Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».
Дата: 21.11.2017
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
Цели: сформировать умение учащихся производить анализ поэтического текста.
Задачи:
- Углубить представления учащихся о лирике А.С. Пушкина на тему поэта и поэзии.
- Помочь учащимся выявить отношение поэта к поэзии.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
- Воспитывать вдумчивого читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9li.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».
Дата: 21.11.2017
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
Цели: сформировать умение учащихся производить анализ поэтического текста.
Задачи:
- Углубить представления учащихся о лирике А.С. Пушкина на тему поэта и поэзии.
- Помочь учащимся выявить отношение поэта к поэзии.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
- Воспитывать вдумчивого читателя.
Ход урока
- Слово учителя.
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Овидием, М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным.
Тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы» 1814 г), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)
- Развитие темы поэта и поэзии в творчестве Пушкина
- Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре.
- Тема гражданской миссии поэта в стихотворении «Лицинию».
- Идея избранного круга поэтов как «Священной истины друзей», противопоставляемых толпе («Жуковскому»).
- Два образа поэта в поздней лирике Пушкина:
а) поэт как пророк («Пророк»); преобладающая идея образа поэта - пророка – этическая идея долга перед людьми;
б) поэт как жрец («Поэт и толпа»), преобладающая идея образа поэта – жреца – эстетическая;
в) гармоническое сочетание этих противоречащих идеалов в творчестве Пушкина.
5. Судьба поэта в творчестве Пушкина:
а) символически выраженная мысль об особой судьбе поэта в стихотворении «Арион»;
б) творчество возвышает обычного в жизни человека над другими («Поэт» 1827);
в) посмертная слава, отождествляемая с вечной жизнью («Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»).
6. Поэт и царь.
а) мотив духовного соперничества поэта и царя (поэт вправе давать наставления царю) в стихотворении «В надежде славы и добра»;
б) утверждение права на полную свободу творчества в ответ на упрёки друзей за определённые симпатии к Николаю I («Друзья» 1828).
3. Чтение и анализ стихотворений.
Стихотворение «Поэт» (1827)
- На сколько частей можно разделить это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.
- В какой момент начинаются перемены в поэте? Как преображается поэт?
- Сравните поэта до того момента, когда Бог посылает ему вдохновение, и после него.
Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделённым частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нём лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.
Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн,/ В широко – шумные дубровы…» Конечно, берега и дубровы, куда устремлён поэт, - поэтическая условность. Эти «географические точки» - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный,/ Живее творческие силы». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатлённый в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.
Вопросы и задания к стихотворению «Пророк».
- Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
- Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
- Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
- Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
- В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
- Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «И»?
- Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
- Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
- Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...», 1830 г.) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам - «свой высший суд». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.
Вопросы и задания к стихотворению «Поэту».
- Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
- Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?
- Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
- Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
- Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
- Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1836 .
Запись анализа стихотворения в тетрадь.
4. Рефлексия. Ответить на вопрос «Как эволюционирует тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина?»
5. Домашнее задание.
Заучивание наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"
Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта; способствовует эмоциональному воспр...
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина".
В презентации представлен краткий обзор стихотворений поэта....
презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"
презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...
"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"
Презентация к уроку литературы...
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...
Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""
Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....