Мастер-класс "Минута - и стихи свободно потекут" (А.С. Пушкин)"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Карачёва Елена Валентиновна

В 2011 году участвовала в городском конкурсе "Учитель года". В рамках конкурса представила мастер-класс. Он знакомит со стихотворными размерами, учит отличать их друг от друга. Учащиеся пытаются создать собственный поэтический текст. Собран большой материал - отрывки стихотворений поэтов для определения стихотвореного размера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

в рамках городского конкурса «Учитель года».

«Минута – и стихи свободно потекут…» (А.С. Пушкин)

(14.03.2011 г.)

    I. Изучение нового материала. Блочная система подачи материала.

   Окружающая жизнь, жизнь природы, людей построена на ритмах. Вся наша жизнь основана на ритме. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна.

- Где мы ещё встречаем ритмичные чередования? (В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, чередуются вдох-выдох. Ритм есть в музыке, в танцах).

- Что же такое ритм? (Ритм – это равномерное повторение чего-то одинакового).

   Как например, день чередуется с ночью, образую сутки, так ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение. Исходя из того, на какой слог падает ударение в стопе, мы различаем разные стихотворные размеры. Стихотворные размеры организуют стихотворную речь, создают «пленительный узор стихотворения».

 

- Как вы думаете, какая работа предстоит нам на уроке?

Цели: - познакомиться со стихотворными размерами;

           - методом сравнительного анализа научиться

             отличать их друг от друга;

           - попытаться создать собственный поэтический текст;

           - окунуться в мир поэзии.

   - Выразительно прочитайте первые два отрывка из стихотворений. Расставьте ударение.

Буря мглою небо кроет,                      Зима недаром злится,                        

Вихри снежные крутя,                         Прошла её пора.

То, как зверь, она завоет,                   Весна в окно стучится    

То заплачет, как дитя.                         И гонит со двора.

             (А.С. Пушкин)                                        (Ф.И. Тютчев)

- На какой слог с начала стихотворения падает ударение?

- Попробуйте первый отрывок прочитать с ударением на 2-ой слог, а второй отрывок с ударением на 1-ый. Не получается. А не получается и нарушается полностью ритм, потому что каждое из этих стихотворений написано в определённом размере.

   Двусложный размер с ударением на 1-ый слог – это ХОРЕЙ.

   Двусложный размер с ударением на 2-ой слог – это ЯМБ.

- Откроем наши справочники-шпаргалки. Запишем.

  1. Хорей – двусложный размер с ударением на 1-ый слог.

      _ _     Ва – ня                      хо – лод

                                                  Легче, проще и быстрей

                                                  Нам запомнится ХОРЕЙ.

  2. Ямб – двусложный размер с ударением на 2-ой слог.

      _ _     И – ван                      ян – варь

                                                  А будь я стихотворцем, я бы

                                                  Стихи слагал лишь только ЯМБОМ.

- Давайте подставим имена (сама я подставляю, показываю различия в ритме).

- Часто путают хорей и ямб. Различая ямб и хорей, вспомните зиму и слова, относящиеся к зиме – холод и январь. Холод – с буквы Х и ударение в слове на 1-ый слог - ХОРЕЙ; Январь – с буквы Я и ударение на 2-ой слог – ЯМБ.

   - И ещё. Чтобы не путать эти два размера, выучите на следующий урок стихотворения. Запишем их.

- Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. Расставьте ударение.

Снег, словно мёд ноздреватый,     Однажды в студёную зимнюю пору,

Лёг под прямой частокол.               Я из лесу вышел; был сильный мороз.

              (С.А. Есенин)                      Гляжу, поднимается медленно в гору

                                                          Лошадка, везущая хворосту воз.

                                                                                   (Н. А. Некрасов)

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз.

                 (А. А. Ахматова)

- На какой слог падает ударение в каждом стихотворении? Сколько слогов в стопе (т. е. начиная с первого ударного и до следующего ударного)?

   Это трёхсложные размеры. Их, как видите, три. Запишем в шпаргалках-справочниках.

3. Дактиль – трёхсложный размер с ударением на 1-ый слог.

    _ _ _      Ва – неч – ка                   Анна Ахматова

4. Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на 2-ой слог.

    _ _ _      Ва – ню – ша                  Марина Цветаева

5. Анапест – трёхсложный размер с ударением на 3-ий слог.

    _ _ _      И – о – анн                     Николай Гумилёв

- Давайте подставим имена (сама я подставляю, показываю различия в ритме).

- Для того, чтобы не путать эти размеры, будем подставлять по алфавиту трёх поэтов «Серебряного века» русской поэзии. Сначала по алфавиту идёт – Анна Ахматова, далее – Марина Цветаева и – Николай Гумилёв.

   Вот какие у нас получились «узоры» стихотворений».

- Кто обратил внимание, какое время года во всех подобранных мной стихотворениях? Я не зря подобрала стихотворения, в которых именно это время года. Мне хочется сейчас с вами, чтобы мы проводили, наконец-то, зиму. За окном – март. Будем ждать с нетерпением весны!

II. Закрепление изученного. Определить размер стихотворений. (Карточка выдаётся каждому ученику).

 1 вариант.

Вот север, тучи нагоняя          

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница – зима.

                 (А.С. Пушкин)

_____________________

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела;

В два ряда свет – и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала.

             (А.А. Фет)

2 вариант.

Ветер, ветер! Ты могуч;

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

             (А.С. Пушкин)

_____________________

Герои, скитальцы морей, альбатросы,

Застольные гости громовых пиров,

Орлиное племя, матросы, матросы,

Вам песнь огневая рубиновых слов.

              (Владимир Кириллов)

3 вариант.

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

              (Н. А. Некрасов)

__________________________

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

         (А.С. Пушкин)

4 вариант.

Вспомнил я старую сказку,

Слушай, подруга, меня.

Сказочник добрый и старый

Тихо сидел у огня.

               (А.А. Блок)

_________________________

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье

Конь Великого Петра.

                (А.А. Ахматова)

5 вариант.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

       (С.А. Есенин)

_______________________

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной.

                   (М.Ю. Лермонтов)

6 вариант.

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

                   (А.К. Толстой)

_______________________

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

                  (М.Ю. Лермонтов)

7 вариант.

Приговор прозвучал,

Магдолина поёт,

И труба, как палач,

Наклонилась над ней.

        (М.А.Светлов)

__________________

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

       (Н.А. Некрасов)

8 вариант.

У людей-то в дому – чистота, лепота,

А у нас-то в дому – теснота, духота.

У людей-то для щей – с солонинкою чан,

А у нас-то во щах – таракан, таракан!

                (Н.А. Некрасов)

__________________________________

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в лесу лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня!

                 (А.С. Пушкин)

9 вариант.

Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

         (А.С. Пушкин)

________________________

Забелелся туман за рекой,

Этот берег совсем невысок,

И деревья стоят над водой,

И теперь я совсем одинок.

             (Ф.К. Сологуб)

10 вариант.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

          (А.С. Пушкин)

___________________________

Сыплет дождик большие горошины.

Рвётся ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листва.

           (Н.А. Заболоцкий)

11 вариант.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

                (Н.А. Некрасов)

__________________________

Серебро, огни и блёстки –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно-голые вчера.

          (В.Я. Брюсов)

12 вариант.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

             (А.С. Пушкин)

_____________________________

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

               (М.Ю. Лермонтов)

13 вариант.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твёрдый клинок.

                  (Н.А. Заболоцкий)

__________________________

Пряный вечер. Гаснут зори.

По траве ползёт туман,

У плетня на косогоре

Забелел твой сарафан.

                (С. А. Есенин)

14 вариант.

Пушистый звон и руга,

И камень под крестом.

Стегает злая вьюга

Расщёлканным кнутом.

          (С.А. Есенин)

____________________

Стадо у лесу у тёмного бродит,

Лыки в лесу пастушонко дерёт,

Из лесу серый волчище выходит.

Чью он овцу унесёт?

             (Н.А. Некрасов)

15 вариант.

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул на пути;

Ни проехать в лесу, ни пройти.

              (С.А. Есенин)

___________________________

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка.

                 (М.Ю. Лермонтов)

16 вариант.

Вырыта заступом яма глубокая.

Жизнь невеселая, жизнь одинокая,

Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,

Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая.

                   (Иван Никитин)

_________________________________

Сквозь окна хлещет длинный луч,

Могучий дом стоит во мраке.

Огонь раскинулся, горюч,

Сверкая в каменной рубахе.

                Н.А. Заболоцкий)

17 вариант.

Помню – долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льётся свет лампады,

Буря плачет у окна.

        (И.А. Бунин)

__________________________

Не в лесу мы, не надо аукать, -

Я насмешек таких не люблю…

Что же ты не приходишь баюкать

Уязвлённую совесть мою?

            (А.А. Ахматова)

18 вариант.

И дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали,

И заносили хутора.

              (И.А. Бунин)

_______________________

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская!

            (Н.А. Некрасов)

19 вариант.

Мне о любви твердила ты шутя

И холодно сознаться можешь в этом.

Я исцелён; нет, нет, я не дитя!

Прости, я сам теперь знаком со светом.

           (Е.А. Баратынский)

_________________________________

Савраска увяз в половине сугроба –

Две пары промёрзлых лаптей

Да угол рогожей покрытого гроба

Торчат из убогих дровней.

      (Н.А. Некрасов)

20 вариант.

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит.

      (Н.А. Некрасов)

_____________________________

Вся жизнь моя – как сине море,

С ветрами буйными в раздоре –

Бушует, пенится, кипит,

Волнами плещет и шумит.

           (А.К. Кольцов)

21 вариант.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

                    (М.Ю. Лермонтов)

___________________________________

Она придёт! К её устам

Прижмусь устами я моими;

Приют укромный будет нам

Под сими вязами густыми.

      (Е.А. Баратынский)

22 вариант.

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

               (А.А. Блок)

__________________________

Широк и жёлт вечерний свет,

Нежна апрельская прохлада.

Ты опоздал намного лет,

Но всё-таки тебе я рада.

               (А.А. Ахматова)

- Как вы думаете, что даёт стихотворению тот или иной размер?

(Размер вносит в стихотворение различные оттенки настроения, своё звучание. Ямб передаёт энергичное, часто торжественное звучание стиха. Хорей – напевен и нежен. Неслучайно хореем написаны практически все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым, - все стихотворения, где есть ночной пейзаж. Трёхсложные размеры интонационно более гибкие, близки к разговорной речи. Наверное, поэтому их предпочитал Некрасов).

III. Творческое задание. Групповая работа (по 4 человека).

   Читая стихотворения, невольно окунаешься в прекрасный и загадочный мир поэзии. Так и хочется взять ручку и попробовать написать что-нибудь своё. Вот как точно об этом рвении подметил А.С. Пушкин:

             И мысли в голове волнуются в отваге,

             И рифмы легкие навстречу им бегут,

             И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

             Минута — и стихи свободно потекут.

   Только вот жаль, что не каждому дано создавать красивые, серьезные стихи. Но не спешите огорчаться! Ведь в поэзию можно играть, и имя этой игре - буриме. Может, у кого-то мы увидим точный размер стихотворения.

…горе                        

…печаль

…море

…даль.

А вот как В.Я. Брюсов написал. Прочитайте выразительно.

Когда встречалось в детстве горе

Иль безграничная печаль, -

Всё успокаивало море

И моря ласковая даль.

- В каком размере написано стихотворение? (Ямб)

IV. Итоги урока.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какие умения отрабатывали?

- Что понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

По страницам романа в стихах"Евгений Онегин" А.С.Пушкина.

На данном уроке раскрываются великие строки романа  в стихах А.С  Пушкина "Евгений Онегин"....

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Развитие интереса к творчеству поэта; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма, ответственности, этики....

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина...

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...

«Роль общества в жизни героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или Можно ли жить в обществе и быть свободным от него?»

Цель урока: рассмотрение вопроса о том, происходит ли формирование характеров героев под влиянием общества.Задачи урокаОбучающие:- проанализировать характерные черты общества первой четверти XIX ...

Школьные стихи, посвященные творчеству А.С. Пушкина

Стихи ученика посвящены жизни и творчеству А.С. Пушкина. В частности, показывают связь  корней поэта по линии  бабушки Марии Алексеевны с Липецким краем....