Художественное произведение
презентация к уроку по литературе (8 класс)
Презентация по основам анализа литературного произведения. Рассчитана на 8-11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_literatury.ppt | 813 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Содержание Тема Сюжет (фабула) Конфликт Проблема Идея Пафос Форма Жанр Композиция Стиль Ритм
ТЕМА – ПРЕДМЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ (ЧТО?, О ЧЕМ?) Актуальная/малоактуальная Общественно значимая; широкая/частная, локальная; Декларируемая открыто/существующая в подтексте
ТЕМА Исторические (Россия периода смуты); Национальные (русский характер); Внутрилитературные (о специфике искусства) Вечные (отцы и дети, грех и святость, война и мир…)
СЮЖЕТ – ЭТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ ( В ОСНОВЕ СЮЖЕТА – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ) Экспозиция, завязка, нарастание действия Кульминация, спад действия, развязка, эпилог
Фабула – последовательность событий в хронологическом порядке
КОНФЛИКТ Конфликт – столкновение характеров или жизненных ситуаций, взглядов, принципов. Виды конфликтов: Локальный (может быть разрешен при помощи персонажей) / Субстанциальный (не разрешимый в данный момент)
ПРОБЛЕМА – ЭТО ПРОТИВОРЕЧИЕ Личность и общество Творец и искусство Человек и человек Человек и природа
ПРОБЛЕМАТИКА – ЭТО ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ Социально – политическая Нравственно – этическая Национально – историческая Мифологическая Философская Психологическая
ИДЕЯ авторская позиция по проблеме; авторская концепция мира (художественное решение проблемы, создание виртуальной реальности)
ИДЕЯ Идея – вопрос (решение зависит от позиции читателя); Идея – ответ (глубокий анализ проблемы и готовый вывод)
ПАФОС – ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ К ПОДНЯТОЙ ТЕМЕ. Героический (величие человека, подвига) Драматический (сострадание персонажам) Трагический (катарсис) Сатирический (осуждение, осмеяние) Комический (добрая шутка) Сентиментальный (умиление) Романтический (стремление к идеалу)
ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ- ЖАНР Эпос – это события (рассказ, новелла, повесть, роман, роман – эпопея…) Лирика- это чувства (ода, элегия, эпитафия, послание, мадригал, дума) Драма- это конфликт (трагедия, драма, комедия)
КОМПОЗИЦИЯ (РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТЕЙ И ГЛАВ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ) Приемы построения композиции : Повтор (перекличка между началом и концом) Гоголь «Мертвые души»; Усиление (подбор однородных образов) Гончаров «Обломов»; Противопоставление Толстой «После бала»; Монтаж (2 образа рождают новый) Маяковский
Стиль – это единство художественных приемов, характерное для отдельных произведение или писателя, поэта. Ритм – это повторение через равные промежутки каких – либо элементов (например, война и мир у Толстого)
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ Вершинная (1 главный герой)// равнозначная (2 и более); Разомкнутая (+)// замкнутая (-). Герои : главные, второстепенные, эпизодические.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО (ЧАСТЬ ХРОНОТОПА ) «Дом» (замкнутое пространство) «Простор» (открытое пространство) «Порог» (граница между «домом» и «простором»)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ (ЧАСТЬ ХРОНОТОПА) «Идиллическое» (хорошее время до или после основных событий); «Авантюрное» (время испытаний); «Мистерийное» (время драматических переживаний, принятия важнейших решений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного произведения Тема 11
Что такое художественный образ...
Анализ художественного произведения Тема 12
Образ человека в произведении...
ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.
Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...
Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"
Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...
Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....