Проект "Легенды о Байкале"
проект по литературе
Актуальность темы заключается в том, что изучение фольклора помогает правильному формированию представлений о духовной культуре своего народа и осознанию своей этнической принадлежности, дает представление о взаимосвязи с соответствующими характерами фольклора (диалог культур – русской, бурятской, эвенкийской). При помощи данного исследования хотелось бы попытаться заинтересовать учащихся новыми произведениями, воспитать чувство гордости за свой народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Легенды о Байкале | 58.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бурятский государственный университет
Институт филологии и массовых коммуникаций
Кафедра русской и зарубежной литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
III научно-практическая конференция школьников
«Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»
Исследовательская работа по литературе:
«Легенды о Байкале»
Автор: ученик 6 «г» класса МАОУ
«СОШ № 37 г. Улан-Удэ» Андрей Ч.;
Руководитель: учитель литературы
Малыгина Татьяна Викторовна
г. Улан-Удэ
2018 г.
Оглавление
Введение
- Легенды и предания
- Легенды и предания как жанры фольклора
- Легенды и предания бурятского народа
- Топонимические предания
- Легенды о Байкале
- Легенды о происхождении Байкала
- Древняя легенда об Ангаре и Байкале
Заключение
Приложение
Введение
Тема: Легенды и предания о Байкале.
Цель: сформировать представления о духовной культуре народов Забайкалья на основе изученных легенд и преданий, составить их классификацию.
Задачи:
- Рассказать о легендах и преданиях нашего края как о важнейшей части этнокультуры.
- Расширить знания об истории Забайкалья, о природе родного края, его населении.
- Познакомиться с разными интерпретациями древней легенды об Ангаре и Байкале, сопоставить и классифицировать их.
- Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Объект исследования: тематика и сюжет легенд о Байкале.
Предмет исследования: произведения художественной литературы и фольклора.
Гипотеза: Если существуют разные интерпретации древней легенды о Байкале и его дочери Ангаре, то имеют ли они сходства или различия.
Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение.
Новизна исследовательской работы предпринята попытка сравнить легенды и предания о Байкале и классифицировать их.
Актуальность темы заключается в том, что изучение фольклора помогает правильному формированию представлений о духовной культуре своего народа и осознанию своей этнической принадлежности, дает представление о взаимосвязи с соответствующими характерами фольклора (диалог культур – русской, бурятской, эвенкийской). При помощи данного исследования хотелось бы попытаться заинтересовать учащихся новыми произведениями, воспитать чувство гордости за свой народ.
Легенды и сказания – это, конечно, не документальные повести.
Но сколько в них ценного, особенно если научиться читать между строк!
Олег Рой. Мир над пропастью
I. Легенды и предания
1.1. Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и событиях сочетается с элементами фантастики.
Предания по праву считаются старинным жанром, они испокон веков передаются из уст в уста, из поколения в поколение, они постоянно на протяжении многих столетий используются историками и писателями в качестве свидетельства “старины глубокой“ и пользуются большой популярностью среди всех слоев населения.
Было время, когда предания являлись почти единственным источником познания исторической действительности, они заменяли неписаную народную летопись истории народов, племён и родов.
Как и в любом другом жанре фольклора, в преданиях широко используются разные художественные приёмы и формы повествования.
Предания по своей тематике весьма разнообразны, они отражают все многогранные стороны деятельности людей, их отношения к природе, к общественной жизни и социальному строю. Когда-то посредством преданий народ пытался объяснить многие явления в обществе и природе. И это было вполне естественно, потому, что простые люди тогда ещё не владели научными методами познания, а грамота была уделом немногих.
Пусть предания во многих отношениях наивно объясняют явления, но в них есть одна примечательная черта: они вызывают у слушателей интерес к предмету; народ любит предания потому, что он узнает из них то, что не всегда может узнать из книг.
1.2. Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена — дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей — буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие — кочевали по необъятным сибирским просторам.
Нелегкой была их судьба. Суровый климат, зависимость от природных условий, незащищенность от болезней — все это формировало особый характер и духовный склад сибирских народностей.
Письменности у народов Сибири не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и металла создавали сибирские умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения — бесценное наследство сибирских народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, его стремление к освобождению от векового гнета, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве народов.
В них тесно переплетаются сказки о богатырях и рассказы о реальных правителях прошлого, обладающих фантастическими способностями, разговаривающих на языке птиц и зверей, которые могли общаться с богами и даже сами, по их желанию, становились небожителями.
Носители преданий очень хорошо знают, что к некоторым их рассказам “примешаны” мотивы из сказок, древних легенд, в них встречаются мотивы из мифологических повествований. Баргузинский сказитель В. Р. Гурьянов, например, неоднократно повторял, что сердцевина у преданий из правды состоит, а одежонку оно на себя разную одевает. О том, что основа предания соответствует действительности — исторической правде, а форма, в которую она облекается, при рассказывании может быть разной, свидетельствуют все сказители.
1.3. Интересными и важными в сибирском фольклоре являются топонимические предания. Народ не ждал, когда наука объяснит происхождение морей и озёр, рек и гор, отдельных племён и родов, он сам старался объяснить всё, в частности и свою собственную историю. У народа был свой взгляд на жизнь. От деда к внуку, от отца к сыну передавались предания о том, как на земле жизнь появилась, откуда род людской идёт, почему так много разных названий существует на белом свете.
Топонимическое предание — это не только история названия какой-либо местности или деревни, но и одновременно примечательная история людей, открывших или освоивших данную территорию.
Существует предания о том, как произошли названия озера Байкал и г. Улан-Удэ.
Улан - на бурятском это красный, а Удэ – название реки Уда.
"В 20-тых годах в Улан-Удэ была революция и гражданская война, много тогда погибло, а большинство тел скинули в реку Уду. От крови река стала красной, значит «Улан», и от названия реки произошла вторая часть названия «Удэ» - «Красная река»".
Байкал, озеро, Восточная Сибирь - производят от якутского бай - "богатый", кель (кёль) - "озеро", т. е. "богатое озеро". Это объяснение подкупает своей близостью к действительности (рыбные богатства озера). По новейшим исследованиям лингвистов, название Байкал происходит от тюрко-монг. слова байгал, которое имеет значение "большой водоем", "множество воды", "обширный бассейн". Следовательно, Байкал в переводе будет означать "большой водоем". И прибайкальские буряты называют озеро Байгаал-Далай - "обширный или большой водоем, как море" (далай). Эвенки называют это озеро Лама ("море"). Из русских первым достиг берегов Байкала землепроходец Курбат Иванов, который в 1643 г. по р. Лене, Иликте и Сарме вышел на берег Байкала около о. Ольхон и назвал озеро по эвенк. наименованию Байкала - Лама. Позже русские озеро стали называть Байкал; Море Байкал (С. Ремезов).
Многообразие вариантов происхождения названий рек, озер, поселений, гор давало богатую почву для появления множества легенд и преданий.
II. Легенды о Байкале
На Прибайкалье каждая речка, скала, гора, ущелье, село имеют свою историю, свою легенду, придуманную богатой народной фантазией. Особое место занимают легенды о великом Байкале. Писатель-краевед Сергеев Марк Давидович (1926 - 1997) писал: «Озеро Байкал... Немало сложено о нём легенд, песен, сказаний. Ведь это озеро самое большое в Европе и Азии. Самое глубокое на Земле. Самое древнее по происхождению. Самое разнообразное по животному миру. Расположено оно в Восточной Сибири. Потому и называют его жемчужиной Сибири».
2.1. Легенды и предания о происхождении Байкала
Величественные тайны озера пытались разгадать многие века народы, живущие у его берегов, это послужило созданию большого цикла сказаний и легенд, как среди бурятского народа, так и среди русских байкальских старожилов.
В своем фольклоре русские старожилы боготворили «Священный Байкал», воспевали его с огромным уважением и любовью: «Кто на Байкале не бывал – тот красоты не видал». В сказаниях Байкал наделялся чудесными свойствами. Е.Д. Перфильев повествовал, что Байкал един со всеми океанами и морями при помощи подземных проливов, что в его водах обитают все виды рыб, существующие на планете, что ничто не сравнится с прекрасным вкусом байкальской воды (предание «О том, как произошел Байкал»).
Еще одна легенда о Байкале гласит, что глубоко-глубоко в земле лежат камни, а глубже их – вода. Бывают такие камни, которые сразу начинают кипеть и разваливаться, если на них капнуть водой. И вот однажды тысячу лет назад глубоко в земле встретились вода и камень. Сошлись, закипели и силой пара сдвинули землю, вырвался пар с водой и затопил все низменные участки. Но горы преградили путь воде. Так и появился Байкал. Он никогда не убывает, потому что его снизу подпирает вода. По легенде та вода родственна Ледовитому океану. Поэтому старики сказывали, если что разобьется в Ледовитом океане, ищи остатки в Байкале и наоборот.
2.2. Древняя легенда об Ангаре и Байкале
О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в наших краях и стар и млад.
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: “Обернись, Ангара, обернись! ” И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: “Разоряет дочка старика Байкала! ”
Больше всего нас заинтересовала эта легенда. Оказывается, существуют разные интерпретации этой истории, и мы попытались их классифицировать.
Тексты изученных в работе произведений неравнозначны:
- одни из них даются в литературной обработке (Кунгуров Г. Ф. «Артамошка Лузин», М. Кривошеин);
- другие созданы писателями по мотивам народных сказок и легенд (Стародумов В. П. «Ангарские бусы» см. приложение)
- третьи печатаются, как нам показалось, в их первозданном виде, как они записаны от сказителей, лишь с незначительными поправками.
Некоторые сказки могут показаться непритязательными и даже примитивными. Однако, эта кажущаяся примитивность таит в себе живую непосредственность, естественность и простоту, которые и составляют истинную оригинальность неповторимого народного искусства.
Кунгуров Гавриил Филиппович (1903 – 1981) в своей исторической повести «Артамошка Лузин» поведал нам историю о Богатыре Байкале.
«…В старые времена жил могучий богатырь — море Байкал. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём она светла, светлее неба, ночью темна, темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: — Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, даже птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды... Байкал гневно крикнул: — Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...»
А вот другая интерпретация названия реки.
«Как появилась Ангара. Было это очень давно, так давно, что тех древних людей, которые тогда жили, сейчас и в помине нету. Вся Сибирь была покрыта льдом, и те люди бродили только по маленьким островкам и кое-где находили себе пропитание. Потом льды стали таять, островков появилось больше, постепенно они начали соединяться, и получилась большая земля. Год от года в Сибири становилось теплее, холода все дальше к Ледовитому океану отступали, и люди почувствовали большое облегчение. Раньше они ели только одну рыбу, которая водилась в озерах между островками, а теперь после ухода льда размножились звери и птицы, и человек стал привыкать к мясу. Посреди Сибири в большой котловине появилось море, прозванное Байкалом, и это море стояло в своих берегах. Никуда оно своей воды не девало, и к нему не подходила ни одна речка. Скучно стало ему, тоска его начала грызть: ни днем, ни ночью словом перемолвиться не с кем. Какая же это жизнь, одинокому, скалы и те рядышком растут, им и то веселее. Тосковал, тосковал Байкал, начал силы свои терять и сохнуть. А в это время в горах покоилось много воды. Много лет таяли льды и снег, и вода никуда не уходила. И воде тоже надоело стоять на одном месте. Но вот случилось землетрясение, вода с гор и гольцов прорвалась к Байкалу и подняла его высоко-высоко. Вода размыла горы и наделала много падей, и с тех пор потекли по ним ручьи и реки в море. Ожил Байкал, веселее ему стало, в погоду гребни заулыбались, вздохнуло море полной грудью. Жить бы ему так да жить, но, видно, не привык он к спокойствию. Разбушуется ни с того ни с чего, разойдется, как богатырь, и всем тошно приходится. Скалы подмоет - они в воду рушатся, деревья с корнем выворачивает - к себе берет, берега смывает - и себе мягкое дно стелет. Хотели его маленькие речки и ручейки уговорить, чтобы он вреда никому не чинил, но не слушался грозный седой старик, не унимался. Тогда речки и ручейки принатужились, собрали по капле всю воду с гор и всей слой навалились на старика, чтобы не держал он их воду в плену и дал ей выход к другим морям и океанам. Сила в тех ручьях и речках было большая, чем в самом Байкале. Сколько он ни держал их у себя в берегах, которые он обнес скалами и высокой стеной леса, но удержать не мог. От тяжести воды, которая пришла от ручьев и речек, дно Байкала около Саян начало опускаться. Вода просочилась глубоко под дно, до самых белых камней. Камни эти, как известка, закипели и прорвали берег, разломали скалы, и повалила вода вниз по долине, сделала себе широкую дорогу. Увидел старик Байкал, что богатство его уходит, рассердился и бросил в провал большой камень. Провал тот камень проглотил. Старик больше прежнего бросил камень, и тот ушел под воду. Тогда он бросил последний камень, который теперь видно, но обессилел и затих. Подумал старик, что ничего ему теперь не сделать, и смирился. А вода тем временем шла и шла по провалу и прорвалась до самого океана. Видят речки и ручьи, что старик запечалился, сказали ему: "Не горюй, наш отец, пока мы живы и ты будешь сильным". С тех пор прошло много лет. На берегу Байкала поселились буряты. Они идут от людей, при которых случился провал. Провал буряты называют Ангарой, потому и реку, которая идет от провала, они до теперешнего времени зовут Ангара.» (Записано от Георгия Максимовича Шелковникова, о. Ольхон Иркутской области, 1938 г.)
О Байкале, о красоте и бездонности "сибирского моря" писал и иркутский сказочник Василий Пантелеймонович Стародумов. Он знал много бурятских легенд и умел их рассказывать. Послушай их и ты: "У моря нашего Байкала, там, где кедры прильнули к скалам, стоит избушка, но не на курьих ножках, а похожая на неё немножко. Посидим в ней, чайку попьём да и сказку вести начнём ...»
Книга «Сказки озера Байкал» знакомят нас со сказками сибирских народов, которые жили на берегах озера Байкал. Через творчество известного иркутского сказочника мы узнаем об этом крае, его истории, природе, легендах. В книгу вошли сказки: "Ангарские бусы", "Жена Хордея", "Волшебные рога Огайло", "Чайка-Необычайка", "Омулёвая бочка".
«Ангарские бусы» — бурятская легенда о реках Ангара, Иркут и Енисей, озере Байкал и скале Шаман-камень, является вольным пересказом В. П. Стародумова бурятского фольклора (см. в приложении).
Изучая материал по теме, меня заинтересовал тот факт, что древняя легенда встречается и в «поэтическом облике». Первое в русской литературе поэтическое переложение древней легенды об Ангаре и Байкале относится к 1765 году. Россией тогда управляла Екатерина Вторая, просвещенная императрица, большая любительница и знаток изящной российской словесности. Она имела в своей библиотеке книгу «Енисейский округ и его жизнь», изданную в Санкт-Петербурге в 1765 году, и, не исключено, что однажды пробежала глазами вирши некоего М.Ф. Кривошеина. Эти стихи чиновника, обозревающего Сибирь, в основе своей имели древнюю легенду эвенков и бурят о том, как красавица Ангара, дочь Байкала, влюбилась в богатыря Енисея и попросила отца дать ей свободу и отпустить к Енисею.
Когда силой чудотворною
Огнь подземный разорвал
Меж горами степь просторную –
Хлынул волнами Байкал...
... Вдруг утес - гора упорная
Преградила путь ему
И, как крепость непокорная,
Не пускала вдаль волну...
Но напряг он грудь свободную -
С треском рухнула гора –
И по ней волной холодною
Зашумела Ангара!..
М. Кривошеин, СПБ, 1765 г.
Это переложение легенды показалось нам оригинальным. Здесь Байкал не удерживает дочь, которая рвется к красавцу Енисею, не препятствует и не грозит ей. Напротив, он сам, «напрягая грудь свободную», проложил дочери путь к далекому и желанному возлюбленному.
Здесь Байкал и Ангара, отец и дочь, слиты в едином порыве, в единении взаимопонимания и доброты, и между ними полное согласие. В такой светлой, не агрессивной, интерпретации сохранил нам Кривошеин легенду об Ангаре и Байкале и, не исключено, что вначале так она и звучала. Значит, он слышал и изложил именно такую редакцию. Стихи Кривошеина – это исток русской поэзии о Байкале, об Ангаре, о ее рождении и исходе из Байкала, в основе которых лежит фольклор первых насельников Байкала – бурят, эвенков, якутов, тувинцев.
Таким образом, мы заметили, что существует много легенд и преданий о Байкале. Но, несмотря на множество различных интерпретаций этой легенды, мы не перестаем восхищаться, с какой легкостью, выразительностью и любовью все они рассказывают нам о Байкале и Ангаре.
Заключение
Легенды и мифы Бурятии были для бурятского народа своеобразной формой познания мира и художественным восприятием окружающей жизни.
Сибирский фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны сибирским сказкам, легендам и преданиям. Особое место в них уделялось священному озеру Байкал.
В старое время простому народу о Байкале, по существу, ничего не было известно, кроме того, что он “море большое, глубокое и многорыбное”, хотя люди хотели знать, как он произошёл, почему его так назвали.
Заметим кстати, что до сих пор о происхождении названия “Байкал“ наука ничего определённого не сказала и народ, вплоть, до наших дней продолжает пользоваться сведениями, которые он черпает из преданий.
Много есть озер на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.
В легендах также повествуется о непростой истории бурятского народа, об эпических героях, реальных личностях, прославивших историю края. Они помогают понять, насколько богата духовная культура народов Забайкалья, и так нужны молодому поколению, желающему знать историю родного края.
.
Приложение
В. П. Стародумов «Сказки озера Байкал»
Ангарские бусы
Кого в глубокую старину считали самым славным и могучим богатырем, которого все боялись, но и почитали? Седого Байкала, грозного великана. А славился он еще и несметными, бесценными богатствами, которые стекались к нему со всех сторон от покоренных им и обложенных данью - ясаком - окрестных богатырей. Насчитывалось их более трехсот. Собирал ясак верный слуга Байкала - богатырь Ольхон, у которого был крутой и жестокосердный нрав.
Неизвестно, куда бы девал с годами всю добычу Байкал и сколько бы он ее накопил, если бы не его единственная дочь Ангара - синеокая, капризная и своенравная красавица. Очень огорчала она отца своей необузданной расточительностью. О, как легко и свободно, в любой миг расходовала она то, что собирал ее отец годами! Бывало, журили ее:
- На ветер бросаешь добро, зачем это?
- Ничего, кому-нибудь да пригодится,- говорила Ангара посмеиваясь.- Люблю, чтоб все в ходу было, не залеживалось и попадало в хорошие руки.
Сердцем была добра Ангара. Были у Ангары и свои любимые, заветные сокровища, которые она берегла с малых лет и хранила в голубой хрустальной шкатулке. Часто подолгу любовалась она ими, когда оставалась в своей светлице. Шкатулку эту Ангара никогда и никому не показывала и ни перед кем не открывала, а поэтому никто из дворцовой челяди не знал, что в ней хранится. Знал только один, Байкал, что шкатулка эта была доверху наполнена волшебными бусами из многогранных драгоценных камней самоцветов. Удивительную силу имели эти сокровища! Стоило только извлечь их из шкатулки, как они загорались такими яркими могучими огнями необычайной красоты, что перед ними меркло даже солнце.
А почему Ангара не торопилась надевать на себя волшебные украшения, призналась она только своей няне Тодокте:
- Вот появится у меня любимый друг, тогда и надену. Для него.
Но дни проходили за днями, а друга по душе не находилось. И вскоре Ангара крепко заскучала. Все вокруг томило и огорчало ее. От былого игривого нрава красавицы ничего не осталось.
Заметил Байкал такую перемену в дочери и догадался: жениха ей хорошего надо, свадебку пора сыграть. А за кого отдашь, если она еще никого не полюбила!
И решил он оповестить всю окружавшую его знать о том, что хочет выдать дочь замуж.
Желающих породниться с Байкалом оказалось много, но Ангара всем им отказывала. Разборчивой оказалась невеста! По ее выходило, что этот умом недалек, тот лицом не вышел, третий - статью. Байкалу уже не только Ангару, но и всех молодых богатырей стало жалко.
Много ли, мало ли прошло времени, но однажды во владения Байкала приплыл такой нарядный струг, каких здесь никогда не бывало. А привел его молодой витязь Иркут, окруженный большой важной свитой. Ему тоже захотелось попытать счастье.
Но Ангара и на Иркута глянула равнодушно, поморщилась:
- Нет, не надо мне и этого!
Делать нечего - хотел было повернуть Иркут обратно, но Байкал остановил его:
- Не торопись, погости у меня немного.
И устроил в честь гостя, который понравился ему, небывалый пир. И длился он несколько дней и ночей. А когда наступил час расставания, Байкал сказал Иркуту на прощание:
- Хоть Ангаре ты и не пришелся по душе, но мне люб. И я постараюсь, чтобы ты был моим зятем. Надейся на меня.
Слаще меда принял эти слова Иркут и отплыл к себе обрадованным. Байкал с этого дня начал осторожно уговаривать Ангару, настаивать, чтобы она согласилась выйти замуж за Иркута. Но она и. слушать об этом не хотела. Бился-бился Байкал, видит - ничего не выходит, надо повременить со свадьбой. Но твердо затаил в себе решение: уважить Иркута, настоять на своем.
Но вот подошел большой летний праздник - сурхарбан, на который каждый год стекалось к Байкалу много народу. О, как богато и торжественно обставлялся этот праздник!
Уже начались состязания, когда последним появился на празднике потомок гордого богатыря Саяна могучий и славный витязь Енисей, который сразу обратил на себя внимание всех присутствующих. В стрельбе из лука, в борьбе и в скачках он далеко превзошел всех богатырей - званых гостей Байкала.
Ловкость и красота Енисея поразили Ангару, и она не отрывала от него глаз, сидя рядом с отцом. Енисей тоже сразу же был очарован красотой дочери седого Байкала. А потом подошел к ней, поклонился низко и сказал:
- Все мои победы - тебе, прекрасная дочь Байкала!
Байкал лукаво улыбнулся:
- Значит, не мне, а ей, Ангаре? - и покосился в сторону дочери. А Иркута, находившегося в свите Байкала, даже передернуло от ревности.
Слова Енисея очень польстили Ангаре. Приятнее ей еще не доводилось слышать, и она пришла от них в восторг. Вот за таким она пошла бы хоть на край света!
Кончился праздник, люди стали разъезжаться по домам. Кинув прощальный взгляд на Ангару, покинул владения Байкала и Енисей.
И с той поры Ангара еще более заскучала. Байкал забеспокоился.
"Уж не по Енисею ли тоскует дочь моя?" - с тревогой подумал он, и это опасение не давало ему покоя. Но обещание свое - выдать дочь за Иркута - решил выполнить. И как можно скорее!
И однажды Байкал, вызвав к себе Ангару, заявил ей прямо:
- Вот что, дорогая дочь! Лучшего жениха, чем Иркут, я тебе не советую искать, соглашайся!
Но Ангара снова воспротивилась:
- Не надо мне его! Лучше уж одна до старости лет жить буду! И убежала прочь. Упрямый Байкал в сердцах затопал на нее ногами и крикнул вслед:
- Нет, будет по-моему!
И тут же приказал Ольхону глаз не спускать с Ангары, чтобы она не вздумала убежать из дому.
Но Ангара и не думала о побеге. Ей просто захотелось побыть одной, чтобы никто не мешал ей думать и мечтать о любимом.
И вот однажды она подслушала разговор двух чаек, которые восторженно отзывались о голубой прекрасной стране, где властвует Енисей.
- Как там хорошо, просторно и свободно! И какое счастье жить в такой стране!
Ангара загрустила пуще прежнего.
- А разве у меня нет сил? И разве я не хочу приносить всем счастье? Вот бы и мне попасть в ту голубую страну, и вместе с Енисеем жить свободно, и стремиться дальше и дальше, к неведомым просторам, чтобы всюду сеять такую же свободную светлую жизнь. О, для этого я не пожалела бы и свои волшебные бусы!
Заметил терзания дочери Байкал и отдал новое повеление Ольхону: заточить Ангару в скалистый дворец и держать ее там до тех пор, пока она не согласится стать женой Иркута. Ничем не смогла помочь своей любимице и няня Тодокта.
Упала Ангара на каменные плиты скалистого дворца - мрачной темницы, горько заплакала, а потом успокоилась немного, раскрыла перед собой хрустальную шкатулку с волшебными бусами, и они ярким сиянием осветили ее лицо.
- Нет, ни перед кем я их не надену, кроме Енисея! Да и людей еще одарю!
Захлопнула шкатулку Ангара и взмолилась перед Ольхоном, чтобы тот выпустил ее, а когда тот и слушать не стал, обратилась к своим друзьям - большим ручьям и малым:
- Милые вы мои, родные источники! Не дайте мне погибнуть в каменном плену! Суров мой отец, но запрета его я не боюсь и хочу к моему возлюбленному Енисею! Помогите мне вырваться отсюда на волю!
Услышали мольбу Ангары большие ручьи и малые и поспешили на помощь затворнице - стали подтачивать и пробивать каменные своды скалистого дворца.
А Байкал послал к Иркуту гонца с тем, чтобы тот немедленно прибыл к нему.
- По истечении ночи сыграем свадьбу,- передавал Байкал витязю.
Крепко спал в ту ночь утомленный хлопотами Байкал. Вздремнул немного и понадеявшийся на крепкие затворы дворца верный страж - богатырь Ольхон.
Ручьи же и ручейки между тем завершили свое дело - расчистили выход из темницы. И Ангара бежала. Хватился Ольхон - нет Ангары. Как гром, раскатились окрест его тревожные вопли. Вскочил на ноги и Байкал. А когда узнал, что произошло, ему самому стало не по себе, и он страшным голосом закричал беглянке вслед:
- Остановись, дочь моя! Пожалей мои седины, не покидай меня!
- Нет, отец, ухожу я,- удаляясь, откликнулась Ангара.
- Значит, ты не дочь мне, если хочешь ослушаться меня!
- Нет, я дочь твоя, но не хочу быть рабой. Прощай, отец!
- Погоди! Ты видишь - я весь исхожу слезами от горя!
- Я тоже плачу, но плачу от радости, что избавилась от гнета. Теперь я свободна!
- Замолчи, неверная! - гневно вскричал Байкал и, видя, что теряет дочь навеки, схватил в руки скалу и со страшной силой бросил ее вдогонку беглянке, но было поздно...
Напрасно бушевал и свирепствовал Байкал, напрасно метался по горам Ольхон - они уже не смогли ни догнать, ни удержать беглянку. Все дальше и дальше уходила она, прижимая к груди заветную шкатулку. Мечта о встрече с любимым окрылила Ангару, и ей захотелось от радости свободы поделиться с людьми самым дорогим, что имела,- волшебными бусами. Остановилась на миг Ангара, огляделась вокруг. Как прекрасно было здесь! Открыла она хрустальную шкатулку, достала связку волшебных бус и бросила ее себе под ноги со словами:
- Пусть загорятся здесь огни жизни, огни счастья, огни богатства. и силы!
И побежала дальше. И вдруг увидела она впереди себя скачущего наперерез всадника. Это был Иркут, он спешил преградить путь своей нареченной невесте. Собрала Ангара все свои силы и прорвалась, пробежала мимо него. Иркут остался ни при чем и заплакал от горечи и досады.
Теперь Ангаре бежать стало гораздо легче и спокойней. Да и радости прибавилось, и она снова кинула на своем пути связку бус со словами добрых пожеланий.
Так и бежала она, радостная и щедрая. А когда завидела вдали Енисея, то, вынув из шкатулки самые красивые волшебные бусы, надела их на себя. Такою и встретил ее могучий пригожий красавец, славный витязь Енисей. И бросились они в объятия друг к другу. Хоть уговору между ними никакого и не было, а вышло так, будто ждали они этого часа давным-давно. И вот он настал.
- Теперь нас уже никакая сила не разлучит,- сказал Енисей.- Будем мы с тобой в любви да согласии жить-поживать и другим того же желать.
От слов Енисея сладко стало на душе у Ангары и еще радостней забилось ее сердце.
- И я буду тебе на всю жизнь верной женой,-сказала она.-А волшебные бусы, что я для тебя держала и которые привели меня к тебе, мы раздадим людям, чтобы и они получили от этого радость и счастье.
Енисей взял Ангару за руку, и они вместе пошли по голубой солнечной дороге...
Много лет прошло с тех пор. Слезы Байкала, Ангары, Енисея и Иркута, пролитые ими от горя и от радости, превратились в воды. И только все бесчувственное всегда бывает подобно камню. В большой камень превратился неумолимый богатырь Ольхон, не знавший, что такое слезы. Камень поменьше, что кинул когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаманским. А добрые пожелания Ангары исполнились: там, где были брошены ее рукою волшебные бусы с камнями-самоцветами, разгорелись большие и яркие сильные огни жизни, выросли города, окрепло людское счастье. И таких городов будет еще больше.
Тут и сказке конец, а дело - всему венец.
______________________________________________________________
Стародумов В.П. Ангарские бусы. - Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991
Список использованной литературы
- Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания.- Бурятское книжное издательство, Улан-Удэ, 1984
- Стародумов В.П. Ангарские бусы. – Иркутск, Вост.- Сиб. кн. издательство, 1991 г.
- Кунгуров Г. Ф. Артамошка Лузин. – Гос. изд. Детской Литературы, М., 1952г.
- М. Кривошеин, СПБ, 1765 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа тайги и ее восприятие в рассказе В. Распутина «В тайге над Байкалом».
Интегрированный урок в 5 классе по литературе и природоведению . Интеграция географии с литературой - позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробужд...
Интегрированный урок- путешествие по Байкалу «Действия с дробными числами» Математика 6 класс
Данный урок-обобщение по теме "Действия с дробными числами" представляет собой путешествие по озеру Байкал, где математические задачи сопровождаются увлекательными материалами....
Урок математики "Путешествие по Байкалу"
Урок математики Используется, как презентация к уроку "Арифметические действия с ддробями"....
Научно-исследовательская работа"Но что же сравнится с Байкалом..."(стихи профессора Львова о Байкале"
Данная научно-исследовательская работа посвящена стихам профессора А.Львова о Байкале...
В.Распутин "В тайге над Байкалом" (разработка урока)
Разработка урока по рассказу В.Распутина "В тайге над Байкалом"...
Земля за Байкалом
Викторина по истории Забайкалья...
Задачи о Байкале.
Задачи составлены в формате тренировочного варианта ГИА по математике 2013 года третьего модуля «Реальная математика». Рекомендуется учащимся общеобразовательных школ, учителям математики и всем...