Конспект урока на тему: "М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения".
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.
Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие же они, каковы их взгляды на жизнь, характеры, нам и предстоит сегодня выяснить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_obrazov_chistovik.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, тема нашего урока: М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения.
Сегодняшний урок мне хочется начать с литературного термина, давно уже вам известного, поскольку мы используем его на каждом уроке.
Слайд.
Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.
Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие же они, как разделил их автор, каковы их взгляды на жизнь, характеры, нам и предстоит сегодня выяснить.
Итак, попробуем представить тему урока в виде кластера: на доске рисую.
Перейдём к характеристике Главных героев. Предлагаю записать характеристику в таблицу. 1 таблица: Профессор Филипп Филиппович Преображенский.
1 колонка – план (слайд) . По следующим критериям:
- Возраст героя и внешность | 60 лет, похож на французского рыцаря, хорошо одет, с седой бородкой, пахнет больницей. Приятной внешности. |
- Черты характера | Добрый, отрицал насилие и любой террор, заботливый, уверенный в себе, интеллигентный |
- Уровень образованности | Светила науки, профессор, величина мирового значения. |
- Отношение героя к окружающим | С уважением к простым людям, к прислуге. К пролетариям с усмешкой и презрением. Не уважает их и не принимает их взгляды и их террор. |
- Отношение автора к персонажу | Уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные опыты. |
Прежде чем мы будем заполнять колонки таблицы, я бы хотела с некоторой исторической справкой:
Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.
В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора.
Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.
Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.
Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.
-Каков возраст и внешность героя. Зачитайте. С. 6, 11. Вывод: приятной внешности.
- Каким человеком был профессор? Стр. 13., 14, 11
- Как относился профессор к другим людям? К известным нам героям: к доктору Борменталю, к прислуге, швейцару? Как помог он Борменталю? Старался помочь своим пациентам? Как относился к пролетариату? Зачитайте отрывок, где домком Швондер приходит к профессору с бумагой на выселение. (Авдеева). С. 19
- На чьей стороне Булгаков в этом эпизоде? (На стороне Преображенского, т.е. автор тоже не поддерживает пролетариат их тоталитарный режим).
- Для того, чтобы выяснить, как относится автор к своему герою, предлагаю провести мини-исследование.
Тема исследования: отношение автора к герою.
Объект исследования: глава 4 – «Операция».
Цель: выяснить, каким показывает автор профессора Преображенского?
Задачи: 1 вариант – выписать все слова, которыми автор называет профессора.
2 вариант – выписать глаголы, которые использует автор, описывая действия профессора.
Оба варианта: сделать вывод по исследованию.
Каким показывает автор Преображенского в данном эпизоде, как к нему относится?
Индивидуальное задание по эпизоду получают учащиеся, которые сдают литературу.
Соня: Выписать изобразительные средства, которые использует автор для изображения профессора. Сделать вывод.
Радмила: Сообщения о докторе Борментале. Выписать изобразительные средства, которые использует автор для изображения Борменталя. Сделать вывод.
жрец — жрец м. 1. Лицо, совершающее жертвоприношения и другие обряды (в языческих религиях). 2. перен. Тот, кто полностью посвятил себя какой-либо деятельности.(словарь Даля)
Результаты исследования: Озвучивают ученики. Каким показывает автор профессора?
Отношение автора неоднозначное. Уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные опыты.
Итак, обобщим, каким же вы увидели Преображенского?
Переходим к следующему герою. Шарик, Шариков. В таблице три колонки.
Шарик | Шариков | |
- Возраст героя и внешность | Возраст 2 года, лохматый, долговязый, рваный, поджарый, бездомный | Возраст 28 лет, маленький, несимпатичный, жёсткие волосы, небритый пух, маленький лоб |
- Черты характера | Умный, умел читать, хитрый. Проявляет раболепие. | Невоспитанный, некультурный, дебошир, пьяница, невежа. |
- Уровень образованности | Умел читать. | Умел читать. |
- Отношение героя к окружающим | К интеллигентным и богатым – хорошо: преклонялся, уважал. Пролетариат ненавидел, осуждал. | Не уважает профессора: требует документы, прописку, ворует деньги. Борменталя боится. Строчит на профессора доносы. Превозносит пролетариат. |
- Отношение автора к персонажу | милейший пёс | Шариков – мразь |
- Каким вы увидели пса Шарика? Возраст 2 года, внешность стр. 6: лохматый, долговязый, рваный, поджарый, бездомный. Красивый был пёс? (нет) - Как говорит о нём Зина? (мерзкий)
- Зачитайте, как выглядел Шариков? С. 52.(маленький, несимпатичный, жёсткие волосы, небритый пух, маленький лоб) Красивый? Кто был человеческим прототипом Шарикова?
- Черты характера. Шарик. Что мы знаем о нём? (умный, умел читать, хитрый)
- Как относится к профессору? Зачитайте. С. 7. – Какая черта проявляется у Шарика? (раболепие)
- Как относится Шарик к окружающим? (К интеллигентным и богатым – хорошо: преклонялся, уважал. Пролетариат ненавидел, осуждал).
- Расскажите о поступках Шарикова. (Гонялся за котами по квартире с. 59, ловил блох, вёл себя безобразно за столом с. 66, плохо относился к своему создателю, с. 69, даже написал на него донос, не уважал прислугу, сквернословил, дебоширил, пил, курил.)
Отношение к окружающим:
Не уважает профессора: требует документы, прописку, ворует деньги. Борменталя боится. Строчит на профессора доносы. Пролетарий для него кумир!
- Как же относится автор к своим персонажам? Стр. 78 (Шарик – милейший пёс, Шариков – мразь).
Посмотрите на колонки таблицы. Кто вам более симпатичен? (пёс Шарик). Вот и автору тоже. Именно поэтому он признаёт эксперимент профессора неудачным и всё возвращает на свои места. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Итак, мы составили таблицы, характеризующие главных героев, и увидели, что система образов, созданная автором, она помогает Булгакову реализовать его авторский замысел, а именно: показать эпоху, в которой жил автор, показать представителей разных социальных групп. Кроме того, таким образом постепенно раскрывается философский и общечеловеческий смысл повети.
Для того, чтобы узнать основной философский смысл повети дома вам необходимо будет дать характеристику второстепенным персонажам, также используя критерии таблицы.
1 ряд – Швондер
2 ряд – Прислуга в доме и швейцар
3 ряд – эпизодические персонажи – посетители профессора.
Какой приём использует Булгаков при изображении эпизодических персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"
Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"...
Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:– Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...
Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс
Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс...
Конспект урока на тему: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется...
Презентация к уроку "М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения".
Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие...
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с нов...
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце».2
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». Тип урока: урок знакомства с нов...