Урок "Быть немножко добрее"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Данный урок будет интересен практикующим учителям, так как несет большой воспитательный момент при формировании культурологической и моральной компетенций учащихся на основе рассказа В.М.Шукшина "Чудик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Чудик". В.М.Шукшин | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе «Быть немножко добрее».
Цели урока: знакомство с рассказом «Чудик» В.М.Шукшина.
Задачи: определить особенность героя – «чудика» в рассказе В.М.Шукшина;
развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи;
воспитывать гуманное отношение к людям.
Эпиграф к уроку:
Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть…
Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте
повнимательнее друг к другу, подобрее…
В.М. Шукшин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас открытый урок по литературе. Давайте приветствуем наших гостей, пожелаем хорошего настроения, творческих открытий друг другу. Пусть наш урок оставит в наших душах тепло, чувство уверенности и желание помочь каждому, кто в нем нуждается.
2. Новая тема.
- Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку. (Читает желающий).
- Найдите ключевые слова из данного эпиграфа. (Душа, доброта, жизнь, внимание).
- Как вы думаете, можем ли мы сказать, что эти слова связаны между собой? Какую роль будет выполнять данный эпиграф в нашем сегодняшнем уроке?
- Кто-нибудь знает автора эпиграфа?
Ответы учащихся.
- Автор этого высказывания - Василий Макарович Шукшин.
- Тема нашего урока вы будете сформулировать в конце урока сами.
Удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек - актер, прозаик, киносценарист, режиссер. В чем же заключается уникальность творческой личности Шукшина? Давайте послушаем краткое сообщение вашего товарища о писателе. (Выступает заранее подготовленный ученик)
- … Деревня.…С ней связан был Василий Макарович кровными узами, за нее болел душой.
Шукшин принес в литературу нового героя - сельского мужика. Сегодня мы поговорим об одном из них – Чудике.
Самостоятельная работа.
- Прежде чем начинать чтение рассказа, обратите внимание на карточки, которые вы должны заполнить. 1 группа по ходу чтения заполняет строку с описанием ситуации в магазине,
2 группа - в поезде,
3 группа – на самолете,
4 группа – в аэропорту,
5 группа - в доме брата.
Беседа по вопросам.
- Кто является главным героем?
- А кто такой чудик? Назовите однокоренные слова этого слова. Попытайтесь объяснить значение слова «чудик».
Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.
Чудик – (прост) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова)
- Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе? Как характеризует автор своего героя?
- Какие слова выражают чувство самого героя к событиям, происходящим с ним?
- А теперь обратите внимание на путь Чудика, какие события произошли с ним? Перечислите мне ситуации, места, в которых с ним случалось что-нибудь. Прокомментируйте ваши ответы.
Выступления групп.
- Почему у этих героев нет имен?
- Обратите внимание на слова невестки перед самим отъездом Чудика. Почему она невзлюбила Чудика?
- Как заканчивается рассказ? Какой смысл несет в себе последний абзац?
- Давайте сделаем вывод. Что же хотел донести до читателя, до нас автор?
Вывод: все мы дети природы. Мы такие разные, но у каждого есть право быть таким, каким он родился. Мы все должны быть немного внимательными, чуткими, добрыми по отношению к другим.
Проверка знания текста. Утверждение «да» , «нет»
Вопросы:
1. Чудик собирается на Урал навестить семью брата.
2. Брата Чудика зовут Михаил.
3. Чудик нашел в магазине деньги.
4. Отношение автора к деньгам передается словом «дурочка».
5. Сняли с книжки еще пятьдесят рублей.
6. Ему очень хотелось поесть в самолете ради любопытства.
7. Самолет высадился на кукурузном поле.
8. Брат дразнил Чудика, когда они оставались одни.
9. Брат хотел доказать своей жене, что в деревне люди лучше.
10. Зовут нашего героя Василий, ему тридцать девять лет, обожал сыщиков и собак.
- Есть ли в наше время такие люди, как Чудик? Каково отношение к ним окружающих? Как вы думаете, почему?
- Каковы мысли писателя относительно таких «особенных» людей? (Писатель подводит к мысли, что не вина этих героев, что они становятся изгоями в современном обществе. Это наша беда, что мы отвергаем лучшее, что есть вокруг).
- Исходя из наших размышлений, давайте подумает над темой нашего сегодняшнего урока. К чему призывает писатель?
Сформулирование темы урока учащимися.
- Думаю, что наш сегодняшний урок был полезен для каждого из нас, и хочется, чтобы он стал для вас правильным ориентиром в вашей жизни. Давайте закончим наш урок стихотворением современника В.М. Шукшина Николая Рубцова. (читает ученик).
До конца.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
садом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
останется чиста
До конца,
До смертного креста!
6. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: “ Люди, которых трудно полюбить, как раз больше нуждаются в любви”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""
Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики по теме "Умножение и деление дробных чисел". Цель урок...
классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"
данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....
Кл. час на тему: "Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь"
Классный час...
Развлечение "О правилах Кошке расскажем немножко"
Представлен сценарий развлечения по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы, проведенного на территории детского сада...
«Нам бы душу не забыть, нам бы немножко добрее быть» В.Шукшин Внеклассное мероприятие.
Цель мероприятия: воспитание у учащихся уважения к каждому человеку, внимательного отношения к ровесникам и взрослым, формирование умений толерантного обращения, способность к сотрудничеству....
Разработка НОД по плаванию "Мы немножко подрастем и в Морфлот служить пойдем".
Разработка НОД по плаванию "Мы немножко подрастем и в Морфлот служить пойдем". Открытое занятие ко Дню Победы (средняя группа)....