Система подготовки к ОГЭ по литературе .
методическая разработка по литературе (9 класс)
Данный материал содержит тезисы по пошаговой подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по литературе, подробное описание заданий части 1, методы написания развернутого ответа, сравнительной характеристики двух литературных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskaya_oge_literatura.odt | 28.89 КБ |
sistema_podgotovki_k_oge_po_literature.odp | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на августовской конференции
учителей русского языка и литературы
на тему «Система подготовки к ОГЭ по литературе»
учительницы МБОУ «Березкинская ООШ»
Ахмадуллиной Э.Ш. (на 2019-2020 уч год)
ОГЭ по литературе – это первый экзамен, который сдают девятиклассники в числе других по выбору. Выполнение экзаменационной работы по литературе требует от выпускника 9 класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос, умения создавать высказывания на литературную тему. В существующей модели экзамена присутствуют задания с развернутым ответом.
Это сложные виды деятельности, им нужно учить всегда, а не начинать это делать накануне экзамена. В статье обобщен собственный
опыт подготовки к экзамену по литературе на занятиях в 9 классе.
Каждый учащийся сам принимает решение о том, нужно ли ему сдавать ОГЭ
по литературе. Сразу скажу, что экзамен этот творческий, требует обладания
большим словарным запасом и умения четко и красиво формулировать свои мысли. Итак, как же готовиться к такому неординарному экзамену?
Сначала следует ознакомиться со структурой экзамена.
ОГЭ по литературе фактически сведен к нескольким вопросам, требующим написать сочинение или изложить свое мнение в формате рассуждения.
Задания разделены на две части. Первая часть представлена в двух вариантах: проза или стихотворение. Ученику предстоит выбрать только один.
Суть задания -ответить по фрагменту текста или стихотворению на три вопроса. Предстоит краткий анализ произведения и сопоставительный анализ фрагментов произведений. Это задания базового уровня сложности.
Выше базового уровня сложности -часть вторая. Это написание полного развернутого сочинения объемом не менее 200 слов. Причем у выпускников
также есть возможность выбора одной из четырех тем.
Оцениваются написанные работы по нескольким критериям: глубина раскрытия темы и убедительность суждений (здесь важно опираться на авторскую позицию, уловить авторский замысел, убедительно обосновать все тезисы, исключить собственные ошибки и неточности), уровень владения теоретиколитературными понятиями, обоснованность привлечения текста произведения ( не нужно заполнять
сочинение огромными кусками авторского текста из произведения, все приведенныефрагменты, цитаты должны быть в меру и к месту). Важный критерий ОГЭ по литературе – композиционная цельность и логичность произведения.
Здесь речь идет о том, что текст сочинения должен быть связанным, логичным,
«красивым». Мысль развивается последовательно и органично приводит читающего к выводам, сделанным в ходе данного рассуждения.
Система подготовки к ОГЭ (Приложение: материалы презентации к статье)
Сложно ли сдавать экзамен по литературе?
Итак, возвращаясь к вопросу : как сдать ОГЭ по литературе хорошо, и на
сколько сложна подготовка? — делаем выводы.
ОГЭ по литературе – экзамен творческий. Хорошо сдать его способен ученик, хорошо владеющий навыками рассуждения и грамотной речи.
Человек – уникальное существо, а возможности нашего мозга безграничны.
Ежедневные тренировки в написании сочинений позволят не только хорошо сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, но возможность написать несколько стихотворений или рассказов.
Преимущества ОГЭ по литературе:
- формирование ответов по открытым текстам;
- возможность воспользоваться текстами художественных произведений;
- исключение орфографических ошибок при оценке экзаменационных работ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор. Кодификатор и элементы содержания (спецификация) представлены в Демоверсии. Демоверсию рекомендуется скачать на сайте ФИПИ
Повторение основных теоретико-литературных понятий Художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры; основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой; язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).
План написания развернутого ответа Тщательно проанализировать вопрос; Четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание; Выделить ключевые слова в формулировке вопроса; Выделить ключевые слова в формулировке вопроса; Разъяснить самому себе суть выделенных слов. Работать со словарями; Если слово многозначное, определить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису; Определить авторскую позицию; Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ; Все тезисы обязательно аргументировать.
План сопоставительного анализа текста Выполняя задание, проанализировать последовательно первый и второй текст, результаты оформить в таблице Выделить значимые элементы текста комментарий Выделение значимых элементов текста комментарий
Сопоставительный анализ фрагментов художественных произведений. Ответ строить по принципу «друг за другом»: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис.
Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению анализа. Не нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам .
Сочинение Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы; Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»; Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями; Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными; Подтверждать суждения текстом; Внимательно читать тему. Расшифровать смысл, заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным. Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.
Проблемы К числу недостаточно освоенных выпускниками умений относятся следующие: умение адекватно воспринимать задание, понимать его; умение точно отвечать на поставленный вопрос; умение проводить сопоставительный анализ; умение подтверждать, иллюстрировать мысли, суждения текстом ; умение уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию (особенно ее недостаточно в прозе), раскрывать роль, их значение в анализе произведения.
Рекомендации Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала; проводить специальные уроки обучения сочинению; широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую очередь следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос; глубину понимания школьником авторской идеи и умение ее истолковать; развитие умения логически мыслить.
Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении; формулировать собственное отношение к героям и подтверждать свои суждения текстом; В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов; При оценке письменных работ нужно также учитывать уровень общего и речевого развития школьника Обязательно использовать цитирование
В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в новой форме необходимо: знакомить школьников не только с демонстрационным вариантом КИМ, но и с кодификатором и системой оценивания заданий разных типов; следует обратить внимание на организацию повторения изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор; Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Система подготовки к ЕГЭ по литературе
1.Содержание курса2. Комплекс умений3. Рекомендации4.Организация подготовки к частям В и С...
"Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе". Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе....
Система подготовки к ЕГЭ по литературе
Документ содержит материал, в котором предлагается вариант подготовки к ЕГЭ по литературе. Выстроена четкая система подготовки, предложен список текстов для прочтения и многое другое....
Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.
«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...
Система подготовки к ЕГЭ по литературе
Система подготовки к ЕГЭ по литературе...
Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)
Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабаты...