Интеллектуальная игра для старшеклассников: «Край наш, морошковый…» (литературно-историческая)
методическая разработка по литературе (10 класс)
Интеллектуальная игра для старшеклассников позволяет развивать научно-познавательный интерес у учащихся к истории и литературному наследию родного края, совершенствовать умение сопоставлять, анализировать и применять имеющиеся знания в новой учебной обстановке; а также формировать коммуникативные навыки - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра для старшеклассников:
«Край наш, морошковый…»
(литературно-историческая)
Авторы методической разработки:
Антюх Любовь Анфировна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ №4,
Родкина Фиала Арсеньевна – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4.
Оленегорск
2015г.
Цель игры: развивать научно-познавательный интерес у учащихся к истории и литературному наследию родного края, совершенствовать умение сопоставлять, анализировать и применять имеющиеся знания в новой учебной обстановке.
Развивать коммуникативные навыки - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Оборудование: экран, компьютер, презентация, поощрительные призы, поделённый на секторы круг, механизм с вращающейся стрелкой.
Звучит мелодия…..
Ведущий:
Сегодня мы проводим игру «Что? Где? Когда?»
В игре принимают участие две команды 11 класса «…….» и «…….». Капитаны команд (представление):
И болельщики:
- команды «………..» (подают сигнал присутствия)
- команды «…………» (подают сигнал присутствия)
- Звучит мелодия (из игры «Что? Где? Когда?)…
Ведущий:
Наша игра называется «Край наш, морошковый…» и посвящается нашему Оленегорску (тихо звучит музыка).
Вступительная часть:
Литературно-музыкальная композиция о малой Родине.
…………………
………………….
………………….
Ведущий:
Условия игры. Учителя и ученики нашей школы подготовили для участников игры вопросы - их 14.
Моя помощница будет вращать волчок, стрелка укажет на вопрос. Если команда готова к ответу – звоним в колокольчик. Кто первый – тот и отвечает.
Участники команды могут совещаться, но отвечать может только один. Если ответ правильный – приз команде, если нет, то приз автору вопроса.
«Игра начинается…»
Звучит гонг, затем музыка из игры «Что? Где? Когда?»
Помощник ведущего вращает волчок и стрелка указывает на вопрос.
Вопросы:
- Кому принадлежит поэтическая визитка?
Святки. Небо. Час рожденья луны.
Зреет завязь в залтозвездной листве.
Так и я — из мрака, из тишины —
В день морозный появился на свет.
Ответ: Александру Рыжову
- Александр Рыжов пишет: "Я очень люблю эту сказку. По блестящему снегу бежит, заметая хвостом следы, черный лохматый кот, а сверху, с широких еловых лап, сыплются тронутые легким ветром и лучами яркого солнца мягкие белые хлопья. По сценарию кот - злой, и послан он Бабой-Ягой, чтобы совершить очередное коварство. Но можно ли поверить в это, когда видишь, как он, такой большой, пушистый и усатый, проваливается в снег, смешно фыркает и отряхивает лапы?»
- Вопрос. Что это за сказка и как она связана с нашим городом?
- Ответ: сказка «Морозко». В 1964 году в Оленегорске снимался одноимённый кинофильм, его автор - известный кинорежиссер Александр Роу.
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб. (И.Бунин)
- Сколько оленей украшает наш город?
Ответ: 9
- Зачем оленеводу хорей?
Ответ: хорей - длинный посох для управления оленьей упряжкой.
- Музыкальная пауза. Танец «Северный»
- Как сейчас называется улица, изображённая на фотографии и какое название она носила до 1953 года?
Ответ: улица Мира, до1953 года – улица Сталина.
- Чёрный ящик – внесите чёрный ящик!
То, что лежит в этом ящике, объединяет эти адреса:
- улица Бардина, д.25
- Ленинградский проспект, д.7
- улица Строительная, д.37
- улица Строительная, д.34
Ответ: книга
- Самая знаменитая учительница школы №7 – Димова Анна Олеговна. Почему?
Ответ: Димова Анна Олеговна родилась 28 сентября 1980 года в городе Оленегорске, училась в школе 7. В 2003 году окончила Театральный институт имени Бориса Щукина. Самая знаменитая роль актрисы - учительница Людмила Михайловна в сериале «Папины дочки».
- Как связана с Оленегорском эта песня? (звучит песня «Петербург моего одиночества», исполняет Михаил Боярский)
Ответ: автор этой песни Виктор Мальцев, родился в Оленегорске 10 декабря 1959 года.
Тот, что уносил меня,
Вгрызался в небо бешено и скоро.
И облаков огромная ступня,
Мне показалось, раздавила город.
"Летим! Куда же?" — грызла череп мысль,
Похожая на загнанного зверя,
Объединив случайно словом "мы"
Меня
И то, в чьей власти был теперь я.
Летим! И атмосферный слой насквозь
Уже прошит, и космос вспорот лихо...
Назовите средство передвижения, которое вознесло в космос лирического героя одного из стихотворений Александра Рыжова.
Ответ: лифт.
- Музыкальная пауза. Песню «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» на стихи Сергея Есенина исполняет Катя Карпочёва, ученица 11 класса.
- Саамская поэтесса, Октябрина Воронова, писала:
- И припасы разложила:
-Скушай, милый мой, кульгар.
Что предлагала съесть милому девушка?
Ответ: пирог с рыбой.
- Ответьте, что это? «И чёрная окаймлённая зеленью пирамида, и золотой олень, и лазоревая синева…»
Ответ: герб Оленегорска.
Описание: в лазоревом поле на возникающей черной, окаймленной зеленью пирамиде — идущий золотой олень и вокруг него, поверх всего — 26 уложенных в кольцо золотых безантов.
Символика герба: количество «безантов» (26) обозначает порядковый номер железа в таблице Менделеева. Олень символизируют название города.
Автор герба: художник Александр Негода.
- Кто такой чижик?
Ответ: оленёнок.
- Чёрный ящик.
То, что лежит в «Чёрном ящике» химики относят к классу безводных окислов. Это может быть сковородой, гвоздём, станком, ножницами, машиной, рельсами.
Что лежит в чёрном ящике?
Ответ: железная руда.
- Литературная карта Оленегорска. Здесь жил и работал поэт, которому принадлежат эти строки:
Наловили много рыбы
Каждый был и рад и горд:
Капитан сказал спасибо
За работу, за рекорд!
А теперь дорога к дому!
Всем по случаю такому –
Жаром пышущая баня!
Ну, а кок наш, дядя Ваня,
Обещает к чаю торт-
Раз у нас дорога в порт!
Ответ: Васильев Геннадий Петрович (11.07. 1938-01.06. 1997), поэт. Работал слесарем на ГОКЕ.
Подведение итогов:
Жюри объявляет результаты игры, награждение. (грамоты и призы)
Литература:
- Киселев А. А. Родное Заполярье [Текст] : очерки истории Мурм. обл. (1917-1972) / А. А. Киселев / под. ред. д-ра ист. наук Ю. Н. Климова. – Мурманск: Кн. изд-во, 1974. – 511 с. : ил. – Библиогр. : с. 503-510.
- Киселев А. А. Советские саамы : история, экономика, культура [Текст] / А. А. Киселев, Т. А. Киселева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мурманск: Кн. изд-во, 1987. – 207 с., 8 л. ил. – Библиогр. : с. 199-207.
- Меркурьев И. С. Устное народное творчество поморов Мурманской области [Текст] : хрестоматия / И. С. Меркурьев. – СПб. : [б. и.], 2000. – 220 с.
- Меркурьев И. С. Сказки поморов Мурманской области [Текст] / И. С. Меркурьев. – СПБ. : [б. и.], 1997. – 156 с.
- Пантелеева Л. Т. Храни огонь pодного очага / Пантелеева Л.Т., Лявданский Э. К.; ред. Л. Ф.Жданова. - Муpманск : Муpм. гос. пед. ин-т, 1994. - 115 с.: ил. – Библиогр. : с. 114-117.
- Ушаков И. Ф. Кольская земля [Текст] : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков / под ред. докт. истор. наук И. П. Шаскальского. – Мурманск : Кн. изд-во, 1972. – 672 с. — Библиогр.: с. 645-670.
- Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение. Мурманская область. (Досоветский период) [Текст] / И. Ф. Ушаков. – Мурманск: Кн. изд-во, 1974. – 88 с. – Библиогр.: с. 75-88.
- Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время : ист.-краевед. словарь. –Мурманск : Кн. изд-во, 2003. —336 с.
- Ушаков И. Ф. Избранные произведения [Текст]: историко-краеведческие исследования: в 3 т. / И. Ф. Ушаков. – Мурманск : Кн. изд-во, 1997.
- Федоров П.В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова)[Текст] / Федоров П.В.; Мурм. гос. пед. ун-т, Ломоносовский фонд. - Мурманск, 2004. - 241 с. – Библиогр.: с. 200-216.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-историческая игра "Дива былинные"
Данная работа может быть использована при повторении темы Древнерусская культура на уроках истории 7 класса или как самостоятельная игра предметной недели. В игровой форме представлен материал р...
литературно-историческая игра "Кто? Где? Когда?"
Внеклассное мероприятие, расчитанное для учащихся 9-х классов для проведения его в рамках предметных недель. Разработка содержит интересные интегрированные задания по истории и литературе, направленны...
СЦЕНАРИЙ Интеллектуальной литературно-исторической игры “Песнь моя- Башкортостан”
СЦЕНАРИЙИнтеллектуальной литературно-исторической игры “Песнь моя- Башкортостан” (для 7-8 классов)...
Литературно-историческая игра "За семью печатями"
Приводится сценарий литературно-исторической игры...
Литературно-историческая игра в рамках Недели русского языка и чтения (внеклассное мероприятие)
quot;Недаром помнит вся Россия про день Бородина"(для обучающихся 7-8 классов)...
Литературно-историческая игра – викторина «Орел вчера, сегодня, завтра».
Цели:Способствовать воспитанию уважения к истории малой Родины – родного края Орловской области.В игровой форме повторить, закрепить и обобщить знания детей о истории г.Орла и Орловской области....
«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)
История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...