СЦЕНАРИЙ Интеллектуальной литературно-исторической игры “Песнь моя- Башкортостан”
материал по литературе (7 класс) по теме

Савенко Ольга Даниловна

 

СЦЕНАРИЙ

Интеллектуальной литературно-исторической игры “Песнь моя- Башкортостан” (для 7-8 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dlya_viktoriny.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

САВЕНКО О.Д.

Ср. Школа №124

СЦЕНАРИЙ

Интеллектуальной литературно-исторической игры “Песнь моя- Башкортостан” (для 7-8 классов)

Оформление доски: репродукции с видами Уфы и Башкортостана,

название игры, эпиграф, сочинения, рисунки, рефераты, табло с заданиями.

Игровой стол, волчок, панно с количеством баллов.

Слово учителя:

(звучит музыка)

   Уважаемые гости, учителя, ребята, сегодня мы с вами проведем интеллектуальную литературно-историческую игру, которая называется “ПЕСНЬ МОЯ – БАШКОРТОСТАН”.

  Цель её такова: расширение кругозора знаний о Башкортостане, Уфе и людях, прославивших республику.

  Правила игры:  Я разделила класс на 3 команды. В центре нашего условного зала находится игровой стол, на котором стоит волчок. В командах каждому участнику предлагается сделать результативный ход. Если участник угадывает букву, то делает ещё один ход, если ошибается, то право передачи хода переходит к другой команде. Таким образом, в командах сможет сыграть почти каждый участник. Чья команда наберет большее количество баллов, та и выигрывает и ей будет присвоено звание “Самые интеллектуальные”.

  Прежде чем мы начнем крутить волчок и отгадывать задания, я прошу вас, ребята, ответить на вопрос.

- Какой большой праздник в скором времени будет отмечать наша замечательная многонациональная республика Башкортостан?

Уч.:- День независимости республики Башкортостан, день когда наш Башкортостан стал суверенным.

Учит.:- Ответ совершенно верный, ведь  не случайно наша интеллектуальная игра носит название  “ Песнь моя – Башкортостан”, так как речь в ней пойдет, как я уже говорила о Башкортостане, Уфе и людях, прославивших свою республику, так как самое главное богатство любого государства – это люди.

А начать нашу игру я хочу лирическим вступлением. Мы с вами прослушаем стихотворение Асхаль Ахметхужиной “Башкирия”.

Звучит музыка (Кубыз).

Уч.: Не хвастаюсь, мол раю ты равна;

        Не оскорблю и ложью, мол бедна;

        Земля моя, ты у меня – одна:

        Моя, родная сердцу сторона;

        Пусть Агидель – не сплошь из серебра;

        Урал – гора – не золота гора;

        Но не ушла черемухи пора;

        Когда я здесь – душа моя щедра.

        Твой верный сын, во все влюблен я тут;

        Поля и горы в путь меня зовут;

        С утра меня твои березы ждут;

        По мне, грустя, кукушки слёзы льют.

        Меня слепят блистаньем красоты;

        К ним подойдя, вникаю в тайны их,

        Стремлюсь понять язык цветов твоих;

        “Есть счастье, говорят они, - одно,

        Дается нам родной землей оно!”.

Итак, прозвучала первая лирическая пауза.

 Можно крутить волчок, начинаем игру.

 Звучит ритмичная музыка.

К каждому заданию прозвучит информация, которая поможет угадать задание.

Прослушайте 1-ое задание.

На табло фамилия человека в честь которого названа одна из улиц города. Шесть букв (Блюхер).

Уч.: - Известно, что он был участником гражданской войны, воевал под Челябинском, был избран председателем городского ревкома. Он был сыном крестьянина, из деревни Барщинка Ярославской губернии. Родился в 1890 г. С малых лет начал свою трудовую деятельность: работал “мальчиком на побегушках” в лавке в Петербурге, подручным на заводе. За участие в революционном движении сидел 3 года в царской тюрьме. Солдатом воевал в первой мировой войне. В начале гражданской войны попал к белым в окружение, отступил во главе своего отряда к городу Белорецку. Откуда возглавил рейд по тылам врага.

Учит.: Первое задание угадано.                                                                                                                                  Это Блюхер, человек в честь которого названа одна из улиц нашего города.

             Команды фиксируют количество баллов.

              А мы слушаем литературно лирическую паузу. Звучит стихотворение Катибы     Киньябулатовой “ Будь счастливой, Родина моя”.          

Звучит музыка. (Курай).

Уч.: Тихо.

        Словно пламя, пышет солнце.

        Только жаворонок не заглох.

        Вниз беспечно сыплется и льется

        Песня, как серебряный горох.

        Я тебя заслушалась, как в детстве…

        Ничего в себе не утая

        Верно, ты не можешь наглядеться

        На родную землю, как и я

        Степь, моя!

        Хлебов разлив да травы.

        Речка вьется синим пояском.

        Тучи, как пугливые отары,

        Незаметно сбились над леском.

        И внезапно хлынул с громом ливень, Я люблю в ладони спелый дождь.

        Степь моя!

        Сейчас меня счастливой

        На земле, пожалуй, не найдешь.

        Дождь колосья тонкие колышет,

       Радуга цветет – весны маяк.

       И мой звонкий голос людям слышен:

      - Будь счастливой, Родина моя!            

Звучит ритмичная музыка.

Уч.: Можно крутить волок, набирать баллы.

Учит.: Слушаем П-ое задание. На табло фамилия скульптора, создателя известного памятника Салавату Юлаеву. Восемь букв (Тавасиев).

Чт.: Родился он в 1754г. В семье старшини Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги. Юлая Анзалина. С детства получил хорошее воспитание. Дружил с передовыми русскими людьми. Когда Юлай назначил Салавата командиром отряда для поимки Пугачева, он прибыл в Стерлитамак, где его оставили командиром ещё большего отряда. Салават с этим отрядом перешел на сторону восставших. Участвовал в боях под Оренбургом и проявил себя не только смелым воином, но и способным командиром.

Чт.: Пугачев присвоил ему звание полковника, тогда ему шел 19-ый год. Пугачев отправил его домой, где он должен был поднять население на борьбу. Салават успешно справился с этой задачей. В его команде было более 4 тыс. Человек, люди разных национальностей. А Салават обратился к многонациональному население с призывом к дружбе и совместной борьбе против угнетателей.

Чт.: Он участвовал в 22 сражениях и не знал поражений. После ухода Пугачева за Волгу Салават стал главным предводителем восстания в Башкортостане. Он возглавил борьбу на территории Сибирской дорого, не раз выступал в сражениях против крупных карательных отрядом генерала Фреймана, полков Рылеева, майора Гагрина и др. Отряды Салавата в течении 5 месяцев вели неравную борьбу, не желая сдаваться. Лишь 24 ноября 1774 г. Карателям удалось схватить Салавата, использовав вероломство мешарских старшин Салавата и его отца Юлая допрашивали в Казани, даже  возили в Москву для допроса в Тайной экспедиции, затем вернули в Оренбург, а потом в Уфу.

Чт.: Их возили по местам сражений, били кнутом, вырвали ноздри, положили знак З “Б”, и – злодей, бунтовщик, изменник и отправили в далекую крепость Роирвик (ныне г. Палдиски в Эстонии) на вечную каторгу. 25 лет томился башкирский нац.  герой  в далеком Роирвике. Умер 26 сентября 1800 г. Незадолго до него умер и его отец Юлай. Царские власти старались искоренить род Юлая и Салавата, истребив их имена из памяти народа.

Чт.: Их жен и сыновей роздали офицерам и генералам. Имя Салавата запрещалось произносить. Но народ не забыл своего героя и вождя. Он вернулся к своему народу в легендах и песнях. В честь него названы улица, город, поставлен памятник. Именем Салавата названа улица и школа в г. Палдиски, а в 1089 г. Там установлен бюст национального героя.

Чт.: Салават Юлаев вошел в современное искусство высоким духом свободолюбивой борьбы и поэзии, бессмертным стимулятором все новых и новых явлений и в поэзии, и в музыке, и в театре, и в живописи, и в культуре.

     Воплощением народного, непреклонного духа предстает перед нами Салават в картине Алексея Кузнецова.

     А третьим памятником Салавату стала опера Загира Исмагилова “Салават Юлаев”

Учит.: Угадано второе задание. Создателям памятника Салавату Юлаеву является скульптор Тавасиев. Пока команды считают баллы, мы слушаем литературную паузу.

Звучит стихотворение Юсуфа Гарейя “Привет, Салават!”.

Сколько же лет Салавату сейчас?

Вот он взлетел

На утес над рекой.

Двести пятнадцать

Ему в этот час,

В пору, как он возвратился домой.

Видно в народе не зря говорят:

Дважды на свете герои живут.

Прожил короткую жизнь Салават,

Чтобы на веки остаться

Вот тут.

Ждал два столетия героя Урал

Не было писем-

Придет ли назад?

Но на чужбине батыр не пропал-

Взял да вернулся!

Привет, Салават!

Синий заречный туманится край,

Ветер

Ковыльное гнет серебро…

…Ну, а когда же приедет Юлай?

Это узнайте у сына его.

Взвив на дыбы скакуна над горой,

Поднял он руку, приветствуя наc.

Как он ликует, Урала герой, нынче дмой наконец возвратясь!..

Сколько их будет,

Идущих к нему…

Гладки тут тропы – шагай по любой!

Камень, асфальт-

Это здесь ни к чему,-

Все замостит здесь народа любовь.

Учит.: Объявляются баллы.

(Звучит ритмичная музыка). Крутим волчок.

Переходим к третьему заданию. Назовите фамилию человека, которую носит один из парков нашего города. Всего 6 букв. (Якутов).

Уч.: С января до октября 1905 г. рабочие Уфы поддерживая революционное движение пролетариата России проводили собрания, митинги, демонстрации, забастовки. В знак солидарности 7 октября забастовали рабочие уфимских железнодорожных мастерских.

В ходе стачечной борьбы зарождались Советы рабочих депутатов. Председателем было принято решение прекратить движение поездов через станцию Уфа.

Пропускались лишь военные составы с демобилизованными с фронтов русско-японской войны солдатами и поезда с продовольствием для голодных районов Сибири.

Уч.: В период подготовки вооруженного восстания в железнодорожном районе сложился революционный порядок. Он поддерживался Советом. На 9 декабря был назначен митинг, сразу после него началось вооруженное восстание. Власти готовились к подавление восстания. По их требованию в спешном порядке из Петербурга в Уфу были переброшены 3 эскадрона казаков, а из Саратова 3 роты солдат. Митинг был в разгаре. К казакам и солдатам  вышел председатель Совета рабочих депутатов. (Фамилия которого на табло). Он обратился к солдатам с речью, убеждал не трогать рабочих. Посмотрите,- говорил он,- в кого вы стреляете, разве они ваши враги? Мы боремся за то, чтобы лучше жилось и вам и нам. У солдат и рабочих одинаковая нужда, одно горе и один враг.

Уч.: Солдаты заколебались. Но подъехавший есаул с бранью и угрозами перестроил воинские подразделения так, чтобы казаки напирали на солдат. Медлить было нельзя. И председатель отдал указ о защите рабочих боевой дружине. Но силы были неравные. Пришлось отступать. Жестоко расправились царские власти с революционными рабочими. Многие попали в тюрьмы. Был объявлен розыск Председателя Совета уфимских депутатов.(Фамилия на табло). Он был назван главным организатором вооруженного выступления рабочих  Уфы. Чтобы избежать ареста он покинул Уфу и уехал в Харьков. Но и там его нашли. Его арестовали, пытали. Но этот мужественный человек не стал предателем. Его обвинили в применении бомбы против солдат, хотя обвинение не было доказано. Вынесли смертельный приговор. Такой шаг он считал унизительным и недостаточным для революционера. “Я человек от природы честный, люблю честных и ненавижу подлецов ”, - писал он в последних письмах из тюрьмы. Сыну писал: “ Советую больше читать и учиться”, жене:”Не теряй головы, будь твердой, расти детей, воспитывай настоящих людей. Будет трудно- не унывай. Товарищи в беде всегда помогут.” На казнь его повели с завязанными руками в плотном кольце штыков. Он высоко поднял голову и крикнул:” Прощайте товарищи!” И тюрьма откликнулась сотней голосов:” Мы жертвою пали в борьбе роковой”.

Учит.: Наконец, разгадано 3-е задание.

            А вашему вниманию предлагается лирическая литературная пауза.

           Звучит стихотворение Назара Наджми “ Сосед по огню”.

Музыка. Звучит кубыз.

Уч.:       Оттого ли, что когда-то, в былые года,

              Высекали огонь из кресала 

В очаге у людей он не гас никогда,

В углях прятался искоркой малой!

Если все же затухал (так бывало на дню),

И в золе не мерцало ни искры –

Каждый знал: у него есть сосед по огню

Безотказный сосед, самый близкий

О сосед по огню!... В тот таинственный миг,

Когда пламя в душе угасало,

Шел я к людям – огонь доставал я у них,

Будто бы высекал из кресала.

Я желанье заветное в сердце храню:

Мне такого б огня хоть крупицу!...

Чтоб меня называли: сосед по огню!

Чтобы людям – ко мне торопиться!

Учит.: И вот мы подошли к финалу.

(Звучит ритмичная музыка). Крутим волчок. Набираем баллы.

Объявляю задание на финал. Назовите фамилию человека, который возглавил Башкирскую дивизию в годы Великой Отечественной Войны. В честь него так же названа одна из улиц нашего города. На табло 10 букв.(Шаймуратов).

Чт.:  Известно, что это был образованный и опытный 42-летний полковник. Ранее он работал представителем России(т. бывш. СССР) в Турции и Китае. Свободно владел китайским, немецким, тюркским языками. Дивизия начала свой боевой путь в апреле 1942 г. в составе 8-го кавалерийского корпуса на Брянском фронте. Затем башкирские конники, совершив 500 км марш, продолжили бои под Сталинградом. Слава о них шла по всему фронту.

Чт.:  С ноября 1942 г. – по январь 1943 г. дивизия прошла с тяжелыми боями по донской степи более 400 км. За это время уничтожили 3000 т. фашистов, 56 танков, 6 самолетов противника. Трофеями стали 5 руж., 8 продукт. складов, 31 самолет, 20 танков, 115 автомашин, около 2000 немецких солдат и офицеров были взяты в плен. 6 февраля командующий 3-й гвардейской армией генерал-лейтенант Млюшенко поставил перед 8-м кавалерийским корпусом боевую задачу: проникнув в тыл фашистов через фронт, перерезать железную дорогу Ворошиловград-Дебальцево, отсечь коммуникации противника и тем самым способствовать его разгрому в Донбассе. Башкирская дивизия шла во главе корпуса.

 Чт.:  За 10 дней рейда они разгромили несколько воинских частей, разрушили 19 мостов, уничтожили и захватили тысячи солдат и офицеров. Когда подошло время прорыва, генерал, фамилию которого мы угадываем, просил командира корпуса Борисова М.Д. разведать линию фронта, дождаться артиллерии и только после этого через сутки пробиваться к своим. Однако командир был неумолим. Он приказал: “Немедленно идти на прорыв”. Неподготовленный прорыв привел к катастрофическим последствиям для дивизии. При выходе из рейда почти многие конники, в том числе командир дивизии генерал, фамилию которого мы разгадываем. За освобождение Украины в 1943 г. Башкирская дивизия награждена орденом Ленина и переименована в 16-гвардейскую. Ей было присвоено звание Черниговской.

Чт.:  61 воин за исключительный героизм и мужество, проявленное в боях на Днепре стали героями Советского Союза. Среди них полковник Кусимов М., офицеры А.Руддой, К. Давлетов, рядовые Х.Булатов, Н.Якупов и др. В составе 1-го Белорусского фронта приняла участие во взятии Берлина. За отличие в боях Башкирская кавалерийская дивизия было награждена 4 орденами, 15 раз отмечалась в приказах Верховного Главнокомандования. 76 ее войнам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Закончилась игра.

Пока команды подсчитывают балы, мы послушаем стихотворение М. Карима, которому в этот год исполняется 80 лет, называется оно “Думы”.

Музыка(звучит курай)

Чт.:        На свет явился не пришельцем я,

По большаку не брел я в полной мгле,

Пристанище себе не находя.

Нет, странником я не был на земле!

За правдой я по свету не брожу

С весами справедливости в руках.

Я истину в Отчизне нахожу-

В ее полях, озерах, родниках.

Я  не случайный гость земли  родной.

Я - сын ее, я – человеку брат.

Лишь отщепенец, раб – везде чужой…

Здесь все мое, и я душой богат.

Не слезы я ронял на землю – пот;

Сгибая спину, я ее пахал.

И каждый маленький зеленый всход

Я с горделивой радостью встречал.

И бег стремительный счастливых дней,

И птичьи голоса, и шум лесов

И радость, и страдания людей-

Все честный стих в себе вобрать готов

Я думы сердца в песню перелью

И буду петь хвалу земле моей

Безмолвно я не кончу жизнь мою,

Как в жизни я не знал безмолвных дней.

(Объявляются баллы).

В заключение нашей интеллектуальной игры, вашему вниманию предлагается танец.( Башкирский танец).

Объявляются итоги. Звучит ритмичная башкирская музыка. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается Почетной грамотой и званием “Самые интеллектуальные”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-историческая игра "Дива былинные"

Данная работа может быть использована при повторении темы Древнерусская культура на уроках истории 7 класса или как самостоятельная игра предметной недели. В игровой форме  представлен материал р...

литературно-историческая игра "Кто? Где? Когда?"

Внеклассное мероприятие, расчитанное для учащихся 9-х классов для проведения его в рамках предметных недель. Разработка содержит интересные интегрированные задания по истории и литературе, направленны...

Литературно-историческая игра "За семью печатями"

Приводится сценарий литературно-исторической  игры...

Интеллектуальная игра для старшеклассников: «Край наш, морошковый…» (литературно-историческая)

Интеллектуальная игра для старшеклассников позволяет развивать научно-познавательный интерес  у учащихся к  истории и литературному наследию родного края, совершенствовать умение...

Литературно-историческая игра в рамках Недели русского языка и чтения (внеклассное мероприятие)

quot;Недаром помнит вся Россия про день Бородина"(для обучающихся 7-8 классов)...

Литературно-историческая игра – викторина «Орел вчера, сегодня, завтра».

Цели:Способствовать воспитанию уважения к истории малой Родины – родного края Орловской области.В игровой форме повторить, закрепить и обобщить знания детей о истории г.Орла и Орловской области....

«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)

История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...