Литературнык дебаты "Разум или чувства"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Данный урок отрабатывает умение старшеклассников вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, в то время, как противоположная позиция имеет тоже право на существование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок с использованием технологии "дебаты" | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Данное мероприятие отрабатывает умение старшеклассников вести дискуссию, умение отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Сценарий литературных дебатов по теме «Разум или чувства»
(9-11классы)
Цель:
-отрабатывать умение вести дискуссию, умение отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Задачи:
-вовлечь в диалог всех учащихся;
-концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;
-избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии;
-исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.
План проведения дебатов
Этап подготовительный
Распределение ролей в дебатах:
- 2ведущих
- таймкипер
- 2 команды по 5 человек
К дебатам подготовили тезисы и аргументы в защиту разума и чувств.
- эксперты(3 человека), секретарь (Приложение1)
- зрители
Основной этап
1.Выступление капитана: представление команды и тезиса
2.Дебаты (каждый спикер выступает 3 мин.)
3.Раунд вопросов
4. Итог дебатов
5. Голосование экспертов. Объявление результатов
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы собрались, чтобы опробировать новую для нас современную педагогическую технологию – технологию дебатов. Данная технология учит вести полемику, отстаивать собственные взгляды и интересы, способствует развитию коммуникативных навыков, навыков критического мышления. Дебаты предполагают чёткое распределение ролей: именно поэтому мы выбрали ведущего, определили команды участников (спикеров), пригласили в жюри («Совет справедливых») учителей, а также ваших одноклассников. Мы подобрали тему диспута, помогли вам подготовить выступления, разработали критерии их оценивания. На самом деле, это очень непросто высказываться на определённую тему, да ещё с привлечением литературного материала. Но мы видим в вас умных и думающих людей, поэтому надеемся, что у нас всё получится! Итак, слово предоставляется ведущим нашего диспута.
1ведущий:
Сегодня мы здесь собрались, чтобы провести дебаты и ответить на вопрос: что правит миром — разум или чувство? Разум и чувство влияют на поступки человека?
2ведущий:
Мы должны решить, что будет правильным: действовать по велению сердца или присушиваться к своему разуму. Но прежде чем начать наши дебаты, давайте установим правила их проведения.
(Ведущие по очереди оглашают каждое правило дебатов)
1,2ведущий:
Правило 1: каждая команда вправе заявить свой кейс понятий, аспектов, аргументов за определенное время (2-3 минуты каждому спикеру);
Правило 2: каждый участник команды может выступить один раз;
Правило 3: таймкипер следит за регламентом выступлений. За 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и экспертам, ведет учет времени при тайм-аутах;
Правило 4: эксперты оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по определенным критериям и заносят результаты в экспертные карты, (оценивается не тезис, а аргументы!);
Правило 5: диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм;
Правило 6: команда поддержки (зрители) имеют право высказать свою позицию или задать вопрос по окончании выступлений всех спикеров, на вопросы может отвечать любой член команды.
1ведущий:
Итак, начинаем…
Слово предоставляется капитану 1 команды.
Выступление капитана команды «Мы за Разум»
Капитан представляет команду и заявляет, что человек должен руководствоваться в своих поступках, прежде всего, разумом. Когда мы говорим РАЗУМ, то мы имеем в виду способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Великий персидский поэт Фирдоуси ещё в 10 веке говорил, что лишь в разуме счастье, беда без него, Лишь разум — богатство, нужда без него.
Выступление капитана команды «Мы за Чувства»
Капитан представляет команду и заявляет, что чувства правят миром и доминируют над разумом.
Чувства - это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Большинство писателей, как русских, так и зарубежных утверждают, что мир человеческих чувств интересен, а мир разума – скучен. Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова « чувства» веет теплом.
Вдохновенье и Веселье
Влюбленность, Воодушевление, Волненье,
Восторг, Восхищение, Гордость, Достоинство
Наслаждение, Нежность и Радость
Сопереживание, Спокойствие, Сопричастность
Сострадание, Сочувствие - Страсть!
Это лишь малый перечень чувств, которые может испытать человек! Без них
жизнь бесцветна, тускла и безрадостна, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания.
Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» и с этим нельзя не согласиться!
Выступления спикеров разных команд (поочерёдно)
Тезисы и аргументы команды «Мы за разум» (кратко)
1спикер. Человек должен всегда думать о правильности своего решения. Подходить к принятию решения разумно. Особенно государственный человек. Когда человек руководствуется чувствами, им управляют страсти, то случается беда.
Литературный пример: «Слово о полку Игореве». Пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.
2спикер. Н.В. Гоголь писал: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями». Разумным человеком мы можем назвать Е.Онегина.
Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин».
Таким образом, разум помог Онегину поступить в этой ситуации порядочно и спасти честь девушки.
3спикер.М.М. Пришвин говорил, что«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».
Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин». В борьбе чувств и разума победил разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна.
4спикер. «Один только разум может обеспечить безмятежный покой» - это слова Сенеки. Справедливо будет отнести их к судьбе героини повести Карамзина «Бедная Лиза».
Литературный пример: Карамзин «Бедная Лиза». Автор восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок - царь чувств твоих?»
5спикер. Л.Н. Толстой считал, что разумное и нравственное всегда совпадают. Следовательно, безрассудные поступки безнравственны.
Литературный пример: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец.
Выступления спикеров разных команд (поочерёдно)
Тезисы и аргументы команды «Мы за чувства» (кратко)
1спикер. Чувства порождают лучшие качества человек, они трогают душу человека и приводят её в волнение, изменяя человека в лучшую сторону.
Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин».
2спикер. Чувство справедливости и правдолюбия приводят людей к неустанным поискам и к историческим открытиям.
Литературный пример: В.Каверин «Два капитана»
3спикер. Жизнь без чувств была бы пустой и неинтересной. С помощью чувств мы можем постичь то, что мы ещё не знаем, найти то сокровенное, что нужно нашим душе и сердцу.
Литературный пример: В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
4спикер. Чувства любви и патриотизма спасают жизнь человека, заставляют его бороться за неё, несмотря на полное отсутствие сил.
Литературный пример: Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
5спикер. Чувства преданности и верности спасают жизнь человека.
Литературный пример: А.Пушкин «Капитанская дочка»
Раунд вопросов
1ведущий
Итак, уважаемые зрители вы послушали выступления спикеров, думаю, что у вас появились вопросы.
2ведущий
У вас есть 3 минуты для того, чтобы определиться: какие 3 вопроса вы зададите противоположной команде.
Команды задают друг другу вопросы. На обсуждение ответа даётся 2минуты.
Итог дебатов
1ведущий
Анализируя поступки литературных героев, мы пришли к выводу, что от выбора между разумом и чувством зависят не только отношения между людьми, но и судьба человека и даже целого государства.
2ведущий
Итак, что правит миром – разум или чувства? Должен ли разум брать верх над чувствами? Или человек должен слушать свое сердце?
1ведущий
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В одних ситуациях следует прислушиваться к голосу разума, а в других ситуациях, напротив, нужно поступать в согласии с чувствами.
2ведущий
Человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
Голосование экспертов. Объявление результатов
Приложение 1
В помощь экспертам
«Совет справедливых»
1этап. Выступления спикеров
Содержание
1. Понимание задания
- выступление демонстрирует точное понимание задания, тезис сформулирован чётко – 2б.
-присутствуют неточности в ответе, тезис сформулирован чётко – 1б.
- тезис не сформулирован - 0б.
2. Аргументация позиции
- убедительная, приводятся конкретные факты и примеры -2б.
- аргументация убедительная, но неполная – 1б.
-аргументация отсутствует -0б.
3. Логика изложения информации
-логичное изложение материала – 2б.
-нарушение логики – 1б.
-отсутствие логики-0б.
4. Культура речи, умение высказываться
-спикер грамотно владеют речью, уверенно держатся перед аудиторией, регламент соблюден – 2б.
- спикер допускает негрубые речевые ошибки, незначительно нарушает регламент, пользуется конспектом – 1б.
- спикер теряется перед аудиторией, допускает грубые речевые ошибки, не может удержать внимание аудитории – 0б.
1этап – выступления спикеров Содержание | всего | ||||
критерии | Понимание задания 2б.-0б. | Аргументация позиции 2б.- 0б. | Логика изложения информации 2б.- 0б. | Культура речи, умение высказываться 2б.- 0б. | |
РАЗУМ | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
ЧУВСТВА | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
Член жюри ______________________________
2этап. Вопросы. Работа в команде
РАЗУМ | ЧУВСТВА | |
1.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. - 0б.) | ||
2.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. - 0б.) | ||
3.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. - 0б.) | ||
Дан убедительный ответ на 1 вопрос(1б. - 0б.) | ||
Дан убедительный ответ на 2 вопрос(1б. - 0б.) | ||
Дан убедительный ответ на 3 вопрос(1б. - 0б.) | ||
Спикеры доброжелательны к собеседникам, не проявляют агрессии (1б. - 0б.) | ||
В обсуждении участвует большая часть спикеров (1б. - 0б.) | ||
всего |
Член жюри ______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие "Органы чувств"
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д...
Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"
Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...
Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся
Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это основа музыкальности. Формирование чувства ритма у учащегося – одна из на...
Урок обществознания "Самое утреннее из чувств"
Урок по обществознанию в 8 классе с использованием презентации....
"Что человек чувствует, о чем размышляет"
презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....
Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"к
конспект урока по зарубежной литературе в 8 классе " Они ушли во тьму, но не исчез их след"...
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...