Рабочая программа "Литература Дона" 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_dona_6_klass.docx49.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поливянская средняя общеобразовательная школа №29

им. Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева

Песчанокопского района Ростовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Литературе Дона

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 6 класс

Количество часов: 34

Учитель: Гриднева Анна Алексанровна

Программа разработана на основе: Примерной программы основного общего образования регионального компонента (литература Дона).  Литература Программно-методический материал 5-9 классов. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону,  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ПРЕДМЕТОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

Данная программа приобщает обучающихся к художественным богатствам литературы Дона и о Доне в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и её литературы; развивает  умения школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять и сходства и своеобразие художественных решений; пробуждает интерес к народно – поэтическому наследию Дона, познание школьниками мира образов, выразительного и меткого языка донской литературы.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Донского края. Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

В результате изучения дисциплины «Литература Дона» обучающиеся должны

знать и понимать:

взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

историю создания произведений;

биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

характеристику героев;

характерные особенности эпохи и жизни донского края, отраженные в изученных произведениях;

жанровые особенности произведений;

тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

Уметь:

анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

составлять рассказ об авторе книги;

подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные наизусть;

работать со справочной и критической литературой.

 «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА»

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в рамках регионального компонента являются:

  • высокая художественная ценность;
  • гуманистическая направленность;
  • тесная связь произведений с культурными традициями народов региона, с историей региона;
  • позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития социализации и возрастным особенностям;
  • тесная взаимосвязь с общероссийским литературным процессом;
  • нравственно-эстетическая значимость для времени создания и современности.

В соответствии с этими показателями в перечень вошли произведения разного порядка: произведения писателей Дона, признанные не только в России, но и в мире, оказавшие значительное влияние на развитие мирового литературного процесса, вошедшие в мировую классику. Это произведения А.П. Чехова и Нобелевских лауреатов М.А. Шолохова и А.И.Солженицына. Произведения этих авторов вошли в Федеральный стандарт литературного образования. Региональный стандарт расширяет списочный состав произведений А.П. Чехова, А.И. Солженицына и включает всё творчество М.А. Шолохова;

Шолоховские произведения изучаются с 5 по 8 класс;  распределение их по классам учитывает психолого-познавательные возможности школьников и особенности программ по литературе, выбранных учителем произведения писателей Дона, писавших о Доне, либо писателей, творивших на Дону. Имена этих писателей включены в современные биобиблиографические словари литературы XIX и XX веков (соответственно под редакцией П.А. Николаева и под редакцией Н.Н. Скатова). Это -произведения Д.Л. Мордовцева, Ф.Д. Крюкова, П.Н. Краснова, В.Н. Семина, В.А. Закруткина, В.В. Овечкина, А.В. Калинина, занявшие видное место в русской литературе;

-произведения поэтов и прозаиков Дона, читаемые широким кругом жителей региона. Это произведения Б. Примерова, Б.Куликова, А. Рогачёва, В. Фоменко, Г.П. Аматуни, Б. Изюмского, П. Лебеденко, Г. Шолохова-Синявского, Д. Петрова-Бирюка.

При отборе произведений регионального компонента, включенную в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересов.

Это позволяет решить такие учебно-познавательные задачи:
- освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;

- расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;

- заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;

- познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;

- развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства.

В программе курса литературы Дона  6  класса представлены следующие разделы:

Введение(1ч)

Художественный мир литературного произведения

Жанры художественной литературы.

Донской  фольклор (4ч)

Донской фольклор. Казачьи песни. Виды народных песен и их популярность.

Предания, легенды, былички.

Сказки как вид народной прозы.

Урок – игра. Устное народное творчество на Дону.

Древнерусская литература  ( 1 час)

Отражение истории Древней Руси в «Повесть об Азовском осадном сидении…»

Русские поэты о Доне ( 5 часов)

И.С.Никитин,Н.П.Огарёв . Русские поэты о Доне. Донской край в творчестве русских поэтов.

К.Д.Бальмонт. Тема донской степи в поэзии. «Ковыль». Родная земля в творчестве донских поэтов.

Е.А.Долматовский «Сенокос».

Великая Отечественная война в стихотворениях донских поэтов.                                                   

Проза донских писателей  ( 22 часа)

М.А.Шолохов «Жеребенок»

А.А.Коркищенко  Люди и животные в повести «Старая лошадь Зина». Сражение у ерика.История дружбы.

А.П.Чехов . Жизнь и судьба А.П.Чехова. Заочная (виртуальная) экскурсия по чеховским местам

А.П.Чехов «Ванька». Характеристика героя

И.Д.Василенко.  Творческая биография. «Артёмка в цирке» . Сюжет и герои повести. Характеристика героев повести. Творческая работа. Рассказ о герое. 

А.С.Серафимович «Маленький шахтер». Основные темы и характеристики образов рассказа «Маленький шахтер»

П.Н.Яковлев . «Первый ученик». Краткие сведения о писателе

Дм.И.Петров «Повесть о моей юности». Знакомство с героем.

Б.В. Изюмский. «Алые погоны». Краткие сведения о писателе. Герои романа 

В.А. Закруткин «Подсолнух». Сюжет и герои рассказа. Творческая работа по рассказу 

А.И.Солженицын «Крохотки». Жизнь и творчество писателя.

В.А.Шанковал «Мачеха» Сюжет и герои рассказа. Представление о героях рассказа.

Урок-игра «По дорогам героев любимых произведений».

Литературное краеведение (1 час)

В.С. Моложавенко. Донские писатели-краеведы о пребывании поэта на Дону и жизненных  истоках его произведений.

 «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

В программе курса литературы Дона  6  класса представлены следующие разделы:

Введение(1ч)

Донской  фольклор (4ч)

Древнерусская литература  ( 1 час)

Русские поэты о Доне ( 5 часов)

Проза донских писателей  ( 22 часа)

Литературное краеведение (1 час)

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяются различные формы проведения урока: урок- диспут, урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, урок- концерт, урок-путешествие.

Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение итоговых работ, тестирования, различных видов работ по развитию речи, самостоятельных работ. Применяются текущий, промежуточный, итоговый контроль. Используются следующие формы работы: парная, индивидуальная, групповая, проектная деятельность, исследовательские работы, лекции.

Технология обучения

Основными методами реализации программы являются изучение литературы Донского края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся. В основе обучения лежит традиционная методика с элементами дифференцированного обучения и личностно - ориентированного подхода при изучении отдельных тем.

Формирования ключевых компетенций обучающихся

Содержание обучения литературе в 5-8 классах структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая , коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, образного и аналитического мышления, умениями и навыками, обеспечивающими владение русским литературным языком, развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование теоретико-литературных знаний в различных речевых ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Языковая компетенция – владение нормами речевой деятельности учащихся на уроках литературы, русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Культуроведческая компетенция – осознание специфики литературы в ряду других искусств, исторической эстетической обусловленности литературного процесса, взаимосвязь литературы и истории, овладение нормами речевого этикета.

Организационная компетенция предполагает умение организовывать свою работу, принимать ответственность, овладевать инструментарием моделирования и проектирования, вступать в проектную деятельность.

Виды и формы контроля

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ обучающихся по изученному материалу

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии со стандартом

В результате изучения литературы обучающийся должен знать/понимать

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
  • воспроизводство содержания текста, анализ и интерпретация произведения, использование сведений по истории и теории литературы;
  • соотнесение художественной литературы с общественной жизнью и культурой;
  • соотнесение произведения с литературным направлением эпохи;
  • определение родов и жанров произведений;
  • выявление авторской позиции, оценивание и сопоставление, выделение и формулирование, характеристика и определение, выразительное чтение и владение различными видами пересказа, умение строить устные и письменные высказывания, участие в диалоге, понимание чужой точки зрения и аргументированное отстаивание своей, написание рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДОНА

6 КЛАСС.

Тема

урока

Кол –во часов

Тип

урока

Виды деятельности

Вид

контроля

Прогнозируемые результаты

Домашнее задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение (1 час)

1

Художественный мир литературного произведения

1

Урок усвоения новых знаний

Сопоставление произведений русской и донской литературы

Развернутый ответ на вопрос: «Какие произведения о Доне донских писателей и других писателей вы знаете?»

Знание фольклора донского края

конспект

Донской фольклор  (4 часа)

2

Донской фольклор. Казачьи песни. Виды народных песен и их популярность.

1

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение  песен. Словарная работа.

Обсуждение вопроса: что дает донскому жителю изучение донского фольклора и литературы Дона

Отбор, поиск, переработка информации.

Подготовить песни о донском крае

3

Предания, легенды, былички.

1

Урок усвоения новых знаний

Краткий пересказ ска-зов, быличек, легенд. Анализ языковых осо-бенностей данных жанров

Составление преданий о Доне и его жителях

Знание фольклора донского края

Подготовить выразительное чтение былички

4

Сказки как вид народной прозы.

1

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ

Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается народная мудрость сказки?»

Знание фольклора донского края

Конспект

5

Урок – игра. Устное народное творчество на Дону.

1

Урок закрепления изученного

Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.

Составление сценария сказки. Составление композиционного плана сказки

Знание фольклора донского края

Древнерусская литература  ( 1 час)

6.

Отражение истории Древней Руси в «Повесть об Азовском осадном сидении…»

1

Урок усвоения новых знаний

словарная работа, составление рассказа об особенностях древне-русской литературы. Составление простого плана.

Составление компо-зиционного плана повести

пробудить интерес к родной истории; познакомить с древнерусской литературой.

охарактеризовать героев повести

Русские поэты о Доне ( 5 часов)

7.

Донской край в творчестве русских поэтов.

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение

Чтение наизусть

Знание творчества великих русских писателей о Донском крае

Выучить наизусть

8

Русские поэты о Доне.(И.С.Никитин,Н.П.Огарёв и др.)

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение

Чтение наизусть

Знание творчества великих русских писателей о Донском крае

Выразительное чтение стихотворений

9

Тема донской степи в поэзии. К.Д.Бальмонт «Ковыль», Е.А.Долматовский «Сенокос».

1

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение стихотворения. Определение поэтической идеи стихотворения. Анализ пейзажных зарисовок, поэтический прием

Чтение наизусть стихотворения одного по выбору

Знание писателей Дона

Выразительное чтение стихотворений

10

Родная земля в творчестве донских поэтов.

1

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение. Выявление внутреннего состояния лирического героя и способов его выражения

Подбор стихотворений о Доне для сборника

Знание писателей Дона

Выразительное чтение стихотворений

11

Великая Отечественная война в стихотворениях донских поэтов.    

                                                       

1

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение. Выявление внутреннего состояния лирического героя и способов его выражения

Подбор стихотворений о Доне для сборника

Знание писателей Дона

Выучить наизусть

Проза донских писателей  ( 22 часа)

12

М.А.Шолохов «Жеребенок»

1

Урок усвоения новых знаний

Пересказ с элементами комментария. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев

Сочинение- миниатюра «Смысл названия рассказа»

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить вопросы по тексту

13

Люди и животные в повести А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина».

1

Урок чтения и изучения произведения

Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев

Устный ответ на вопрос «Что я узнал о жизни собаки?»

Знание творчества великих русских писателей

Охарактеризовать героя повести

14

А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». Сражение у ерика.

1

Урок усвоения новых знаний

Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям

Работа с книгой, чтение

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить вопросы по тексту

15

А.А.Коркищенко «Старая лошадь Зина». История дружбы.

1

Урок-размышле

ние

Анализ эпизодов: средства создания образов и характери-стики героев

написание сочинения-миниатюры «Если бы я оказался на месте Федьки…»

Знание теоретического материала курса

Составить письменный рассказ о герое

16

Жизнь и судьба А.П.Чехова. Заочная (виртуальная) экскурсия по чеховским местам

1

Урок-презентация

Рассказ о писателе, используя до-полнительные ма-териалы

составлять рассказ о писателе, используя до-полнительные ма-териалы

Знать факты биографии А. П. Чехова

Подготовить сообщение об А.Чехове

17

А.П.Чехов «Ванька».

Характеристика героя

1

Урок чтения и изучения произведения

 Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев

Устный ответ на вопрос «Что я узнал о жизни Ваньки?»

Знание творчества великих русских писателей

Охарактеризовать героя рассказа

18.

Творческая биография И.Д.Василенко. «Артёмка в цирке»

1

Урок чтения и изучения произведения

факты биографии писателя.

составлять рассказ о писателе, используя до-полнительные ма-териалы

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить вопросы по тексту

19

И.Д.Василенко «Артёмка в цирке».  Сюжет и герои повести

1

Урок усвоения новых знаний

Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев

Устный ответ на вопрос «Что я узнал о герое повести»

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить пересказ эпизодов

20

И.Д.Василенко «Артёмка в цирке». Характеристика героев повести

1

Беседа

Анализ эпизодов: средства создания образов и характери-стики героев

Характеристика образа – персонажа с опорой на средства создания образа.

Знание писателей-классиков Дона

Охарактеризовать героя рассказа

21

Рассказ о герое. И.Д.Василенко «Артёмка в цирке».  

1

Урок закрепления изученного

Подробный пересказ, анализ. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.

Творческая работа

Знание писателей-классиков Дона

Выполнить творческую работу

22

А.С.Серафимович «Маленький шахтер»

1

Урок усвоения новых знаний

Выборочное выразительное чтение.

Характеристика образа – персонажа с опорой на средства создания образа.

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить вопросы по тексту

23

Основные темы и характеристики образов рассказа «Маленький шахтер»

1

Урок-размышление

Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ.

Сочинение- миниатюра «Смысл названия рассказа»

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить иллюстрации к рассказу.

24

Краткие сведения о

писателе П.Н.Яковлев

«Первый ученик».

1

Урок усвоения новых знаний

Пересказ с элементами комментария. Характеристика главного героя.

Краткий выбо-рочный пересказ, рас-сказ о герое по плану

Знание писателей-классиков Дона

Составить письменный рассказ о героях

25

П.Н. Яковлев «Первый ученик»  (главы из повести).

1

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, выявление особенностей речевой характеристики героя, определение авторской позиции

Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить пересказ главы и повести

26

Дм.И.Петров «Повесть о моей юности». Знакомство с героем.

1

Урок усвоения новых знаний

Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ.

Письменный ответ на вопрос «Чем мне запомнился главный герой повести?»

Знание писателей-классиков Дона

Составить письменный рассказ о герое

27

Краткие сведения о писателе. Б.В. Изюмский. «Алые погоны».

1

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев

Краткий выбо-рочный пересказ, рас-сказ о герое по плану

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить пересказ эпизодов

28

Герои романа «Алые погоны». Б.В. Изюмский

1

Урок-диалог

Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев

Краткий выбо-рочный пересказ, рас-сказ о герое по плану

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить иллюстрации к рассказу.

29

В.А. Закруткин «Подсолнух». Сюжет и герои рассказа.

1

Урок усвоения новых знаний

Выборочное выразительное чтение.

Характеристика образа – персонажа с опорой на средства создания образа.

Знание писателей-классиков Дона

Составить цитатный план рассказа

30

Творческая работа по рассказу В.А. Закруткина «Подсолнух».  

1

Урок-размышление

Подробный пересказ, анализ. Выборочный пересказ.

Творческая работа

Знание писателей-классиков Дона

Выполнить творческую работу

31

Жизнь и творчество писателя. А.И.Солженицын «Крохотки».

1

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение. Выявление авторского отношения к героям

Работа с книгой, чтение

Знание писателей-классиков Дона

Подготовить иллюстрации

32

Сюжет и герои рассказа. В.А.Шанковал «Мачеха»

1

Урок усвоения новых знаний

Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ.

Работа с книгой, чтение

Знание писателей-классиков Дона

Составить цитатный план рассказа

33

В.А.Шанковал «Мачеха». Представление о героях рассказа.

1

Урок-размышление

Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям.

Работа с книгой, чтение

Знание писателей-классиков Дона

Охарактеризовать героев рассказа

Литературное краеведение (1 час)

34

Донские писатели-краеведы В.С. Моложавенко о пребывании поэта на Дону и жизненных  истоках его произведений.

1

Урок усвоения новых знаний

Рассказ о пребывании А.С.Пушкина на донской земле и жизненных истоках его произведений

Беседа по вопросам

Знание писателей Дона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....