Внеклассное мероприятие "По страницам литературных произведений"
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Внеклассное мероприятие проводится в форме литературной гостиной. Звучат стихотворения русских поэтов, инсценировки отрывков из произведений русской классической литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_proizvedeniy_russkoy_klassicheskoy_literatury.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: воспитывать у учащихся любовь к книге, приобщать детей к чтению произведений русской классической литературы, расширять знания школьников о жизни и творчестве писателей и поэтов, развивать кругозор, познавательные интересы, способствовать развитию коммуникативных умений детей, развивать творческие способности детей, создавать благоприятную эмоциональную среду и психологический климат в детском коллективе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для показа презентации, декорации для инсценировки.
Ход занятия.
- Вступительное слово.
- Добрый день, дорогие друзья!
- Мы рады видеть вас вновь в нашей литературной гостиной!
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
- Этими словами поэта Виктора Бокова мы хотим начать нашу встречу в литературной гостиной.
- Ведь говорить сегодня мы будем о книгах.
- О серьезных книгах, о произведениях русской классической литературы.
- Поэтому сегодня мы сознательно не пригласили малышей,
- ребят 5- 6 классов.
- Сегодня в нашей литературной гостиной присутствуют только старшеклассники, ученики 7,8, 9 классов.
- Тема нашей встречи - «По страницам произведений русской классической литературы»
- Давайте вспомним писателей и поэтов, которых мы называем классиками русской литературы, по их портретам.
А. С. Пушкин.
М. Ю. Лермонтов.
И. А. Крылов.
Н. А. Некрасов
А. П. Чехов.
Кто из них писал стихи, а кто прозу?
2. А.С. Пушкин.
Первая страница в нашей литературной гостиной посвящена А. С. Пушкину. Имя этого великого русского поэта сопровождает нас все жизнь.
-Ребята, вы много уже знаете о жизни, творчестве поэта, много прочитали его произведений.
- Что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина?
1) Где родился А. С. Пушкин?
2) Кто воспитывал поэта в детстве?
3) Где учился будущий поэт?
4) Вспомните и назовите сказки А. С. Пушкина.
- Давайте перенесемся в удивительный, чудесный, волшебный мир сказок А. С. Пушкина.
3.. Просмотр презентация «У Лукоморья»
4. Инсценировка сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде.
5. Стихотворения А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин одинаково талантливо писал стихи и прозу. Кроме сказок он написал много стихотворений, поэм, романов.
Из данных названий произведений выберите только те, которые были написаны А.С.Пушкиным:
- «Руслан и Людмила»
«Бородино»
«Зимнее утро»;
«Няне»;
- «Крестьянские дети»
«Барышня-крестьянка».
- А. С. Пушкин очень любил русскую природу. Поэт удивительно талантливо воспевал ее красоту в своих стихотворениях.
- Ученица 7 класса Круглова Маша замечательно умеет их читать. Послушаем ее.
6. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
- Стихи А. С. Пушкина красивы, напевны. Поэтому многие стихотворения положены на музыку. Так появились русские романсы.
- Один из романсов сегодня прозвучит в нашей литературной гостиной.
7. Прослушивание романса «Зимний вечер» на стихи А. С. Пушкина.
- Во времена Пушкина богатые люди устраивали балы. Молодые без устали танцевали вальсы, польки, мазурки.
- Давайте и мы заглянем на один из таких балов, там сейчас танцуют мазурку.
8. Танец мазурка в исполнении танцевальной группы школы.
- Во времена А. С. Пушкина были распространены дуэли. Дуэль Пушкина и Дантеса состоялась в январе 1837 года. Раздался роковой выстрел. И Пушкина не стало.
- В дни трагической гибели А. С Пушкина Россия услышала голос молодого, тогда еще неизвестного поэта, М. Ю. Лермонтова, который написал стихотворение «Смерть Поэта».
- Давайте его послушаем.
9. Выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
10. И. А. Крылов.
Вторая страница в нашей литературной гостиной посвящена И. А. Крылову.
Вся жизнь И. А. Крылова связана с городом Петербургом. В баснях Крылов высмеивает пороки людей и дает совет, как с ними бороться.
. За свою долгую жизнь И. А. Крылов написал около двухсот басен, которые мы читали на уроках чтения и во внеурочное время.
- А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И.А.Крылова.
Задание №1
Вспомнить пропущенное слово в названии басни:
«Ворона и (лисица)».
«Волк на … ( псарне )».
«Кот и … ( повар )».
«Стрекоза и … ( Муравей )».
«Щука и …( Кот )».
«Осёл и … ( Соловей )».
«Муха и ( Пчела)».
Задание №2.
- Закончите цитату из басни Крылова. Вспомните как называется басня.
1. Сыр выпал –
/с ним была плутовка такова/
«Ворона и Лисица».
2. У сильного –
/ всегда бессильный виноват/
«Волк и Ягненок».
3. Когда в товарищах согласья нет –
/на лад их дело не пойдет
«Лебедь, Рак и Щука».
4. Ты все пела? Это дело –
/Так поди же попляши/
«Стрекоза и Муравей».
5. Ай, Моська! Знать она сильна –
/Что лает на слона/
«Слон и Моська».
6. А вы, друзья, как ни садитесь –
/Все в музыканты не годитесь/
«Квартет»
11. Крылатые слова
- Приходилось ли вам, ребята, слышать слова из басни в обычной речи?
- Как называются такие слова? /Крылатые/.
На столах лежат карточки с «крылатыми» словами из басен Крылова. Ученики читают крылатые слова и объясняют смысл выражения.)
1). А Васька слушает да ест. «Кот и Повар»
Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.
2) А ларчик просто открывался. «Ларчик».
Крылатые слова советуют не искать сложных решений там, где дело решается просто.
3). У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягненок»
Употребляется при несправедливых обвинениях старшими младших по возрасту или должности.
4). Рыльце в пуху. «Лисица и Сурок».
Употребляется в значении: быть причастным к чему-либо преступному, незаконному.
5). Избави, Бог, и нас от этаких судей. «Осел и Соловей»
Так говорят, когда человек берется судить о том, чего сам не понимает.
6). Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник «Щука и Кот»
Мораль: каждый должен заниматься своим делом.
7) А вы, друзья, как не садитесь «Квартет»
Все в музыканты не годитесь.
Так говорят, когда дело не ладится, потому что нет умения и согласия в коллективе.
8) А воз и ныне там.
Когда люди не могут договориться, дело не делается.
12. Выразительное чтение басен по ролям.
- «Волк и Журавль»
- Кот и Повар»
13. Чтение басни педагогом.
14. А. П. Чехов.
- Жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Автор этих мудрых слов - известный русский писатель А. П. Чехов.
- Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к современной жизни.
Родиной А. П. Чехова по праву считается город Таганрог. Потом семья Чеховых переезжает в Москву, где Антон заканчивает медицинский факультет Московского университета и получает диплом врача.
Мы тоже можем считать А. П. Чехова своим земляком.
А П. Чехов жил в городе Истре и её окрестностях долгое время и работал в местной больнице врачом. На территории Истринской больницы сохранился корпус, который так и называют «чеховским».
Рядом со зданием Истринского Дома культуры находился дом, в котором с 1884 года по 1886 год жил А. П. Чехов. Этот дом был разрушен во время войны в 1941году, об этом рассказывает мемориальная доска.
К 150 – летию великого русского писателя Антона Павловича в г. Истре был открыт памятник писателю на ул. 9-й Гвардейской дивизии, в сквере педагогического колледжа.
А. П. Чехов считается мастером короткого рассказа.
Давайте вспомним по иллюстрациям рассказы А. П. Чехова, которые мы читали на уроках чтения.
15. Работа с иллюстрациями к произведениям А. П. Чехова.
- «Каштанка»
- «Ванька»
- «Хамелеон»
- «Пересолил»
- «Тонкий и толстый»
- «Злоумышленник»
16. Инсценировка рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник».
17. Итог занятия.
«Доскажи последнее слово в пословицах.
а) Век живи – век …(учись).
б) Ученье – свет, а неученье … (тьма).
в) Корень учения горек, а плод его …(сладок).
г) Грамоте учиться всегда …(пригодится).
д) Пилу точат, чтоб стала острее, а человека учат, чтоб стал…(умнее.)
е) Кто хочет много знать, тому надо мало…(спать).
- Назовите, на какую тему были все пословицы.
- Как вы считаете, подходят ли эти пословицы нашему занятию? Докажите свое мнение.
Всё, что создано умом,
Всё, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
(Ю. Ванаг)
Сегодня в нашей литературной гостиной мы говорили о книгах русской классической литературы.
Русская литература обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой духовностью,
- очищает душу,
- заставляет задуматься над жизнью.
- Великие писатели, поэты учат нас различать добро и зло, прекрасное и безобразное, искренность и фальшь
И среди них, конечно, и А. с. Пушкин, и И. А. Крылов, и А. П.Чехов.
Мы призываем вас, ребята, читать книги.
И вы станете интересными людьми, будете лучше разбираться жизни.
Вот и подошёл к концу наша встреча в литературной гостиной.
Но мы не прощаемся с вами, дорогие ребята. Мы говорим вам: « До новых встреч в литературной гостиной».
12.Подведение итогов. «Доскажи словечко» (Команды отвечают по очереди.) - Доскажите последнее слово в пословицах. а) Век живи – век …(учись). б) Ученье – свет, а неученье … (тьма). в) Корень учения горек, а плод его …(сладок). г) Грамоте учиться всегда …(пригодится). д) Пилу точат, чтоб стала острее, а человека учат, чтоб стал…(умнее.) е) Кто хочет много знать, тому надо мало…(спать). - Назовите, на какую тему были все пословицы. - Как вы считаете, подходят ли эти пословицы к нашему конкурсу? Докажите свое мнение. |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра «По страницам художественных произведений…»
Авторский медиапродукт:. Литературная игра «По страницам художественных произведений…». Презентация Power Point Office 2007.Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.Цели игры: - воспи...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
Математическая игра "По страницам литературных произведений" (9 класс)
Методическая разработка - сценарий внеклассного мероприятия в 9 классе "По страницам литературных произведений"....
БРЕЙН - РИНГ ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ДЕНЬ ЗНАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ).
2015 год объявлен президентом Годом литературы. Году литературы и будет посвящена наше сегодняшнее мероприятие - “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творче...
Литературная викторина "По страницам прочитанных произведений". 6 класс.
Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 6 классе, в конце учебного года, либо в 7 классе, в начале учебного года. Также представленный материал будет интересен на внеклассных меро...
Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...
"Страница в социальных сетях как самохарактеристика героя литературного произведения"
Мне хотелось бы поделиться современным приемом обучения, который может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и учителям истории, биологии и химии, изобразительного искус...