Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_11_klass.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от __________ 2019г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ: директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 238 от «30» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Классы 11 А, Б
Учитель: Левицкая Елена Анатольевна
Количество часов
всего - 68 часов
в неделю - 2 часа
Плановых контрольных работ (в том числе сочинения, изложения) - 6
Учебная программа (автор): Программа курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень / авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – Москва: «Русское слово – учебник», 2018
Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год издания): «Литература»: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 частях. Авторы: С.А. Зинин, В.И. Сахаров– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018
2019 – 2020 учебный год
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик научится понимать:
– образную природу словесного искусства;
– содержание изученных литературных произведений;
– основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
– основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
– основные теоретико-литературные понятия;
Получит возможность научиться:
– воспроизводить содержание литературного произведения;
– анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
– соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
– соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
– определять род и жанр литературного произведения;
– сопоставлять литературные произведения;
– выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
– выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
– аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
– писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
– участия в диалоге или дискуссии;
– самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
– определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
– определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
Введение (1 час)
Русская литература XX века
Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпохи», переживших своё время.
Опорные понятия: историко-литературный процесс.
Внутрипредметные связи: «вечные» темы русской классики.
Межпредметные связи: отображение в литературе исторической эпохи.
И.А. БУНИН (4 часа)
Стихотворения: «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарёю…» и др. по выбору.
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихах вечности. Тема России, её духовных тайн и нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приёмы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: признаки прозаического и поэтического текстов в языке бунинских рассказов; И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: лирический пейзаж в прозе И.А. Бунина и в живописи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
М. ГОРЬКИЙ (6 часов)
Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Пьеса «На дне».
Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд.
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Опорные понятия: романтическая проза, принцип полилога и полифонии в драме, социально-философская драма, легендарно-романтический герой.
Внутрипредметные связи: роль синтаксиса в пьесе «На дне»; традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Ф. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
А. А. БЛОК (5 часов)
Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «Скифы» и др. по выбору. Поэма «Двенадцать».
Романтический образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме «Двенадцать». Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.
Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Опорные понятия: лирический цикл, реминисценция.
Внутрипредметные связи: фонетический состав блоковского стиха; черты философии и поэтики В. С. Соловьёва в лирике А. А. Блока; творческие связи А. А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи: лирика А. А. Блока и живопись М. А. Врубеля; А. А. Блок и Ю. П. Анненков — п ервый иллюстратор поэмы «Двенадцать». Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «Русь», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».
А. А. АХМАТОВА (4 часа)
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачён…», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору. Поэма «Реквием».
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А. А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А. А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслёзного» памятника в финале поэмы.
Опорные понятия: лирическая исповедальность, микроцикл.
Внутрипредметные связи: особенности поэтического синтаксиса А. А. Ахматовой; А. А. Ахматова и Н. С. Гумилёв; творческий диалог А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой; стихи А. А. Ахматовой об А. С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. А. Ахматовой в живописи (К. С. Петров-Водкин, Ю. П. Анненков, А. Модильяни, Н. И. Альтман и др.); «Реквием» А. А. Ахматовой и Requiem В. А. Моцарта.
М. И. ЦВЕТАЕВА (3 часа)
Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Стихи к Блоку» («Имя твоё — п тица в руке…») и др. по выбору. Уникальность поэтического голоса М. И. Цветаевой, её поэтического темперамента. Поэзия М. И. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие её поэзии.
Опорные понятия: лирический пафос, кольцевой повтор, рефрен, дискретность (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: особая «цветаевская» фонетика (звукоподражание, фонетическая вариативность слова, фонетическая трансформация); пушкинская тема в творчестве М. И. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. И. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»). Для самостоятельного чтения: «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»), «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ
(1 час)
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В. В. Розанова, «Окаянные дни» И. А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Г. Эренбурга, «Плачи» А. М. Ремизова, «Голый год» Б. А. Пильняка и др.).
Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
Возникновение «гнёзд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. А. Бунина, И. С. Шмелёва, А. М. Ремизова, Г. В. Иванова, Б. К. Зайцева, М. И. Цветаевой, А. Т. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. А. Фурманова, «Разгром» А. А. Фадеева, «Конармия» И. Э. Бабеля, «Донские рассказы» М. А. Шолохова, «Сорок первый» Б. А. Лавренёва и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. И. Замятина «Мы» и А. П. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».
Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заострённость новеллистического сказа М. М. Зощенко (рассказы 1920-х годов). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок».
Опорные понятия: эмигрантская литература, антиутопия, орнаментальная проза, сказ, конструктивизм, ОБЭРИУ.
Внутрипредметные связи: образ «нового мира» в творчестве писателей разных направлений.
Межпредметные связи: исторический процесс и его художественное осмысление в 1920-е годы.
В. В. МАЯКОВСКИЙ (6 часов)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «О дряни», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка!», «Юбилейное» и др. по выбору. Поэмы: «Облако в штанах», «Во весь голос» (вступление).
Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
Опорные понятия: образная гиперболизация, декламационный стих, поэтические неологизмы.
Внутрипредметные связи: неологизмы в лирике В. В. Маяковского; библейские мотивы в поэзии В. В. Маяковского; цикл стихов М. И. Цветаевой, посвящённый В. В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. В. Маяковского (А. Г. Архангельский, М. Д. Вольпин и др.).
Межпредметные связи: поэзия В. В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков и др.); В. В. Маяковский и театр.
С. А. ЕСЕНИН (5 часов)
Стихотворения: «Выткался на озере алый свет зари…», «Песнь о собаке», «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Чую радуницу Божью…», «В том краю, где жёлтая крапива…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» и др. по выбору. Поэма «Анна Снегина».
Природа родного края и образ Руси в лирике С. А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 1920-х годов. Любовная тема в поэзии С. А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Соотношение лирического и эпического начал в поэме «Анна Снегина», её нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С. А. Есенина.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение, лиро-эпическая поэма.
Внутрипредметные связи: эпитеты в лирике С. А. Есенина; С. А. Есенин и А. А. Блок; творческая полемика С. А. Есенина и В. В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике С. А. Есенина.
Межпредметные связи: С. А. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. В. Свиридова, З. И. Левиной, В. Н. Липатова, В. Ф. Веселова и др.).
М. А. ШОЛОХОВ (7 часов)
Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нём традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи, гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: роль диалектизмов в шолоховском повествовании; исторические источники романа «Тихий Дон» (книги В. Ф. Владимировой, А. А. Френкеля, М. Н. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Г. Корольков, О. Г. Верейский, Ю. П. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. К. Правова и О. И. Преображенской (1930), С. А. Герасимова (1958), С. В. Урсуляка (2015).
М. А. БУЛГАКОВ (6 часов)
Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.
Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М. А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».
Опорные понятия: карнавальный смех, сатира.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. А. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И. В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Межпредметные связи: роль глаголов-сказуемых в булгаковских произведениях; М. А. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. А. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Б. Л. ПАСТЕРНАК (3 часа)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б. Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б. Л. Пастернака.
Опорные понятия: метафорический ряд, лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: роль и значение метафоры в контексте одного из произведений поэта; Б. Л. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике поэта; Б. Л. Пастернак и В. В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л. О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Л. Пастернака.
А. П. ПЛАТОНОВ (3 часа)
Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза». Повести: «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.
Оригинальность, самобытность художественного мира А. П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А. П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность её названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: литературная антиутопия, «ключевая» лексика.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. П. Платонова и Е. И. Замятина.
Межпредметные связи: проза А. П. Платонова и живопись П. Н. Филонова.
В. М. ШУКШИН (3 часа)
Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. М. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик», языковая пародийность.
Внутрипредметные связи: творчество В. М. Шукшина и произведения «деревенской прозы» (В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, Б. А. Можаев и др.).
Межпредметные связи: лексический состав текста, кинодраматургия В. М. Шукшина (к/ф «Живёт такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН (3 часа)
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матрёнин двор».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрёны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Опорные понятия: двуединство героя и автора, тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. И. Солженицына и его литературных предшественников (Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ (2 часа)
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм.
Внутрипредметные связи: реминисцентность, интертекстуальность современной прозы и поэзии; «вечные» темы в прозе с реалистической доминантой.
Межпредметные связи: современная литература в контексте «массовой» культуры.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
Введение (1 час) | ||||
1 | Введение. Русская литература XX века | |||
И.А. Бунин (4 часа) | ||||
2 | И.А. Бунин: очерк жизни и творчества. Творческий практикум: анализ стихотворений и рассказов писателя | |||
3 | Изображение кризиса буржуазной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско» | |||
4 | Анализ рассказа «Чистый понедельник» (Цикл «Тёмные аллеи») | |||
5 | Р/Р Письменная работа по творчеству И.А. Бунина | |||
М. Горький (6 часов + 1час Р.К.) | ||||
6 | М. Горький: судьба и творчество | |||
7 | Особенности ранних рассказов М. Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль» | |||
8 | Анализ рассказа «Челкаш» | |||
9 | Анализ пьесы М. Горького «На дне». Система образов драмы | |||
10 | Спор о назначении человеке в пьесе М. Горького «На дне» | |||
11, 12 | Р/Р Сочинение по творчеству М. Горького | |||
13 | Р.К. Еремей Айпин. Рассказ «Конец рода Лагермов» | |||
А.А. Блок (5 часов) | ||||
14 | А.А. Блок: личность и творчество. Художественный мир А.А. Блока. «Трилогия вочеловечения» | |||
15 | Философская идея Вечной Женственности в лирике А.А. Блока | |||
16 | Развитие темы родины в лирике А.А. Блока | |||
17 | Анализ поэмы «Двенадцать» | |||
18 | Р/Р Сочинение по творчеству А.А. Блока | |||
А.А. Ахматова (4 часа + 1 Р.К.) | ||||
19 | А.А. Ахматова: очерк жизни и творчества. Любовная лирика | |||
20 | Гражданская лирика. Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой | |||
21 | Анализ поэмы «Реквием» | |||
22 | Р/Р Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой | |||
23 | Р.К. Н.И. Коняев. Рассказы. «Старинный городской романс» | |||
М.И. Цветаева (3 часа) | ||||
24 | М.И. Цветаева: очерк жизни и творчества. Раннее творчество | |||
25 | Знакомство с основными темами и мотивами поэзии М.И. Цветаевой | |||
26 | Р/Р Письменная работа по творчеству М.И. Цветаевой | |||
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (1 час) | ||||
27 | Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов | |||
В.В. Маяковский (6 часов) | ||||
28 | Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Дореволюционная лирика поэта | |||
29 | Анализ поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах» | |||
30 | Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского | |||
31 | Любовная лирика В.В. Маяковского | |||
32 | Сатирические стихотворения В.В. Маяковского | |||
33 | Р/Р Письменная работа по творчеству В.В. Маяковского | |||
С.А. Есенин (5 часов) | ||||
34 | С.А. Есенин: поэзия и судьба | |||
35 | Человек и природа в лирике С.А. Есенина | |||
36 | Тема родины и её судьбы в лирике С.А. Есенина | |||
37 | Поздняя лирика С.А. Есенина | |||
38 | Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина | |||
М.А. Шолохов (7 часов + 1 час Р.К.) | ||||
39 | М.А. Шолохов: жизненный и творческий путь | |||
40 | «Донские рассказы» – новеллистический пролог «Тихого Дона» | |||
41 | «Тихий Дон». Смысл названия и эпиграфов | |||
42 | Судьба и характер «Григория Мелехова» | |||
43 | Изображение войны в романе «Тихий Дон» | |||
44 | Идея Дома м святости семейного очага. Финал романа | |||
45, 46 | Р/Р Сочинение по творчеству М.А. Шолохова | |||
47 | Р.К. М. Анисимкова «Порушенная невеста» | |||
М.А. Булгаков (6 часов) | ||||
48 | М.А. Булгаков: жизнь и творчество. Судьба книги: творческая история романа «Мастер и Маргарита» | |||
49 | Сатирическая «дьяволиада»: объекты и приёмы сатиры в романе «Мастер и Маргарита» | |||
50 | История Мастера и Маргариты. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа | |||
51 | «Роман в романе»: нравственно-философское звучание ершалаимских глав | |||
52 | Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Особенности жанра | |||
53, 54 | Р/Р Сочинение по творчеству М.А. Булгакова | |||
Б.Л. Пастернак (3 часа) | ||||
55 | Б.Л. Пастернак: очерк жизни и творчества. Человек и природа в лирике Б.Л. Пастернака | |||
56 | Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака | |||
57 | Р/Р Письменная работа по лирике Б.Л. Пастернака | |||
А.П. Платонов (3 часа) | ||||
58 | Жизнь и творчество А.П. Платонова. Обзор | |||
59 | Тип платоновского героя – мечтателя, романтика и правдоискателя в повести «Сокровенный человек» | |||
60 | Повесть «Котлован» – реквием по утопии. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья» | |||
В.М. Шукшин (3 часа) | ||||
61 | В.М. Шукшин: биография и творчество. Обзор. Анализ рассказа «Чудик» | |||
62 | Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Анализ рассказов «Срезал», «Миль пардон, мадам» и др. | |||
63 | Р/Р Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина | |||
А.И. Солженицын (3 часа) | ||||
64 | Очерк жизни и творчества А.И. Солженицына. Тема народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор» | |||
65 | Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича» | |||
66 | Р/Р Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына | |||
Новейшая русская проза и поэзия (1 час + 1 час Р.К.) | ||||
67 | Р.К. Поэзия Югры. | |||
68 | Современный литературный процесс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....