Мцыри как романтический герой
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока литературы в 8 классе, посвященного ключевому романтическому произведению М.Ю. Лермонтова. Понятие романтизма, основные особенности данного направления в литературе 19 века. Анализ эпиграфа "Мцыри". Определение характеристик героя поэмы, позволяющих отнести его к романтическим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mtsyri_kak_romanticheskiy_geroy.docx | 118.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мцыри как романтический герой
(Урок литературы в 8 классе)
Мир совершенен и прекрасен как замысел
и несовершенен как воплощение.
Идея двоемирия
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием романтизма, особенностями этого литературного направления, дать понятие о романтическом герое и конфликте в романтическом произведении, рассмотреть признаки романтизма на материале поэмы «Мцыри»
Развивающие:
- развивать эмоциональную восприимчивость, совершенствовать навыки выразительного чтения лирического произведения, закреплять умение анализировать стихотворный текст, делать выводы
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к творчеству поэта
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: иллюстрация Ф.Д. Константинова «Мцыри во время грозы», учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс.
План урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Добрый день. Писатель, о котором мы будем говорить сегодня, знаком вам уже давно. В 5 классе мы учили с вами трогательное стихотворение о золотой Тучке и Утесе-великане, в 7 классе познакомились с молодым опричником и удалым купцом Калашниковым. Думаю, вы уже догадались, что сегодня речь пойдет о представителе золотого века русской литературы Михаиле Юрьевиче Лермонтове. В этом году в поле нашего зрения – одно из мистических и знаковых лирических произведений автора – поэма «Мцыри». Посмотрите на тему урока: «Мцыри как романтический герой». Перед нами сегодня стоит задача понять, какого героя в русской литературе называют романтическим и почему Мцыри к ним относится.
2.Проверка домашнего здания. Сообщение ученика «История создания поэмы «Мцыри». После выступления обсуждение доклада с опорой на вопросы:
- В какой период жизни поэта написано произведение?
- Что Лермонтов взял из реальной жизни за основу сюжета «Мцыри», а что является художественным вымыслом?
- Почему автор поместил действие поэмы на Кавказ? Какую роль этот регион играет в жизни самого Лермонтова?
3. Работа с эпиграфом «Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»
Словарная работа. Вспомните определение и функции эпиграфа.
Эпиграф - изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.
Каковы функции эпиграфа? Во-первых, он может указвать на тему произведения, во-вторых подчеркивать его основную идею (например, в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина «Береги честь смолоду»), в-третьих, эпиграф может выделять важные обстоятельства сюжетного действия.
Какую функцию выполняет библейский эпиграф к «Мцыри»? (третью)
Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна».
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии?
– Как эпиграф связан с темой произведения?
– Определите идею.
Идея – борьба за свободу. Лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
- Определите тему произведения.
Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
4. Новый материал, лекция учителя о романтизме
Поэма «Мцыри» относится к романтическим произведения 19 века. Прежде чем раскрыть смысл темы сегодняшнего урока, необходимо познакомиться с понятием романтизма, его особенностями.
После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей, чьи идеи после воспеваемой ими революции не были воплощены) была подорвана, разум отождествляется с прагматизмом, противопоставлением ему становится культ чувств. Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны. Поэтому основным героем романтиков становится человек, наделённый творческим даром (поэт, художник). Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Главный порыв устремлён внутрь себя, человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Внутри человека - вся Вселенная. Основные положения романтической эстетики: 1)природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического; 2)поэзия - часть природы, её высшее творение; 3)поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического"; 4)предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное;
Основными постулатами романтизма также можно считать: а) самоценность личности, её обособление от враждебного ей мира. Герой – одинок; б) каждая личность – микрокосмос, в природе она находит созвучные ей свободу, красоту; в) эмоции, лиризм, экспрессия; г) порыв в бесконечность, томление по ней, стремление к познанию. 5) романтическое « Двоемирие»
Романтизм представляет собой целую эпоху в историческом развитии, как Возрождение, как Просвещение. Идеи романтизма проникли во все страны и охватили все области духовной деятельности человека. Не мог обойти он и Россию. Русский романтизм вырастает на волне античной модели творчества-мифотворчества. Период романтизма в нашей стране – 1810 – 1830 гг.
5. Образ Мцыри как романтического героя. Работа с текстом.
- Составьте краткий план произведения
а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.
б) встреча с грузинкой
в) бой с барсом
Раскрытие образа Мцыри на основании следующих тезисов, подкрепляемых примерами из текста.
- В душе романтического героя происходит борьба противоречий, столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, разговор о неповторимом внутреннем мире Мцыри
- Воплощение образа с помощью контраста, антитезы (человек – венец творения и безвольная игрушка в руках судьбы одновременно).
- Одиночество романтического героя.
- Свобода для романтического героя дороже жизни.
6. Рефлексия.
- С каким понятием мы сегодня познакомились?
- Какие черты романтического произведения есть в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
7. Домашнее задание
Завершить урок хотелось бы высказыванием критика В.Г. Белинского.
«Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму... Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаянии, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа».
Домашним заданием будет ваша работа по данному тексту. После внимательного прочтения отзыва составьте развернутый письменный ответ на вопрос: «Какую оценку дал критик Белинский произведению Лермонтова «Мцыри»? Свое повествование вы можете также иллюстрировать фрагментами текста поэмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.
Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом"
На изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" я отвожу 4 часа. Урок "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом" является третьим в теме. В течение урока решаются следующие задач...
Конспект открытого урока по литературе на тему "Мцыри как романтический герой"
Урок по литературе ориентирован на учащихся 7 класса, тербует предварительной подготовки. На уроке представлены разные задания и формы работы. Большое внимание уделяется анализу произведения, работе с...
Конспект урока на тему:«Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой».
7 класс...
Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
hellip;Что за огненная душа,Что за могучий дух,Что за исполинская натура у этого Мцыри!В. Г. Белинский. Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романт...
Самоанализ урока "Мцыри-романтический герой"
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) с применением мультимедийных форм обучения....
Урок "Мцыри-романтический герой"
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)....