Конспект открытого урока по литературе в 8 классе Целый мир от красоты» (Поэтический мир лирики А.А. Фета)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ковалева Валентина Алексеевна

Урок был проведен в юбилейный год А.А. Фета.Восьмиклассникам был предложен удивительный мир  природы. Дети читали стихи, слушали романсы, высказывали свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока по литературе  в 8 классе

Целый мир от красоты»
(Поэтический мир лирики А.А. Фета)

Цель: помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. Фета

Задачи урока:

1.     Обучающая: анализ лирики Фета, знакомство с  импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

2. Воспитывающая:воспитание эстетического чувства;  

3. Развивающая:развитие образного мышления.

Образовательная область: литература

Тип урока:  изученного нового

Форма урока: стандартная 

Виды организации деятельности учащихся:  анализ стихотворений А.А.Фета по вопросам, индивидуальное опережающее задание 5 учащимся – выразительное чтение наизусть стихотворений.  

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Оборудование: портрет А.А.Фета; компьютерная презентация; аудиозаписи романса, тексты стихов А. Фета

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о сложной личности поэта и о поэтическом мире Афанасия Афанасьевича Фета. В 2015 году мы отмечаем круглую дату, 195- лет со дня его рождения.

Особое внимание остановим на мотивах природы и теме любви в творчестве поэта.

С портрета смотрит на вас бородатый человек. Взгляд его строг, самоуверен и самодоволен. Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешностью скрывается легко ранимое сердце. Он передает читателю свое сердце и делает это охотно, без оглядки, самозабвенно. 

Вы получили задание изучить основные факты из биографии А.Фета

 2. Краткая биография поэта.

-Представьте, пожалуйста, основные факты из биографии А.А. Фета.

(Ученики выступают перед классом)

Родился 23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина

1834 г. – признан незаконнорожденным и   получает фамилию Фет (Foeth)

«По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных  русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.»

А. Фет «Ранние годы моей жизни»

1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии

1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета 

1840 г. – сборник «Лирический пантеон»

«Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.»

1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки»

«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет»                                                 В. Г. Белинский

1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство

Трагически завершившийся роман с Марией Лазич

1850 г. – сборник стихотворений 

1856 г. – оставляет службу

1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной

1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде 

 «Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом».                                        

                                                         И. С. Тургенев

1873 г. – выходит указ императора о возвращении

ему имени потомственного

дворянина Шеншина 

 1870-е гг. -  активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье

1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов)

1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни»

Слово учителя

Жизнь Фета была осложнена двумя обстоятельствами, наложившими отпечаток на его судьбу, на мировоззрение, на психику, на образ мыслей и действий.

-Какие это два обстоятельства?

-Первое связано с происхождением поэта.

Он был сыном русского помещика Афанасия Шеншина, но  не имел права называть себя русским дворянином, он должен носить фамилию матери, должен называться Фетом, что было для него несчастьем.

-Как вы думаете почему?

-Во-первых, он очень переживал свое двухсмысленное положение.

Во-вторых, он хочет быть помещиком и принадлежать дворянской России.

-А второе обстоятельство, которое повлияло на судьбу Фета?

-В годы военной службы Фет познакомился с Марией Лазич (летом 1848г). Она была поклонницей Фета, музыкантом, весьма образованной девушкой. Они полюбили друг друга, но через некоторое время расстались. По понятиям Фета, бедность его и Лазич делала невозможным их брак. Фет не смог уйти от этой трагедии до глубокой старости, он писал стихи, обращенные к ней, к своей загубленной любви.

-Если пристально всмотреться в эти обстоятельства, то станет ясно, что они-то и создали определенный психологический фон лирики Фета.

-Как вы думаете, о чём писал Фет?

Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе, опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой только и стоит жить. При этом поводом к написанию стихов могло быть все. Я.П. Полонский вспоминает: «Фет, бывало, говорил мне: «К чему искать сюжет для стихов; сюжеты эти на каждом шагу – брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет».

Природа, любовь и творчество – вот арена, на которой разыгрывалась многоактовая и многолетняя лирическая драма.

А собственно, разве можно разделить у Фета: здесь вот о любви, а здесь нет. У поэта не разделяется любовь к жизни, любовь к природе, любовь к поэзии. Все едино. Любовь и красота становятся символом существования людей на земле. Проникновенный лозунг Достоевского: «Красота спасет мир!» И очень похожее у Фета: «Целый мир от красоты.»

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

-Назовите   ключ к пониманию фетовского художественного мира.

- Красота.

Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота.

-Вашему вниманию предлагаются картины французского художника Клода Моне.

3. Рассказ ученицы о художнике К. Моне и его картинах

-Посмотрите на картины Клода Моне. Знакомо ли вам такое понятие как импрессионизм?

-Импрессионизм – направление в живописи, одним из основателей которого был Клод Оскар Моне, французский живописец-пейзажист (14.10.1840 - 5.12.1926). А получило название это направление от названия картины «Впечатление. Восход солнца». 1872г.

Художнику важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сцену, а передать впечатление от созерцания природы, где в каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы и погоды, от соседства с другими предметами.

Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивания красок на палитре. Чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего цвета, на расстоянии они сливаются, смешиваются в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и трепещущими на ветру. 

4. Проверка домашнего задания

-Исследователи творчества Фета заметили, что самые частые эпитеты, которые использует Фет – это трепещущий и дрожащий.

(Учащиеся дома подбирали строки из стихотворений А. Фета, где автор использует эти эпитеты. Звучат отрывки из стихотворений поэта).

1.И полдень настает.

Но, боже, как люблю я,

Как тройкою ямщик

Кибитку удалую

Промчит – и скроется…

И долго мнится мне

Звук колокольчика

Трепещет в тишине.


2. Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.

3. Зеркало в зеркало, с

Трепетным лепетом,

Я при свечах навела:

В два ряда свет – и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала.

4. Я жду…

Темно-синее небо

И в мелких и в крупных звездах,

Я слышу биение сердца

  И трепет в руках и ногах

-Трепет – это движение, без движения. Это вечное возвращение: весна, пение соловья, пух на березе – все то же и каждый раз новое.

Таким образом, Фет идет вслед за Клодом Моне. Импрессионизм в литературе – это тоже впечатление автора, его мысли, чувства, восприятие…

 «Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не складывается в цельную картину, а фиксируется обрывками»

5. Фронтальная работа с классом

(обобщение материала по домашнему заданию)

- Некоторые современники Фета называют его поэтом без истории и   развития.

- Чтобы понять правильность сужденийкто Фет – поэт с историей, для которого характерно движение или поэт без истории, у которого нет развития, обратимся к стихотворению «Шепот, робкое дыхание».

6. Чтение и анализ стихотворений А.А. Фета.

-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

-Здесь природа и любовь слиты воедино + мастерство поэта, то, о чем мы говорили раньше.

«Свет ночной, ночные тени, тени без конца…»

-Могут быть тени в густой темноте?

-Нет.

-Тогда что может светить в ночи?

-Луна.

Без нее невозможна игра теней, которые движутся, дают динамику картине.

-А какое событие лежит в основе? Какие слова на это указывают?

-Свидание любовное.

-Робкое дыхание

-Ряд волшебных изменений милого лица

-И лобзания, и слезы…

Все черты, краски, звуки динамичны: все блестит, переливается, «колыхание»опять создает эффект непрерывного движения, но движение это забавное, едва заметное.

-Как краски помогают понять чувства героини?

-Образ пурпурной розы – это символ любви

-Отблеск янтаря – камень солнца, начинается рассвет, заря

-И лобзания, и слезы, и заря, заря

-Почему слезы - это кульминация чувств?

-Почему заря – это кульминация природы?

-Обратимся к синтаксису. Какова роль запятых в этом стихотворении?

-Запятые отделяют одну картину от другой, образуя между ними паузы, краткие, глубокие.

-Если бы вы были художником – импрессионистом, какую бы картину вы нарисовали? (Ученица объясняет свою иллюстрацию).

-Обратите внимание на то, что в этом стихотворении нет ни одного глагола.

Но при этом Фет сумел показать в движении все, что происходит с вечера до утра.

-Как вы думаете, почему это удаётся поэту?

-Потому что он восхищается красотой природы.

-Давайте прослушаем стихотворение «Это утро, радость эта». (аудиозапись)

Нам нужно ответить на вопрос: как в его композиции передается движение времени. Фет сумел показать в одном дне, с утра до ночи всю весну.

-Что сказано про утро?

-Это утро, радость эта.

-А про день?

-Эта мощь и дня и света.

-Про ночь?

-Эта ночь без сна.

-Что проносится у писателя перед глазами?

-Какие выразительные средства здесь используются?

-Аллитерация.

-Олицетворение.

-Метафорические сравнения.

-Состояние природы созвучно состоянию человека. В чём оно проявляется?

-Весна – это пробуждение не только деревьев, зверей, реки, но и пора цветения души. Весна – это любовь и страсть.

Вывод: Что же является двигателем времени? Красота.

7. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Выполнение творческого задания.

-А теперь постарайтесь восстановить пропущенные эпитеты в стихотворении Фета. Сравните восстановленные эпитеты с эпитетами автора. (Обратите внимание на слайд)

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких,

Одинокий бег.

- О чём это стихотворение? Чем восхищается поэт?Наблюдаете ли вы движение? В чём?

8. Проверка понимания учащимися нового материала.

Чтение учителем стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843г.) 

- Как вы поняли, о чём  стихотворение?

- Утро – время пробуждения природы, время пробуждения чувства. В стихотворении много движения, бодрости, динамики. За счёт чего это создаётся? (Обилие глаголов: пришёл, рассказать, встало, затрепетало, проснулся, встрепенулся, служить готова, петь, зреет)

- Особую экспрессию придают повторы (повторяющиеся слова: лес проснулся – весь проснулся; каждой веткой – каждой птицей; союзы что…что…что…)

- Какие художественные приёмы видите вы в этом стихотворении? (олицетворения, эпитеты)

-Для чего поэт использует приём олицетворения?

- Фет одушевляет природу.

-Приведите примеры.Она у него живёт: «лес проснулся, встрепенулся, полон жажды», «солнце встало, затрепетало». Пробуждение природы радостно, оно пробуждает и в человеке светлые чувства.

- В финале стихотворения любовь и радость выливаются в песню, которая становится высшим воплощением этих чувств.

-Стихотворение является своеобразным поэтическим обращением к народу с призвание восхищаться красотой так  как он. В стихотворении  три образа: природамузыка, любовь тесно связаны между собой. Они образуют фетовскую гармонию мира.

(Исполнение песни ученицами)

9. Этап закрепление. Как и другие поэты, Фет охотно воспевал в своих произведениях женскую красоту.  В разные годы он создаёт целый цикл лирических посланий, адресованных женщинам. Но главной его музой была и до конца жизни продолжала оставаться Мария Лазич, его первая любовь, когда- то оставленная им и трагически погибшая. Ей посвящены многие стихотворения поэта – лучшие образцы его творчества: «Старые письма»(1859), «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»(1878), «Alter ego»(1879).

Русскими композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Варламовым, П.Чайковским, А.Гречаниновым и другими положены на музыку 177 стихотворений поэта.

(Прослушивание романса «Сияла ночь» в исполнении Александра Малинина)

Какой поэтический смысл при этом выявляется? (Лирическое повествование идёт с нарастанием: нарастает чувство.)

10. Рефлексия.

-Сегодня мы погрузились с вами в сложный мир напевного поэтического стиха А. Фета. Изменилось ли ваше мнение по поводу того, что Фет – поэт без развития?

(Ответы учащихся)

-Что вдохновляет поэта?

X. Вывод по теме урока.

-А.А. Фет – поэт редкой эмоциональности. Природа и любовь – вот основное эмоциональное содержание его поэзии. И в каждом его стихотворении – целый мир от красоты.

Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца. (М. де Сервантес)

Красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра. 
(О.Э. Мандельштам)

Красота — тоже добродетель. (Фр. Шиллер)

Красота — это обещание счастья. (Фр. Ницше

Своей любовью мы придаем вещам красоту. (А. Франс)

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. (М.И. Глинка)

Я истинную вижу Красоту.
Я вижу то, что существует в жизни,
чего не замечает большинство. 
(А.А. Вознесенский)

Заключительное слово учителя

Наш разговор подходит к концу

-О чём мы вели речь?

Сегодня мы вели речь о красоте, пробуждая добрые чувства с помощью Божественного поэтического слова Фета.

Мы делали свои маленькие открытия, учились слышать друг друга...

Я желаю вам, чтобы с вами всегда была красота, но помните, что она не даётся нам безвозмездно, за неё надо платить любовью и добротой...

Надеюсь, что ничего не пролетело мимо вашего сердца. В результате прочитанного, осмысленного, пережитого сегодня родилось личное, идущее от сердца, а значит, бесценное...

Спасибо

XI. Домашние задание:

написать сочинение-миниатюру «Что я открыл для себя в стихотворениях Фета…»

В память  об уроке  я вам дарю буклет со стихами. Прочитайте их дома ещё раз, поделитесь впечатлениями со своими родными и выберите то стихотворение, какое на ваш взгляд должно входить в школьную программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…»  проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...

"Целый мир от красоты". Любовь и красота в лирике А.Фета

Урок посвящен теме красоты в творчестве Фета. Сторонник "чистого искусства", Фет никогда не писал стихи на злобу дня, вся его поэзия о вечном.....

Внеклассное мероприятие "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Конспект  внеклассного мероприятия   по литературе....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

План-конспект урока по литературе. С. А. Есенин. Родина и природа в лирике поэта

Конспект урока  " Родина и природа в лирике С.А. Есенина" предназначен для учащихся 11 класса....

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....