Урок по теме "Лирика хакасских поэтов"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Иптышева Снежана Валерьевна

Урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Лирика хакасских поэтов

Урок-путешествие

Цели урока:

  • Образовательные:
  • формировать умение аналитического прочтения поэтических строк; находить различные средства выразительности; развивать образное мышление;
    совершенствовать умение владения словом.
  • Развивающие:
  • развивать творческое мышление, активность учащихся;
  • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
  • Воспитательные:
  • прививать любовь к слову;
  • повысить интерес к поэзии и живописи;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе и гордость за малую свою родину.

Ход урока.

  1. Вступление.

У нас сегодня не совсем обычный урок: мы отправляемся в путешествие. Время в пути – 40 минут. Ну а перед отправлением проверим: всё ли необходимое находится на столах. Итак, тетради превращаются в путевые листы. В них мы будем отмечать всё самое важное  и интересное, с чем встретимся в пути.

Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.

  1. Целеполагание.

Хакасия, край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей.

- Сформулируйте тему и цель нашего урока-путешествия.

Цель нашего путешествия – пройти по хакасской земле, пройти рука об руку с некоторыми из её талантливых сынов и дочерей. Нас будут вести  поэты. Наша задача внимательно выслушать, вникнуть в услышанное и решить ряд вполне посильных задач.

  1. Начинаем движение.

1)

- Стихотворение, которое вы услышали в начале урока, принадлежит М.Е. Кильчичакову. И наша первая остановка на родине поэта село Верхняя Тея Аскизского района.

Кильчичаков Михаил Еремеевич (21 ноября 1919Верхняя Тёя — 23 августа 1990) — хакасский поэт и драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился 21 ноября 1919 года в аале Верхняя Тёя (ныне Аскизский район Хакасии). С 1936 года работал в Хакасском драматическом театре. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1942 году после тяжёлого ранения был демобилизован. Работал главным режиссёром областного комитета по телевидению и радиовещанию, возглавлял Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, заведовал литературной частью Хакасского областного драматического театра. В 1953 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. В 1974 году возглавил писательскую организацию Хакасской АО.

Кильчичаков дебютировал в драматургии в 1947 году, когда появилась его пьеса «Сомнение». Ему принадлежат драма «Всходы» околлективизации, комедия «Медвежий лог» о жизни хакасского села, драма «Отчего желтеют листья» о передовиках производства. Помимо драматургических произведений Кильчичаковым было написано несколько сборников стихов на хакасском и русском языках.

2)

Перед нами расстилаются степные просторы, возвышаются холмы и пригорки, вдали  мы видим хвойный лес, стеной уходящий за горизонт.

А вот и аал Мадыр Таштыпского района. Сделаем ещё остановку. Здесь родился и вырос Петр Тарасович Штыгашев.

  Петр Тарасович Штыгашев родился 12 июля 1886 года в селе Верхний Матур Таштыпского района Хакасии. Закончил церковно - приходскую школу и Бийское мессионерско-катехизаторское училище, но не стал церковным служителем, а посвятил жизнь просвещению своего народа. С 1908 года работал учителем в хакасских школах, с 1930 года - директором Черногорского горно-промышленного училища. В 1939 г. его избирают в городской Совет народным депутатом. В последние годы жизни работал в Хакасском книжном издательстве. Записывал народные песни, легенды и предания, обрабатывал их и создавал свои оригинальные произведения «Проводник», «Теркеволостной старшина», «Слуга Апон».  Его творчество - достойный вклад в развитие хакасской литературы. Один из зачинателей хакасской литературы. Умер П.Т.Штыгашев в 1943 году.

Таёжная река.

С вершины белого тасхыла,

Где облаков клубится дым,

Ты вниз дорогу проложила,

Огнем сверкая голубым.

Не по лугам, не по полянам

Течешь прозрачна и тиха, -

Струишь ты воды к Абакану,

Там, где тайга шумит, глуха,

Где птиц стоит многоголосье,

Где белки по стволам снуют,

И где, кусты раздвинув, лоси,

Роняя капли, воду пьют.

Где всякий зверь живет без страха

В прохладном сумраке лесном,

Где старый буйный кедр с размаха

Кидает шишки в водоем.

И где медведь, любитель ягод,

Черники сладкой, словно мед,

Сопит, стремясь наесться на год,

И громко ягоды сосёт.

…Река течет, журча лениво,

Она мелеет в летний день.

Переплетясь ветвями, ива

Густую образует тень.

Здесь место выбери любое, -

Заснёшь, и крепок будет сон.

Опавшей, прошлогодней хвоей

Сомлевший воздух напоён.

Пчела поёт над иван-чаем,

Под ёлкой прячутся грибы.

А мы лежим, не замечаем,

Устав от утренней косьбы.

И на пришельцев смотрит зорко,

От любопытства осмелев,

Вертя головкою, тетёрка –

И вдруг уносится, взлетев.

А над водой мелькают искры,

И ты увидишь в глубине,

Как хариус от выдры быстрой

Пугливо спрятался на дне,

…Но край лесной теперь изучен,

В тайге дороги пролегли.

На берегах речных излучин

Мы золотой песок нашли.

Работа по анализу текста

• Перечитайте стихотворение с карандашом в руках: о каких живых существах говорит поэт?

(птицы, белки, лось, медведь, пчела, тетерев, хариус, выдра)

• Какие  рельефные особенности Хакасии вы заметили?

(тасхыл – горы, река, тайга)

•На что  из растительного мира обратил внимание поэт?

(кусты, буйный кедр, черника, ива, иван-чай, грибы).

• Как одним словом назвать то, что увидел поэт? (природа)

•Каким чувством проникнуто стихотворение Петра Штыгашева?

Гордостью за родной край, он любуется его красотой и восторгается богатством флоры и фауны.

•Какими средствами выразительности воспользовался поэт?

Эпитеты – белый тасхыл, голубой огонь, буйный кедр,

Сравнение – черника, словно мёд; хариус – искра.

Олицетворение – пчела поёт, грибы прячутся.

3)

А мы идем дальше, продолжаем путешествие. Село Доможаково Усть-Абаканского района. Задержимся на несколько минут. Объявляю короткий привал. Здесь родился поэт Николай Георгиевич Доможаков.

Николай Георгиевич Доможаков (12 июля 1916 — 16 ноября 1976) — хакасский писатель.

Николай Доможаков родился в семье батрака в улусе Хызыл-Хас (ныне Усть-Абаканский район Хакасии) 12 июля 1916 года. ОкончилАбаканское педагогическое училище, после чего работал сельским учителем. В 1939 году поступил в Абаканский учительский институт, а в 1941 — в аспирантуру Института языка и письменности народов СССР. В 1940-е годы участвовал в создании Хакасского НИИ языка, литературы и истории, который потом и возглавил. В период с 1958 по 1963 год возглавлял Союз писаталей Хакасской АО. До самой смерти преподавал в Абаканском пединституте.

Первые произведения Доможакова были опубликованы в 1935 году. Он является автором первого в хакасской литературе романа — «В далеком улусе» — повествующего о первых годах советской власти в Хакасии. Доможаков перевёл на хакасский язык ряд произведений У. ШекспираА. С. ПушкинаМ. Горького. Также он является автором многих трудов по хакасскому языкознанию.

Его имя присвоено Национальной библиотеке Хакасии.

Речка

Затянул мороз речку тонким льдом,

 И теперь у рыб с крышей светлый дом.

 Водяной поток дном несёт песок,

 Синей гальки в нём промелькнул глазок.

 Не шумит волна. Стихнул говор вод.

 Солнце пламя льёт на зеркальный лёд.

 Только звон коньков, детворы галдёж.

 Без линейки тут уж готов чертёж.

 Работа по анализу текста

Похоже ли это стихотворение на предыдущее?

Почему не похоже?

Какая картинка появилась перед внутренним взором?

Какое средство выразительности преобладает?

Метафора: крыша дома для рыб – лед,

                    Дом для рыб – река,

                    Глазок гальки,

                    Говор вод,

                    Звон коньков,

                    Чертёж – рисунок от коньков на льду.

Стихотворение более легкое в звучании и понимании.

Передохнули – и дальше в путь!

4) 

Еще остановка. Мы находимся у села Московское Усть-Абаканского района .

Здесь родился  10 февраля Кыштымов Анатолий Петрович(1953-1982). Хакасский поэт. Закончил Абаканский педагогический институт, печатал свои стихи в студенческой многотиражной газете. Работал после окончание института художником-оформителем. Его поэзия глубоко лирична, пронизана любовью к природе. Ушел из жизни в возрасте 29 лет.

У берёз до донышка

Высосав теплынь,

Застудила солнышко

Голубая стынь.

Из постели бархатной

Выбежав на свет,

Я затопал пятками,

А тепла-то нет…

Что же здесь случилося?

Солнышко, ау!

Алое скатилося

В голубую тьму.

Кто ж тебя уздечкою,

Солнышко, словил?..

…Мама тихо шепчет мне:

«Вечер наступил…»

Правда, похоже на сказку? Чем необычно стихотворение? Сколько тепла, нежности и непосредственности?! Дух захватывает.

5)

Последняя остановка. Стихотворение Натальи Ахпашевой.

Тайга светла.

В её тяжёлых лапах

в разводах белых

синий небосвод.

Поляны душно-травянистый запах.

В траве жарков оранжевый народ.

Я, вырвавшись из городской каморки,

лежу в тени без мелочных забот.

И слушаю, как муравьишко тонкий

былинку узловатую несёт.

Держу зубами стебель золотистый.

Кислит немного муравьиный яд,

и чувствую,

как от земли струится

опавшей хвои горький аромат.

Как чувствует себя человек наедине с природой, судя по данному стихотворению?

  1. Итоги.

Запишите в путевой лист мысли авторов, открытые вами в процессе чтения стихотворений. Ваши ассоциации в связи с лирикой хакасских поэтов.

  1. Домашнее задание.

1)  Выучите наизусть стихотворение   одного из хакасских поэтов. ИЛИ

2) Напишите эссе " Поэзия моей родины"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения, посвященный поэту Николаю Тряпкину

поэт Николай Тряпкин, лауреат Государственной премии, автор многих замечательных песен, необычайно интересен. материалы о нем помогут провести урок внеклассного чтения или классный час, посвященный ег...

Урок-посвящение по творчеству поэта-барда - В.Высоцкого в 11 классе.

Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в ...

Человек и природа в произведениях хакасских поэтов и художников.

Урок - путешествие был разработан в рамках национального регионального компонента. Схема урока может быть применима для других регионов нашей страны....

Открытый урок "Вильям Шекспир – бессмертный поэт"

биография Шекспира, сонеты Шекспира....

Открытый урок «Музыкальная культура хакасского народа»

Формирование знаний учащихся о музыкальной культуре хакасского народа....

Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»

Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский,  практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...