Конспект урока на тему: "М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Публичко Валентина Алексеевна

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие же они, каковы их взгляды на жизнь, характеры, нам и предстоит сегодня выяснить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_obrazov_chistovik.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, тема нашего урока: М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения.

Сегодняшний урок мне хочется начать с литературного термина, давно уже вам известного, поскольку мы используем его на каждом уроке.

Слайд.

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие же они, как разделил их автор, каковы их взгляды на жизнь, характеры, нам и предстоит сегодня выяснить. 

Итак, попробуем представить тему урока в виде кластера: на доске рисую.

Перейдём к характеристике Главных героев. Предлагаю записать характеристику в таблицу. 1 таблица: Профессор Филипп Филиппович Преображенский.

1 колонка – план (слайд) . По следующим критериям:

- Возраст героя и внешность

60 лет, похож на французского рыцаря, хорошо одет, с седой бородкой, пахнет больницей. Приятной внешности.

- Черты характера

Добрый, отрицал насилие и любой террор, заботливый, уверенный в себе, интеллигентный

- Уровень образованности

Светила науки, профессор, величина мирового значения.

- Отношение героя к окружающим

С уважением к простым людям, к прислуге.

К пролетариям с усмешкой и презрением. Не уважает их и не принимает их взгляды и их террор.

- Отношение автора к персонажу

Уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные опыты.

Прежде чем мы будем заполнять колонки таблицы, я бы хотела с некоторой исторической справкой:

Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора.

Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

 Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

-Каков возраст и внешность героя. Зачитайте. С. 6, 11. Вывод: приятной внешности.

- Каким человеком был профессор? Стр. 13., 14, 11

- Как относился профессор к другим людям? К известным нам героям: к доктору Борменталю, к прислуге, швейцару? Как помог он Борменталю? Старался помочь своим пациентам? Как относился к пролетариату? Зачитайте отрывок, где домком Швондер приходит к профессору с бумагой на выселение. (Авдеева). С. 19

- На чьей стороне Булгаков в этом эпизоде? (На стороне Преображенского, т.е. автор тоже не поддерживает пролетариат их тоталитарный режим).

- Для того, чтобы выяснить, как относится автор к своему герою, предлагаю провести мини-исследование.

Тема исследования: отношение автора к герою.

Объект исследования: глава 4 – «Операция».

Цель: выяснить, каким показывает автор профессора Преображенского?

Задачи: 1 вариант – выписать все слова, которыми автор называет профессора.

2 вариант – выписать глаголы, которые использует автор, описывая действия профессора.

Оба варианта: сделать вывод по исследованию.

Каким показывает автор Преображенского в данном эпизоде, как к нему относится?

Индивидуальное задание по эпизоду получают учащиеся, которые сдают литературу.

Соня: Выписать изобразительные средства, которые использует автор для изображения профессора. Сделать вывод.

Радмила: Сообщения о докторе Борментале. Выписать изобразительные средства, которые использует автор для изображения Борменталя. Сделать вывод.

жрец — жрец м. 1. Лицо, совершающее жертвоприношения и другие обряды (в языческих религиях). 2. перен. Тот, кто полностью посвятил себя какой-либо деятельности.(словарь Даля)

Результаты исследования: Озвучивают ученики. Каким показывает автор профессора?

Отношение автора неоднозначное. Уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные опыты.

Итак, обобщим, каким же вы увидели Преображенского?

Переходим к следующему герою. Шарик, Шариков. В таблице три колонки.

Шарик

Шариков

- Возраст героя и внешность

Возраст 2 года, лохматый, долговязый, рваный, поджарый, бездомный

Возраст 28 лет, маленький, несимпатичный, жёсткие волосы, небритый пух, маленький лоб

- Черты характера

Умный, умел читать, хитрый. Проявляет раболепие.

Невоспитанный, некультурный, дебошир, пьяница, невежа.

- Уровень образованности

Умел читать.

Умел читать.

- Отношение героя к окружающим

К интеллигентным и богатым – хорошо: преклонялся, уважал. Пролетариат ненавидел, осуждал.

Не уважает профессора: требует документы, прописку, ворует деньги. Борменталя боится. Строчит на профессора доносы.

Превозносит пролетариат.

- Отношение автора к персонажу

милейший пёс

Шариков – мразь

- Каким вы увидели пса Шарика? Возраст 2 года, внешность стр. 6: лохматый, долговязый, рваный, поджарый, бездомный. Красивый был пёс? (нет) - Как говорит о нём Зина? (мерзкий)

- Зачитайте, как выглядел Шариков? С. 52.(маленький, несимпатичный, жёсткие волосы, небритый пух, маленький лоб) Красивый? Кто был человеческим прототипом Шарикова?

- Черты характера. Шарик. Что мы знаем о нём? (умный, умел читать, хитрый)

- Как относится к профессору? Зачитайте. С. 7. – Какая черта проявляется у Шарика? (раболепие)

- Как относится Шарик к окружающим? (К интеллигентным и богатым – хорошо: преклонялся, уважал. Пролетариат ненавидел, осуждал).

- Расскажите о поступках Шарикова. (Гонялся за котами по квартире с. 59, ловил блох, вёл себя безобразно за столом с. 66, плохо относился к своему создателю, с. 69, даже написал на него донос, не уважал прислугу, сквернословил, дебоширил, пил, курил.)

Отношение к окружающим:

Не уважает профессора: требует документы, прописку, ворует деньги. Борменталя боится. Строчит на профессора доносы. Пролетарий для него кумир!

- Как же относится автор к своим персонажам? Стр. 78 (Шарик – милейший пёс, Шариков – мразь).

Посмотрите на колонки таблицы. Кто вам более симпатичен? (пёс Шарик). Вот и автору тоже. Именно поэтому он признаёт эксперимент профессора неудачным и всё возвращает на свои места. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Итак, мы составили таблицы, характеризующие главных героев, и увидели, что система образов, созданная автором, она помогает Булгакову реализовать его авторский замысел, а именно: показать эпоху, в которой жил автор, показать представителей разных социальных групп. Кроме того, таким образом постепенно раскрывается философский и общечеловеческий смысл повети.

Для того, чтобы узнать основной философский смысл повети дома вам необходимо будет дать характеристику второстепенным персонажам, также используя критерии таблицы.

1 ряд – Швондер

2 ряд – Прислуга в доме и швейцар

3 ряд – эпизодические персонажи – посетители профессора.

Какой приём использует Булгаков при изображении эпизодических персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"

Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"...

Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:–       Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления  " 10 класс...

Конспект урока на тему: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется...

Презентация к уроку "М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения".

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с нов...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».2

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с нов...