Литературно-историческая композиция «Дорогами войны…..»
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.
Задачи.
- Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества.
- Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Ожидаемые результаты.
В образе учеников сформировать гордость за деяния наших предков, уважения к военной истории России, проявление чувства благородства, заботы о людях пожилого возраста, готовности к защите Родины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogami_voyny_palchikova.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 7а, 7б,8б, общеобразовательные
Учитель: Пальчикова Е.В., Блудова Е.Д., Булатова С. В.
Школа: МОУ СОШ №47
Программно- методическое обеспечение: презентация, песни, музыкальное оформление, военная форма, военная хроника, макеты
Тема литературно-исторической композиции :
«Дорогами войны…..»
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.
Задачи.
- Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества.
- Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Ожидаемые результаты.
В образе учеников сформировать гордость за деяния наших предков, уважения к военной истории России, проявление чувства благородства, заботы о людях пожилого возраста, готовности к защите Родины
Перед сценой сидят чтецы
1 песня. Звучит песня о добром человеке до слов и танец
(Читает )
Гремят истории колокола, взывая к памяти моей,
А в них набаты – жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла,
И позабытый вновь встает рассвет,
И кто-то в травы падает сраженный,
И город, артиллерией сожженный,
От дыма чёрен и от пепла сед…
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостереженье…
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней!
1-й: У времени есть память – история. И потому мир никогда не забывает о
трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи. В том числе и о жестоких
войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации,
разрушивших великие ценности, созданные человеком.
2-й: Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её не затихает в людских душах.
Да и у времени есть своя память.
3-й Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь.
Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.
Разговор учащихся
- Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов….
- Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
- О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
- Об этом могут рассказать они сами.
1-й Те, кто видел эту войну.
2-й Те, кто выжил в ту войну.
3-й Те, кто еще живы.
1-й Тем, кому 70 лет назад не было 16…..
2-й Тем, чье детство опалено огнем ВОв, посвящается….
(Разговор учащихся
- Вы помните этот день, когда началась война?
- Я не помню, я родился в 1992году.
- И я не помню, я родилась в 1991г.
- Мы никто не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что это война пришла в каждый дом, в каждую семью.
3-й Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему нас так волнуют кадры этой старой кинохроники?
2-й: От Бреста до Москвы – 1000 км. От Москвы до Берлина – 1600 км.
1-й: 2600 км…. Поездом – 4 суток, самолетом…4 часа.
Вместе: А дорогами войны… 4 года.
2-й: 4 года! 1418 дней! 34000 часов!
1й: И более 2о миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать…38 лет.
2-й: Лето 1941 года началось замечательно для тысяч мальчиков и девочек. Лето обещало свои радости….
Школьный вальс «Тучи»
2. На сцене школьный двор. Вывеска «Школа № « и плакат «В добрый путь, выпускники!» Звучит школьный вальс, танцуют пары. Ах, эти тучи в голубом.Перед сценой разговор:
- Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не заканчивалась наша последняя школьная ночь. (
- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь. ()
- Ой, ребята не представляю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем. ()
- Может кто-то и замуж выскочит. ()
- Ага! или женится.)
- Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.
- А я вот хочу лётчиком быть, испытателем. (
- А я на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии? (
-А я мечтаю приносить людям добро. (
-А я мечтаю о любви. ()
3. Звучит фонограмма: нарастающий гул самолётов, голос Левитана на фоне музыки «Священная война» (А.Александров, В.Лебедев-Кумач)
Диктор: От Советского Информбюро: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города.
(Во время музыки, со слов «Сегодня…»Юноши и девушки достают пилотки и становятся в один строй в две шеренги, впереди мальчики). Выходят девочки стихи
1-й: Фашистские тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали.
Так началась война.
: Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь..» -
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее и дорогое –
Родина.
Горе твое – это наше горе,
Родина.
Мы очень не хотели войны. Мы сажали цветы, возводили города, растили детей – строили красивый, светлый небывалый дом на Земле. А пришлось воевать. Замерзать, умирать, воскресать, но с одним желанием – победить. Этого все, и верили, и жили одним – отвести беду. И не жалели для этого жизни.
Танцующие пары (разговор)
- На другой день я отправился в военкомат. Я был здоровым, молодым, сильным, и мне, конечно же, сразу же вручили повестку.
- Мы пошли всем нашим десятым классом. «Если не мы, то кто же?» - говорили мы себе. А когда я шла домой, держа повестку в кармане, то думала о том, кА страшно мне будет расставаться с тобой.
- Мне тоже было страшно и горько. Но я старалась не плакать. Я сдерживала слезы и убеждала себя, что война скоро кончится, и ты вернешься.
- Я тоже в это верил. Я уходил от тебя совсем ненадолго. В кармане возле сердца, была твоя фотография, ты смотришь куда-то вверх, ветер растрепал твои волосы. Ты всегда будешь со мной.
- Когда ты уходил, я долго-долго смотрела тебе вслед, ты оглянулся, махнул рукой, а потом побежал. А я все стояла.
- Пусть буду я убит в проклятый день войны,
Пусть первым замолчу в свинцовом разговоре,
Пусть… Лишь бы никогда не заглянуло горе
В твой дом, в твои глаза, в твои девичьи сны.
1-й Мальчики сороковых годов – это отважное поколение, надежда и опора Родины. Им вечно быть юными. Вглядитесь в их лица. По сведениям статистики, из добровольцев 1922, 23 и 24 годов рождения в живых осталось 3 процента. Всего лишь 3процента мальчишек пришло домой.
4. Исполняется песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».
(Со сцены уходят мальчики и девочки, не участвующие далее).
1-й: Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.
5. Танец Война
1. Немецкая армия наступала сразу в 3 направлениях
1.Группа армии «Север» -
на Ленинград
2. Группа армии «Центр» - на Москву
3. Группа армии «Юг» - на Кавказ
Гитлер рассчитывал закончить войну за несколько месяцев, но он не учел, что русские люди не сдадутся просто так, что русские не отдадут ни пяди своей земли.
2-й: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все её защитники погибли. Это поистине подвиг воинов-патриотов.
1-й Чтец: Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
2-Й Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я бьюсь.
Я не сдамся врагу.
А смерть – это просто нелепость,
Её я принять не могу.
1-й Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.
Мой дом окружен и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа-
Я буду камнями стрелять.
2-й: Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня.
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Потомок, ты слышишь меня?
1-й Грозный сорок первый… как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод».
2-й Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели,… но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу….
3-й Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность «за Россию, за народ, за все на свете».
Осипова
1-й: И на таком душевном переломе юноши и девушки обрели душевное мужество, которое привело к победе через четыре, казавшихся бесконечными года войны.
(Сценка №2.) блиндаж».
6. Песня Нины
На проигрыше выходит блиндаж
7. Землянка. Читают письма
1)Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
2)Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
3)Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Но не бросит на поле его никогда
В белой косынке с крестом медсестра.
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла!
4)Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
Жди меня, я буду ждать
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Я буду ждать
Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень,
Я буду ждать, так ждать
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Я буду ждать, так ждать
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох и тот зажать в руке.
Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал
Горячий ветер на щеке.
1-й: 1943 год – стал переломным в этой войне. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. Окруженная немецкая группировка в количестве 330 тысяч солдат и офицеров под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в плен.
(Читает)
2-й: Когда я не в силах был дальше идти,-
А путь до победы был трудным и долгим,-
Россия, к твоей припадал я груди
И сил набирался у матушки Волги.
Да, вечно течет в ней живая вода,
Не могут прожить без неё ветераны.
И вновь сталинградцы приходят сюда,
Лечит свои раны.
Я знаю: на свете немало есть рек,
И польская Висла, и чешская Влтава,
Но с Волгой слилась воедино навек
Великой Победы Бессмертная слава!
8. Исполняется песня «На безымянной высоте».
3-й: После знаменитого сражения на Курской дуге, летом 1943 года, всему миру стало ясно, на чьей стороне победа.
2-й: Народы СССР подверглись тяжелейшему испытанию. Победа далась дорогой ценой. Убитых, умерших от ран, погибших в плену – 27 миллионов человек. И большая часть из них – молодые, сильные, умные мужчины и женщины.
9. (Исполняется танец«Журавли».))
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
10.Минута молчанья.
Настал великий час расплаты,
Настал великий день земли,
Когда советские солдаты
Рубеж советский перешли.
Рванулась грозная лавина
Стальной пехоты и машин
Стремительно, неудержимо
С одною целью – на Берлин.
3-й 16 апреля 1945г. началось наступление на Берлин войск 1-го Белорусского и
1-го Украинского фронтов. Г.К. Жуков задумал применить световой эффект:
при наступлении 140 прожекторов должны ослепить противника. Два дня
армии Жукова прорывали оборону на Зееловских высотах.
1-й 21 апреля красноармейцы ворвались на берлинские окраины, а 25 апреля
взяли город в кольцо. В этот день советские войска соединились на р. Эльбе с
войсками союзников, которые в марте – апреле ликвидировали основные
силы вермахта на Западе. По приказу Гитлера 12 – я армия генерала Венка
прекратила боевые действия против англо-американских войск и направилась к Берлину, но пробиться не смогла. Сам же Гитлер отказался покинуть Берлин: « Даже если прорыв будет успешным, мы просто попадем из одного котла в другой. Мне, фюреру, тогда придется ютиться под открытым небом или в крестьянском доме и ожидать конца. Я должен остаться здесь, в рейхканцелярии и погибнуть вмести со своими людьми. 30 апреля он принял яд и застрелился. 2 мая берлинский гарнизон капитулировал
2-й Утром 7 мая 1945г. уполномоченные приемника Гитлера, гросс-адмирала Карла Денница, генерал Альфред Йодль и адмирал Ганс фон Фридебург в Реймсе, в Ставке Главнокомандующего союзными войсками генерала Дуайта Эйзенхауэра, подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии. Как свидетели акт подписали советский и французский представители. В полночь с 7 на 8 мая должны были прекратиться боевые действия.
Сталин добился от союзников повторения акта о капитуляции в ночь с 8 на
9 мая в пригороде берлина – Карлсхорсте. с немецкой стороны его подписал
генерал Кейтель, с советской – маршал Жуков.
Выходят все
Стихотворение
11. гимн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны"
Это сценарий праздника, посвященного Дню Победы....
Сценарий литературно-исторической гостиной "Их имена Отчизна не забудет", посвященной 200-летию победы русских войск в войне 1812 года
Литературная гостиная - одна из форм массовой работы с читателями. Обычно тема посвящена юбиленым датам. В подготовке мероприятия принимают учасиме преподаватели, студенты, сотрудники библиотеки. ...
Сценарий литературно-исторического салона "Отечественная война 1812 г."
Сценарий литературно-исторического салона "Отечественная война 1812 г." Разработан для учащихся 7-11 классов школы интернатного типа. Проведен в школе в 2013 учебном году....
"Седые дети войны". Литературно – историческая композиция.
Открытое мероприятиена тему: «Седые дети войны»(Литературно – историческая композиция)....
Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны" , посвященная 70-летию Победы.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы, для учащихся старших классов, ветеранов-тружеников тыла, родителей. Композиция состоит из песен военных лет, стихов поэтов-фронтовиков,...
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции "Дорогами войны".
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции "Дорогами войны"....
Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны"
Литературно- музыкальную композицию можно использовать на внеклассных мероприятиях....