Рабочая программа по литературе 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 «Экос» г. ДОЛГОПРУДНОГО
( МБОУ ШКОЛА №8)
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
По литературе
( базовый уровень)
8 класс
Составитель:
Ромашова О.Б.
учитель
2019 год
Рабочая программа ПОЛИТЕРАТУРЕ 8 класс к УМК В.Я. Коровиной и др.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования,ООП НОО,в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373 на основании авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016).
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы «Литература» В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016).стр.241-284
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Количество контрольных работ (лабораторных, практических или диктантов и т.д.) |
Введение. | 1 | 1 | ||
Устное народное творчество. | 2 | 2 | ||
Из древнерусской литературы | 5 | 2 | 1 | |
Из русской литературы 18 века | 25 | 3 | 1 | |
Из русской литературы 19 века | 35 | 35 | 1 | |
Итого | 68 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, тема урока | ||
Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и /или коррекция) | ||
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.) | |||
1 | Русская литература и история | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч) | |||
2 | В мире русской народной песни. «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки | ||
3 | P.P. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч) | |||
4 | Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов | ||
5 | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 Ч) | |||
6 | Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | ||
7 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект | ||
8 | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (2 Ч) | |||
9 | Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов | ||
10 | Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз» | ||
КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ (1 Ч) | |||
11 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева | ||
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (9 Ч) | |||
12 | P.P. Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча» | ||
13 | P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября» | ||
14 | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка») | ||
15 | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | ||
16 | P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | ||
17 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | ||
18-19 | P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы» | ||
20 | Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина | ||
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (5 Ч) | |||
21 | «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма | ||
22 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | ||
23 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы | ||
24 | P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект | ||
25 | Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова | ||
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (7 Ч) | |||
26 | «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью» | ||
27 | Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» | ||
28 | P.P. Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект | ||
29 | P.P. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель») | ||
30 | Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель» | ||
31 | Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя | ||
32 | Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя | ||
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1Ч) | |||
33 | Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы» | ||
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 Ч) | |||
34 | Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) | ||
35 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на офици-альные ис-торические сочинения | ||
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (1Ч) | |||
36 | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» | ||
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (3 Ч) | |||
37 | Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого | ||
38 | Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база» | ||
39 | P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого «После бала» | ||
ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (2 Ч) | |||
40 | Вн. чт. А.С. Пуш кин «Цветы последние милеи...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» | ||
41 | P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | ||
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (2 Ч) | |||
42 | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви» | ||
43 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч) | |||
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1 Ч) | |||
44 | Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | ||
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1Ч) | |||
45 | P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна) | ||
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1Ч) | |||
46 | P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл | ||
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (2 Ч) | |||
47 | Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему | ||
48 | Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока | ||
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1Ч) | |||
49 | И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | ||
50 | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч) P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект | ||
51 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе | ||
52 | P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | ||
53 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | ||
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (2 Ч) | |||
54 | Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин» | ||
55 | Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского | ||
СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. (ОБЗОР) (2 Ч) | |||
56 | М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют» | ||
57 | А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне | ||
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (3 Ч) | |||
58 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | ||
59 | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | ||
60 | Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне | ||
РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2 Ч) | |||
61 | И.Ф. Аннен ский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...» | ||
62 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без Рос сии...»; З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Ами- надо «Ба бье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч) | |||
63 | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты | ||
64 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности | ||
65 | Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа | ||
66 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера | ||
67 | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго» | ||
68 | Итоговое тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....