Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""
методическая разработка по литературе (9 класс)

Посыпкина Елена Юрьевна

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Челсменская основная общеобразовательная школа

 Галичского муниципального района Костромской области

Конспект урока

литературы в 9 классе

на тему:

 «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

Три «Памятника».

        

                                                                     Разработала

                                                                                         учитель русского языка

                                                                         и литературы

                                                                                Посыпкина Елена

                                                                  Юрьевна

2017 год


Цели урока:

  • сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения);
  • проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

Задачи урока:

  • отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений;
  • учить систематизировать, выделять главное, обобщать;
  • обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка.

Форма урока: урок – размышление.

Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (сопоставительный анализ стихотворений).

Технология: проблемно-диалогическая

Оборудование: презентация по теме урока, портреты поэтов (Пушкина, Державина, Ломоносова, Горация, Высоцкого), карточки-задания, напечатанные тексты стихотворений.

ХОД УРОКА:

Этапы урока/время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Приветствие. Эмоциональный настрой

1 мин.

- Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок литературы. 

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Рылеева.

Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.

К.Ф. Рылеев “Державин”

- Предположите, какое отношение эти слова имеют к теме нашего урока?

Приветствие детей

Ответы детей…

II.Введение в тему урока. Целеполагание.

1,5 мин.

(На доске или на слайде презентации - портреты поэтов: Горация, Ломоносова, Державина, Пушкина, Высоцкого)

- Посмотрите на портреты людей, которые прославили Древний Рим, XVIII, XIX и XX века соответственно. Как вы думаете, что их объединяет?

- Тема сегодняшнего урока – «Предназначение поэта и поэзии в лирике А. Пушкина. «Три памятника». Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация «К Мельпомене» в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.

- Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. 

Сформулируйте цель урока. 

Наша цель – проследить, как развивается тема поэта и поэзии в творчестве трех великих поэтов и поразмышлять, чем различается позиция авторов в понимании этой темы, сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов. Главное для нас сегодня - это совместный поиск истины для ответа на вопрос: Какой памятник вечен?

ответы учащихся

Ответы учащихся

Вступительное слово учителя.

1 мин.

- Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своем предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, потому что их творческий путь приходится на разные исторические эпохи. Пушкина мы привыкли связывать с эпохой декабризма, а его поэзию считать поэтическим выражением декабристских идей. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря. Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.

Но и после разгрома декабрьского восстания Пушкин остается верен тем же идеалам. Он верит, что силой поэтического слова можно заставить рабов стать свободными людьми, а самодержцев подчинить закону. Но очень скоро приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. Меняется и пушкинское понимание поэзии.

III. Чтение и анализ стихотворений

1.Предыстория «Памятника»

2. Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене»

(у каждого ученика напечатанные тексты стих-й, которые прочитаны детьми заранее: Пушкина, Державина, Ломоносова и ода Горация в переводе Фета).

- Как развивалась тема поэта и поэзии? В русской литературе известно 9 переводов 30-ой оды Горация «К Мельпомене».

До 1836 г. были опубликованы следующие  варианты переводов этой оды:

        1. М. В. Ломоносов. 1748 г.

        2. Г. Р. Державин.    1798 г.        

        3. В. В. Капнист.       1805 г.

        4. А. Х. Востоков.     1806 г.

        5. С. А. Тучков.         1816 г.

        -----------------------------------  

            А.С. Пушкин       1836 г.

- Из этих девяти переводов пять текстов не имеют названия, два стихотворения — А. Х. Востокова и Н. Ф. Фоккова — имеют название, идентичное заглавию оды Горация: «К Мельпомене» (‘Ad Melpomenen’). Тексты А. П. Семенова-Тян-Шанского и Я. Э. Голосовкера называются «Памятник», так же, как и аналогичное по тематике произведение Г. Р. Державина. Хочется отметить, что впервые державинское стихотворение было опубликовано под заглавием «К Музе. Подражание Горацию», и лишь позже стало появляться под названием «Памятник». После Г. Р. Державина так назвали свои стихотворения, передающие поэтическую идею 30-ой оды Горация, В. Я. Брюсов (1912 г.), В. Ф. Ходасевич и вышеупомянутые переводчики — А. Х. Востоков и Н. Ф. Фокков. В. А. Жуковский, внося поправки в стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...», дал ему и название: «Памятник». Таким образом, Г. Р. Державин породил в русской литературе традицию названия стихотворения, написанного на подобный сюжет. Она не получила широкого распространения: кроме заглавия «Памятник» существуют такие названия, как «К Мельпомене», «К Музе» (вариант предыдущего заглавия), «Слава его стихов бессмертна», «Подражания Горацию», «Памятник Горация» (вариант названия «Памятник»). Семь произведений не имеют названия. Но заглавие «Памятник» прочно вошло в обиход как в научной, так и в популярной литературе, вне зависимости от того, какое название стихотворению дал поэт.

(индивидуальное сообщение уч-ся о древнеримском поэте).

Перевод Фета и Ломоносова.

-Дома вы прочитали два перевода оды Горация – А. Фета и М. В. Ломоносова (перевод создан в 1747 г.).

- Почти точным переводом оды Горация является стихотворение Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»: в нем, как и у Горация, 16 нерифмованных стихов (античная поэзия не знала рифмы). И только в одном месте Ломоносов отошел от Горация.

- Прочитайте эти строки.

- Отклик горациевской оды слышны в «Слове о Ломоносове», которым А. Н. Радищев заканчивает «Путешествие из Петербурга в Москву»: «…Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не камень со иссечением имени твоего пренесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово Российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прелетит во устах народных, за необозримый горизонт столетий».

- Определите тему и главную мысль стихотворения Ломоносова. 

- Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность? 

- Объясните значение этих слов.

Сообщение ученика «Квинт Гораций Флакк»

Гораций родился 8 декабря 65 г. в Венузии, старинной римской колонии на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб, скопивший себе небольшое состояние. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободорожденным гражданам, но рабское происхождение рассматривалось все же как пятно, которое окончательно смывалось лишь в следующем поколении, и этот момент социальной неполноценности оставил неизгладимый след на всем жизненном пути и литературном творчестве поэта.  Отец постарался дать сыну воспитание, которое могло бы ввести, его в более высокие общественные круги, и увез мальчика в Рим; Гораций прошел через все ступени тогдашнего образования, от первоначального обучения по «Латинской Одиссее» Ливия Андроника до занятий философией в Афинах, как это было в обычае у римской знати.

Философские занятия Горация были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря (44 г.). В Афины прибыл Брут, вербовавший приверженцев для защиты республиканского строя и борьбы с преемниками Цезаря, и Гораций поступил в его армию; он получил даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна, т. е. командира легиона. В битве при Филиппах (42 г.) войско Брута было рассеяно и обращено в бегство. После поражения Гораций не продолжал борьбы. Он воспользовался амнистией, предоставленной сторонникам Брута, и вернулся в Италию «с подрезанными крыльями». Его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря; наследственное имущество Горация оказалось конфискованным.

С самого начала своей литературной деятельности Гораций выступает как сторонник содержательной поэзии и как мастер стиха. Ориентация на греческих классиков служит для него средством к обновлению идейной поэзии в более изысканном и более современном стиховом и стилистическом облачении. Эти литературные искания Горация смыкались с классицистическим движением, которое возглавлялось Барием и Вергилием. Оба старших поэта приняли участие в судьбе начинающего таланта и отрекомендовали его Меценату, который сделал Горация одним из своих приближенных (38/37 г.), а затем и владельцем небольшого поместья в Сабинских горах. Щедроты эти освободили Горация от нужды, но его зависимое состояние не раз становилось источником щекотливых положений, из которых он всегда выходил с совершенным тактом и достоинством. Он умер 27 ноября 8 г. до н. э., на два месяца пережив своего друга и покровителя Мецената.

(Ломоносов указал на свое «низкое» происхождение, которое не помешало ему добиться славы:

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был).

(Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения. Поэзия как искусство слова бессмертна, а имя самого поэта переживет века).

(Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

(аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).

3. Г. Р. Державин «Памятник»

- В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию, создав самостоятельное стихотворение. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

Ни слеза вдовиц не тронет,

Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он
(“Любителю художеств”)

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

- Прочитайте стихотворение Державина “Памятник” (1 ученик читает наизусть). Докажите, что содержание стихотворения у Державина, в отличие от Ломоносова, приобрело национальную окраску.

- Скажите, с какой целью Державин употребляет этот ряд однородных членов?

- Определите  тему и основную мысль стихотворения. 

- В чем состоят заслуги Державина перед “родом славянов” и отечественной литературой? Процитируйте.

- Именно Державин первый «дерзнул» отказаться от торжественного, высокопарного стиля похвальных од. На такое тогда мог решиться только очень одаренный поэт. В этой строфе Державин вспоминает оду «Фелица» (1782 г.), посвященную Екатерине II. В «Фелице» поэт новаторски соединил похвальную оду с язвительной сатирой, бичующей нравы придворных. В рамках одного произведения он пользовался языковыми средствами высокого, среднего и низкого «штиля». Смелые нововведения в области поэтического языка Державин и называет «забавным русским слогом».

- Н. Г. Чернышевский впоследствии писал о Державине: «В своей поэзии что ценил он? Служение на пользу общую». То же думал и Пушкин. Интересно, как видоизменяет Державин существенную мысль Горациевой оды. Если Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи», то Державин заменяет это другим: «я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу, и царям».

- Откуда у Державина такие высокие жизненные цели?

(сообщение ученика)

- Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы? 

- Поэтический язык и Ломоносова, и Державина сложен и многогранен.

- Какие средства художественной изобразительности и с какой целью использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)? 

(Стих. Ломоносова изобилует собственными наименованиями из эпохи Горация. У Державина эти названия заменены Россией и названиями русских морей и рек:

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…)

(Цель однородных членов – показать широту и глобальность поэтических замыслов автора)

(Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины !! не высоким, а простым слогом).

…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Сообщение ученика.

Еще в молодости Державин высоко оценил национально-патриотический настрой героический лиры Ломоносова, как и то, что в своих поэтических созданиях он впервые дал почувствовать мощь и богатство русского языка, силу и звучность русского стиха – сделал, говоря его собственными словами, русскую поэзию «красавицей».

На истинного поэта Державин смотрел, как на служителя «правды», провозвестника «истины»: «Долг поэта - в мир правду вещать». Державин писал о себе: «Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по служению моему при дворе, я принужден был закрывать истину иносказаниями и намёками».

«Слог у него, - писал Гоголь, - так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина».

В лице Державина, писал В. Белинский, «поэзия сделала великий шаг вперед». Он усилил гражданско-обличительное начало в русской поэзии, направил литературу в русло реализма, дал образцы подлинно поэтического преображения жизни, обогатил поэзию народностью, придав ей чисто русский национальный колорит.

(Стихотворение написано 6-стопным ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма).

(Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

4.  А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

- Это одно из последних стихотворений А. С. Пушкина, представляющее собой одновременно исповедь, самооценку, манифест и завещание великого поэта. Продолжая традицию своих предшественников, Пушкин подводит итог своего творческого пути, с достоинством говорит о своих заслугах перед потомками и утверждает свободу художественного творчества.

- Какому из прочитанных стихотворений по теме и содержанию близок Пушкинский «Памятник»? 

- Однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе.

- Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль. 

- Традицией обусловлена и жанровая специфика стихотворения.

В каком жанре написан Пушкинский «Памятник»?

- Почему Пушкин последовал изначальному жанру стихотворения?

- Как ода, стихотворение звучит торжественно и патетично. В нем слышится уверенность поэта в большой общественной значимости сделанного им за свою жизнь, непоколебимая вера в то, что народ его не забудет.

- В первой строфе стих-я речь идет об Александровской колонне, воздвигнутой в память Александра I. Выбор Пушкиным слова «Александрийский» (столп) объясняется просто. «Употребив это прилагательное вместо «Александровский», - разъясняет ученый – лингвист, - поэт хотел замаскировать слишком откровенный характер своего утверждения, что его нерукотворный памятник вознесся своей непокорной главою выше Александровской колонны, - утверждения, заключающего открытый вызов царю…».

- Пушкин в своем дневнике записывал 30 ноября 1833 г.: «При открытии Александровской колонны, говорят, будет 100 000 гвардии под ружьем». 28 октября 1834 г.: «…Я был в отсутствии – выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами – своими товарищами…». Причина была, конечно, глубже - Пушкин не желал участвовать в прославлении Александра I.

        Александрийский столп есть и в Александрии (Египет), он воздвигнут в честь Помпея и потому называется также Помпеевой колонной.

- Какое значение имеет противопоставление «нерукотворного памятника» «Александрийскому столпу»?

- Какой стихотворный размер избран поэтом?

- Все ли строки соответствуют данному размеру? Почему?

- Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина

- Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?

- В чем смысл эпитета «нерукотворный памятник»?

(демонстрация распечатанной копии иконы)

- Согласно преданию, Спаситель запечатлел своё изображение на полотне. Подобно тому как Христос чудесным образом запечатлел свой лик на полотне, поэт оставляет свой образ в творениях. Образ памятника таким образом двоится. С одной стороны, он дается вполне конкретным, существующим в пространстве и времени («К нему не зарастет народная тропа»), с другой – его конкретность мнимая, это не столько материальный знак памяти (бронзовый монумент, как это было у предшественников Пушкина), сколько идеальный, чудесный, духовный (художественное творчество).

Пушкин хорошо знал, что вдохновение божественного происхождения, оно приходит само собой свыше, но налагает на поэта благородный подвиг творчества. Поэтический труд – это усилие поэта навстречу вдохновению.

- Почему «не зарастет народная тропа»? Какие заслуги, по мнению автора, не позволят ей исчезнуть? Объясните употребление слова «тропа», а не других, например «путь», «дорога»?

- Каков смысл эпитета «заветный»?

- Свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с существованием поэзии:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

 Жив будет хоть один пиит.

- Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»). Он как бы и очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

 Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

 И назовет меня всяк сущий в ней язык,

 И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

 Тунгус, и друг степей калмык.

-  Перечитайте 4-ю строфу.

- «Чувства добрые я лирой пробуждал…». О каких добрых чувствах идет речь?

- Какой смысл вкладывает поэт в слово «свобода»?

- «Милость к падшим» - это о ком? Что означает это слово?

- В литературоведении по этому поводу высказаны разные мнения:

С. Бонди (и другие пушкиноведы): Пушкин «призывал царя освободить сосланных в Сибирь декабристов».

Г. Макогоненко (и другие литературоведы): «Трудно согласиться с традиционным толкованием этого стиха, будто бы слова эти имеют в виду попытки смягчить участь декабристов…Милость, милосердие – эти понятия важнейшие в нравственном кодексе народа…Единство народных и пушкинских идеалов в их человечности. Человечность присуща истинному искусству».

  • Какое мнение вам ближе?

- Первоначально эта строфа читалась по-иному:

                     Что звуки новые для песен я обрел,

                  Что вслед Радищеву восславил я свободу

                              И милосердие воспел.

«Радищева» Пушкин убрал. Почему? 

- Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого слова хвала, обида, клевета – временное и суетное. Он писал не ради «венца». Поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.

(Стихи написаны как своеобразное подражание стих-ю Державина «Памятник»)

Один ученик читает стихотворение.

(Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу).

(ода)

Сообщение ученика об Александровской  колонне.

        Этот монумент «превосходил величиною все известные памятники на земном шаре».

Александровский Столп был возведён в 1834 году в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу императора Николая I в память о победе его старшего брата - императора Александра I над Наполеоном. Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на гранитном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.

Высота Столпа вместе со статуей – 47,5 метра, диаметр Столпа – 3,66 метра. Пьедестал колонны с четырёх сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.

Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезён в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт – Петербурге, где и подвергся дальнейшей обработке. Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих.

Александрийский столп является чудом инженерного расчёта. Вот уже более 150 лет он стоит ничем не закреплённый, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн. В первые годы после его возведения жители столицы испытывали опасения: а вдруг колонна однажды упадёт. Чтобы разубедить их, Монтеран завёл себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной и совершал их почти до самой смерти.

(В Пушкинском стих-и это символ земного преходящего владычества, царства кесаря, и ему противопоставлено царство поэта, царство духа, которое «не от мира сего»)

(шестистопный ямб)

(последняя строка каждой строфы содержит всего четыре стопы и потому звучит более выразительно, подчеркивая законченность высказывания поэта).

(эпитеты, олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна).

(Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие).

«Нерукотворный» является живым русским вариантом книжного церковнославянского «нерукотворённый». В словаре Даля «нерукотворный» означает «не руками сделанный, созданный, сотворенный Богом». Кроме того, значение этого слова было связано в сознании Пушкина с и

коной «Спаса Нерукотворного»

- Во второй строфе читаем: «…душа в заветной лире/ Мой прах переживет…».

«Душа поэта неотделима от лиры и именно в лире переживет его прах, - пишет исследователь Сурат. – Эпитетом «заветная» внесена особая связь в отношениях между лирой и душой, и метафизическая глубина. Лира потому и бессмертна, что Богом завещана поэту…»

(это уважение к человеку, свобода личная и общественная – словом, гуманизм).

(Слово свобода включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков).

- Слово «падший» употреблено Пушкиным в значении униженный, обездоленный. О ком и о чем, по-вашему, говорит поэт, ставя себе в заслугу, что он «милость к падшим призывал»?

Ответы детей…

(по цензурным соображениям. Жуковский, чтобы обезопасить семью Пушкина от преследований со стороны царя, произвел в стих-и замену).

IV.  Исследовательская работа.

- Сопоставим стихотворения Горация в переводе Ломоносова, Державина и Пушкина по строфам. 

  • Что общего в композиции этих стихотворений?
  •  Сравним стихотворения по строфам. 

1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?

2 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?

Гораций: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. перевод).

Державин:

“И слава возрастет моя не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить…”

Пушкин:

“И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит”.

4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?

5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заканчивается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

  • С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

- «Пушкин твердо знал, что поэзия приходит с высоты и вдохновение – признак Бога, «дар Божественный», - писал русский философ С. Булгаков. Но дар этот не только благодать, но и требование, зов, на который надо идти, который выполняется беспрекословно. Поэтому требование безусловного послушания «велению Божию» неотделимо от свободы относительно низшей чужеродной воли людей.

- По существу, заключительная строфа – это духовная программа, манифест поэта, осознавшего творчество как сложное взаимодействие свободы и послушания, личности Бога, труда и вдохновения. Творчество свободно, но не самоценно. Муза возведена на высоту царственную, надмирную, но при этом подчинена Богу. Пушкин первым ввел в «Памятник» тему «веленья Божия», т.е. ту вертикаль, которой пушкинский «Памятник» отличается от всех предшествующих «Памятников». В первых строфах вертикаль воздвигнута от земли к небу, куда по смерти уходит «душа в заветной лире», в последней – «веленье Божие» сверху осеняет земной путь поэта.

  • Итак, в чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначении поэзии? 

(Одинаковое количество строф – 5 у Державина и Пушкина, одинаковое количество строк в каждой строфе).

(Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. Поэт “воздвиг” себе “нерукотворный памятник”, который выше “Александрийского столпа).

(Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России).

Гораций: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…”

Державин:

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить…”

Пушкин:

“…чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал”.

(Пушкин утверждает, что право на бессмертие, на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества: “чувства добрые я лирой пробуждал; во-вторых, своей борьбой за свободу: “в мой жестокий век восславил я свободу”, а в одном из вариантов этой строки называл себя последователем Радищева: “вослед Радищеву восславил я свободу”; в-третьих, защитой декабристов: “и милость к падшим призывал”).

(В последней строфе Пушкин, обращаясь к музе, призывает ее, “обиды не страшась, не требуя венца”, принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию).

Ломоносов                        Державин                Пушкин

Каковы отношения у поэта с музой

Муза – высокая покровительница.

Муза – верная подруга поэта.

Муза – соратник на великом поприще поэзии.

(“Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира).

V. Тема «памятника» в творчестве В. С. Высоцкого.

- К вечным мотивам мировой поэзии обращался в своем творчестве и Владимир Семенович Высоцкий, актер, поэт, композитор и исполнитель собственных песен. В 1973 году он написал свой «Памятник». Высоцкий не только с законным правом присоединился к традиции великих поэтов, но и нашел свой неповторимый язык для разговора о бессмертии.

Далее - сообщение заранее подготовленного ученика об особенностях развития темы «памятника» у Высоцкого.

- Высоцкий предвидел, что может случиться с его творчеством после смерти. Он справедливо вопрошал: «Неужели такой я вам нужен после смерти?». Он должен остаться таким, каким был – живым, беспокойным, неудобным, рвущимся к истине и правде.

ПОЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЫСОЦКОГО

Известное стихотворение В. С. Высоцкого «Памятник» органично связано с русскоязычной традицией восприятия и переосмысления оды Горация «К Мельпомене». «Памятник» Высоцкого — последняя известная нам точка, за которой, как за горизонтом, текст, видимо, уже не будет восприниматься как потомок своего античного прародителя. 

В стихотворении Высоцкого не только утверждается необходимость выхода из омертвевшего образа, но и последовательно описывается весь путь, проделанный жанром. В начале «Памятника» изображается превращение человека в статую («Охромили меня и согнули, К пьедесталу прибив: «Ахиллес»). Причём сама статуя ассоциируется с омертвлением некогда живой формы:

И железные рёбра каркаса

Мёртво схвачены слоем цемента,
Только судороги по хребту.

В мифологическом искусстве памятник - всегда символ воскрешения. Личность безгранична согласно определению, образ же всегда рамочен и напоминает в этом смысле результат работы гробовщика с деревянной меркой. Образ — лишь гипсовая маска, с которой «вчистую стесали Азиатские скулы мои».

Последующее развитие стихотворения логически сопрягает мотив памятника с мотивом канонизированного образа поэта, замыкая тему торжества смерти над жизнью.

При внешнем динамизме глаголов здесь скорее изображается безжизненная суета, которой сопровождается любое посмертное торжество с присущим ему в качестве обязательного элемента публичным лицемерием.

Тишина надо мной раскололась,
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет,
Мой отчаяньем сорванный волос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.

Но в заключительной части происходит коренной перелом в традиционном сюжете оды. Посредством деканонизации пушкинского образа совершается разрушение памятника и возвращение поэта в жизнь.

Командора шаги злы и гулки!
Я решил: как во времени оном,
На пройтись ли по плитам звеня?
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.

Тезис и антитезис пушкинской темы — человек и статуя — достигают здесь синтеза. Статуя Командора начинает движение как памятник, но заканчивает его как человек, разрушающий памятник во имя свободы. Знакомая по «Райским яблокам» ситуация возвращения находит в «Памятнике» своеобразное решение. Если там поэт возвращается к любимой и во имя любви, то здесь происходит гражданское воскрешение поэта во имя ненависти ко лжи.

В пушкинской поэтике человек и статуя уравниваются в своей несвободе. В художественном языке Высоцкого метафизический порядок вещей лишён статуса реальности изначально. Величие предмета и его восхищающая мощь рушатся перед внутренней свободой. Ода вылезает из традиционной оболочки жанра, как и сам поэт:


...падая вылез на кожи,
Дотянулся железной клюкой,
И когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров всё же
Прохрипел я похоже: «Живой!»

Поэтика Высоцкого включает скептицизм читателя как непременный компонент понимания смысла, однако само понимание невозможно за пределами предполагаемой жанровой структуры. Его ода требует одического пространства — «огромного скопленья народа» — и одического времени — момента, когда «саван сдёрнули», а памятник появляется перед одураченной толпой во всём своём ложном великолепии.

Лирический герой поэта предельно жизнелюбив, его нельзя соблазнить ни райскими садами, ни персональным монументом на площади. Вектором его существования остаётся правда и только правда. Ей одной он мог сказать: exegi monumentum!

VI. Подведение итогов.

- Скажите, актуальная ли тема предназначения поэта и поэзии сегодня? Каково же предназначение поэзии как искусства слова? Что для вас поэзия Пушкина?

- Сможете ли вы сейчас ответить на главный вопрос урока: Какой же памятник вечен?

- Вечен нерукотворный памятник – это дела, свершения на благо Отечества и человека, отмечающие жизненный путь каждого из нас, судьбы людей. Ибо судьба человека – это лучший ему памятник!

Ответы учащихся..

VII. Домашнее задание

- К следующему уроку выучите стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» наизусть (выставление оценок за урок).

        



Предварительный просмотр:

Квинт Гораций Флакк

Гораций родился 8 декабря 65 г. в Венузии, старинной римской колонии на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб, скопивший себе небольшое состояние. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободорожденным гражданам, но рабское происхождение рассматривалось все же как пятно, которое окончательно смывалось лишь в следующем поколении, и этот момент социальной неполноценности оставил неизгладимый след на всем жизненном пути и литературном творчестве поэта.  Отец постарался дать сыну воспитание, которое могло бы ввести, его в более высокие общественные круги, и увез мальчика в Рим; Гораций прошел через все ступени тогдашнего образования, от первоначального обучения по «Латинской Одиссее» Ливия Андроника до занятий философией в Афинах, как это было в обычае у римской знати.

Философские занятия Горация были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря (44 г.). В Афины прибыл Брут, вербовавший приверженцев для защиты республиканского строя и борьбы с преемниками Цезаря, и Гораций поступил в его армию; он получил даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна, т. е. командира легиона. В битве при Филиппах (42 г.) войско Брута было рассеяно и обращено в бегство. После поражения Гораций не продолжал борьбы. Он воспользовался амнистией, предоставленной сторонникам Брута, и вернулся в Италию «с подрезанными крыльями». Его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря; наследственное имущество Горация оказалось конфискованным.

С самого начала своей литературной деятельности Гораций выступает как сторонник содержательной поэзии и как мастер стиха. Ориентация на греческих классиков служит для него средством к обновлению идейной поэзии в более изысканном и более современном стиховом и стилистическом облачении. Эти литературные искания Горация смыкались с классицистическим движением, которое возглавлялось Барием и Вергилием. Оба старших поэта приняли участие в судьбе начинающего таланта и отрекомендовали его Меценату, который сделал Горация одним из своих приближенных (38/37 г.), а затем и владельцем небольшого поместья в Сабинских горах. Щедроты эти освободили Горация от нужды, но его зависимое состояние не раз становилось источником щекотливых положений, из которых он всегда выходил с совершенным тактом и достоинством. Он умер 27 ноября 8 г. до н. э., на два месяца пережив своего друга и покровителя Мецената.

III, 30 [ПАМЯТНИК {1}]

                  Памятник я воздвиг меди нетленнее;

                  Царственных пирамид выше строения,

                  Что ни едкость дождя, ни Аквилон пустой

                  Не разрушат вовек и ни бесчисленных

                  Ряд идущих годов, или бег времени.

                  Нет, не весь я умру; большая часть меня

                  Либитины {2} уйдет, и я посмертною

                  Славою снова взрасту, сколь в Капитолии

                  Жрец верховный идет с девой безмолвною {3}.

                  Буду назван, где мчит Ауфид {4} неистовый

                  И где бедный водой Давн {5} над пастушеским

                  Племенем был царем: из ничего могущ

                  Первый я преклонил песни эольские {6}

                  К италийским ладам. Гордость заслуженно,

                  Мельпомена {7}, прими и мне дельфийскими {8}

                  Благостно увенчай голову лаврами.

                  (Перевод Валерия Брюсова)

     1  Эта  ода  вызвала  многочисленные  подражания.  Уже  Овидий  отчасти

подражает   Горацию   в  заключении  "Метаморфоз"  (см.  ниже).  Далее  идут

подражания  в  западноевропейской  поэзии (ср. Ронсар, Ода сеньору и др.). В

русской  поэзии  эту  оду  творчески  переработали  М.  В.  Ломоносов, Г. Р.

Державин, А. С. Пушкин.

     2 Богиня похорон; здесь - в смысле смерти вообще.

     3  Т.  е.  пока жрец (Великий понтифик) с непорочной жрицей, весталкой,

будут  приносить  жертвы  богине городского очага Весте и Юпитеру в храме на

Капитолийском холме Рима, а это, по мнению Горация, должно быть вечно.

     4 Река в Апулии, на родине Горация.

     5 Мифический царь северной Апулии.

     6  Из  области Эолии в Малой Азии и эолийского острова Лесбоса. Гораций

гордится тем, что он первый переложил греческую лирику, особенно песни Алкея

и  Сапфо,  на  итальянские  лады. Правда, начало этому заимствованию отчасти

положил  Катулл, например своим переводом стихотворения Сапфо (см. выше). Но

по  существу  Гораций  первый стал ориентироваться на греческие классические

образцы.

     7 У Горация - муза поэзии и песни.

     8 Из дельфийского храма Аполлона, покровителя поэтов.



Предварительный просмотр:

Переводы ХХХ оды

Квинта Горация Флакка 

«К Мельпомене».

До 1836 г. были опубликованы следующие  варианты переводов этой оды:

        1. М. В. Ломоносов. 1748 г.

        2. Г. Р. Державин.    1798 г.        

        3. В. В. Капнист.       1805 г.

        4. А. Х. Востоков.     1806 г.

        5. С. А. Тучков.         1816 г.

        -----------------------------------  

            А.С. Пушкин       1836 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение к уроку литературы в 9 классе

М. В. Ломоносов

***

Я знак бессмертия себе воздвигнул*

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество моё молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И перьвому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

(1747 г.)

Примечания:

* - вольный перевод оды Горация «Exegi monumentum» («Оды», книга III, ода 30).

Аквилон – северо-восточный ветер;

Авфид – река в Италии на родине Горация;

Стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов VII века до н.э., писавший на эолийском диалекте. Гораций перенес в римскую поэзию «алкееву строфу», которая считалась образцовой в античной поэзии;

Муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом.

Квинт Гораций Флакк

ПАМЯТНИК

(К Мельпомене)

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид;

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

Нет, я не весь умру, и жизни лучшей долей

Избегну похорон, и славный мой венец

Всё будет зеленеть, доколе в Капитолий

С безмолвною девою верховный ходит жрец.

И скажут, что рождён, где Ауфид говорливый

Стремительно бежит, где средь безводных стран

С престола Давн судил народ трудолюбивый;

Что из ничтожества* был славой я избран

За то, что первый я на голос эолийский

Свёл песнь Италии. О, Мельпомена! свей

Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский**

И лавром увенчай руно моих кудрей.

(Перевод А. А. Фета)

Примечания:

Мельпомена – в греческой мифологии муза трагедии.

Аквилон – у древних римлян название северного холодного ветра.

Дева – старшая из жриц.

Ауфид – река в Апулии.

Давн – легендарный царь Апулии.

* - намек на то, что автор был сыном раба-вольноотпущенника.

Эолийцы – одно из основных древнегреческих племен. Гораций ставит себе в заслугу то, что создавал стихи по образцу эолийских, отличавшихся богатством размеров и строфики.

** - От названия древнегреческого города Дельфы, где был храм с оракулом. Там проводились празднества и состязания, победители которых увенчивались лавровым венком.



Предварительный просмотр:

Приложение к уроку литературы в 9 классе

А. С. Пушкин

* * *

                Exegi monumentum.*

                

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

        Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

        Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

        Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

        И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

        И не оспаривай глупца.

(1836 г.)

Примечания:

* "Я воздвиг памятник" (лат.). Эпиграф взят из произведений Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).

** Александрийский столп - колонна, поставленная в честь царя Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.

Архаизмы:

- «слух» - слава

- «назовёт» - признает

- «сущий» - существующий

- «язык» - народ.

Г. Р. Державин

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, до смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселена будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело моё зарёй бессмертия венчай.

(1795 г).

Примечания:

Фелица – имя мудрой героини сказки, сочиненной Екатериной II. Под именем Фелицы Державин прославлял Екатерину II в своих стихотворениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф: Ты прав, Певец: ты будешь жить; Ты памятник воздвигнул вечный: Его не могут сокрушить Ни гром, ни вихорь быстротечный. (К.Ф. Рылеев “Державин”)

Слайд 2

Что объединяет людей , которые прославили Древний Рим, XVIII , XIX и XX века соответственно ? Г.Р.Державин А.С.Пушкин В.С.Высоцкий М.В.Ломоносов Квинт Гораций Флакк

Слайд 3

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три «Памятника». Урок литературы в 9 классе

Слайд 4

Тема поэта и поэзии в русской литературе До 1836 г. были опубликованы следующие варианты переводов оды 30-ой оды Горация «К Мельпомене »: 1 . М. В. Ломоносов. 1748 г. 2 . Г. Р. Державин. 1798 г. 3 . В. В. Капнист. 1805 г. 4 . А. Х. Востоков. 1806 г. 5 . С. А. Тучков. 1816 г. ----------------------------------- А.С. Пушкин 1836 г.

Слайд 5

М.В.Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Я знак бессмертия себе воздвигнул* Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю . Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид , Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество моё молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. (1747 г.)

Слайд 6

Г.Р.Державин «Памятник» Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! – весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, до смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселена будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных , Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело моё зарёй бессмертия венчай. (1795 г).

Слайд 7

Какой памятник вечен? Вечен нерукотворный памятник – это дела, свершения на благо Отечества и человека, отмечающие жизненный путь каждого из нас, судьбы людей. Ибо судьба человека – это лучший ему памятник!

Слайд 8

Интернет-источники http:// galerey-room.ru/images/0_6e439_d5cb73c4_M.png http :// elando.ru/uploads/posts/2016-03/1457324807_image41.gif http :// www.playcast.ru/uploads/2017/02/08/21568432.png http:// plavsksosh4.ru/wp-content/uploads/2015/09/globus-kolokolchik-knigi.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...

"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы...

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина». Дата: 21.11.2017Тип урока: Урок обобщения и систематизации Цели: сформировать умение уча...