рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)
рабочая приграмма интегрированного курса литературы и родной литературы 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_rabochaya_programma_7_kl_liter_2019-2020-1.docx | 77.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Косяковская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом №___
от ___ ______2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература» и РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(базовый уровень)
7 класса
(базовый уровень)
Составитель
Агапова Л.В.., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа составлена на основе:
- авторской программы по литературе В. Я. Коровиной (В.Я.Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений).
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, в редакции приказов Министерства образования и науки от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38),№ 629 от 05.07.17 г.
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Косяковская СОШ», согласованная на заседании педагогического совета МОУ «Косяковская СОШ» (протокол заседания педагогического совета МОУ «Косяковская СОШ» от 30.08.2019 г. № 1);
- «Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области», утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области» Протокол № 1 от 08.04.2016г.
На основании приказа министра образования Московской области от 26.05.2015 № 2758 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» на изучение предмета отводится 68час. (из расчёта 2 часа в неделю).
Программа реализуется учебно-методическим комплектом «Литература. 7 класс», используется учебник: Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016 год, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.
Предмет «Родная Литература» изучается интегрировано в рамках предмета «Литература»
Планируемые результаты изучения интегрированного предмета «Литература»» и «Родная Литература»
Личностные результаты
у обучающегося будут сформированы:
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности литературы;
- уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
- опыт участия в социально значимом труде;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Познавательные УУД
обучающийся научится:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию своих действий и действий партнера
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Предметные результаты изучения предмета «Литература»
- Язык. Речь. Общение
Обучающийся научится:
- использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение литературы позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять мини - проект; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
2.Текст
Обучающийся научится:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно- научные, тексты художественной литературы;
- различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи ;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии);
- выстраивать монологическую и диалогическую речь;
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно- научные, тексты художественной литературы;
- различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
- различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество (6 ч)
Предания. (2 ч)
Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки (1 ч). Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Эпос народов мира (3 ч.). Былины: «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору). (Для внеклассного чтения).
Новгородский цикл былин « Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).
« Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народ, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Развитие речи: Выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения (фонохристоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы: Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Проект.
Теория литературы: Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Контрольные мероприятия: Контрольная работа №1 по теме « Древнерусская литература».
Развитие речи: Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
Из русской литературы XVIII века (2 ч)
М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», « Ода на восшествие на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи»., « На птичку…», « Признание».
Теория литературы. Понятие о жанре оды. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие коллективном диалоге.
Из русской литературы XIX века (29 ч)
А.С.Пушкин (3 ч). «Полтава» (отрывок), « Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), «Повести Белкина: « Станционный смотритель». Проект.
Теория литературы. Развитие понятия о балладе. Развитие представлений о повести.
Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов (4ч)
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова и с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковм человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Проект.
«Когда волнуется желтеющая нива…», « Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» (« В минуту жизни трудную…»») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Контрольные мероприятия: Контрольная работа№2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Развитие речи: Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Васильевич Гоголь (5 ч).
Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Проект.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие понятия).
Контрольные мероприятия: Контрольная работа№3 по произведению Н.В.Гоголя.
Развитие речи: выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч).
Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе.
«Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», « Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы: Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления)
Развитие речи: Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. (3ч) Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Развитие речи: Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.
Алексей Константинович Толстой(1ч). Слово о поэте. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления).
Развитие речи: Выразительное чтение исторических баллад. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» (3 ч).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». Проект. «Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения).
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Контрольные мероприятия: Контрольная работа№4 по произведениям Н.В Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Развитие речи: Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов.Составление плана письменного высказывания.
Лев Николаевич Толстой – (3 ч)
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», « Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы: Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов(3 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (Для чтения и обсуждения)
Теория литературы: Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Развитие речи: Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.
«Край ты мой, родимый край…» (обзор) (2ч)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И.А.Бунин «Родина»; А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Контрольные мероприятия: Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов.
Развитие речи: Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.
Из русской литературы XX века (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин (2ч) Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. « Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Максим Горький (2 ч + 1ч. р.р.) . Краткий рассказ о жизни писателя. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» (« Легенда о Данко»), « Челкаш». (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Владимир Владимирович Маяковский (2ч). Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Леонид Николаевич Андреев (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Проект.
Теория литературы. Герой эпического произведения (развитие представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода
Андрей Платонович Платонов (1ч). Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающего героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Проект.
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Контрольные мероприятия: Контрольная работа№6 по произведениям писателей XX века.
Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Борис Леонидович Пастернак (1ч). Слово о поэте. « Июль», « Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы: Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Контрольные мероприятия: контрольная работа №7. по произведениям Б.Л. Пастернака
Развитие речи: выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
На дорогах войны (обзор) (1ч).
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.А.Ахматовой, К.М. Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др. (для внеклассного чтения). Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы: Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Развитие речи: Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализы стихотворений.
Федор Александрович Абрамов (1ч). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы: Литературные традиции..
Развитие речи: Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Евгений Иванович Носов (1ч). Краткий рассказ о писателе. « Кукла» ( «Акимыч»), « Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).
Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Юрий Павлович Казаков 1 ч)
Краткий рассказ о поэте(детство, юность, начало творческого пути).
«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка..
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).
Развитие речи: Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
«Тихая моя Родина» (обзор) (1ч)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы: Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий)
Развитие речи: выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский (1 ч). Краткий рассказ о поэте. « Снега потемнеют синие…», « Июль – макушка лета…», « На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).
Развитие речи: Выразительное чтение стихотворений, Устный и письменный анализ. Рецензирование выразительного чтения.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч). « Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления) Василий
Развитие речи: выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1ч).
М.Зощенко Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Теория литературы: Юмор. Приемы комического (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
. Песни на слова русских поэтов XX века (1ч).
А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава « По Смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Проект.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
Контрольные мероприятия: Контрольная работа№8 по стихотворениям и песням литературы XX века.
Из литературы народов России (1 ч)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» ( из цикла « Восьмистишия»), « О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
Теория литературы: Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).
Из зарубежной литературы (5 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джорж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…» Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри « Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы: Рождественский рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Рей Дуглас Брэдбери. « Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы: Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Уроки итогового контроля (1 ч)
Проект.
Контрольные мероприятия: контрольное тестирование по итогам изучения курса.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература» 7 класс на 2019-20 учебный год
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно- нравственная проблема литературы.. Вводный инструктаж по ТБ инструкция №16. | 02.09.-06.09 |
| ||
Устное народное творчество(2 часа) | |||||
1 | Предания. Поэтическая автобиография народа.. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Т.л. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений) | ||||
2 | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.. | 09.09-13.09 | |||
Эпос народов мира ( 4 часа) | |||||
1 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. | ||||
2 | Вн.чт .Киевский цикл былин.«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу основные черты характера Ильи Муромца | 16.09-20.09 | |||
3 | Вн.чт. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, | ||||
4 | «Песнь о Роланде» (фрагменты).. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя. Т.л. Гипербола (развитие представления). Мифологический эпос (начальные представления). | 23.09-27.09 | |||
Из Древнерусской литературы (3 часа) | |||||
1 | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. Т.л. Поучение (начальные представления | ||||
2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских».. Внимание к личности, гимн любви, верности. | 30.09-04.10 | |||
3 | «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге | ||||
Из русской литературы 18 века (3 часа) | |||||
1 | М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом. Т.л. Ода. «К статуе Петра Великого» . | 14.10-18.10 | |||
2 | «Ода на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. | ||||
3 | Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. Размышления о смысле жизни, о судьбе. | 21.10-27.10 | |||
Из русской литературы 19 века (30 часов) | |||||
1 | А.С. Пушкин.. «Полтава» («Полтавский бой»). «, «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. | ||||
2 | «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. | 28.10-03.11 | |||
3 | Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. | ||||
4 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. | 04.11-10.11 | |||
5 | «Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. | ||||
6 | Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе.. Т.л. Повесть (развитие представлений) | 11.11-17.11 | |||
7 | Р.р.Написание сочинения на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина»; «Мой Пушкин»; «Какая мысль мне кажется главной в повести Пушкина «Станционный смотритель». | ||||
8 | М.Ю. Лермонтов..«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. | 25.11-01.12 | |||
9 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета поэмы.. | ||||
10 | Стихотворение» Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии. Красота природы и ее проявления. | 02.12-08.12 | |||
11 | «Молитва– готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Т.л. Фольклоризм литературы (развитие представлений). | ||||
12 | Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | 09.12-15.12 | |||
13 | Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Т.л. литературный герой (развитие понятия). | ||||
14 | Патриотический пафос повести. | 16-12-22.12 | |||
15 | Особенности изображения людей и природы в повести. Т.л. Историческая и фольклорная основа произведения. | ||||
16 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба | 23.12-29.12 | |||
17 | И. С. Тургенев. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. | ||||
18 | Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа | 30.12 | |||
19 | Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. | 31.12 | |||
20 | .«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Повторный инструктаж по ТБ инструкция №16. | 09.01-12.01 | |||
21 | Н. А. Некрасов. Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, | ||||
22 | «Размышления у парадного подъезда», Боль поэта за судьбу народа. | 15.01-19.01 | |||
23 | А.К.Толстой. Исторические баллады . Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.. | ||||
24 | М. Е. Салтыков-Щедрин.. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика. | 20.01-24.01 | |||
25 | Вн. чт. по рассказу М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик». | ||||
26 | Л. Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. | 27.01-02.02 | |||
27 | Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков | ||||
28 | А. П. Чехов. «Хамелеон».. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. | 03.02-09.02 | |||
29 | . «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова | ||||
30 | Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы . | 10.02-16.02 | |||
Из литературы 20 века (19 часа) | |||||
1 | И. А. Бунин . «Цифры». Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | ||||
2 | Вн.чт.Рассказ «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина | 17.02 | |||
3 | Максим Горький.. Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа | 24.02-01.03 | |||
4 | . Вн.чт. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш» | ||||
5 | Р.р. Подготовка и написание сочинения-характеристики литературного героя на одну из тем. "Алёша Пешков: человека формирует сопротивление окружающей среды", "Бабушка Акулина Ивановна- самый близкий человек Алеши", "Судьба деда Каширина". | ||||
6 | В. В. Маяковский.. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | 02.03-06.03 | |||
7 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.) | ||||
8 | Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.. | 09.03-13.03 | |||
9 | А. П. Платонов. «Юшка». Главный герой произведения . Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. | ||||
10 | Борис Леонидович Пастернак.. «Июль», «Никого не будет в доме..». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. | 16.03-20.03 | |||
11 | На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны стихотворениях поэтов-участников войны | ||||
12 | Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы | 23.03-27.03 | |||
13 | Е.И. Носов. «Кукла ». Сила внутренней, духовной красоты человека. Е. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь с природы и человека | ||||
14 | Ю. П. Казаков.. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | 30.03-03.04 | |||
15 | «Тихая моя родина...». Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.. | ||||
16 | А. Т. Твардовский. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. | 13.04-17.04 | |||
17 | Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги»0. Духовное напутствие молодежи.) | ||||
18 | Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М.Зощенко.. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 20.04-24.04 | |||
19 | Песни на слова русских поэтов 20 века. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. | ||||
Из литературы народов России (1 час) | |||||
1 | Расул Гамзатов.. Особенности художественной образности аварского поэта. | 27.04-01.05 | |||
Из зарубежной литературы(5 часов) | |||||
1 | Р. Бернс.. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. | ||||
2 | Д. Г. Байрон. «Душа моя мрачна». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом | 04.05-08.05 | |||
3 | Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве | 11.05-15.05 | |||
4 | О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.) | 18.05-25.05 | |||
5 | Рей Дуглас Брэдбери . «Каникулы».. Мечта о чудесной победе добра. Т.л. Фантастика в художественной литературе (развитие понятия) | 25.05.29.05 | |||
По программе | 68 | Вн.чт. -5 Р.р. -1 | |||
Выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
________/Шутова Н.М.
«______» __________________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО
На ШМО учителей гуманитарного цикла
Протокол №___ от ___ ________ 2019 г
Руководитель
_____________Котяшова Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....