презентация и разработка урока "Конь с розовой гривой",
план-конспект урока по литературе (6 класс)
знакомство с писателем В.П. Астафьевым и его произведениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока "Конь с розовой гривой" | 76.5 КБ |
год семьи, Астафьев | 806.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе.
Тема: Сладость бабушкиного пряника.
(По рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».)
Цели:
- Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст, выступать с выводами по самостоятельно проведённым исследованиям заданной темы.
- Развивающая: Прививать навыки ведения диалога на заданную тему (логически мыслить, доказывая свою точку зрения, приводить аргументы,обращаясь к художественному тексту, опираясь на текст, делать выводы).
- Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность, доброта – и осознанию роли семьи в формировании нравственных качеств человека.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Тексты рассказа «Конь с розовой гривой».
- Презентация к уроку.
- Пряники в виде коня с глазурью, испеченные родителями и детьми.
Тип урока: Урок - исследование.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что 2008 год Указом Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича объявлен Годом семьи. Что значит для человека семья? Какой, на ваш взгляд, должна быть настоящая семья?
(Высказывания учащихся.)
Умный мудрый русский народ сложил много пословиц о семье. Давайте послушаем некоторые из них.
(Выступление учащегося с подготовленным дома заданием – чтением пословиц о семье.)
Учитель: Как видите из пословиц, та семья счастлива, в которой царят мир, лад, любовь, совет, уважение и в которой растут дети.
«Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке. Но дети – это ещё и мука наша! Вечная наша тревога!» Эти слова написал замечательный писатель В.П.Астафьев. Что дети – это счастье, радость, понятно. А как понимать, что дети в семье – это мука, тревога?
(Возможные ответы учащихся:
Дети своим поведением, поступками необдуманными приносят родителям много горя и тревоги.)
Учитель: А как вы думаете, почему в одних семьях дети растут добрыми, заботливыми, трудолюбивыми, а в других – ленивыми, чёрствыми, бессердечными?
(Возможные ответы учащихся:
Наверно, их по-разному воспитывали в семье.)
Учитель: Вот мы и подошли к теме и задаче нашего урока. Нам предстоит выяснить, что жизнь и судьба человека во многом зависит от воспитания. Как тебя воспитали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и пойдёшь по жизни.
Но бывает и так, что подросток поддаётся влиянию приятелей. В такой ситуации гораздо труднее проконтролировать свои поступки, подумать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания тебе и другим. Эти и другие вопросы поднимает в своих детских рассказах писатель В.П.Астафьев, творчеству которого мы посвящаем урок.
«Сладость бабушкиного пряника» - так звучит тема урока. Читая, анализируя рассказ «Конь с розовой гривой», мы должны ответить на вопросы:
- Что заставило главного героя рассказа Витю совершить некрасивый поступок?
- Как он ведёт себя после этого, что чувствует?
- Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?
- Слово учителя о писателе В.П.Астафьеве.
В.П.Астафьев был честный, чуткий, непримиримый ко лжи и злу, требовательный к себе человек. «И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро… Оно доброе добро, оно существует для того, чтобы легче было жить людям, оно очищает человека». С такой позицией писателя нельзя не согласиться.
Каков же жизненный путь писателя?
1 мая 1924 года в селе Овсянка, что в Сибири, на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В 7 лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. (Боны – плавучие ограждения и заграждения на реке, озере). В.Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Всё ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна.
Дальше – сиротский дом. Здесь добрые, умные учителя пробудили в нём интерес к писательству. А тут грянул 1941 год. Весной 1943 года рабочий Астафьев уже на фронте, на передовой. Воинское звание – рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист.
После войны Астафьев сменил много профессий. С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Создал немало книг. Среди них такие, которые нельзя не любить – «Царь – рыба», «Последний поклон», «Конь с розовой гривой». Верю, что в будущем они станут и вашими любимыми книгами.
Вы видите (на слайде) дом бабушки Екатерины Петровны. «Дом моего детства», как называл его писатель, куда неизменно устремлялась его душа. Главная книга жизни Виктора Петровича – «Последний поклон» - посвящена этому дому, «где как в хорошей избе он собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства, а с нею и всю свою родню, благодаря которой у него и в сиротстве была прекрасная семья, древо рода, где он был не чужой ветвью» (В.Курбатов).
В 1957 году В.П.Астафьев начинает цикл рассказов от 1-го лица о собственном детстве. Основная тема многих его детских рассказов – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на жизнь человека, изменить его. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», - как раз один из таких.
- Учитель: К уроку нами прочитан рассказ «Конь с розовой гривой»; проделана большая исследовательская работа в группах, которая поможет нам разобраться в проблемах, поднятых автором в рассказе; выполнены индивидуальные задания; приготовлены рисунки, где вы воплотили своё видение описанных событий.
- Анализ рассказа «Конь с розовой гривой».
- Кто герои рассказа?
(Мальчик Витя и левонтьевские ребятишки.)
- По характеру, по поступкам эти ребятишки одинаковые или разные?
(Они разные.)
- А как вы думаете, почему?
(Они воспитывались в разных семьях, и их воспитывали по-разному.)
- Расскажите, как и чему воспитывали Витю в семье бабушки и дедушки?
Выступление учащихся 1-ой группы с выводами по своей исследовательской работе:
Витя, главный герой рассказа, воспитывался бабушкой и дедушкой. Он сирота. Мать у него утонула, об отце ничего неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает, только когда пьяный сосед Левонтий начинает его жалеть: «Мать-то ты хоть помнишь?». Живёт он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. (Заимка – земельный участок вдали от села, вспаханный его владельцем.) Для мальчика приезд дедушки домой всегда радость, потому что он любит внука, жалеет его, сочувствует ему и желает помочь, когда мальчик попадает в сложную ситуацию, морально поддерживает его.
Бабушка воспитывает Витю в строгости, трудолюбии. «Пряник конём» нужно заработать: набрать земляники для продажи. Она приучает внука к порядку, дисциплине. Бабушка очень добрая, она с сочувствием относится к людям, жалеет соседку, желает оказать помощь.
Между бабушкой и внуком установились доверительные отношения: бабушка доверяет внуку и не перекладывает ягоды, собранные им, из туеска. Она уверена в его честности, порядочности. Она осуждает лень, неряшливость, неумение распоряжаться деньгами.
- Как воспитывали детей в семье Левонтия и почему?
Выступление учащихся 2-ой группы с выводами по своей исследовательской работе:
В семье Леонтия было много детей. Жили крайне бедно. Денег не хватало. Хозяин дома, отец семейства Левонтий работал на бадогах (бадоги – длинные поленья), заготавливал лес, получал получку; но распоряжаться деньгами не умел. Получив зарплату, они с женой устраивали пир горой, проедали все деньги, а потом опять занимали у соседей на жизнь. Кроме того, Левонтий любил выпить, а выпив, ругался, гремел, бил остатки стёкол в окнах, выгонял всех из дому. Наутро раскаивался в содеянном, ремонтировал скамейки, стеклил окна и, полный раскаяния, шёл на работу.
В семье Левонтия не любили работать, были ленивые, не хотели ничего делать. Бабушка Катерина корила его за это, перечисляла, что он должен как хозяин сделать в доме, но он только почёсывался. Все ходили неопрятные,грязные, вся посуда в доме была старая, с отбитыми краями. Левонтий ничего не делал для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, зато, напившись, выражал недовольство своей жизнью.
Детишки росли беззаботными, бесшабашными, легкомысленными, часто ссорились, дрались, проявляя при этом жестокость друг к другу. Жестокое отношение они имели и ко всему живому: растерзали рыбину за некрасивый вид, пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.
Они научились воровать и без зазрения совести нападали на чужие огороды, крали всё, даже то, что им не надо было. Когда их кто-то чем-то угощал, они норовили цапнуть побольше. В этом проявляется и их жадность. Не привыкшие сочувствовать друг другу, они с удовольствием и злорадством причиняли душевную боль другу Вите.
Вместе с тем мы не можем не сказать о неподдельной доброте главы семейства, о его сострадании чужой беде (жалеет мальчика Витю, так как он сирота), о тепле его души, о желании отблагодарить того, кто когда-то ему помог.
- Обобщим сказанное. Выделим качества, которые воспитывали
в семье Вити в семье Левонтия.
Трудолюбие Лень, нежелание трудиться
Доброта Грубость, жестокость друг к другу
Сострадание Неуважение
Любовь Злорадство
Скромность Непорядочность
Честность Воровство
Порядочность Жадность
Строгость Неряшливость
Уважение Бездушное отношение ко всему живому
Доверие но и
Совестливость Доброта главы семейства
Дисциплинированность Сострадание чужому горю
Достоинство Умение быть благодарным
Учитель: Сравнив качества, воспитываемые в семьях, мы можем понять, почему герои-мальчишки разные и почему они совершают разные поступки. Оказывается, на формирование характера детей, их поступки огромное влияние оказывает семья.
- Какой эпизод является завязкой рассказа?
(Предположительный ответ учащихся:
Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конём». Это почти сказочное начало.)
- Прочитайте описание пряника в начале рассказа (стр.86). Какой эпитет находит писатель, чтобы выразить восхищение героя этим конём-пряником?
(Предположительный ответ:
Розовый. Пряник-конь превращается в мечту. В сознании деревенского мальчика пряник обрёл розовый ореол мечты.)
- Автор пишет, что «пряник конём» - мечта всех деревенских малышей. Найдите отрывки из рассказа, где дан ответ на этот вопрос, и прочитайте (стр.87). Почему это мечта?
(Предположительный ответ:
Дети не избалованы вкусной пищей, они не всегда и едят-то досыта. Пряник для них сказочное лакомство.
Необычен он и по форме. Сказочно красив.
Не только лакомство, но и удовольствие, которое можно растянуть, на сколько захочешь.
Это и игрушка (можно носить под рубахой и слушать, как конь лягает копытами в голый живот).
А сколько почёту, внимания сразу. Сколько зависти в глазах друзей!)
- Исполнилась ли мечта мальчика получить «пряник конём»?
(Да, исполнилась, это был сказочный конь)
- Прочитайте описание коня в конце рассказа (стр.105).
«По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».
- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но легко ли было мальчику получить пряник конём?
(Нелегко; мальчику пришлось совершить много некрасивых поступков, многое пережить, многое понять; ему пришлось испытать муки совести; выстрадать коня.)
- Анализируем эпизод, в котором описывается, как дети собирают землянику. Расскажите, как ведут себя дети во время сбора земляники?
(Витя: «Я брал старательно…» Герой трудится старательно не только потому, что хочет получить пряник конём. Просто он по-другому работать не умеет, не приучен. Он не решается идти на речку, пока «не наберёт полную посудину».
Левонтьевские ребята хитры, ленивы, ябеды. Пока старшой старается для всей семьи и рвёт ягоду в посудину, остальные кладут ягоду в рот. От этого разгорелся спор, перешедший в драку. «Бьются братья Левонтьевы, катаются по земле, всю землянику раздавили».
- Как вы думаете, какое чувство вызывает у левонтьевских ребятишек вид аккуратного туеска Вити, быстро наполняемого ягодой?
(Чувство зависти, и это заставляет их действовать.)
- Но как? На какой поступок они толкают Витю?
(Выборочное чтение отрывка на стр.92 о том, как Витя высыпает ягоды.)
- Для Витьки собранная земляника очень много значила. Ведь это было средство исполнения его мечты – иметь пряник. Почему же он высыпал ягоды?
(Санька использует беспроигрышный приём – он поддразнивает Витьку, искушает его, сбивает с пути истинного; провоцирует, задевая самолюбие мальчика, то есть покупает его на слабо (слабо не побояться наказания; Слабо съесть землянику; Слабо обмануть проницательную бабушку). Всё это подталкивает мальчика к совершению неблаговидного поступка. По-другому он не может поступить, не может спасовать, струсить, опозориться, сделаться посмешищем.)
- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила его бабушка?
- «Покаялся», когда произнёс слова: «А хочешь, все ягоды съем?»
- «Хорохорился», «Гаснущим голосом».
- Чтобы « не спасовать, не струсить, не опозориться» - «решительно» вытряхнул ягоды в траву.
- «Жалко ягод», «грустно»,
но
5.Напустил «отчаянность», «махнул на всё рукой»,
более того
6.Героя понесло. Он хвастался, что ещё и калач у бабушки сворует.
То есть он становится таким же, как и «левонтьевские». И пряник-мечта куда-то уходит, теряется среди его неблаговидных поступков.)
Учитель: Вот так добрый, хороший мальчишка становится на путь зла. Витя ещё не знает, что за одним злом последует другое, третье, и не будет этому конца… Сожалеет ли мальчик о своём поступке?
(Да: «Тихо плёлся я за левонтьевскими ребятами из лесу» - стр.94)
- Какой эпизод рассказа вам кажется самым горьким, достойным сожаления, осуждения?
(Пересказ эпизода обмана – стр.95)
- Отвлечёмся на минутку от рассказа и ответим на вопросы:
- Приходилось ли вам в жизни обманывать кого – то?
- Что вы при этом испытывали?
(Свободные высказывания учащихся)
- Вернёмся к рассказу. Как вы думаете, знал ли герой, чем может кончиться эта история?
(Да, знал, так как автор пишет: «Повздыхал, повздыхал я, даже чуть было не всплакнул» - стр.95)
- Известно, что за «преступлением» положено «наказание». Что есть наказание? (ответ)
Какие виды наказания вы знаете? (Ответ)
Какие, на ваш взгляд, наиболее действенные? (Ответ)
А как думают взрослые?
Учитель: У Астафьева самым тяжёлым, самым страшным наказанием являются муки совести главного героя. По Астафьеву, пока у человека есть совесть, живая душа, способная на искреннее внутреннее покаяние, она способна отойти от зла.
(На доске: Покаяние – добровольное признание в своих преступлениях, ошибках, грехах.)
Прочитайте покаянные монологи героя.
(Монолог – когда говорит один).
Выразительное выборочное чтение:
- стр.95 – «Я думал, сейчас бабушка…»
- стр.95 – «Бабушку надул. Калачи украл….»
- стр.96 – «А что если разбудить её и всё рассказать?»
- стр.98 – «Оттуда, из-за моста …»
Учитель: Мы видим, что мальчик искренне раскаивается в совершённом поступке, ему стыдно, они понимает, что нет ему прощения. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своём и о его позоре дедушке.
Выборочное чтение отрывка – стр.102.
Учитель: Мальчик чувствует, что всему миру явлен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, но и виноват в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.
Напряжение растёт и наконец достигает кульминации. Дедушка пожалел внука, и накопившиеся слёзы «хлынули безудержно». Дедушка помог мальчику выйти из невыносимого положения: «попроси прощения».
Выразительное чтение учителем отрывка – стр.103.
(Мальчик надеялся, что бабушка его простит, и бабушка простила.)
Чтение учеником собственного стихотворения, написанного к рассказу «Конь с розовой гривой».
- Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?
(Бабушка, в отличие от мальчика, знает, что у человека всегда должна быть надежда на добро, потому что добро должно быть всегда больше зла, добро должно быть постоянным и не зависеть ни от каких дурных обстоятельств.)
- Правильно ли бабушка поступила?
Выступления учащихся.
Мнение учителя: Да, бабушка поступила правильно. Она верила в него, понимала, как он мучается, раскаивается. Милосердие, Доброта и Прощение сделали то, что не сделало бы самое тяжкое наказание. (Можно привести пример рассказа М.Зощенко «Ёлка».)
- Читаем финал рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». Почему?
Высказывания учащихся.
Вывод учителя: Добро – высшая справедливость, и бабушка восстановила эту справедливость, вернула внуку мечту. Бабушка преподнесла большой урок внуку. Это был урок Доброты. Бабушка знала, что всякое зло должно быть выстрадано человеком через муки совести и смыто слезами, поэтому оно должно заканчиваться Добром и Любовью. Особенно в детстве.
В основе добра – расчёт на понимание. Витька понял и оценил сладость бабушкиного пряника. Именно с ним связаны уроки Доброты, данные мальчику его бабушкой.
Отсюда и главная идея рассказа и главный моральный закон писателя В.П.Астафьева: «В мире надо продолжать добро. Оно Доброе Добро, оно существует для того, чтобы легче было жить людям.
Звучит песня о доброте в исполнении учащихся.
6. Заключительное слово учителя (с вручением пряников конём): Я очень хочу, чтобы и в вашем детстве было как можно больше уроков доброты, чтобы они помогли вам не совершать такие проступки, за которые вы испытывали бы муки совести. Я надеюсь на это и угощаю вас пряником-конём. Уважаемых гостей я тоже хочу угостить пряником-конём, чтобы он помнили, что есть на свете такое вкусное и сказочное наказание, как бабушкин пряник, то есть наказание и воспитание добром и милосердием. Не забывайте: назначение человека на земле – творить добро. Именно этому учили Витю в семье бабушка и дедушка. Именно этому должны учить всех детей в каждой семье. Надеюсь, что в год Семьи государством будет многое сделано для того, чтобы дети жили в счастливых семьях, в мире Добра и Справедливости. Я хочу в это верить. Так и будет.
7. Домашнее задание:
Творческое задание «Поступок, за который мне и сейчас стыдно». (Вспомните о своём проступке, опишите и заново оцените. Изменилось ли ваше отношение к нему?)
Доброта.
Слова Тулуповой Музыка И.Лученка
1.Добрым быть совсем-совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
2. Добрым быть совсем-совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Припев.
3.Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Припев.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это еще и мука наша! Вечная наша тревога!» В.П. Астафьев.
1. Что заставило Витю совершить неблаговидный поступок? 2. Что он чувствует после этого? 3. Почему через много лет, после многих событий автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.»?
В.П. Астафьев (01.05.1924 - 29.11.2001) … И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро… В.П.Астафьев. Оно доброе добро, оно существует для того, чтобы легче было жить людям. В.П. Астафьев.
Жизненный путь 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.
Маленький Витя
Бабушка Екатерина Петровна В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. Виктор Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.
Детский дом Здесь добрые, умные учителя пробудили в нем интерес к писательству.
Весной 1943 года рабочий Виктор Астафьев уже на фронте, на передовой. Воинское звание – рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист.
Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Создал немало книг. Среди них такие, которые нельзя не любить, - «Царь – рыба», «Последний поклон!, «Конь с розовой гривой».
Музей-мемориал В. Астафьева «Дом моего детства», куда неизменно устремлялась душа писателя. Главная книга жизни Виктора Петровича - «Последний поклон» -посвящена этому дому, «где как в хорошей избе собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства». (В. Курбатов). Дом бабушки Е.П. Потылициной
Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости. В. П. Астафьев.
Воспитание в семье бабушки: трудолюбие; доброта; сострадание; любовь; скромность; честность; порядочность; строгость; уважение; доверие; совестливость; дисциплинированность; достоинство. Воспитание в семье Левонтия: -лень, нежелание трудиться; -неопрятность; -неуважение к себе и другим; -непорядочность ; -жадность; -воровство; -грубость, жестокость; -бездушное отношение ко всему живому, НО И доброта Левонтия; сострадание, умение быть благодарным.
Главная идея рассказа и главный моральный закон писателя В.П. Астафьева: В мире надо продолжать ДОБРО.
В.П. Астафьев (01.05.1924 - 29.11.2001) … И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро… В.П.Астафьев. Оно доброе добро, оно существует для того, чтобы легче было жить людям. В.П. Астафьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".
Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Презентация к рассказу В. Астафьева"Конь с розовой гривой"
Уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева"Конь с розовой гривой"...
Астафьев В.П. Рассказ "Конь с розовой гривой". Презентация к урокам литературы в 6 кл.
Учебно- методический материал в форме презентации к урокам по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа....
Методическая разработка к уроку литературы по теме "Виктор Петрович Астафьев « Конь с розовой гривой»" 6 класс
Данная презентация предназначена для урока литературы 6 класс по теме В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой". На уроке учащиеся продолжат знаскомство с биографией и творчеством Виктора Петрови...