Рекомендации по проведению классных часов, посвященных 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского, в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода
классный час по теме

Гашкова Елена Николаевна

В.И.Вернадский (1863-1945) — крупнейший русский ученый XX века. В круг его    интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост Академии наук СССР, на мировоззрение многих людей, познакомившихся с его трудами, насчитывающими более 700 наименований.
Разработана Концепция празднования 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского «Ноосферное мышление-мышление XXI», в рамках которой рекомендованы мероприятия, одними из которых являются тематические классные часы (приложение 2). При их подготовке и проведении общеобразовательные учреждения могут воспользоваться предложенными рекомендациями.
Рекомендации по оценке качества проведения классного часа предложены в приложении 3.
Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируются внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

I. Дискуссионные формы проведения классного часа
1. Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика по теме "Развитие представлений человека о мире"
2. Дискуссия - спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение по теме «В.И. Вернадский и религия» ???
3. Конференция - собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Вернадские конференции посвящены вопросу значимости наследия В.И. Вернадского для разрешения современных экологических проблем:
- «Экологическое воспитание и образование. Проблемы и перспективы»;
- «Биосфера и цивилизация в третьем тысячелетии»;
- «Глобалистика-2013»;
- «Реалии XXI века в свете учения В.И. Вернадского»;
 - «Творческое наследие В.И. Вернадского: прошлое, настоящее, будущее»;
-  «Значение научного и творческого наследия В.И. Вернадского для понимания современных проблем цивилизации».
- «Ноосферная парадигма возрождения России и ее инновационного развития в  XXI веке»
- « Научное наследие В.И. Вернадского. Биосферно - ноосферная концепция В.И. Вернадского»;
- «Экологическое образование, воспитание и просвещение. Проблема формирования экологического мировоззрения»;
4. Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников. Тематика круглого стола:
 «Учение о ноосфере и мировая цивилизация»;
- «Учение В.И. Вернадского и естественнонаучное образование»;
- «Географические аспекты устойчивого развития»;
- «Ноосфера: проблема разума»;
- «Учение В.И. Вернадского - руководство к действию»
II.    Мероприятия состязательного характера
1. Юношеские чтения имени В.И. Вернадского, приуроченные к 150 - летнему юбилею:
- «Россия и Украина в творчестве В.И. Вернадского»;
 - «В.И. Вернадский и современность»
- «Педагогическое наследие В.И. Вернадского и Г.В. Вернадского»
- «В.И. Вернадский и искусство»;
-- «В.И. Вернадский – преподаватель и общественный деятель»;
- «В.И. Вернадский-историк науки»;
- «В.И. Вернадский: Человек. Ученый. Мыслитель»;
- «Служа великим целям века..»
2. Конкурс проектных и исследовательских работ по естественнонаучным дисциплинам: для старшеклассников:
- «Минералогическое и геохимическое наследие В.И. Вернадского»;
- «Радиохимия, радиогеохимия и радиоэкология»;
- «Биогеохимия: вчера, сегодня, завтра».
3. Конкурс творческих работ для школьников среднего звена по теме « Мой мир».
4. Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания по теме «Экоэрудит»
3.Лекторий в сопровождении презентации по теме «Дорога жизни В.И. Вернадского»
4. Эко-беседы по тематике:
- «Проблемы и перспективы рационального природопользования, сохранения биоразнообразия и сохранения здоровья населения»;
- «Экологические проблемы развития биосферы»;
- «Эволюция живого вещества биосферы»;
- «Идеи В.И. Вернадского для рационального природопользования и устойчивого развития региона»;
- «Природные ресурсы: ценность и цена»
III.  Творческие формы классных часов
1. Праздник - мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию.
Темы: «Владимир Иванович   Вернадский великий   русский   ученый» и «В.И. Вернадский и музыка»
2. Устный журнал - короткие, емкие, доступные научные сообщения, чередующиеся с  диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. Темы устного журнала:
- «Страницы жизни и творчества В.И. Вернадского»;
- «Духовный мир В.И. Вернадского (научные, философские и религиозные воззрения)»
3. Интеллектуальная (экологическая) игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования по тематике:
- «Экология вокруг нас»;
- «Организм и среда обитания»
Дополнительно рекомендуется провести:
- Фотоконкурс «Земля живая»;
- Организацию странички на школьном сайте «Охрана окружающей среды и природопользование Белгородской области», посвященные 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского или « Миры В.И. Вернадского;
- Сочинение на тему: «Эта хрупкая планета Земля» или  «Наш дом-планета Земля».
Информация и материалы к проведению классных часов по выше изложенной тематике размещены на следующих сайтах:

1. http://studlab_p5.oktes.ru/
2. http://vernadsky.lib.ru  

Источник по формам проведения классных часов:  журнал "Справочник классного руководителя" №4, 2012 год
Приложение 3
Рекомендации по оценке качества проведения классного часа
Качество проведения классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности
Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:
•    Цели и задачи классного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.
•    Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла классного часа, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.
•    Содержание: интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.
•    Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.
•    Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.
•    Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.
•    Полученные результаты: удовлетворенность классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами.
Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.
Лист системного анализа и оценки эффективности классного часа см. Справочник классного руководителя. 2011. № 12. С. 26.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_provedeniyu_klassnyh_chasov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению классных часов, посвященных   150-летию со дня рождения В.И. Вернадского,

 в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода

В.И.Вернадский (1863-1945) — крупнейший русский ученый XX века. В круг его    интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост Академии наук СССР, на мировоззрение многих людей, познакомившихся с его трудами, насчитывающими более 700 наименований.

Разработана Концепция празднования 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского «Ноосферное мышление-мышление XXI», в рамках которой рекомендованы мероприятия, одними из которых являются тематические классные часы (приложение 2). При их подготовке и проведении общеобразовательные учреждения могут воспользоваться предложенными рекомендациями.

Рекомендации по оценке качества проведения классного часа предложены в приложении 3.

Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируются внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

I. Дискуссионные формы проведения классного часа

1. Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика по теме "Развитие представлений человека о мире"

2. Дискуссия - спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение по теме «В.И. Вернадский и религия» ???

3. Конференция - собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Вернадские конференции посвящены вопросу значимости наследия В.И. Вернадского для разрешения современных экологических проблем:

- «Экологическое воспитание и образование. Проблемы и перспективы»;

- «Биосфера и цивилизация в третьем тысячелетии»;

- «Глобалистика-2013»;

- «Реалии XXI века в свете учения В.И. Вернадского»;

 - «Творческое наследие В.И. Вернадского: прошлое, настоящее, будущее»;

-  «Значение научного и творческого наследия В.И. Вернадского для понимания современных проблем цивилизации».

- «Ноосферная парадигма возрождения России и ее инновационного развития в  XXI веке»

- « Научное наследие В.И. Вернадского. Биосферно - ноосферная концепция В.И. Вернадского»;

- «Экологическое образование, воспитание и просвещение. Проблема формирования экологического мировоззрения»;

4. Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников. Тематика круглого стола:

 «Учение о ноосфере и мировая цивилизация»;

- «Учение В.И. Вернадского и естественнонаучное образование»;

- «Географические аспекты устойчивого развития»;

- «Ноосфера: проблема разума»;

- «Учение В.И. Вернадского - руководство к действию»

  1. Мероприятия состязательного характера

1. Юношеские чтения имени В.И. Вернадского, приуроченные к 150 - летнему юбилею:

- «Россия и Украина в творчестве В.И. Вернадского»;

 - «В.И. Вернадский и современность»

- «Педагогическое наследие В.И. Вернадского и Г.В. Вернадского»

- «В.И. Вернадский и искусство»;

-- «В.И. Вернадский – преподаватель и общественный деятель»;

- «В.И. Вернадский-историк науки»;

- «В.И. Вернадский: Человек. Ученый. Мыслитель»;

- «Служа великим целям века..»

2. Конкурс проектных и исследовательских работ по естественнонаучным дисциплинам: для старшеклассников:

- «Минералогическое и геохимическое наследие В.И. Вернадского»;

- «Радиохимия, радиогеохимия и радиоэкология»;

- «Биогеохимия: вчера, сегодня, завтра».

3. Конкурс творческих работ для школьников среднего звена по теме « Мой мир».

4. Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания по теме «Экоэрудит» 

3.Лекторий в сопровождении презентации по теме «Дорога жизни В.И. Вернадского»

4. Эко-беседы по тематике:

- «Проблемы и перспективы рационального природопользования, сохранения биоразнообразия и сохранения здоровья населения»;

- «Экологические проблемы развития биосферы»;

- «Эволюция живого вещества биосферы»;

- «Идеи В.И. Вернадского для рационального природопользования и устойчивого развития региона»;

- «Природные ресурсы: ценность и цена»

III.  Творческие формы классных часов

1. Праздник - мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию.

Темы: «Владимир Иванович   Вернадский великий   русский   ученый» и «В.И. Вернадский и музыка»

2. Устный журнал - короткие, емкие, доступные научные сообщения, чередующиеся с  диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. Темы устного журнала:

- «Страницы жизни и творчества В.И. Вернадского»;

- «Духовный мир В.И. Вернадского (научные, философские и религиозные воззрения)»

3. Интеллектуальная (экологическая) игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования по тематике:

- «Экология вокруг нас»;

- «Организм и среда обитания»

Дополнительно рекомендуется провести:

- Фотоконкурс «Земля живая»;

- Организацию странички на школьном сайте «Охрана окружающей среды и природопользование Белгородской области», посвященные 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского или « Миры В.И. Вернадского;

- Сочинение на тему: «Эта хрупкая планета Земля» или  «Наш дом-планета Земля».

Информация и материалы к проведению классных часов по выше изложенной тематике размещены на следующих сайтах:

1. http://studlab_p5.oktes.ru/ 

2. http://vernadsky.lib.ru  

Источник по формам проведения классных часов журнал "Справочник классного руководителя" №4, 2012 год 

Приложение 3

Рекомендации по оценке качества проведения классного часа

Качество проведения классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности

Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе:

  1. Цели и задачи классного часа: ясность, четкость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.
  2. Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, их необходимость для реализации замысла классного часа, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.
  3. Содержание: интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.
  4. Организация: использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения.
  5. Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа; устойчивость внимания школьников на всех его этапах.
  6. Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.
  7. Полученные результаты: удовлетворенность классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами.

Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.

Лист системного анализа и оценки эффективности классного часа см. Справочник классного руководителя. 2011. № 12. С. 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина

Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина...

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»...

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...

Положение о проведении конкурса чтецов, посвященного 200 - летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Светись, светись, далекая звезда…»

Цель Конкурса: ·        популяризация творчества русского поэта - классикаМ.Ю. Лермонтова.Задачи конкурса:·        пропаганда твор...

Сценарий проведения литературной гостиной, посвященной 140-летию со дня рождения американского писателя Джека Лондона.

Сценарий проведения литературной гостиной, посвященной 140-летию со дня рождения американского писателя Джека Лондона.                      ...

Конспект классного часа, посвященного 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина

Данный классный час проводится в виде игры. Учащиеся сначала объединяются в группы. Игра состоит из разнообразных конкурсов, предусматривающих разные виды работы, поэтому дети остаются заинтересованны...