Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 «Экос»
Г. ДОЛГОПРУДНОГО
(МБОУ школа№8 «Экос»)
____________________________________________________________________________________
Рабочая программа
по
Литературе
7 класс
Составила: Ромашова Оксана Борисовна
учитель русского языка и литературы
2019
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.). Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459
Предмет литература реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Московской области (Приказ Министерства образования Московской области № 1427 от 15.04.2016 г.), учебного плана МБОУ школы № 8 на 2019-2020 учебный год, который отводит на изучение предмета 69 часов за один год обучения в 7 классе, в неделю – 2 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы «Литература ». В.Я. Коровина, В.И. Коровина, ТМ.: Просвещение, 2016
Учебно- тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Авторская программа | Рабочая программа | РР | К.Р. |
Введение | 1 | 1 | - | - | |
Устное народное творчество | 4 | 4 | 1 | - | |
Из Древнерусской литературы | 4 | 4 | 1 | 1 | |
Из русской литературы XVIII века | 2 | 2 | - | - | |
Из русской литературы XIX века | 29 | 29 | 2 | 2 | |
Произведения русских писателей ХХ века | 23 | 23 | 1 | 1 | |
Зарубежная литература | 5 | 5 | - | - | |
Итоговый урок | 1 | 1 | - | ||
Итого: | 69 | 69 | 5 | 4 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | . Изображение человека как важнейшая задача литературы. | 1 |
2. | Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой | 1 |
3. | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели | 1 |
4. | РР. Подготовка к устному сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях» | 1 |
5. | Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | 1 |
66 | «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | 1 |
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. Отрывок «О пользе книг» | 1 |
8. | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе» | 1 |
9. | Контрольная работа по УНТ и ДРЛ | 1 |
10 | Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | 1 |
11. | Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина | 1 |
12. | А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Изображение Петра в поэме. | 1 |
13. | «Медный всадник». Тема Петра I в поэме. | 1 |
14 | «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. | 1 |
15. | Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов | 1 |
16. | РР. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина. | 1 |
17. | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | 1 |
18 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про …купца Калашникова» Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. | 1 |
19. | Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | 1 |
20. | Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | 1 |
21. | Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи. | 1 |
22 | Осада польского города Дубно. | 1 |
23 | Трагедия Тараса Бульбы. | 1 |
24. | РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба» | 1 |
25 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | 1 |
26 | И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» | 1 |
27 | Стихотворения в прозе. | 1 |
28 | Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» | 1 |
29 | Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова | 1 |
30 | Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда» | 1 |
31 | М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. | 1 |
32 | Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» | 1 |
33 | Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы» | 1 |
34 | Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. | 1 |
35 | А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон» | 1 |
36 | Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня» | 1 |
37 | И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры» | 1 |
38 | Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку | 1 |
39 | «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин, А. Толстой. | 1 |
40 | Контрольная работа по теме «Литература XIX века | 1 |
41 | М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава) | 1 |
42 | «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство» | 1 |
43 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство» | 1 |
44 | РР. Сочинение – характеристика литературного героя | 1 |
45 | «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») | 1 |
46 | Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака» | 1 |
47 | В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Необычайное приключение…» | 1 |
48 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | 1 |
49 | . А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка» | 1 |
50 | А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова | 1 |
51 | На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. | 1 |
52 | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. | 1 |
53 | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. | 1 |
54 | Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади» | 1 |
55 | Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа | 1 |
56 | Е. Носов «Живое пламя» | 1 |
57 | . ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения | 1 |
58 | А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект | 1 |
59 | Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро» | 1 |
60 | «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева | 1 |
61 | «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов) | 1 |
62 | Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда» | 1 |
63 | Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века» | 1 |
64 | Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса | 1 |
65 | Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрон | 1 |
66 | Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года | 1 |
67 | О.Генри. «Дары волхвов». | 1 |
68 | Р.Д. Бредбери. «Каникулы». | 1 |
69 | Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....