Урок литературы в 11 классе по повести В.Астафьева "Звездопад"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Овчинникова Валентина Григорьевна

Урок литературы в 11 классе по повести В.Астафьева "Звездопад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_11_klasse.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сафоново Смоленской области

Война и любовь на страницах

повести В. Астафьева «Звездопад»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

 Овчинникова  В.Г

г. Сафоново

2019 г.

Урок литературы в 11 классе.

Цели:    

  1. Дать представление о Великой Отечественной войне через повесть «Звездопад» писателя-фронтовика В.П. Астафьева.
  2. Продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;
  3. Воспитывать  патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.

Оформление: на столе, покрытом плащ-палаткой, лежат военные атрибуты, горит свеча.

Ход урока.

1. Организационный момент

Слово учителя.

Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня, когда мы готовимся отметить 75-ю  годовщину Великой Победы, и будет звучать всегда, так как связана с темой подвига и памяти. Ведь это История. Память сердца. Война приносит горе, страдания, слёзы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека.

Мы благодарны погибшим и ныне живущим солдатам той страшной войны, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь.

2. Подготовка к восприятию.

Творчество Астафьева, писателя-фронтовика, хорошо известно читателям. Это и многочисленные рассказы и повести, и романы.

Произведения Астафьева для нас – это подлинное открытие настоящей реальной жизни. Каждая его книга заставляет задуматься о многом: о времени, о себе. О подлинных и мнимых жизненных ценностях, о войне и мире.

3. Сообщение темы и целей урока.

Перед нами повесть В. Астафьева с лирическим названием «Звездопад», написанная в 1960 году. Поэтому тема нашего урока «Война и любовь на страницах повести «Звездопад» В.Астафьева. На уроке вы должны получить представление о Великой Отечественной войне через повесть «Звездопад» писателя-фронтовика В.П. Астафьева; продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры; воспитывать  в себе патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.

4. Основная часть. Открытие нового знания (Осмысление и понимание темы урока).

Перелистаем страницы этого произведения.  Вот первые строки: « Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка.

            Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам»

-Кто главный герой повести? (Михаил Ерофеев).

- От чьего лица ведется повествование? (Он и рассказывает нам, что с ним произошло).  

-О чем эта повесть? Как об этом пишет автор? (О пребывании героя в краснодарском  госпитале, о встрече его с первой любовью: « Она была обыкновенная, это любовь, и в то же время самая  необыкновенная»).

Учитель. Итак, война и любовь, страшное и прекрасное. Как это сочетается?» война стала проверкой  человеческих чувств. Не было ни одного из них, которое бы не обнажила война.

-Какова завязка повести? (Наш герой после операции и наркоза приходит в себя и видит возле лампы девушку в белом халате. «Девушка читала. А я смотрел на неё … Мне было до жалости приятно смотреть на нее и хотелось плакать»).

Мы в предчувствии лирического повествования о любви и мы познакомимся с ним. А где же  война? Как она показана? (Война – рядом, хотя в повести нет военных действий. Война показана через ощущения и страдания Михаила Ерофеева, получившего в бою ранение, через описание госпиталя).

Учитель. Да, война незримо присутствует в госпитале:» В палате спали и бредили раненые солдаты Некоторые скрежетали зубами ,а Рюрик  Ветров ,бывший командир минометного расчета ,все время невнятно командовал …» Мы видим молодых бойцов, которые совсем юными шагнули в пожарище войны. Таким   был и сам Виктор Астафьев, попавшим 18-летним в самое пекло сражений. Потом был госпиталь, была, наверно, и первая юношеская влюбленность, озарившая душу искренним чувством.

-Что можем сказать о главном герое повести Михаиле Ерофееве?  Каков он? (Скромен, неопытен, застенчив)

-Как рисует автор медсестру Лиду? («На Лиде было узенькое в талии пальтишко, а вокруг шеи лежала рыженькая лиса с обхлестанным хвостом. И еще на ней беретик.   Ей очень шло желтое. Мы все считали, что Лида шикарно одевается. И как мы удивились впоследствии, что у нее было всего лишь два пальтишка да кофточка». Несмотря на суровые дни, когда такая жизнь кругом: «раны, кровь и сметь», Лида старалась быть привлекательной и женственной.

Учитель. Лида - трогательная, наивная, милосердная. «Лида положила ладонь на лоб раненого солдата, и он сморился, обмяк под ее ладонью. На солдата подействовало это лучше всякой процедуры. Прохладная маленькая ладонь лучше всякого лекарства».

-Как начинается любовь главных героев? (К героям пришла любовь неожиданно. Герои боялись этой любви, хотя инстинктивно двигались навстречу ей. «Лида все еще перебирала пальцами мои волосы, и я боялся шевельнуться, даже  дышать боялся. И хотя в палате лежало несколько человек после операции мы, кажется, чувствовали  себя так, словно были одни».

-Как раскрывается характер Михаила во время разговора с матерью Лиды? (Михаил - душевно отрытый честный человек, способный понять чувства и страдания матери, у которой взрослая дочь).

          Читая произведение, мы  чувствуем, что разлука героев близка, хотя природа словно благословляет влюбленных и зажигает на небе звезды во время их свидания. Удивительно, что наши герои во время войны смогли заметить красоту природы «мерцание, перемигивание звезд», что не дано нам, в мирное время.

- Почему любовь героев не состоялась? (Главное – война, которая разводит героев.  « Я ограбил вашу любовь, но иначе было нельзя. Стыдился бы я рассказать о своей любви. Я презирал бы себя всю жизнь, если бы оказался слабей Лиды». Михаил жертвует своей любовью ради высокого чувства долга и отправляется на фронт).

-Чем Вас покорил главный герой? (Своей твердостью, решительностью, пониманием чувств долга).

-Как рисует автор последнее свидание влюбленных? («Я пытался и раньше представить нашу разлуку, зная , что будет и тяжело, и печально. Думая: мы будем говорить, говорить, чтобы успеть высказать друг другу  все, что накопилось в душе, все, что не могли высказать. Но никакого разговора не получилось. Я курил. Лида гладила мою руку. А она, эта рука, уже чувствовала боль»).

- А какие чувства обуревают главных героев в момент разлуки? (Лиде трудно разобраться в чувствах Михаила. Герой искренне любит девушку, но стесняется себя, остриженного наголо, растерянного, худого, в обмотках. И Михаил просит её уйти, хотя сердце рвалось на части. «Возле ворот стояла Лида. Она рванулась ко мне на встречу, и я рванул к ней, но вдруг остановился. Лида не знала, что сказать, и только глядела на меня с ужасом и состраданием, которого я никогда не видел в ее глазах. Больше я никогда не видел Лиду наяву, и больше мне нечего рассказать о своей любви»).

         Астафьев завершает повесть: «Закружила меня война, бросала из полка в полк, из госпиталя в госпиталь. Постепенно присохла боль в душе, рассеялось и чувство одиночества, все входило в свои берега. В сутолоке военной и любовь-то моя вроде бы приутихла и, казалось, истлела вовсе, навсегда».

-А что же любовь Михаила? Забыл ли её герой повести? (Прошли годы, и война вспоминается, как далекий страшный сон. Но все-таки живет в сердце Михаила надежда на встречу: « А может, встречу? Случается же, случается! И знаю ведь, ничего уже не воротишь, не вернешь, и все равно думаю, жду, надеюсь…»).

5. Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание

Вам необходимо написать сочинение-эссе «Он и она» в рамках подготовки к декабрьскому сочинению.

  1. Итог урока. Оценивание.

Виктор Петрович Астафьев писал: «Война прошлась по судьбам многих, оставив след в душе навек». Великая сила любви заставляла наших солдат идти в бой, под пули. Любовь к родным, близким, к Родине толкала их на подвиги. Любовь помогала и тем, кто ждал родных с фронта, дарила надежду и веру. Как подтверждение этого слова И.С.Тургенева: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...