Урок по А.Н.Толстому "Русский характер". 8 класс, коррекционная школа
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Дорунова Светлана Васильевна

 

Урок по теме: А. Н. Толстой «Русский характер»

Задачи:

- помочь учащимся за строками произведения А. Толстого увидеть, как выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв Великой Отечественной войны

- показать духовную красоту героев произведения

- продолжить знакомство с жизненной основой произведения

-умение дать характеристику главному герою, высказывать свое отношение к происходящему, выделять главную мысль произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_a._n._tolstomu_uchitel_dorunova_s.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

                     Учитель Дорунова С. В.,

высшая квалификационная категория

Урок чтения в коррекционной школе VIII вида

Урок по теме: А. Н. Толстой «Русский характер»

Цель урока:

Образовательные задачи:

- помочь учащимся за строками произведения А. Толстого увидеть, как выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв Великой Отечественной войны

- показать духовную красоту героев произведения

- продолжить знакомство с жизненной основой произведения

-умение дать характеристику главному герою, высказывать свое отношение к происходящему, выделять главную мысль произведения.

Коррекционно – развивающие задачи:

-  формировать  умения самостоятельно разбираться в содержании прочитанного (установление причинно - следственных связей), овладение правильным, полным и последовательным пересказом, направленным на понимание содержания произведения, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, формирование познавательной деятельности уч-ся и коррекции недостатков их развития (работа с иллюстративным материалом).

Воспитательные задачи:

-      воспитывать непримиримость к войне как злу и насилию, уважение к ветеранам войны, любовь к народу, сумевшему выстоять и победить в самой жестокой войне XX века

Оборудование: портрет А. Н. Толстого, иллюстрации к рассказу, передвижная выставка произведений А. Н. Толстого.

Ход урока.

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя. Положительный настрой на урок.

 2.Вступительное слово учителя

Много книг написано о войне, много создано кинофильмов. Все меньше и меньше остается в живых тех, кто был участником и свидетелем  военных действий. Мы должны помнить о людях, которые ценой собственной жизни одержали Победу над фашистской Германией. Победу, которая принесла народу освобождение.

Сегодня мы продолжим работу над одним из произведений – «Русский характер» А. Толстого.

3. Работа по учебнику

Чтение учителя:

«Русский характер! Поди – ка опиши его… Рассказывать ли о его героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть»

-  Работа по тексту. Глава 1. Беседа по вопросам.

- Давайте вспомним, кто главный герой рассказа? Что говорится о нем в рассказе (до его ранения)

 

- Как воевал Егор Дремов?

Умение сделать правильный вывод, добиваясь полного ответа от учащихся.

- Но случилась беда с Егором Дремовым. Какая?

- Как окружающие отнеслись к изменившемуся лицу Егора?

- А сам Егор?

- О каких качествах характера Егора можно сказать?

- Егор получает отпуск и едет домой.

- Что он испытывает, подходя к родному дому?

- Какую роль играет пейзаж в описании дущевных переживаний героя?

- Как мать и отец  встречают гостя, узнав, что он привез привет от сына?

- Что примечательного заметили вы в поведении матери во время пребывания Егора дома?

- А Катя, как она встречает гостя?

Найти в тексте и зачитать

- И Егор решает уйти. Почему?

Физкультминутка. 

4. Работа по учебнику.

Чтение учащимися главы 3.

Комментарий учителя

Беда не сломила Егора.  Он не хочет чувствовать себя инвалидом, решает вернуться на фронт, бить врага.

- Как встретили его товарищи, о чем это говорит?

- Письмо от родителей. Найдите строчки, подтверждающие любовь близких к Егору

- В чем видит А. Толстой сущность русского характера?

- В чьих словах и поступках проявился русский характер?

- Почему рассказ называется «Русский характер»? В чем главная мысль произведения?

5. Чтение учеником  стихотворения А. Суркова «Солдаты», 1942г.

6. Подведение итогов, оценивание учащихся. Рекомендации для самостоятельного  чтения произведений А. Н. Толстого.

На доске:

Иллюстрация (портрет Егора Дремова)

Ответы учащихся:

( составление портретной характеристики)

- тихий, простой, обыкновенный колхозник;

- сильный, сложен, красивый

- постоянно улыбается, жизнерадостный,

( рассматривание иллюстрации – на доске)

- на войне – бог войны, душевная доброта

- доблестно, много орденов, есть золотая звезда

Вывод учащихся: Русский народ добрый, миролюбивый. Он никому не желает зла, но всегда сможет постоять за себя и свой народ.

Умение дать полный, правильный ответ на вопрос: Пересказ учащихся

Ответы учащихся: (медсестра – заплакала, генерал – «но вы же инвалид!»).

Работа по тексту:

«Бывает хуже, с этим жить можно»

«… я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью»

Ответы учащихся:

- сила воли, уверенность в себе, умение смотреть правде в глаза

Умение дать полный, правильный ответ на вопрос: Пересказ учащихся

-Кинулась, схватила

( рассматривание иллюстрации – на доске)

Ответы учащихся:

-  проявила особую заботу, доброту и сердечность, выстирала портянки, вымыла сапоги, старалась накормить гостя вкусным.

Вывод учащихся: И это тоже русский характер – доброта, сердечность, внимание

- лейтенант не успел обуться, как прибежала Катя; но она взглянула, и будто ее ударили в грудь; откинулась; испугалась

Ответы учащихся:

-да потому, что он решает, что никому не нужен с таким лицом; боль от необходимости скрывать свое имя, чтобы не испугать свою мать переходит в обиду, что родные не узнали его; «да признайте же вы меня, урода, отец, мать!», уходя из дома он задает себе вопрос: «Как же теперь быть – то?»

Релаксация. Упражнения для глаз.

 - искренняя радость, отвалилось от души

«человек очень хороший, только лицом дурной…»; «таким лицом …гордиться нужно»; « Егор, не отсылай меня, с вами собралась жить навеки»

- Зачитать начало рассказа (о русском характере) и конец рассказа.

Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод

Сущность русского характера и в героических подвигах, и в человеческих отношениях, и в красоте взаимоотношений.

Ответы учащихся:

«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет беда, в большом и малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота»

И от пуль невредим, и жарой не палим,

Прохожу я по кромке огня.

Видно, мать непомерным страданьем своим

Откупила от смерти меня.

Испытало нас время свинцом и огнем.

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Используемая литература:

  1. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных  (коррек.) образовательных учреждений VIII вида/ Авт. – сост. З. Ф. Малышева. – 8 –е изд. – М.: Просвещение,2013
  2. «Рассказы Ивана Сударева»
  3. Книга для учителя. / Под редакцией А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"

В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1...

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы (4 класс массовой школы)

            Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по учеьнику Т.Г. Рамзаевой  «Русский язык» для 4 кл. Тема урока: ...