее |
| сумрак тихая гладь осень вечерняя заря заросший пруд | осенний туман ночной соловей раздолье зреет рожь |
| зелёный золотой тёмные, насыщенные | неяркая |
| одинокая босоногая оборванное платье слезы | Несмеяна Неяркая родина нетленная краса |
Проверка таблицы.
IV. Вывод по проведенному анализу.
— Можно ли считать стихотворение словесным пересказом картины Васнецова?
(Нет. Схожесть их в том, что и картина и стихотворение посвящены родной природе и Родине. Тем не менее, одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин выразил свои впечатления, передав в стихотворении любовь к родной земле.)
- Запишите вывод своими словами в рабочий лист.
V. Рефлексия:
- В качестве итога прошу вас составить и записать в рабочий лист синквейн по теме нашего урока.
Синквейн:
1 строка:1 слово – тема (существительное) - название.
2 строка: 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
3 строка: 3 слова – действия (глаголы).
4 строка: Фраза (предложение), показывающее отношение к теме.
5 строка: 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
VI. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения Прокофьева «Аленушка»
2. Заполнить таблицу (как в классе) или рисунок к стихотворению
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образ Родины в стихотворениях о природе. Тема урока:
Автопортрет. 1873 Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926 ) Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух. В.М.Васнецов
Дмитрий Борисович Кедрин ( 1907-1945) Поэт, переводчик, журналист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...
Образ Родины в музыке и живописи
Дано представление о многообразии искусств, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении при отражении художественной и педагогической идеи "С чего начинается Родина"....
Образ Родины и средства его воплощения в лирике С.А. Есенина
Работа представляет собой лекционный материал для обучающихся 11 класса. Материал может быть использован как вариант внеурочной деятельности педагога и учащихся....
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Интегрированный урок-мастерская по литературе в 5 классе "Образ родины в стихах Кедрина, Прокофьева"
Урок-мастерская с применением презентации....
Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"
В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....