Урок внеклассного чтения. В.П. Астафьев. "Записка"
план-конспект по литературе

Олейник Виктория Васильевна

Предлагаемый к использованию материал позволит познакомить учащихся с содержанием рассказа, выявить его художественное своеобразие, обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора.

В наше время очень важно воспитывать  в детях чувство любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v.p._astafev_zapiska.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

В.П. Астафьев. “Записка”

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с содержанием рассказа; выявить его художественное своеобразие; обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора;

развивающие: содействовать формированию и развитию навыков внимательного, вдумчивого прочтения, анализа литературного произведения, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них;

коммуникативные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.

Сегодня у нас нет названия урока. Только автор и произведение. Как вы думаете, почему? (Значит, название будем подбирать вместе.)

На уроке мы познакомимся с рассказом, обсудим его, выявим авторскую позицию, сделаем вывод.  А зачем нам это нужно? (Мы учимся жизни на примере литературных героев. Учимся любить и ненавидеть, учимся дружить… Мы развиваемся.)

  1. Тема урока.
  1. Вызов – осмысление. Что скажете о фамилии писателя? (Она нам знакома по рассказу «Васюткино озеро»). Сегодня нас ждёт другое его произведение – рассказ «Записка» из цикла «Затеси».
  2. Биография писателя.
  3. Словарная работа. Кто помнит толкование слова «затеси»? ( С этим словом уч-ся знакомы по рассказу «Васюткино озеро»)

Затеси - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу.)

  1. Проблемный вопрос: О чём же очень важном поведал нам Астафьев? Что, по его мнению, непременно нужно помнить, чтобы не потеряться? Да и где не потеряться?
  2. Комплексный анализ текста. Мы познакомимся с одним рассказом из цикла «Затеси». Он называется «Записка».

- Случалось ли вам писать записки?  О чём же вы писали? (В записке пишут коротко, самую суть сообщения).

- Кому вы адресовали свои записки? (Эти сообщения обычно адресованы друзьям, родным …).

- О чём, по-вашему, может повествовать рассказ с таким названием? (Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.)

Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

- Кто мог написать эту записку, кому?

Возможные ответы:

уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды.)

После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

- Ожидали ли вы, что события развернутся подобным образом? (Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях представители групп говорят об этом.)

- О чём этот рассказ? Какова его тема? (Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале.)

- Как автор относится к данной проблеме? (Он возмущён. Так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!)

- Запишем в тетрадях записываются ключевые слова текста.  Что говорится о матери? О сыне?

Мать

неграмотная

изношенная в работе

выходная плюшевая жакетка

из старой русской деревни

Сын

Родной сынок

привёз в город

вложил записку

“забыл” на вокзале

рекомендательное письмо

Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

1 вариант. Выступления групп - делается вывод по этим словам. (“Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

2 вариант. Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!)

Что же натолкнуло сына на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать?

Что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду?

Индивидуальное задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их.

Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям. Фразеологизмы: сыновний долг, быть в неоплатном долгу перед матерью, отдать последний долг.

В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей перед постаревшими родителями.

Первая группа пытается объяснить, почему сын так поступил, но ему нет оправдания. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?

Вторая группа отвечает на вопрос: что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

Третья группа отвечает на вопрос: что ж делать в таких случаях? Есть в Конституции статья, в которой говорится, что дети обязаны помогать своим престарелым родителям. Можно попробовать пристыдить такого сына, создать ему своего рода «антирекламу»…Правда, насколько это будет действенно… другой вопрос. Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых заглохло чувство милосердия.

- Вернёмся к началу урока: поясните смысл названия цикла рассказов – «Затеси»? Какую зарубку оставил рассказ? (В. П. Астафьев напомнил, что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем права, несмотря ни на какие оправдания! Затесь - отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.)

Звучит песня «Мама» в исполнении Витаса. (ребята пишут записку мамам).

Сейчас я предлагаю вам составить записку маме. Не письмо, а записку, на это нужно совсем немного времени. Что бы вы ей сказали в свете сегодняшнего урока? Напишите ей самые главные, самые важные слова, те самые, которые ей очень нужны…и которые мы, торопясь в школу, на работу, на улицу, зачастую так и не успеваем сказать…

  1. Рефлексия.

- О чём вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какой урок вынесли с сегодняшнего занятия?

- Всё ли мы сделали, всех ли целей достигли?

- А как может, по-вашему, звучать тема этого урока? Ваши варианты? (Учитесь любить мать. Дорога к матери. Прости нас… Разговор о самом главном. Зарубка на память. Любовь начинается с дома.)

  1. Чтение учеником стихотворения Д. Кедрина «Сердце».

Сердце

Девчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Девчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?» (1935)

  1. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение в читательском дневнике.

Почему Дмитрий Кедрин в стихотворении «Сердце» использует эпитет «косматой» (руке)?

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...