Библиотечный урок "Думы о матери"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Как часто мы произносим фразу: «Современные дети мало читают, забыли дорогу в библиотеку»! И каждый из нас ищет способы, чтобы привлечь внимание детей к книге. Я предлагаю один из таких способов — Библиотечный урок. Тема урока может быть любой. Мой урок называется «Думы о матери». Вместе с детьми мы говорим о самом дорогом человеке в жизни каждого ребёнка, обращаемся к произведениям русском литературы. Вместе читаем и размышляем о прочитанном. Такой урок я проводила вместе со школьным библиотекарем — Ежковой Галиной Васильевной— удивительно добрым, отзывчивом человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Думы о матери" | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок – рассуждение «ДУМЫ О МАТЕРИ»
Оформление доски.
« От солнца тепло, от матери добро»
Русская народная пословица
«Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет»
С.А.Есенин.
Дума – 1. лироэпический жанр украинского фольклора.
2. размышление, рассуждение, раздумье о ком-либо, о чем-либо.
Тезис – положение, кратко излагающее какую – либо идею, основная мысль чего- либо.
Вопросы. Почему поэты, писатели, художники обращаются к теме матери, материнства? Можно ли эту тему назвать вечной?
Каким предстает образ матери в произведениях русских писателей и поэтов?
Какую роль в жизни человека играет мать?
Ход урока.
- Учитель читает стихотворение К.Бальмонта.
Женщина с нами, когда мы рождаемся,
Женщина - с нами в последний наш час,
Женщина- знамя, когда мы сражаемся,
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье,
В лучшем стремлении первый привет.
В битве за право – огонь соучастья.
Женщина музыка, Женщина свет.
- О ком это стихотворение? Почему?
О женщине. О какой?
О той, которая рядом снами с первых минут жизни.
О той, которую мы вспоминаем в самую трудную минуту жизни.
О той, которая разделит любую нашу печаль.
О женщине, которая не оставит, не предаст.
О матери.
Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Тема нашего урока сегодня « Думы о матери»
(оформление тетрадей, запись темы)
А что такое дума? Какое из толкований этого слова подходит к нашему уроку? Почему.
Выберите эпиграф, из тех, что записаны на доске или запишите свой. (зачитываем эпиграфы и комментируем их)
И так сегодня на уроке мы будем размышлять о самом дорогом для каждого из нас человеке, о маме. На уроке мы будем учиться составлять тезисы. (что такое тезис? Обращаемся к записи на доске)
Первая наша дума «И в мире нет тебя красивей…»
(презентация : картины )
- Какой изображена Мать на полотнах великих художников.
( Они прекрасны в своём материнстве, красота их не внешняя, а внутренная, они наполнены светом радости или в глазах их застыла печаль, тревога, они задумчивы. Все их помыслы о детях. Они перживают за судьбу своих детей) После обсуждения записываем в форме тезиса ответ на вопрос.
Действительно мать всегда переживает о судьбах своих детей.
Вот как изобразил великий русский писатель 19 века трагедию матери, вынужденной обстоятельствами проститься со своими сыновьями.
« Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом, она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться»
Кто автор этих проникновенных слов, из какого произведения они взяты? Чему предшествует этот эпизод? Почему мать плачет? Как через образ матери Гоголь раскрывает грозное время ?
Следующая наша дума « Слезы матери – самые горькие и святые слезы…»
Ученик читает стихотворение Н. Некрасова « Внимая ужасам войны»
« Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, на жены, мне жаль не самого героя…
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна-
Она да гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы-
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей!
1856.
О чем это стихотворение?
Какой образ в этом стихотворении главный?
Как автор передаёт ужасы войны? Что такое война?
О чём переживает Л.Г.?
Какие средства использует автор, рассказывая о войне? Почему слово в первой строке «Внимая»?
Почему он обращается к образу матери? Как передает её страдания?
Чему противопоставляется образ матери?
Какой мы видим мать в стихотворении?
Почему слезы матери названы святыми и искренними?
По отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку
В самые трудные моменты жизни мы обращаемся к матери, ища, как в детстве, у ней спасения и защиты. Только в материнском сердце будет жить мысль: не защитила, не спасла, не уберегла. Одно из важнейших предназначений женщины – быть матерью, растить детей в мире, согласии и любви. Самое страшное, когда матери приходится терять своего ребенка. Боль эта не утихает никогда, и ничто не может сравниться с материнским горем, потому что мать несет в этот мир жизнь, любовь и добро. Она хранительница семейного очага, нравственных заветов.
Оформление тезисов и обсуждение их.
Мария Семенова в одном из стихотворений написала
« А мудрость по праву досталась женам,
Чтоб передали предков заветы,
Детям, в любви и ласке рожденным…»
В. П.Астафьев в одном из интервью говорил, что насколько человек нравсвенен, зависит от того, в какой семье он воспитывает, носительницей нравственности, духовности он назвал мать.
Согласны ли вы с ним? А страшно ли, если женщина забывает о своем великом предназначении – быть матерью?
Следующая наша дума « Во мне спасла живую душу ты…»
Давайте поразмышляем над рассказами наших современниц Л. Петрушевской и И.Полянской. Их вы читали дома.
Каковы темы этих рассказов? Одинаково ли авторы создают образы матерей?
Как рисуется образ матери в рассказах?
Обратимся к рассказу «Страна»
О чем этот рассказ?
Найдите описание матери? Ребенка?
Какими средствами писательница создает образ молодой женщины?
Найдите примеры внутренней характеристики, Что они рассказывают об этой женщине?
Что рисуется в вашем воображение, когда вы читаете «..А потом все опростилось, пошло само собой»?
Как ведет себя девочка? Почему она молчит? Ведь дети любят задавать вопросы!
Какую лексику использует автор? Почему так много отрицаний? Найдите примеры? Какой лексики больше книжной или сниженной разговорной?
Почему мать и ребенок не разговаривают? Сколько в тексте абзацев? Почему в таком небольшом рассказе их так много?
(Автор подчеркивает: дочь и мать не общаются, не разговаривают, у них уже сейчас нет ничего общего, нет духовной связи, отчуждение царит в их маленьком мире, в который они каждый раз возвращаются по холодным улицам.)
Почему рассказ назван «Страна»?
Можно ли понять героиню рассказа? Она хорошая Мать? Почему?
В рассказе И.Полянской герои тоже безымянны?
Почему герои безымянны? О чем этот рассказ? Зачитайте строки, которые наиболее поразили Вас?
Какими средствами создается образ матери? Монолог. Есть ли описание матери в этом рассказе? А почему? В рассказе «Страна» очень много сниженной лексики. Отличается ли лексика рассказа «Мама? Каких слов в нем много?»
Каковы взаимоотношения внутри семьи? Герои ведь тоже не общаются? Как автор показывает неразрывные родственные, духовные узы, связывающие эту семью? Как вы думаете выздоровеет ребенок? Почему?
Можно ли утверждать, что в одном из рассказов идет речь о счастливых людях, а в другом о несчастных?
В чем счастье той и другой семьи?
Как раскрывается идея духовной близости, связи поколений в рассказах?
В чем истинное назначение материнства, матери?
( Мать – носительница нравственности, духовности, ее назначение не только родить ребенка, но и воспитать ее, передать ему тепло и свет, любовь и веру, поддержать в трудную минуту, как это происходит в рассказе «Мама», спасти и укрепить живую душу. Непростительно, когда женщина забывает об этом.)
Исток человеческой любви в матери, гласит пословица, а счастье матери в детях. Как страшно и горько, когда дети за своими заботами и делами забывают о своих матерях. И как трепетно и нежно звучат слова благодарности матерям.
И ещё одна наша дума: « ты одна мне несказанный свет…»
Слово библитекаря: В классе есть мои помощники, они вместе со мной подготовили выставку книг , в которых затрагивается тема матери. С некоторыми из них они вас сейчас познакомят.
Презентация книг учащихся, подготовленная совместно с библиотекарем
- В.Г.Распутин «Последний срок»
- О.Шестинский «Новеллы о любви»
- Ч.Айтматов «Русское поле»
Что объединяет эти книги. ( В них раздумья о матери, слова благодарности)
Мы с вами сегодня размышляли над произведениями, в которых главной героиней были матери. А вы часто думаете о своих Матерях? Каждый поэт, писатель, художник по-своему создает образ матери. Попробуйте создать образ своей мамы? Напишите думу о своей маме. Вы можете ее оформит виде тезиса, стихотворной страфы…
Обсуждение
Три главных вопроса были заданы в начале урока. Попробуйте ответить на них, используя свои записи.
Ответы учащихся.
Пройдет время , вы станете взрослыми и уйдете в свою интересную жизнь, а матери будут молится за вас, и переживать.
Чтение стихотворения
Молитва матери.
В комнате матери нет иконы,
Она не бьёт никому челом,
Ни ранним утром,
Ни перед сном
Не отвешивает поклоны.
Но светлую эту молитву
Мы видим в её глазах,
Она звучит в её голосе
Денно и нощно.
Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые, -
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вдохни, сердобольная, в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы
На всю семью_
На мужа, на сына, на дочерь мою, _
На каждый характер хватило,
На все их сомнения,
И смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения
И увлечения,
На заблуждения
И остуды.
Только любовь раскрывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе.
Мне нужно очень много любви.
Ты – мать,
Ты меня понимаешь…
А.Яшин.
Наш урок заканчивается. И последняя наша дума « Я пишу тебе, мама, письмо…»
Напишите письмо маме, найдите самые доброе, ласковые слова, утешьте своих мам, дайте им почувствовать свою любовь сегодня, не откладывайте на потом, не жалейте для них нежных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок для начальной школы.
Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....
Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"
Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...
Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы
Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения ...
Библиотечный урок по повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» в 8 классе
Урок внеклассного чтения...
Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"
Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...
"Библиотечный каталог" библиотечный урок
Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...
План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"
Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги, цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и к...