Литературно-музыкальная композиция «Дороги Пушкина»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
В целях расширения представления учащихся о жизненном и творческом пути Пушкина, создав возможность пройти дорогами поэта, помочь понять чувства лирического героя пушкинской лирики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin_9_klass.docx | 16.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Азизова З.Ф
МКОУ «Хучнинская СОШ №1»
учитель русского языка и литературы
Литературно-музыкальная композиция
«Дороги Пушкина»
9 класс
Цели:
- расширить представления учащихся о жизненном и творческом пути Пушкина, создав возможность пройти дорогами поэта, помочь понять чувства лирического героя пушкинской лирики;
- воспитывать уважение к литературе.
Оборудование:
- аудиозапись «Осенней песни» П.И. Чайковского; романсов «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Героической симфонии» Бетховена;
- колокольчик;
- таблички с датами: 1817 год; 1820 год; 1824 год; 1826 год; 1829 год; 1830 год; 1837 год.
Ход урока
Ведущий: Дороги, проселочные дороги, размытые осенью, пыльные летом. Зимние дороги. Весенние… Похожие на реки.
Ведущая: Дороги Пушкина.
Звучит запись «Осенней песни» П.И. Чайковского.
Ведущий: Дороги вечного странника. Дороги вечного путника. Вечного изгнанника.
Чтец: Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком.
Чтец: Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге,
Умереть господь судил…
Ведущая: Дороги пушкинской жизни… Начало пути – Царскосельский лицей.
Ведущий: Подросток Пушкин… Порывистый, вспыльчивый, дерзкий, насмешливый, откровенный и замкнутый, задумчивый, кудрявый, с африканскими чертами лица, уже не ребенок, но еще не юноша.
Чтец: Промчались годы заточенья,
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И Царскосельские поля.
Ведущий: И с какой любовью вспоминает Пушкин годы, проведенные в Лицее, друзей.
Ведущая: Друзья мои, прекрасен мой союз!
Он как душа, неразделим и вечен…
Ведущий: Каким счастливым казалось Пушкину время, когда он возвращался в памяти к лицейским годам…
Чтец: Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отчество нам Царское Село.
Ведущая: Промчались годы. Красный колпак, который когда – то Пушкину подарили друзья как символ французской революции, был и оставался символом вольнолюбивого поэта.
Выносят таблички: 1817 год и 1820 год.
За сценой звучит колокольчик.
Ведущий: Три года провел Пушкин в Петербурге, а потом опять дорога в заточение.
Ведущая: За что прогневался император Александр на юного поэта? Чего испугался победитель Наполеона?
Выносят таблички: 1820 год и 1824 год.
Ведущий: Пушкин мечтает о свободе, о вольной дороге…
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой…
Ведущая: Но здесь, в Южной ссылке, приходят к поэту и «Пленник», и «Евгений Онегин», и Мария, и Алеко…
Чтец: Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стал мне.
Ведущий: Как жестоко просчитались гонители Пушкина! Они хотели заставить поэта замолчать!
Ведущая: Он был прежним, нет, не прежним, он стал глубже, серьезней.
Ведущий: Они хотели разлучить поэта с друзьями!
Ведущий: А он здесь, на юге, встречается с будущими декабристами.
Чтец: Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Ведущий: Но «красный колпак» был слишком заметен. Воронцов хлопочет об изгнании Пушкина.
Звучит колокольчик.
Ведущая: Снова дорога.
Выносят табличку: 1824-1826 гг.
Ведущая: Теперь – в имение, в Михайловское. Отрезать Пушкина от мира людей – таков был приговор самодержавия.
Чтец: Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье,
Уснув, не знаю, где проснусь.
Ведущий: Но здесь, в старых рощах Михайловского, встретил Пушкин Анну Керн. И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в шелесте листвы…
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…».
Выносят табличку: 1826 – 1829 гг.
Ведущая: И снова – дорога. Это была дорога в Петербург. Тюремщиком Пушкина становится император Николай 1. Он решил сковать пушкинскую мысль. Свободный ум поэта не щадил царя, но было божество, которому Пушкин поклонялся.
Чтец: Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущий: Эти строчки посвящены Н.Н. Гончаровой – будущей жене поэта.
Звучит романс «Я вас любил».
Ведущая: Ни покоя, ни воли не дано было узнать поэту.
Чтец: Снова тучи надо мною
Собралися в тишине.
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне…
Ведущий: «Унылый путь» последних лет пушкинской жизни.
Выносят табличку: 1830 – 1837 гг.
Чтец: Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И, дремля, едем до ночлега,
А время гонит лошадей.
Ведущая: Пушкин в Петербурге. Безденежье, цензура, полицейский надзор, выговоры. Чаша оскорблений переполняется анонимным письмом, подло обвиняющим Наталью Николаевну в измене. Пушкин должен вступиться за свою честь и честь жены. Он должен драться на дуэли.
Звучит колокольчик.
Ведущий: На узкой заснеженной тропе в двадцати шагах друг против друга стали Пушкин и Дантес. По знаку секундантов они стали сходиться. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал.
Ведущая: Последняя дорога Пушкина на дуэль с Дантесом – это начало новой дороги, народной тропы к Пушкину.
Под музыку Бетховена звучит стихотворение А.С. Пушкина «Памятник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы
Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной Дню космонавтики....
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....