Рабочая программа по литературе 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 «Экос»
Г. ДОЛГОПРУДНОГО
(МБОУ школа№8 «Экос»)
Рабочая программа
по
Литературе
6 класс
Составила: Ромашова Оксана Борисовна
учитель русского языка и литературы
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.). Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459
Предмет литература реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Московской области (Приказ Министерства образования Московской области № 1427 от 15.04.2016 г.), учебного плана МБОУ школы № 8 на 2018-2020 учебный год, который отводит на изучение предмета 6102 часа за один год обучения в 6 классе, в неделю – 3 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской лит-ры, лит-ры 18 века, русских писателей 19-20 века, лит-ры народов России и зарубежной лит-ры;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям лит-ры, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух лит-ых произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы лит-ры как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений лит-ры; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании худ-ых образов лит-ых произведений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы «Литература ». В.Я. Коровина, В.И. Коровина, ТМ.: Просвещение, 2016
Стр
.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Контрольные работы |
1 | Введение. | 1 час | - | |
2 | Устное народное творчество. | 4 часа | 4 | |
3 | Из древнерусской литературы. | 2 часа | 2 | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века. | 1 час | 1 | |
5 | Из русской литературы XIX века. | 52 часа | 52 | 1 |
6 | Из русской литературы XX века. | 30 часов | 30 | 1 |
7 | Зарубежная литература. | 13 часов | 13 | |
8 | Повторение, обобщение, итоговый контроль | 2 часа | - | |
ИТОГО: | 105 часов | 102 | 3 |
Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Плановые сроки прохождения программы | Скорректированные сроки прохождения программы |
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | ||
2 | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час) Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | ||
3 | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | ||
4 | Загадки | ||
5 | Контрольная работа №1 по теме УНТ | ||
6 7 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | ||
8 | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | ||
9 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 час) И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | ||
10 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | ||
11 | Контрольная работа №2 по теме «Басни» | ||
12 | А. С. ПУШКИН (18 ЧАС) А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» | ||
13 | Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». | ||
14 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | ||
15 | Лирика Пушкина | ||
16 | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | ||
17 | Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». | ||
18 | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | ||
19 | Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | ||
20 | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | ||
21 | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | ||
22 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | ||
23 | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | ||
24 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | ||
25 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | ||
26 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | ||
27 | Обобщение по теме «Дубровский». | ||
28 | Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | ||
29 | Анализ к\р, работа над ошибками | ||
30 | М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 час) Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | ||
31 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | ||
32 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» | ||
33 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | ||
34 | И.С. ТУРГЕНЕВ (5 час) Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | ||
35 | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | ||
36 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | ||
37 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | ||
38 | Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | ||
39 | Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 час) Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | ||
40 | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | ||
41 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | ||
42 | А.А.ФЕТ (2 час) Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | ||
43 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | ||
44 | Н.А. НЕКРАСОВ (6 час) . А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | ||
45 | Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | ||
46 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | ||
47 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | ||
48 | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | ||
49 | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века. | ||
50 | Н.С. ЛЕСКОВ (6 час) Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. | ||
51 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | ||
52 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | ||
53 | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» | ||
54 | Сказовая форма повествования. | ||
55 | Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | ||
56 | А.П.ЧЕХОВ (3 час) А.П. Чехов. Литературный портер писателя. | ||
57 | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | ||
58 | Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | ||
59 | РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час) Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | ||
60 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | ||
61 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | ||
62 | Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века | ||
63 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | ||
64 | Тема трудолюбия в сказке-были «Кладовая солнца» | ||
65 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | ||
66 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | ||
67 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | ||
68 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | ||
69 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | ||
70 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час) К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | ||
71 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | ||
72 | В.П. АСТАФЬЕВ (2 час) Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | ||
73 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | ||
74 | Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | ||
75 | В. Г. РАСПУТИН (3 час) Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | ||
76 | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | ||
77 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | ||
78 | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | ||
79 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | ||
80 | РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 час) А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | ||
81 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | ||
82 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | ||
83 | Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века. | ||
84 | Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | ||
85 | Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | ||
86 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | ||
87 | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | ||
88 | Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | ||
89 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | ||
90 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | ||
91 | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 час) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | ||
92 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | ||
93 | Геродот. «Легенда об Арионе». | ||
94 | А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | ||
95 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | ||
96 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | ||
97 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | ||
98 99 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | ||
100 101 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | ||
102 | Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....