Устное народное творчество. Предания.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока "Устное народное творчество. Предания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo._predaniya.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество. Предания.
Цель: актуализировать знания о жанрах устного народного творчества; дать представление о жанре предания; показать отношение реальности и вымысла в преданиях.
Планируемые результаты: знание сюжетно-композиционных признаков фольклорных произведений, понятие предание, особенностей этого фольклорного жанра, содержания предания об Иване Грозном и Петре Первом; умение строить монологические высказывания, оценивать свою работу и работу товарищей.
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
- Проверка домашнего задания.
1. Перечитать и пересказать вводные статьи учебника.
2. Выполнить творческое задание стр. 6
- Работа по теме урока.
- Слово учителя
Мы традиционно начинаем знакомство с произведениями литературы с фольклора. Почему? Потому, что истоки литературы именно в народном творчестве. Народ запечатлевал свои представления о мире, об обществе, свои наблюдения, выводы, мечты. А передавались они из уст в уста, от одного поколения к другому и дошли до наших дней. Мы можем узнать о прошлом не только из учебников истории, из трудов ученых-историков, но и из тех фольклорных произведений, которые сохранила народная память.
- Актуализация знаний, беседа.
– Какие жанры фольклора вы знаете?
- Какие фольклорные произведения мы изучали в предыдущих классах?
3. Знакомство с жанром предание.
Предание – один из древнейших жанров. Название жанра «говорящее»: предание передает представления народа о своей истории, о выдающихся исторических событиях и лицах. Значит ли это, что предание объективно отражает действительность? На самом деле было ли так, как рассказывается в преданиях?.
Попробуем ответить на эти вопросы после чтения нескольких преданий.
- Чтение и обсуждение статьи о преданиях стр. 7-8.
В основе беседы вопросы и задания рубрик «Проверь себя» и «Обогащаем свою речь» стр. 8.
- Чтение и обсуждение преданий об Иване Грозном и Петре Первом.
– Как вы считаете, в предании передается историческая правда или представление народа о древних событиях и лицах?
– Что, по-вашему, в этих преданиях реально, а что вымысел?
- Какими видятся в этих преданиях цари? Какие их черты выделяются в преданиях?
- С какими фольклорными жанрами схожи предания, которые мы прочитали?
Комментарии.
Историческая справка переплетена в преданиях с вымыслом. В предании «Воцарение Ивана Грозного» сделана попытка объяснить прозвище царя, конечно совершенно фантастическая. Предание здесь сближается с бытовой сказкой: кроме имени царя и упоминания о его жестокости, реального мало. Отношение рассказчика к действующим лицам предания нейтральное, оно явно не высказано.
В предании «Сороки-ведьмы» тоже преобладает вымысел. Превращение старых баб в сорок -типично сказочный прием. В этом предании явно выражено отношение к царю: его называют благочестивым, он печется о народе христианском, хочет уменьшить зло на земле. Возможно, такое предание возникло где-то в окружении царя.
Предание «Петр и плотник» наиболее похоже на правду: сохранились исторические сведения о том, что Петр не гнушался работать наряду с простыми людьми, старался вникнуть в суть каждого дела. По форме это предание напоминает бытовую сказку, хотя и реальность отражена довольно точно.
- Закрепление изученного материала.
Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Размышляем о прочитанном», 1,3 рубрики «Будьте внимательны к слову» стр.10. Обсуждение вопросов 1-3 рубрики «Фонохрестоматия» стр.10.
- Подведение итогов урока.
- В чем вы видите особенность жанра предания?
- Домашнее задание
Вопросы и задания рубрики «Обогащаем свою речь» стр. 8, 2 рубрики «Будьте внимательны к слову» стр.10, 4 рубрики «Фонохрестоматия» стр.10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Устное народное творчество. Малые жанры
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме: "Устное народное творчество. Предания."
Презентация предназначена для показа во время прохождения темы по литературе в 7 классе "УНТ. Предания"...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...