рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Агапова Любовь Викторовна

рабочая приграмма интегрированного курса литературы и родной литературы 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_rabochaya_programma_7_kl_liter_2019-2020-1.docx77.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Косяковская  средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                                        

                                                                                                                                УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                                                Приказом №___

                                                                                                                                от ___ ______2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литература» и РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(базовый уровень)

7 класса

(базовый уровень)

Составитель

Агапова Л.В.., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2019 год

Рабочая программа составлена на основе:

  • авторской программы по литературе В. Я. Коровиной (В.Я.Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева.  Предметная линия учебников  под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений).
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012;
  • Федеральный государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, в редакции приказов Министерства образования и науки от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38),№  629  от 05.07.17 г.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Косяковская СОШ», согласованная на заседании педагогического совета МОУ «Косяковская СОШ» (протокол заседания педагогического совета МОУ «Косяковская СОШ» от 30.08.2019 г. № 1);
  • «Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их     согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области», утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области» Протокол № 1 от 08.04.2016г.

На основании приказа министра образования Московской области от 26.05.2015 № 2758 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» на изучение   предмета отводится  68час.  (из расчёта 2 часа в неделю).

Программа реализуется учебно-методическим комплектом «Литература. 7 класс», используется учебник: Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016 год, рекомендованный   Министерством образования и науки Российской Федерации.

Предмет «Родная Литература» изучается интегрировано в рамках предмета «Литература»

Планируемые результаты изучения интегрированного предмета «Литература»» и «Родная Литература»

Личностные результаты

у обучающегося будут сформированы:

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности литературы;
  • уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

умение конструктивно разрешать конфликты;

  • опыт участия в социально значимом труде;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные УУД

 обучающийся научится:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД

 Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию своих действий и действий партнера
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметные результаты изучения предмета «Литература»

  1. Язык. Речь. Общение

Обучающийся научится:

  • использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать использование основных изобразительных средств языка;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение литературы позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять мини - проект; публично защищать свою позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

2.Текст

Обучающийся научится:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.
  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно- научные, тексты художественной литературы;
  • различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи ;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии);
  • выстраивать монологическую и диалогическую речь;
  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно- научные, тексты художественной литературы;
  • различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
  • различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;
  • создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Устное народное творчество

Ученик научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание

автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (6 ч)

Предания. (2 ч)

Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- Ведьмы», «Петр и плотник».

 Пословицы и поговорки (1 ч).  Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

 Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира (3 ч.). Былины: «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору). (Для внеклассного чтения).

Новгородский цикл былин « Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).

« Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народ, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

 «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное  общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи: Выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения (фонохристоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

 Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

 Из древнерусской литературы (2 ч.)

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы: Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Проект.

Теория литературы: Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа №1 по теме « Древнерусская литература».

Развитие речи: Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

Из русской литературы XVIII века (2 ч)

М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», « Ода на восшествие на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи»., « На птичку…», « Признание».

Теория литературы. Понятие о жанре оды. Особенности литературного  языка XVIII столетия.

Развитие речи: Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие  коллективном диалоге.

Из русской литературы XIX века (29 ч)

 А.С.Пушкин (3 ч). «Полтава» (отрывок), « Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), «Повести Белкина: « Станционный смотритель». Проект.

Теория литературы. Развитие понятия о балладе. Развитие представлений о повести.

Развитие речи:  Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4ч)

 Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»,  Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова и с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковм человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Проект.

 «Когда волнуется желтеющая нива…», « Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» (« В минуту жизни  трудную…»») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа№2 по творчеству А.С.Пушкина и  М.Ю.Лермонтова

Развитие речи: Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь (5 ч). 

Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Проект.

Теория литературы. Историческая и  фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие понятия).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа№3 по произведению Н.В.Гоголя.

 Развитие речи: выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч).

 Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения  в прозе.

 «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», « Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы: Стихотворения в прозе. Лирическая  миниатюра (начальные представления)

Развитие речи: Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. (3ч)  Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

 «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи: Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

 Алексей Константинович Толстой(1ч).   Слово о поэте. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие  представления).

Развитие речи: Выразительное чтение исторических баллад. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» (3 ч).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». Проект. «Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения).

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа№4 по произведениям Н.В Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Развитие речи: Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов.Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой – (3 ч)

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», « Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы: Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов(3 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (Для чтения и обсуждения)

Теория литературы: Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи: Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)  (2ч)

 Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И.А.Бунин «Родина»; А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Контрольные мероприятия: Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов.

 Развитие речи: Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

Из русской литературы XX века (19 ч)

 Иван Алексеевич Бунин (2ч) Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. « Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).  Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький (2 ч + 1ч. р.р.) . Краткий рассказ о жизни писателя. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

 «Старуха Изергиль» (« Легенда о Данко»), « Челкаш». (Для внеклассного чтения).

 Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).  Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

 Владимир Владимирович Маяковский (2ч). Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

 Развитие речи: участие в коллективном диалоге.  Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Проект.

Теория литературы. Герой  эпического произведения (развитие представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода

Андрей Платонович Платонов (1ч). Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающего героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Проект.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

 Контрольные мероприятия: Контрольная работа№6 по произведениям писателей XX века.

Развитие речи: участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

 Борис Леонидович Пастернак (1ч). Слово о поэте. « Июль», « Никого не  будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

 Теория литературы: Сравнение. Метафора (развитие представлений).

 Контрольные мероприятия: контрольная работа №7. по произведениям Б.Л. Пастернака

 Развитие речи: выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

На дорогах войны (обзор) (1ч).

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.А.Ахматовой, К.М. Симонова, А.А.Суркова,  А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др. (для внеклассного чтения). Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы:  Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи: Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализы  стихотворений.

Федор Александрович Абрамов (1ч). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы: Литературные традиции..

Развитие речи: Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

 Евгений Иванович Носов (1ч). Краткий рассказ о писателе. « Кукла» ( «Акимыч»), « Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. 

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи: Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков 1 ч)

Краткий рассказ о поэте(детство, юность, начало творческого пути).

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка..

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

 Развитие речи:  Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор) (1ч)

 Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы: Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий)

Развитие речи: выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

  Александр Трифонович Твардовский (1 ч). Краткий рассказ о поэте. « Снега потемнеют синие…», « Июль – макушка лета…», « На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).

 Развитие речи: Выразительное чтение стихотворений, Устный и письменный анализ. Рецензирование выразительного чтения.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч). « Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления) Василий

Развитие речи: выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1ч).

М.Зощенко Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы: Юмор. Приемы комического (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

. Песни на слова русских поэтов  XX века (1ч).

 А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава « По Смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Проект.

Теория литературы.  Песня как  синтетический жанр искусства (начальные представления).

 Контрольные мероприятия: Контрольная работа№8 по стихотворениям и песням литературы  XX века.

Из литературы народов России (1 ч)

 Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» ( из цикла « Восьмистишия»), « О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

Теория литературы: Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).

Из зарубежной литературы (5 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джорж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…» Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

 Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая  картина, нарисованная одним-двумя стихами.

 Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

 О.Генри « Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы: Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

 Рей Дуглас Брэдбери. « Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы: Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Уроки итогового контроля (1 ч)

Проект.

 Контрольные мероприятия: контрольное тестирование по итогам изучения курса.

        

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература» 7 класс на 2019-20 учебный год

№ п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно- нравственная проблема литературы.. Вводный инструктаж по ТБ инструкция №16.

02.09.-06.09

   

                                                                                                                  Устное народное творчество(2 часа)

1

Предания. Поэтическая автобиография народа.. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Т.л. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений)

2

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка..

09.09-13.09

                                                                                                        Эпос народов мира ( 4 часа)

1

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда.

2

Вн.чт .Киевский цикл былин.«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу основные черты характера Ильи Муромца

16.09-20.09

3

Вн.чт. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций,

4

«Песнь о Роланде» (фрагменты).. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя. Т.л. Гипербола (развитие представления). Мифологический эпос (начальные представления).

23.09-27.09

                                                                                    Из  Древнерусской литературы (3 часа)

1

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. Т.л. Поучение (начальные представления

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».. Внимание к личности, гимн любви, верности.

30.09-04.10

3

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге

                                                                                              Из русской литературы 18 века (3 часа)

1

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом. Т.л.  Ода.  «К статуе Петра Великого»  .

14.10-18.10

2

«Ода на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

3

Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. Размышления о смысле жизни, о судьбе.

21.10-27.10

                                                                                          Из русской литературы 19 века (30 часов)

1

А.С. Пушкин.. «Полтава» («Полтавский бой»). «, «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России.

2

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Сопоставление   полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.

28.10-03.11

3

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка.

4

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.

04.11-10.11

5

«Станционный смотритель».  Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием.

6

Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе.. Т.л. Повесть (развитие представлений)

11.11-17.11

7

Р.р.Написание сочинения на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина»; «Мой Пушкин»; «Какая мысль мне кажется главной в повести Пушкина «Станционный смотритель».

8

М.Ю. Лермонтов..«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

25.11-01.12

9

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета поэмы..

10

Стихотворение» Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии. Красота природы и ее проявления.

02.12-08.12

11

«Молитва– готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Т.л. Фольклоризм  литературы (развитие представлений).

12

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

09.12-15.12

13

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Т.л. литературный герой (развитие понятия).

14

Патриотический пафос повести.

16-12-22.12

15

Особенности изображения людей  и природы в повести. Т.л. Историческая и фольклорная основа произведения.

16

 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба

23.12-29.12

17

И. С. Тургенев. «Бирюк». Изображение   быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя.

18

Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа

30.12

19

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.

31.12

20

.«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Повторный инструктаж по ТБ инструкция №16.

09.01-12.01

21

Н. А. Некрасов. Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,

22

«Размышления у парадного подъезда»,  Боль поэта за судьбу народа.

15.01-19.01

23

А.К.Толстой. Исторические баллады . Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел..

24

М. Е. Салтыков-Щедрин.. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика.

20.01-24.01

25

Вн. чт. по рассказу М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик».

26

Л. Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

27.01-02.02

27

Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков

28

А. П. Чехов. «Хамелеон».. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

03.02-09.02

29

. «Злоумышленник»,  «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова

30

Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы .

10.02-16.02

                                                 Из литературы 20 века (19 часа)

1

И. А. Бунин . «Цифры». Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

2

Вн.чт.Рассказ «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина

17.02

3

Максим Горький.. Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа

24.02-01.03

4

. Вн.чт. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш»

5

Р.р. Подготовка и написание сочинения-характеристики литературного героя на одну из тем. "Алёша Пешков: человека формирует сопротивление окружающей среды", "Бабушка Акулина Ивановна- самый близкий человек Алеши", "Судьба деда Каширина".

6

В. В. Маяковский.. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

02.03-06.03

7

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.)

8

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев..

09.03-13.03

9

А. П. Платонов. «Юшка». Главный герой произведения . Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

10

Борис Леонидович Пастернак.. «Июль», «Никого не будет в доме..».  Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.

16.03-20.03

11

На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны стихотворениях поэтов-участников войны

12

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы

23.03-27.03

13

Е.И. Носов. «Кукла ». Сила внутренней, духовной красоты человека. Е. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь с природы и человека

14

Ю. П. Казаков.. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

30.03-03.04

15

«Тихая моя родина...». Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы..

16

А. Т. Твардовский.  Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.

13.04-17.04

17

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги»0. Духовное напутствие молодежи.)

18

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М.Зощенко.. Рассказ «Беда».  Смешное и грустное в рассказах писателя.

20.04-24.04

19

Песни на слова русских поэтов 20 века. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

                                                                                             Из литературы народов России (1 час)

1

Расул Гамзатов.. Особенности художественной образности аварского поэта.

27.04-01.05

                                                     Из зарубежной литературы(5 часов)

1

Р. Бернс.. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

2

Д. Г. Байрон. «Душа моя мрачна». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом

04.05-08.05

3

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве  

11.05-15.05

4

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.)

18.05-25.05

5

Рей Дуглас Брэдбери . «Каникулы».. Мечта о чудесной победе добра. Т.л. Фантастика в художественной литературе (развитие понятия)

25.05.29.05

По программе

68

Вн.чт.   -5

Р.р.       -1

Выполнено

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________/Шутова Н.М.

«______»  __________________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

На  ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол №___ от ___  ________ 2019 г

Руководитель

_____________Котяшова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....