Художественный метод
презентация к уроку по литературе (9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классицизм - XVIII - начало XIX века Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. Гармония содержания и формы. Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. Простота, стройность, логичность изложения. Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия. Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. Строгая иерархия жанров : "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс. П. Корнель, Ж. Расин,Ж . Б. Мольер,Ж . Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века Изображение природы как фона человеческих переживаний. Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). Ведущая тема - тема смерти. Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм - конец XVIII - XIX век "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм - XIX - XX век Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. Живой разговорный язык; разговорная лексика. Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм - последняя треть XIX века 1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений . Э. Золя, А. Хольц (Франция); Н. А. Некрасов "Петербургские углы ",В . И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки Г . И. Успенского, В. А. Слепцова , А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм. Символизм Акмеизм Имажинизм Авангардизм Футуризм
Символизм - 1870 - 1910 годы 1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества ( демиургичность ). 10) Собственное мифотворчество . Ш. Бодлер , А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия ); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В . Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А . А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии 1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты . Н. С. Гумилев,С . М. Городецкий,О . Э. Мандельштам,А . А. Ахматова (раннее тв-во ),М . А. Кузмин (Россия)
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия) 1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства , способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация ) И. Северянин, В. Хлебников(раннее тв-во ), Д. Бурлюк , А. Крученых, В. В. Маяковский(Россия )
Имажинизм - 1920-е годы 1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения
В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...
Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения
В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...
Художественный метод М. Пруста.
Реферат содержит основные сведения из творчества М. Пруста как родоначальника психологического романа. В работе мы останавливаемся на анализе труда писателя, известном во всем мире, -цикле романов "В ...
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Презентация "Художественный метод в искусстве"
Презентация предназначена для урока литературы в 9 классе для визуального и объёмного восприятия и понимания теоретических понятий....
Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики" https://elibrary.ru/item.asp?id=38048491
Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики"...
Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики"
https://elibrary.ru/item.asp?id=35383551...